УДК 378
ББК 74 © В.Г. Старостин, С.Я. Казанцев, 2018
Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Вадим Геннадьевич Старостин,
старший преподаватель кафедры физической подготовки Казанский юридический институт МВД РФ (420108, Казань, ул. Магистральная, д. 35)
Е-таП: [email protected];
Сергей Яковлевич Казанцев, профессор кафедры криминалистики, доктор педагогических наук, профессор Казанский юридический институт МВД РФ (420108, Казань, ул. Магистральная, д. 35)
Аннотация. Рассматриваются предпосылки, а также организационные и методические аспекты решения проблемы формирования культуры досуга будущих полицейских. Осуществлен анализ противоречий, сложившихся в данной области и требующих своего научного разрешения. Определены ключевые направления свободного времяпровождения курсантов вузов МВД России, детерминированные спецификой их профессиональной подготовки. Изучен потенциал дополнительной физической подготовки, позволяющей будущим полицейским овладевать различными компонентами культуры досуга. Даны рекомендации по совершенствованию процесса формирования культуры досуга курсантов вузов МВД России.
Ключевые слова: культура досуга, курсанты, МВД России.
FORMATION OF LEISURE CULTURE OF CADETS OF RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE PROCESS OF ADDITIONAL PHYSICAL TRAINING
Vadim G. Starostin,
Senior Lecturer of the Department of Physical Training Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (420108, Kazan, ul. Magistralnaya, d. 35);
Sergey Уа. Kazancev, Professor of the Department of Criminology, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (420108, Kazan, ul. Magistralnaya, d. 35)
Abstract. The article deals with the prerequisites, as well as organizational and methodological aspects of solving the problem of forming a leisure culture of future police officers. The analysis of the contradictions existing in the studied field was carried out. The key directions of free time of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia determined by specifics of their professional training are defined. The potential for additional physical training to enable future police officers to master the various components of a leisure culture has been explored. Recommendations on improvement of the process of formation of leisure culture of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are given.
Keywords: leisure culture, the cadets of the MIA of Russia.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Старостин В.Г., Казанцев С.Я. Формирование культуры досуга курсантов вузов МВД России в процессе дополнительной физической подготовки. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):222-6.
Одной из важнейших проблем в период профессиональной подготовки сотрудников полиции стоит задача эффективной организации досуговой деятельности курсантов в вузах МВД России. Анализ педагогической практики показывает, что, к сожалению, на сегодняшний день роль и значение досуга в развитии личности в целом остаются невостребованными, а само свободное время ассоциируется у
большинства людей исключительно с понятием отдыха.
В то же время, как известно, досуг, наряду с его рекреационными возможностями, обладает и значительными образовательными ресурсами, умелое обращение к которым способствует не только отдыху, но и развивает человека физически, нравственно и интеллектуально. Более того, социокультурная
деятельность, основанная на принципах добровольности и интереса, даже может оказаться более результативной в этом отношении, нежели традиционный учебно-воспитательный процесс, основанный на идеях дисциплины и подчиненности. Так, например, человек, занимающийся самообразованием в свое свободное время, достаточно быстро визит позитивные достижения в той или иной деятельности соответствующей роду выполняемых занятиям.
Однако такая ситуация не является универсальной и оказывается возможной при определенной подготовленности человека к эффективному использованию своего досуга, которую можно обозначить словом культура. Именно от того насколько развита культура досуга человека, его свободное время может быть наполнено палитрой интересных и полезных занятий и не сводиться к праздному отдыху.
Важно отметить, что, например, в учебно-воспитательном процессе, в отличие от социокультурной деятельности, соответствующая культура формируется уже на этапе дошкольного образования, когда дети еще пока в игровой форме учатся слушать, воспринимать и запоминать ту или иную информацию, ее анализировать и т.д. В общеобразовательной школе вопросам формирования культуры учения значительное внимание уделяется в начальном звене, когда ученики осваивают навыки сидения за партой, чтения, письма и т.д. Эта тенденция прослеживается и на более старших ступенях образовательной системы. Таким образом, в сфере образования формирование культуры учения выступает одной из значимых педагогических задач.
В сфере свободного времени наблюдается обратная картина, и полноценно сформированная культура досуга может встречаться едва ли не в единичных случаях, что приводит к иррациональности и хаотичности социокультурной деятельности человека. Не осознавая ценностных основ свободного времени, разнообразия его форм и видов, не имея достаточных навыков развивающего досуга, большинство людей, как правило, избирают пассивные его разновидности, либо ограничиваются каким-либо хобби, что также сужает возможности развития человека.
В связи с этим можно утверждать, что проблема формирования культуры досуга стоит сегодня достаточно остро. Последствия данной проблемы носят отсроченный характер, поскольку в ходе общеобразовательной и профессиональной подготовки большая часть свободного времени учащихся и студентов отводится выполнению домашних заданий, выполнению учебных и научной работ и т.д.
Однако завершив свое образование и приступив к профессиональной деятельности, для большинства людей встает проблема выбора способов проведения своего увеличившегося по продолжительности досуга. Такой выбор для людей, не обладающих сформированной культурой досуга, очевиден и сводим к наиболее простым его видам. Поэтому столь важно развивать культуру досуга человека уже с раннего возраста, приобщая его к значимым в тех или иных аспектах образцам поведения в свободное время. Такая работа должна продолжаться и в вузе, по окончанию которого у будущего специалиста необходимо сформировать четкие представления о своем досуге и его рациональном использовании.
Анализ научной литературы по данной проблеме показывает, что исследователи только сравнительно недавно приступили к ее изучению, поэтому многие вопросы, связанные с понятием культуры досуга, ее структурой и способами формирования в курсантской среде пока являются дискуссионными. В целом, можно перечислить не более 10 авторов, исследующих различные аспекты культуры досуга, а в отношении будущих полицейских данный вопрос раскрывался лишь в работах И.Ю. Кочнева.
Чаще всего понятие культуры досуга сегодня все более часто фигурирует в научной литературе различного жанра. Однако, например, во многих диссертационных исследованиях посвященных проблеме культуры досуга определение этого ключевого термина, как правило, отсутствует. Один из наиболее известных исследователей проблемы досуга В.Я. Суртаев, считает, что методологические ориентиры этого понятия были опосредованно заложены Г.Е. Зборовским и Г.П. Орловым которые под культурой досуга видели процесс освоения культуры, превращение суммы достигнутых резуль-
татов культурного развития в условия собственной жизни и деятельности.
Согласно определения самого В.Я. Суртаева, культура досуга — это «мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досугового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности» [7, с. 28].
Данную трактовку разделяет Н.В. Котельнико-ва, которая считает, что это «качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности» [3, с. 19—20].
По мнению И.Л. Давлетчина, культура досуга подростка — это интегративное качество личности, определяющее ее поведение и деятельность на основе совокупности интересов, потребностей, навыков проведения досугового времени, выражающееся в умении выбора видов, форм досуговых занятий, на основе ценностных ориентаций, способствующее самореализации личности [2, с. 139].
Е.К. Будкина, Ю.В. Будкин понимают под культурой досуга отражение внутренней культуры человека, проявление личностных свойств, позволяющих содержательно и с пользой проводить свободное время, это система форм поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время, готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности [1, с. 140].
В научной литературе встречаются и другие определения различных авторов, которые, так или иначе, описывают свойственные культуре досуга признаки. Тем не менее, наиболее убедительной на наш взгляд является точка зрения И.Ю. Кочнева который считает, что под культурой досуга курсантов вузов МВД России с педагогической точки зрения правильнее будет понимать результаты педагогического процесса, охватывающие совокупность социально одобряемого человеческого опыта в сфере свободного времени, и способствующие формиро-
ванию гармонично развитой, творчески активной личности [4, с. 84—89].
К таким результатам относятся, прежде всего, знания о досуге накопленные за всю историю человеческой цивилизации и аккумулированные во многих гуманитарных науках, философии, социологии, теории социокультурной деятельности и др.
Как и случае со всеми другими видами культур, например, народной культурой, человек должен быть осведомлен о том, что составляет данную культуру, т.е. приобрести некоторые сведения о ней. На основании этих знаний у человека формируется эмоциональное отношение к этой культуре, которая может представлять ценность, либо оказаться безразличной человеку. И если та или иная культура, а в нашем случае культура досуга, окажется важной для будущего полицейского, то он будет применять ее и ориентироваться на ее ценности в своей жизнедеятельности, приобретая соответствующие умения и навыки. Таким образом, можно говорить о триединой структуре культуры досуга, включающей знания, умения и навыки, а также эмоционально-ценностное отношение к тому или иному способу свободного времяпровождения.
Говоря об основных направлениях формирования культуры досуга курсантов вузов МВД России можно отметить, что они должны соответствовать этим структурным элементам и включать как теоретическую, так и практическую составляющую. При этом следует подчеркнуть, что формирование культуры досуга специалистов в определенных областях труда и, в частности, сотрудников полиции, обладает рядом особенностей и сопряжено со спецификой их профессиональной деятельности, предполагающей постоянную готовность к выполнению служебных обязанностей. Кроме того, такие особенности проявляются и в ходе профессиональной подготовки полицейских, поскольку учебно-воспитательный процесс в вузах МВД России, предусматривает не только значительные умственные нагрузки, но и несение службы в суточных нарядах, безукоснительное соблюдение распорядка дня, следование принципу субординации и другие явления, обусловливающие специфику социокультурной деятельности курсантов и формирование их культуры досуга.
Эти особенности также несут с собой и недостаток свободного времени курсантов вузов МВД России, значительная часть которого посвящается удовлетворению личных хозяйственно-бытовых нужд и подготовку обмундирования, что фактически исчерпывают ежедневный бюджет свободного времени. Специфичность и компактность свободного времени будущих полицейских, безусловно, снижают возможности формирования их культуры досуга и требуют адекватного разрешения.
Анализ показал, что одним из таких решений, соотвествующих специфике профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России может выступать их дополнительная физическая подготовка, осуществляемая в свободное время, что обусловлено следующими соображениями:
• во-первых, высокий уровень физической подготовки является одним из важнейших критериев успешности правоохранительной деятельности целом и непременной характеристикой сотрудников оперативных служб. Как справедливо отмечают Р.М. Черкесов и Т.Ю. Черкесова, для того чтобы действовать успешно, решительно, профессионально и грамотно при защите общества и государства от преступных посягательств, сотрудники ОВД должны постоянно совершенствовать свою физическую подготовку, систематически изучать нормативные акты, учебную литературу и практику применения физической силы [8, с. 86—88].
В связи с этим можно говорить о постоянной актуальности и необходимости занятий спортом для сотрудников полиции во время своего досуга, тем более что поддерживать хорошую физическую форму во время выполнения служебных обязанностей практически невозможно;
• во-вторых, в ходе профессиональной подготовки курсанты вузов МВД получают целый массив знаний в области физической культуры, что позволяет им знать социально значимые ценности и нормы физического развития человека, сформировать личные предпочтения в данной области и выбрать наиболее подходящий вид спорта;
• в-третьих, практически каждая образовательная организация МВД России располагает развитой
материально-технической базой для занятий физической культуры и спорта, что снимает ряд проблем организационного характера, являющихся ключевыми при выборе занятий на досуге.
Таким образом, дополнительная физическая подготовка курсантов является не только самым доступным видом досуга в вузах МВД России, но и способствует профессиональному становлению будущих полицейских. Результаты проведенного заместителем начальника кафедры физической подготовки ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» С.Н. Ручьевым наглядно свидетельствуют о том, что дополнительные занятия курсантов физической культурой и спортом являются «способом удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной активности, обеспечивает гармоничное развитие личности и правильный процесс обучения, поддерживает умственные способности» [6, с. 178—184].
Поэтому такие досуговые объединения курсантов вузов МВД России спортивной направленности как организованные секции, отдельные коллективы и даже спортклубы, это, прежде всего, средство осуществления реальной двигательной активности, приводящей к поддержке и укреплению здоровья.
Спортивное направление досуга далеко не является новым для социокультурной деятельности. Это направление было широко распространено в нашей стране несколько десятилетий назад и носило говорившее за себя название любительства, объединявшего ценителей того или иного вида спорта. При этом уровень достижений любителей физической культуры и спора, мог превышать результаты профессиональных спортсменов, которым даже запрещалось участвовать в Олимпийских играх [5, с. 260—262].
Однако в современных условиях коммерциализации спорта данное явление практически перестало существовать в массовом значении, и сконцентрировано преимущественно вокруг образовательных учреждений различного уровня. В связи с этим стихийно возникают так называемые самодеятельные физкультурные инициативы, направленные на преодоление несоответствия между объективными потребностями молодежи в разнообразных формах
двигательной активности и реальными возможностями их удовлетворения.
Именно такие современные формы организации спортивного досуга молодежи, основные на самостоятельности, самоорганизации и самоуправлении, наиболее соответствуют сущности свободного времяпровождения позволяя овладеть существующими нормами поведения в данной сфере.
В тоже время физкультурно-спортивные досу-говые объединения будущих полицейских, действующие на принципах самоуправления, в ходе своей деятельности испытывают методические затруднения, сказывающиеся на результатах спортивных занятий. Такие занятия отличаются бессистемностью, спонтанностью упражнений и отсутствием методики их проведения, организационными проблемами и в большинстве случаев сводятся исключительно к проведению разнообразных спортивных игр.
Разумеется, спортивные занятия в свободное время не могут выступать основой формирования полноценной культуры досуга будущих полицейских, поскольку являются лишь одним из направлений социокультурной деятельности человека, наряду с художественной, образовательной, рекреационной и другими ее разновидностями. Тем не менее, освоение принципов и идей необходимости рационального использования свободного времени, а также полученный опыт и ощущение результатов своего личностного развития будут выступать реальным барьером, ограждающим курсантов вузов МВД России от пассивных и тем более асоциальных форм досуга. В связи с этим дополнительная физическая подготовка будущих полицейских может рассматриваться и в рамках технологического похода, представляя собой один из алгоритмов освоения культуры досуга, который может быть распространен и на другие области свободного времени.
Таким образом, можно сделать ряд выводов:
1. Культура досуга является значимым компонентом и залогом успешного развития личности, препятствующим праздному времяпровождению и обладающим существенным образовательным потенциалом.
2. Одним из основных способов формирования культуры досуга курсантов вузов МВД России
может явиться процесс их дополнительной физической подготовки, соответствующий одному из направлений профессионального образования сотрудников полиции.
3. Наряду с общим положительным характером дополнительной физической подготовки, требуют своего разрешения вопросы методики проведения занятий и контроля результатов развития культуры досуга.
Литература
1. Будкина Е.К., Будкин Ю.В. Культура досуга и проблемы социализации современной молодежи // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2009. № 142.
2. Давлетчин И.Л. Понятие «культура досуга подростков» // Педагогическое образование в России. 2015. № 3.
3. Котельникова Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России. Социология культуры, духовной жизни: ав-тореф. дисс. ... канд. социол. наук. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.
4. Кочнев И.Ю. Понятие и сущность культуры досуга // В сборнике: Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив Материалы Международной электронной научно-практической конференции. Казань: Астор и Я, 2016.
5. Матвеев С.Ф. Проблема разграничения любительского и профессионального спорта // Science Time. 2015. № 5 (17).
6. Ручьев С.Н. Дополнительные занятия физической подготовкой как фактор повышения уровня работоспособности курсантов высших образовательных учреждений МВД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4.
7. Суртаев В.Я. Социология молодежного досуга / В.Я. Суртаев. СПб., Ростов-н/Д.: Изд-во «Гефест», 1998.
8. Черкесов Р.М., Черкесов Т.Ю. Сила как не-отъемлимая часть физического развития сотрудников органов внутренних дел // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 1.