организационного процесса, и в формировании сетевой коммуникации специалистов праздничной культуры.
Сетевые информационные ресурсы сегодня существенно изменились, как и способы пользования ими. Новым являются: комфортность предоставленной интеллектуальной среды, созданная атмосфера сотрудничества, развитие творчества и других направлений человеческой деятельности самообразование, воспитание, формирование активной жизненной позиции и т. д.).
Сетевой режим позволяет всем участникам оперативно «погрузиться» в рассматриваемую проблему, получить быстрый доступ и работать в едином информационном пространстве, а так же служит каналом распространения опыта работы, просвещать клубную аудиторию, обмениваться мнениями, рекламой деятельности в области театра массовых форм.
В рамках фестиваля прошла научно-практическая конференция «Инновации и традиции праздничных проектов». Лучшие из лучших обобщали свой опыт по проблемам: традиции и инновации праздничной культуры: опыт поиска в современной социокультурной ситуации; рынок праздничной культуры; характерные тренды Республика Татарстан, городов России и мира; праздничная культура: специфика сценарно-режиссерских технологий.
Предлагаем считать данный фестиваль культурным обменом. Вся информация для потенциальных участников на сайте виртуального сетевого фестиваля-конкурса: https://sites.google.com/view/eventkazgik/главная.
Литература
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт рус. яз им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополнение / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 2004. - 239 с.
References
1. Ozhegov S.I. i Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskih vyrazhe-nij / Rossijskaya akademiya nauk. Institut rus. yaz im. V.V. Vinogradova. - 4-e izd., dopolnenie / S.I. Ozhegov i N.Yu. Shvedova - M.: Azbukovnik, 2004. - 239 s.
УДК 796
Д.А.Рыбалкин, В.А.Гаврилов
СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ
СОТРУДНИКОВ ОВД
В статье рассматривается возможность использования спортивных праздников в целях формирования культуры в сфере физической рекреации сотрудников органов внутренних дел. Приводится актуальность внедрения спортивных праздников в досуговую деятельность сотрудников органов внутренних дел. Раскрывается организация спортивных праздников на примере спартакиады.
Ключевые слова: физическая рекреация, спортивные праздники, спартакиада, сотрудники органов внутренних дел, мотивация, спортивный досуг
D.A.Rybalkin, V.A.Gavrilov SPORT FESTIVAL AS MEANS OF PHYSICAL RECREATION FOR LAW-ENFORCEMENT OFFICERS The article considers the possibility of using sports events in order to form culture in the field of physical recreation of internal affairs departments staff. It also states the relevance of introduction of sports events in the leisure activities of internal affairs departments staff. The author defines the organizational process of sports festivals such as Spartakiad.
Key words: physical recreation, sports holidays, sports festival, internal affairs departments staff, motivation, sports leisure time
В настоящее время профессиональная деятельность большего количества сотрудников ОВД ограничена двигательной активностью, вследствие чего возникает гиподинамия и низкая мотивация к осуществлению своих профессиональных обязанностей, что негативно сказывается на состоянии здоровья и работоспособности.
Компенсация нехватки двигательной активности для лиц, служащих в ОВД будет способствовать профилактике негативных последствий излишне эмоционального напряжения, сформирует положительный настрой и мотивацию на трудовую деятельность[6].
Такая компенсация должна происходить посредством организации систематической дви-
гательной деятельности [5]. Для каждой из групп профессий в системе ОВД необходимо создание инструкций по методике и организации физической активности, куда бы входила и такая составляющая, как физическая рекреация.
По мнению В.П. Зайцева, физической рекреацией является отдых активного или пассивного характера, в системе с иными мероприятиями оздоровительной направленности вне производственной, научной, учебной и другой деятельности, который имеет цель сформировать, восстановить, укрепить и сохранить здоровье человека, а также принесет удовольствие и положительный настрой, с использованием средств физкультуры и её форм, и методов занятий [1].
Вопросы формирования и развития средств, приемов и методов рекреационного времяпровождения для сотрудников ОВД в настоящее время являются одними из актуальнейших. По мнению И.Ю. Кочнева, организация и проведение мероприятий и праздников, которые имеют спортивную направленность являются наиболее эффективным приемом для стимуляции мотива сотрудников ОВД к развитию своей досуговой культуры.
Не вызывает сомнений, что праздники спортивной направленности являются хорошим средством для сплочения трудового коллектива, для приобщения сотрудников к ведению здорового и активного образа жизни, так как, по нашему мнению, это самое распространенное и эффективное средство из области физической рекреации.
Соединяя в себе элементы соревнований спортивного направления, смотров спортивных достижений, показательных тренировок, спортивный праздник базируется на спортивно-досуговой деятельности участников, на принципах добровольности, справедливости, интереса и упорства.
Спортивные праздники, наряду с решением задач развлекательной направленности, несут в себе функции психолого-педагогического характера в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности, способствуют проявлению личностных черт сотрудника ОВД.
Во время участия в праздниках спортивной направленности, у сотрудников ОВД незаметно для себя происходит развитие мотивации и формирование положительного отношения к физической рекреации в целом.
Рекреационная направленность сотрудника ОВД является проведением досуга, свободного времени на различных спортивных площадках в качестве участника или зрителя.
В играх и соревнованиях спортивной направленности находят сосредоточение колоссальные возможности для формирования и развития социально признанных норм поведения в свободное от службы в ОВД время. Участвуя в праздниках спортивного характера, сотрудники ОВД развивают в себе такие умения, как [2]:
- организация собственного поведения;
- активное влияние на товарищей по спортивной игре;
- развитие отношений дружественного характера;
- восприятие командных задач;
- развитие ответственности перед своей игровой командой;
- развитие чувства долга перед командой.
Организация мероприятий и праздников спортивной направленности обеспечивается посредством специального подбора состязательных упражнений, спортивных элементов или видов спорта вцелом, дистанций определенной сложности и протяженности, веса снарядов, используемых в спортивном состязании, количества и интенсивности выполняемых упражнений [4].
Для проведения праздников спортивного направления для сотрудников ОВД можно выделить такие формы, как: спортивные конкурсы, спортивные фестивали, смотры, спартакиады, дни здоровья, дни бегуна, праздник «Лыжная тропа», олимпиады, спортивные соревнования, спортивные квесты и игры.
Далее в статье более подробно рассмотрим особенности проведения праздника спортивной направленности на примере спартакиады для сотрудников ОВД.
Спартакиада для сотрудников ОВД лучше проводить в два этапа.
Первым этапом будут являться соревнования зонального характера (внутри одного подразделения ОВД). Вторым этапом будет проведение соревнований финального характера (между всеми подразделениями ОВД)
В программу спартакиады для сотрудников ОВД могут быть включенывиды спорта,
представленные в таблице 1.
Таблица 1
Организация спартакиады для сотрудников ОВД
Вид спорта Командный состав Методика проведения
Волейбол В составе каждой команды до восьми сотрудников ОВД Состязание состоит из трех партий, две из которых проводятся до двадцати пяти очков, третья до пятнадцати очков. При победе одной из команд двух партий сразу, третья не проводится.
Мини-футбол В составе команды не больше десяти сотрудников ОВД (4 игрока и вратарь) Длительность игры - два двадцатиминутных тайма с пятиминутным. Состязание проводится с мячом №4 для футбольного зала.
Настольный теннис В составе команды два сотрудника ОВД Соревнования лично-командного характера. Каждая встреча включает в себя пять партий до одиннадцати очков - до выигрыша одним из сотрудников ОВД (пары) трех партий.
Гиревой спорт В составе команды два сотрудника ОВД, состязание по программе двоеборья (должно прово-дитсяв соответствии с правилами соревнований по гиревому спорту). Весовые категории - до восьмидесяти кг(1 сотрудник ОВД); свыше восьмидесяти кг (1сотрудник ОВД). Соревнования лично-командного характера. Вес гирь - по 24 кг. Порядок проведения: - первый этап - толчок гирь по 24 кг от груди обеими руками; - второй этап - рывок гири в один прием по очереди каждой рукой, не ставя гири на помост. Время, выделяемое на каждое упражнение - 10 минут. В каждой весовой категории победителяопределяют по максимальной сумме очков, которые получены в двух упражнениях.
Легкая атлетика В составе команды 4 сотрудника ОВД. Соревнования лично-командного характера. Порядок проведения: - бег 3000 м (1 сотрудник); - легкоатлетическая эстафета (шведская): 100м - 200м -400м - 800 м. Поэтапный переход осуществляется посредством передачи эстафетной палочки.
Перед проведением спартакиады для сотрудников ОВД, они должны быть обеспечены спортивными формами с порядковыми номерами.
Общий состав спортивной команды сотрудников ОВД не должен быть более 32 человека. Любой член команды может принимать участие в нескольких видах соревнований.
В каждом виде спорта, который входит в программу Спартакиады разыгрываются:
- первенство лично-командного характера в индивидуальных видах спорта;
- первенство командного характера в коллективных видах спорта;
- общекомандное первенство.
По итогам финальных соревнований сотрудники ОВД, принимавшие участие в спортив-
ных играх, активисты и спортивные организаторы могут быть награждены премиями, что еще более укрепит мотивационную составляющую процесса.
Также, наряду с проведением Спартакиады, хорошо могут зарекомендовать себя ежегодные лыжные спортивные праздники «Спортивная лыжня», «Лыжная тропа» среди сотрудников ОВД, состязания в виде пайнтбола «Огнеметы, вперед!», водного поло, соревнования в уловиях скалодрома и многое другое.
Успех спортивных праздников зависит от четкости и одновременности работы организаторов, которые дают возможность реализовать, в том числе и художественный замысел мероприятия. Ввиду этого разработать сценарно-режиссерский замысел массового спортивного праздника сложнее, чем его поставить.
Работая над поиском замысла сценария спортивного праздника в целом, необходимо принимать постановочные решения и по каждому эпизоду в отдельности.Данный принцип даст возможность обеспечить целостный образ мероприятия, логичность развития действия.
Исходя из вышеизложенного, к успеху спортивного праздника приводят, во-первых, четкая и объективная организация и работа всех его организаторов; во-вторых, создание неординарного и запоминающегося сценария, на основе которогосоздаются специальные постановочные номера и композиции с оригинальным замыслом и сюжетом, где каждый эпизод представления носит определенныйсмысл и свое название.
Таким образом, важнейшими направлениями стимулирования мотивации сотрудников ОВД к развитию культуры досуга в ходе праздников спортивной направленности являются рекреационное и спортивно-массовое, каждому из этих которых соответствуют определенные формы разработанных мероприятий.
В результате проведенного исследования, мы можем прийти к выводу, что спортивные праздники являются средством физической рекреациии занимают важное место в системе физкультурно - оздоровительной деятельности сотрудников ОВД. Они представляют собой способ приобщения сотрудников к физической культуре и спорту, ведению ЗОЖ, стимулируют трудовую мотивацию.
Литература
1. Зайцев В.П. Физическая рекреация - как её понимать? / В.П. Зайцев // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 5. - С. 132-134.
2. Клименко Б.А. Анализ эффективности организации физической подготовки у сотрудников территориальных органов МВД России на районном уровне и пути ее совершенствования / Б.А. Клименко, К.С. Колесник, А.Н. 3. Воротник, П.Н. Войнов // Проблемы правоохранительной деятельности. - № 4. -2016. - С. 76-82.
3. Кочнев И.Ю. Формирование культуры досуга курсантов вузов МВД России в ходе спортивных праздников / И.Ю. Кочнев // Педагогический потенциал современных технологий социально -культурной деятельности. Материалы Всероссийской электронной научно-практической конференции. Научные редакторы Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова, Л.Ф. Мустафина. - Казань: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Издательско-полиграфическая компания "Бриг", 2017. - С. 378382.
4. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте социально-педагогического анализа / Л.И. Лубышева // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 3. - С. 5-11
5. Силкин Н.Н. Физическая рекреация с сотрудниками полиции / Н.Н. Силкин, П.В. Кустов, Г.Г. Волошин // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств // Сборник материалов XIX международной научно-практической конференции. В 2-х томах. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - С. 277-280.
6. Торопов В.А. Влияние физической подготовки на физическое состояние сотрудников / В.А. Торо-пов, А.В. Апальков, А.В. Горбатенко // Вестник Белгородского юридического института МВД России. -2016. - № 2. - С. 33-36.
References
1. Zajcev V.P. Fizicheskaya rekreaciya - kak eyo ponimat'? / V.P. Zajcev // Fizicheskoe vospi-tanie studentov. - 2012. - № 5. - S. 132-134.
2. Klimenko B.A. Analiz ehffektivnosti organizacii fizicheskoj podgotovki u sotrudni-kov territorial'nyh organov MVD Rossii na rajonnom urovne i puti ee sovershenstvovaniya / B.A. Kli-menko, K.S. Kolesnik, A.N. Vorotnik, P.N. Vojnov // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. - № 4. - 2016. - S. 76-82.
3. Kochnev I.Yu. Formirovanie kul'tury dosuga kursantov vuzov MVD Rossii v hode spor-tivnyh prazdnikov / I.Yu. Kochnev // Pedagogicheskij potencial sovremennyh tekhnologij social'no-kul'turnoj
deyatel'nosti. Materialy Vserossijskoj ehlektronnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchnye redaktory D.V. Shamsutdinova, R.I. Turhanova, L.F. Mustafina. - Kazan': Izdatel'stvo: Obshche-stvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Izdatel'sko-poligraficheskaya kompaniya "Brig", 2017. - S. 378-382.
4. Lubysheva L.I. Fenomen sportivnoj kul'tury v aspekte social'no-pedagogicheskogo analiza / L.I. Lubysheva / / Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. - 2012. - № 3. - S. 5-11
5. Silkin N.N. Fizicheskaya rekreaciya s sotrudnikami policii / N.N. Silkin, P.V. Kustov, G.G. Voloshin // Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushate-lej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv / / Sbornik materialov XIX mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h tomah. - Irkutsk: Vostochno-Sibirskij institut Mi-nisterstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2017. - S. 277-280.
6. Toropov V.A. Vliyanie fizicheskoj podgotovki na fizicheskoe sostoyanie sotrudnikov / V.A. Toropov, A.V. Apal'kov, A.V. Gorbatenko / / Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2016. - № 2. - S. 3336.
УДК 371 "731"+ 02-027.21
Л.Е.Савич, Н.А.Шайтанова
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Авторами предлагается рассматривать процесс формирования психолого-педагогической компетентности библиотекаря через призму уровней и форм профессионального образования, образующих систему непрерывного профессионального образования, образования через всю профессиональную жизнь.
Ключевые слова: библиотекарь, библиотечно-информационная деятельность, формирование, психолого-педагогическая компетентность, непрерывное профессиональное образование.
Lyudmila E.Savich, Natalia A.Shaitanova FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE LIBRARIAN IN THE SYSTEM OF LIFELONG LEARNING: PROBLEM STATEMENT. The
authors propose to consider the process of formation of psychological and pedagogical competence of the librarian through the prism of levels and forms of professional education, forming a system of continuous professional education, education through the whole professional life.
Key words: librarian, library and information activity, formation, psychological and pedagogical competence, continuous professional education.
Полифункциональность и видовое многообразие современной библиотечно-информационной деятельности, содействие библиотечно-информационными средствами социальной и профессиональной жизни пользователей, роль посредника между информационными потребностями читателей и документированным общественным знанием предполагают высокий уровень и универсальность нормативных (профессиональное образование) и потенциальных (зависящих от интенсивности личных познавательных потребностей) знаний библиотекаря. В этом комплексе знаний, умений и навыков одну из ведущих позиций занимает психолого-педагогическая компетентность, что можно объяснить местом библиотеки в системе социальных институтов формального и неформального образования разных слоев и групп населения, выполняемыми ею информационной, ценностно-ориентирующей, просветительной, образовательной, социализирующей функциями. Следовательно, знания педагогики и психологии и, шире, психолого-педагогическая компетентность необходимы библиотекарю для профессионального видения и решения известных социальных задач и прикладных отраслевых проблем, связанных с возрастающей не только интеллектуализацией труда, но и его коммуникативной и эмоциональной составляющими.
Одна из трудностей моделирования системы знаний и умений, соответственно, содержания образования связана с тем, что они, так же как содержание и формы труда библиотекаря подвергаются качественно-количественным изменениям, им присущ динамический характер. Однако основные элементы структуры знаний и технологических процессов обладают относительным постоянством и повторяемостью. В качестве примера можно назвать знания, вытекающие из трудовых функций, должностных обязанностей, квалификационных характеристик, технологических схем отдельных творческих функций и процессов, вполне поддающиеся моделированию. Данная констатация приложима к психолого-педагогической составляющей