Научная статья на тему 'Нравственное и эстетическое воспитание как средство физической подготовки курсантов вузов МВД России'

Нравственное и эстетическое воспитание как средство физической подготовки курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НРАВСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CADETS OF THE RUSSIAN MIA HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / PHYSICAL TRAINING / MORAL AND AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халиуллин Ф.Ф., Старостин В.Г.

В статье рассматриваются роль и значение нравственного и эстетического воспитания в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России. Раскрыты способы детерминации эффективности физической подготовки посредством развития отдельных нравственных и эстетических качеств личности. Приведены примеры из педагогической практики, доказывающие необходимость интеграции физического, нравственного и эстетического воспитания будущих полицейских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халиуллин Ф.Ф., Старостин В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND AESTHETIC EDUCATION AS MEANS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the role and value of moral and aesthetic education in the course of physical training of cadets of the Russian MIA higher education institutions. It reveals the ways of determination of efficiency of physical training by means of development of some moral and esthetic qualities of the personality. The author provides examples from student teaching process which state the necessity of integration of physical, moral and esthetic training in future police officers education.

Текст научной работы на тему «Нравственное и эстетическое воспитание как средство физической подготовки курсантов вузов МВД России»

• сформированность социальных ценностей будущей профессии,

• увеличение количества молодых людей, ориентированных на здоровый образ жизни.

Комплексная программа содержит мероприятия, направленные на формирование культуры здоровья студентов КНИТУ:

- систематические социально-психологические тематические тренинги;

- индивидуальная работа с психологом;

- поддержание здоровья студентами в Профилактории КНИТУ;

- профильные смены в летнем оздоровительном лагере «Зеленый Бор»;

- участие студентов в работе культурно-досугового центра;

- участие студентов в медицинских осмотрах, диспансеризации;

- участие в спортивных мероприятиях вуза;

- проведение круглых столов и семинаров по проблематике формирования культуры здоровья;

- профилактические мероприятия с городскими учреждениями здравоохранения.

Все перечисленные мероприятия дают практическую возможность современным студентам понять истинную ценность своего здоровья, научиться его ценить и формировать позитивное отношение к нему.

Литература

1. Веллер М.И. Все о жизни. СПб.: Объединенный капитал, 1997.

2. Давыдов Ю.Н. Культура-природа-традиция // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. С.

41-60.

3. Демин А.К. Общественное здоровье России и глобализация // Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты. М.: Ин-т человека РАН, 2003.

4. Калимуллина О.А. Формирование творческой направленности студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности: синергетический подход. Казань: КИУ, 2014 С.71

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 30 т. Т. 6, ч. 1. М.: 1969.

6. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. 2000. № 1. С. 54-58.

7.Современное понимание феномена культура здоровья http://opace.ru/a/sovremennoe ponimanie fenomena kultura zdorovya

References

1. Veller M.I. Vse o zhizni. SPb.: Ob"yedinennyy kapital, 1997.

2. Davydov YU.N. Kul'tura-priroda-traditsiya // Traditsiya v istorii kul'tury. M.: Nauka, 1978. S. 41-60.

3. Demin A.K. Obshchestvennoye zdorov'ye Rossii i globalizatsiya // Zdorov'ye cheloveka: sotsiogumanitarnyye i mediko-biologicheskiye aspekty. M.: In-t cheloveka RAN, 2003.

4. Kalimullina O.A. Formirovaniye tvorcheskoy napravlennosti studencheskoy molodezhi v usloviyakh dosugovoy deyatel'nosti: sinergeticheskiy podkhod. Kazan': KlU, 2014 S.71

5. Marks K., Engel's F. Soch. v 30 t. T. 6, ch. 1. M.: 1969.

6. Yudin B.G. Zdorov'ye: fakt, norma i tsennost' // Mir psikhologii. 2000. №1. S. 54-58.

7.Sovremennoye ponimaniye fenomena kul'tura zdorov'ya http://opace.ru/a7sovremennoe ponimanie fenomena

_kultura _zdorovya

УДК 378

Ф.Ф. Халиуллин, В.Г. Старостин

НРАВСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

В статье рассматриваются роль и значение нравственного и эстетического воспитания в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России. Раскрыты способы детерминации эффективности физической подготовки посредством развития отдельных нравственных и эстетических качеств личности. Приведены примеры из педагогической практики, доказывающие необходимость интеграции физического, нравственного и эстетического воспитания будущих полицейских.

Ключевые слова: курсанты вузов МВД России, физическая подготовка, нравственное и эстетическое воспитание.

F.F. Halilullin, V.G. Starostin, MORAL AND AESTHETIC EDUCATION AS MEANS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the role and value of moral and aesthetic education in the course of physical training of cadets of the Russian MIA higher education institutions. It reveals the ways of determination of efficiency of physical training by means of development of some moral and esthetic qualities of the personality. The author provides examples from student teaching process which state the necessity of integration of physical, moral and esthetic training in future police officers education.

Keywords: cadets of the Russian MIA higher education institutions, physical training, moral and aesthetic educa-

йоп.

Являясь одним из существенных компонентов профессионального образования сотрудников полиции, физическая подготовка сегодня надежно ассоциируется у большинства курсантов и преподавателей вузов МВД России исключительно с развитием различных физических качеств будущих специалистов. Сходная ситуация наблюдается не только в учреждениях высшего образования гражданского профиля, но и на всех других ступенях образовательной системы нашей страны, где педагоги, в ходе ведения соответствующих дисциплин, также ориентируются главным образом на физическое развитие обучаемых. При этом как цели, способы и средства этого развития, так и критерии эффективности физической подготовки неразрывно связываются сугубо со сферой телесного преобразования человека. В итоге образуется замкнутая система, в которой физическое воспитание существует само по себе в отрыве от принципа целостности педагогического процесса, предусматривающего взаимообусловленность и взаимодействие его компонентов. Разумеется, будучи, по сути, изолированной, такая система априори не может претендовать на значимые, а тем более выдающиеся результаты, которые в каждом конкретном случае являются лишь плодами личной активности и инициативности молодого человека.

К такому выводу авторы пришли после анализа собственной педагогической деятельности, общения с коллегами, а также в результате бесед с курсантами Казанского юридического института МВД России, которым уже присвоено звание кандидатов в мастера (спорта по боксу и рукопашному бою). Как оказалось, наиболее уязвимым звеном в современной системе физической подготовки будущих полицейских является мотивационный компонент, серьезно страдающий ввиду разновек-торного характера воспитательной работы в образовательном учреждении.

Физическая подготовка будущих полицейских представляет собой один из вариантов учебной деятельности курсантов вузов МВД России, мотивация к которой лежит за пределами тренировочного процесса. Как справедливо отмечает В.А.Золотенко, организовывая и проводя учебные занятия по физической подготовке для выработки и совершенствования профессионально-прикладных двигательных умений и навыков, очень важно заинтересовать и убедить обучаемых в дальнейшем их самосовершенствовании [1].

Дело в том, что никто не хочет быть сильным только для того, чтобы поднимать большие веса, ловким и быстрым, чтобы точно и проворно выполнять упражнения, выносливым, чтобы уметь терпеть значительную нагрузку и т.д. Мотивы развития всех этих показателей физического состояния вообще находятся в иных областях жизнедеятельности будущего полицейского и могут быть связаны с его социальным окружением, обусловлены влиянием референтной группы, личными устремлениями, бытовыми условиями и др.

Рассматривая проблему мотивации курсантов вузов МВД к занятиям спортом, М.Б.Кузнецов выделил 4 основных группы мотивов физической подготовки будущих полицейских. Среди таких мотивов ученым отмечаются социально-значимые мотивы, связанные с профессиональной подготовкой, личные потребности в спорте, направленные на укрепление здоровья и активности жизнедеятельности, а также группах внешних случайных факторов, которые в определенных условиях способны превратиться в мотив[3].

Результаты анонимного опрос, проведенного среди 84 курсантов КЮИ МВД России третьего года обучения в целом соответствуют этим выводам, когда 56% респондентов указали необходимость сдачи зачетов и экзаменов по физической подготовке в качестве основного мотива их спортивных тренировок. 31% курсантов отметили в качестве основной причины физической подготовки желание не отставать от своих товарищей. Ответы 13% опрашиваемых можно свести к потребности укрепить свое здоровье. В качестве единичных ответов в материалах первичных данных встречались желание хорошо выглядеть и меньше уставать от учебы и службы. При этом ни один из респондентов не выразил потребности в самоценном развитии того или иного физического качества, что доказывает идею о том, что реальная мотивация физической подготовки будущих полицейских связана с иными аспектами психической жизни курсантов.

В связи с этим повышать эффективность физической подготовки курсантов вузов МВД России следует опираясь на эти реальные мотивы, учитывая их и стимулируя в ходе учебно-воспитательного процесса. А это в свою очередь требует пересмотра традиционного узконаправленного взгляда на предназначение физической подготовки и ее интеграцию с другими видами воспитательной работы в вузе, поскольку некоторые из вышеобозначенных мотивов лежат в этих областях воспитания. Речь, прежде всего, ведется о нравственном и эстетическом воспитании будущих

полицейских, поскольку именно эти направления воспитательной работы, на наш взгляд, наиболее соответствуют сущности процесса физической тренировки.

Так, например результатом нравственного воспитания является развитие сотвествующих качеств личности: честности, ответственности, дисциплинированности и др., каждое из которых незаменимо в ходе физической подготовки курсантов. Не обладающий этими нравственными качествами курсант заведомо обречен на низкие показатели своих спортивных тренировок, поскольку будет искать более легкие способы выполнения и преодоления трудностей того или иного упражнения, избегать их, искать несуществующие причины своих неудач в спорте и т.д. Напротив, честный курсант не будет обманываться в своих физических показателях, ответственный, не будет лениться на занятиях, а дисциплинированный, не пропустит не одно из них.

Сходные мысли можно изложить и относительно эстетического воспитания, способного дать достаточный стимул для интенсификации физической подготовкикурсантов вузов МВД России. Так, курсант, обладающий чувством красоты, будет испытывать негативные эмоции при встрече с человеком не уделяющем внимания физическим упражнениям. Наряду с этим только созерцание человека, отличительной чертой которого является значительное физическое развитие, не только придаст такому курсанту хорошее настроение, но и послужит дополнительным мотивом к занятиям спортом.

Таким образом, можно утверждать, что нравственное, эстетическое и физическое воспитание курсантов вузов МВД России являются смежными направлениями воспитательной работы, совместная реализация которых позволит существенно повысить эффективность физической подготовки будущих полицейских. Более того, нравственное и эстетическое воспитание необходимо рассматривать как эффективное средство активизации спортивной деятельности будущих полицейских, позволяющее интенсифицировать тренировочный процесс путем развития важных личностных качеств.

Обращаясь к изучению возможностей использования этого средство, важно отметить, что педагогическая наука на сегодняшний день обладает богатым арсеналом форм и методов нравственного и эстетического воспитания, некоторые из которых могут удачно применяться в ходе физической подготовки будущих полицейских. Говоря о формах воспитательной работы, подразумеваются главным образом ее массовая и групповая разновидности, поскольку важен больший охват аудитории и постоянный контроль результатов, чего сложно добиться используя индивидуальные формы воспитания. Среди возможных методов нравственного и эстетического воспитания курсантов могут применяться как общие способы воздействия на сознание (беседа, диспут, показ и др.), так и частные, предполагающие уникальные своеобразие входящих в них методических приемов.

В своей работе мы пришли к выводу о том, что нравственное воспитание будущих полицейских в ходе их физической подготовки целесообразнее всего осуществлять с помощью создания воспитывающих ситуаций, а именно, организации самоуправления в группе курсантов. Для этого, в соответствии с положениями теории А.С.Макаренко, каждая группа курсантов разделялась на несколько отрядов по 4-5 человек, в каждом из которых на период одного месяца назначался руководитель, отвечающий за тренировки своих протеже. По завершению срока полномочий руководитель кратко отчитывался по динамике физических показателей в группе, трудностях, возникающих при тренировках, вносил предложения по их улучшению. Затем руководителя сменял другой курсант из его команды и в течение учебного года практически все из них побывали в этой роли дважды.

Более чем двухлетний опыт организации такой работы в КЮИ МВД России, позволяет считать данный метод едва ли не самым соответствующим как сенситивному периоду курсантов, так и особенностям учебно-воспитательного процесса ведомственной образовательной организации. С его помощью удалось не только основательно повысить результаты процесса физической подготовки курсантов, некоторые из которых в дальнейшем успешно принимали участие в Спартакиаде МВД России по служебно-прикладным видам спорта, но и развить ряд вышеобозначенных личностных качеств. Во-первых, у курсантов в разы увеличилось чувство ответственности, поскольку за результат каждого из них отвечал руководитель, несший дисциплинарные взыскания за неудовлетворительные показатели. Во-вторых, улучшилась учебная дисциплина на занятиях по физической подготовке, что обеспечивалось постоянным контролем в каждом из отрядов. Безусловно, организация такого самоуправления ощутимо увеличивают нагрузку преподавателя, вынужденного вести дополнительную работу по менеджменту деятельности руководителей отрядов. Однако результаты курсантов в виде спортивных достижений оправдывают затраченные усилия.

Для организации эстетического воспитания курсантов на занятиях по физической подготовке

была избрана традиционная для спорта конкурсная форма соревнований. В течение учебного года было проведено 3 чемпионата,как по традиционным для органов внутренних дел видам спорта (боевые приемы борьбы), так и по современным, но в то же время более зрелищным (фитнес ибоди-билдинг, кроссфит). Участие в этих чемпионатах, и в особенности их финальные раунды, требовали от курсантов большой физической подготовленности, поэтому в них соревновались настоящие спортсмены, обладающие отличной физической формой. С целью реализации эстетического воспитания чемпионат по боевым приемам борьбы предусматривал как непосредственно схватки соперников, так и одиночные выступления, в которых оценивалась красота движений курсантов, их гармония. Эти показательные выступления, напоминающие ката из восточных единоборств, не только показывали степень владения техникой ударов и защиты, но и давали представление о плавности движений, их взаимопереходах, чувстве ритма, дистанции и др. Другие чемпионаты сами по себе являлись зрелищными и не требовали каких-либо дополнительных действий в усилении визуальных компонентов. И в этом смысле чемпионат по бодибилдингу и фитнесу, наверное, как никакой другой способствовал популяризации физической подготовки будущих полицейских, которые наглядно могли убедиться в красоте спортивной физической формы человека. А соревнования по кроссфиту, показали, что эта спортивная форма не только красива, но и достаточно функциональна.

Результаты опросов курсантов КЮИ МВД России первого года обучения, проведенные после данных мероприятий, продемонстрировали заинтересованность будущих полицейских, как в занятиях данными видами спорта, так и в их физической подготовке и в целом.

Проведенное Ю.В.Смирновой и В.С.Ишунькинымисследование поприменению кроссфита в специальной физической подготовке сотрудников спецподразделений также подтверждает повышение интереса к данному направлению занятий, что является важным условием успеха и содействует положительному эмоциональному настрою бойцов[4].

Необходимо отметить, что практика проведения близких к этим конкурсам существует и в других вузах МВД России. Так, например, в Омской академии МВД проводится смотр-конкурс физической подготовки, предполагающий систематические! (раз в 2-3 месяца) состязания курсантов по тем или иным упражнениям учебной программы [2].

Таким образом, можно сделать ряд выводов:

- эффективность физической подготовкикурсантов вузов МВД России, как и любого другого вида деятельности, существенно зависит от мотивации, как правило, вытекающей из другой области жизнедеятельности человека;

- поскольку нравственные качества и эстетические чувства играют важную роль мотивов в спорте, соответствующие им направления воспитательной работы могут рассматриваться в качестве средств физической подготовки будущих полицейских;

- реализацию нравственного воспитания курсантов вузов МВД России в ходе физической подготовки целесообразно осуществлять путем организации самоуправления, а эстетического - соревновательным методом.

Литература

1. Золотенко В. А. Повышение качества профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №1. -С. 136.

2. Кузнецов А.Ф., Торопов В. А. Интеграция учебной и спортивно-массовой работы по физической подготовке для повышения уровня физической подготовленности курсантов образовательных учреждений МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №2. - С. 115-119.

3. Кузнецов М. Б. Мотивация курсантов образовательных организаций МВД России к занятию спортом, как основной критерий повышения здоровья и профессиональных качеств // Наука-2020. 2017. №2 (13). - С. 190.

4. Смирнова Ю.В., Ишунькин В.С. Возможности применения кроссфита в специальной физической подготовке сотрудников спецподразделений // ХХ Юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф., 2021 апр. 2016 г. / под общ. ред проф. В.Н. Скворцова - СПб.: Изд-во ЛГУ им АС. Пушкина, 2016. - С. 313-316.

References

1. Zolotenko V. А. Povysheniekachestvaprofessional'no-prikladnojfizicheskojpodgotovki v obrazovatel'nykhu-chrezhdeniyakh MVD Rossii [Improvement of quality of professional and applied physical training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] // Vestnik Sankt-Peterburgskogouniversiteta MVD Rossii. 2011. №1. -S. 136

2. KuznetsovAF., Toropov VA Integratsiyauchebnojisportivno-massovojraboty po fizicheskojpodgotovke dly apovysheniya urovnya fizicheskoj podgotovlennosti kursantov obrazovatel'ny khuchrezhdenij MVD Rossii [Integration of educational and sports and mass work on physical training for increase in level of physical fitness of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]// Vestnik Sankt-Peterburgskogouniversiteta MVD Rossii. 2011. №2. - S. 115-119.

3. Kuznetsov M. B. Motivatsiyakursantovobrazovatel'nykhorganizatsij MVD Rossii k zanyatiyusportom, kakosnovnojkriterijpovysheniyazdorov'yaiprofessional'nykhkachestv [Motivation of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to sports, as the main criterion of increase in health and professional qualities] // Nauka-2020. 2017. №2 (13). - S. 190.

4. Smirnova YU.V., Ishun'kin V.S. Vozmozhnostiprimeneniyakrossfita v spetsial'nojfizicheskojpodgotovkesotrud-nikovspetspodrazdelenij [Possibilitiesofapplicationofthekrossfitinspecialphysicaltrainingofstaffofspecialforces]// KHKH YUbilejnyeTSarskosel'skiechteniya: materialymezhdunar. nauch.-prakt. konf., 20-21 apr. 2016 g. / podobshh. red. prof. V.N. Skvortsova. - SPb.: Izd-vo LGU im A.S. Pushkina, 2016. - S. 313-316.

УДК 378

Г.Р.Хуснетдинов, Р.В.Карамельский

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВУЗОВ

Авторами определены основные проблемы в области педагогикепри формирования профессиональной культуры курсантов вузов МВД, пути и механизмы их решения. Раскрыты сущности понятий «профессионализм», «профессиональная культура» и ее элементы применительно к сотруднику полиции.

Ключевые слова: педагогика, профессиональная культура сотрудника полиции, профессионализм, проблемы формирования профессиональной культуры в области педагогики

G. R. Husnetdinov, R.V. Karamelskii, PROBLEMS OF PROFESSIONAL CULTURE FORMATION AMONG CADETS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE FIELD OF PEDAGOGY

The authors identify the main problems in the field of pedagogy regarding the professional culture formation among cadets, ways and mechanisms of problem-solution. The author also considers such concepts as "professionalism" and "professional culture" and its elements in relation to police officers.

Keywords: pedagogy, professional culture of police officers, professionalism, problems of professional culture formation in the field of pedagogy

Потребность в изучении проблем в области педагогики при формировании профессиональной культуры курсантов вузов МВД продолжает быть актуальной.Это обусловлено выявлением и решением проблемв области ценностно-символических, поведенческих аспектов полицейской практики, разработкой практических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса в области профессионализации правоприменительной работы.«Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации» начиная с 2011 (далее «дорожная карта») и вектор перемен определяет необходимость раскрытия данного вопроса. Одна из задач педагогики в правоприменительной деятельности в настоящее время- формирование и повышение профессиональной культуры курсантов, а именно развитие кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности профессии, переквалификации полиции из института карательного в институт превентивный, что обеспечит высокий уровень безопасности населению всего государства. Именно такая система подготовки кадров стала важным элементом стратегии обеспечения эффективными специалистами в сфере государственной службы, в частности, в правоохранительной деятельности[4]. Определение основных проблем в области педагогики при формировании профессиональной культуры курсантов и путей их решения даст возможность правоохранительному менеджменту повысить уровень профессионализма действующих сотрудников и позволит учесть рекомендации в дальнейшей подготовке молодых специалистов.

У истоков исследования проблемы формирования профессиональной культуры стояли О.Конт (эволюция общества, основанная на разделении труда и, как следствие, выделение культуры труда), Г. Спенсер (профессиональные институты, возникающие на основе общественного разделения труда), Э.Дюркгейм («Espritdecorps» (дух профессиональной корпорации) профессиональная группа, как единая организация) [2], М.Вебер (этика труда, ее жизнеспособность и эффективность существования), Т.Парсонс (профессиональный тип личности, включает три главных элемента: рациональность, разделение функций и универсализм)[12]. В поле организационно-управленческой деятельности профессиональная культура проанализирована в работах Р.Уотермана, Т.Питерса, И.Ансоффа. Ф.Тейлор и АФайольрассмативали профессиональную культуру как способ оценки уровня профессионализма работника, а в качестве индикатора профессиональной культуры - интеллектуальные способности[1].

Свою лепту в изучение понятия профессиональной культуры также внесли Г.Минцберг, Д.Маккен, Ч.Марджерисон. Они сделали основной упор на распределение командных ролей. [7; 9] Термин, с их точки зрения, представляет собой систему командных ролей реализуемых в рамках профессиональной деятельности (производства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.