Педагогика
УДК: 378.17
кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Золотова Мария Юрьевна
Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна);
старший преподаватель кафедры физической культуры Глачаева Светлана Евгеньевна
Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна)
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация. Данная работа посвящена созданию здоровьеформирующей среды в образовательных организациях и проверке эффективности ее внедрения. Обязательными компонентами создания здоровьеформирующей среды в образовательной организации являются: нормативно-правовое обеспечение, система мер и мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и работников организации, активная физкультурно-оздоровительная работа, проведение мониторингов по оценке здоровья учащихся и работников организации.
Ключевые слова: здоровье, сбережение, оздоровление, обеспечение, система, физкультура.
Annotation. This work is devoted to the creation of a health-forming environment in educational institutions and testing the effectiveness of its implementation. Mandatory components of creating a health-forming environment in an educational organization are: regulatory and legal support, a system of measures and measures to preserve and promote the health of students and employees of the organization, active sports and recreational work, monitoring the health of students and employees of the organization.
Keywords: health protection, health improvement, software, system, physical education.
Введение. Значительные реформы в системе образования РФ, которые были проведены в системе высшей школы, актуализировали проблему физического воспитания студентов. Анализ уровня здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи показывает, что в настоящее время среди студентов растет уровень заболеваемости и значительно снижается уровень физической подготовленности поступающих [1, 2, 3, 4]. Значительно возросло количество студентов, которым рекомендовали врачи полное освобождение от практических занятий по состоянию здоровья, а также катастрофическим становится число занимающихся отнесенных к специальной и подготовительной медицинским группам [3, 5, 6, 7, 9].
Значительное снижение уровня здоровья студентов вызывает необходимость поиска новых, действенных средств и методов для решения проблемы укрепления физического и духовного здоровья молодежи, формирования навыков здорового образа жизни [8]. Анализ уровня физической подготовленности населения страны показывает высокий уровень зависимости между состоянием здоровья граждан и уровнем физической активности. Граждане с высоким уровнем физической активности пропускают значительно меньше рабочих дней в связи с болезнью, показатель по критерию больничных дней отличается в среднем в 2,5 раза.
Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность. Однако, как отмечают исследователи, наблюдается повсеместное снижение физической активности и самое резкое ее падение прослеживается в период от 15 до 25 лет.
В последнее время постоянно говорят о здоровье, как о важнейшей высшей ценности человека, которое формируется под влиянием ряда социальных факторов, именуемых как здоровый образ жизни. На сегодняшний день специалисты здравоохранения считают, что здоровье человека на 50 % зависит от здорового образа жизни, поэтому первостепенной задачей является сохранение и укрепление здоровья [1, 5, 8, 9].
В национальной Доктрине развития образования и в федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Все данные факты предполагают формирование образовательных программ, которые сумеют решить поставленные задачи. Вопрос заботы о здоровье требует в первую очередь нормативно-правового обеспечения создания здоровьеформирующей среды в организации.
Ученые и практики уделяют значительное внимание теоретико-методологическим основам формирования здоровьеформирующей образовательной среды, в работах Дочкиной Н.Л., Козина А.М., Антроповой Л.Г., Мысиной Г.А. и Шуайбовой М.О. приведены основные положения теоретического обоснования работы подобных систем. Несмотря на достаточное количество материалов по данной тематике, необходимо отметить что не существует кардинальных путей решения данной проблемы. Не разработанность вопроса поиска наиболее оптимальных форм и методов организации деятельности по оздоровлению учащихся в условиях школы обусловлена множеством противоречий. С одной стороны, между высоким уровнем заболеваемости населения и необходимостью сохранения и развития здоровья; с другой стороны, между отсутствием системы работы в образовательных учреждениях и необходимостью разработки программ по здоровьеформированию [5, 6, 7, 9].
К основным показателям здоровьеформирующей среды образовательного учреждения можно отнести:гуманистическую направленность эмоционально -поведенческого пространства; учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых; всемерное развитие творческой личности; организация лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий; содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса; оздоровительная система физического воспитания; разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек [1, 4, 5].
Цель исследования: изучение влияния здоровьеформирующей образовательной среды на уровень физического развития обучающихся в Государственном гуманитарно-технологическом университете и Государственном социально-гуманитарном университете.
Задачи исследования:
1. Структурировать и охарактеризовать основные компоненты инновационной здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.
2. Проверить эффективность внедрения здоровьеформирующей среды в Государственном гуманитарно-технологическом университете.
Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент.
Результаты исследования. Обязательными компонентами структуры здоровьеформирующей среды в образовательной организации являются: нормативно-правовое обеспечение, создание «Службы здоровья», которая должна реализовывать: обучающую, оздоровительную, коррекционную и научно-исследовательскую деятельность. На рисунке 1 представлена схематически структура инновационной здоровьеформирующей среды.
Первой составляющей здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении является структурирование и создание локальной нормативно-правовой базы. Данную базу представляют общефедеральные документы регламентирующие эту сферу, второй частью являются нормативные акты, формируемые самой организацией.
Должны быть разработаны локальные акты о «Службе здоровья» и всех ее структурных элементах, требования к воздушно-тепловому режиму учреждения, требования к доступной среде, требования к освещению образовательного учреждения; требования к расписанию занятий, должностные инструкции к каждой должности, обеспечивающей деятельность здоровьеформирующей среды образовательного учреждения, требования к организации физического воспитания и оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении.
Рисунок 1 Схематическое изображение инновационной здоровьеформирующей среды ВУЗа
Оздоровительная деятельность предусматривает формирование системы спортивных и оздоровительных секций, а также систему спортивно-физкультурных и просветительных массовых мероприятий, проводимых ВУЗом. Формирование интереса к занятиям в спортивных и оздоровительных секциях является стимулом к полноценному проведению студентами своего досуга и приобщению к культуре здорового образа жизни. По результатам проведенного анализа популярности различных видов спорта среди студентов в Подмосковных университетах можно выделить наиболее привлекательные направления: футбол, волейбол, баскетбол, подготовка к сдаче норм ГТО, атлетизм, единоборства, аэробика, общая физическая подготовка, лечебная
физическая культура, легкая атлетика и плавание. Организация массовых физкультурно-спортивных и информационных мероприятий по культивируемым видам дает возможность повысить интерес студентов к занятиям физической культурой и спортом, повышает эмоциональную насыщенность, дает ощущение «духа соперничества», а также командного духа.
Коррекционная деятельность подразумевает создание центра реабилитации и центра информационной поддержки для педагогов, которые работают с людьми имеющими ограниченные возможности здоровья. Основными функциями реабилитационного центра является превентивная физическая, социальная и психологическая реабилитация студентов и работников ВУЗа, при необходимости использование методов психологической, социально-педагогической и физической коррекции. Также одной из основных целей работы центра является полноценная социальная, психологическая и физическая реабилитация учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также консультативная помощь педагогам Московской области, работающим с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Допускается оказание платных реабилитационных услуг, по психологической, социальной и физической реабилитации. Работа по физической реабилитации базируется на использовании лечебной физической культуры, массажа и механотерапии.
Четвертым, очень важным элементом является научная работа, которая тесно связана с проведением оздоровительной и коррекционной работы, поскольку именно на базе проведения мониторингов по оценке здоровья учащихся и работников организации определяются новые технологии, используемые в данных направлениях работы. В первую очередь это проведение социологических исследований, относительно наличия вредных привычек, ведения здорового образа жизни, проведение психологических тестирований, по оценке самочувствия, активности, настроения, также другие психологические тестирования. Необходимым элементом является оценка соматического здоровья, которая проводится с помощью анализа больничных листков, физиологических методик тестирования (тест Руфье, метод антропометрических индексов, проба Генче и Штанге, индекс Скибински), а также оценки уровня физического развития [2, 3, 4].
Особенно важны в решении проблем сохранения и укрепления здоровья, следующие задачи науки: выявление причинно-следственных связей и разработка научных моделей; разработка новых технологий и их компонентов; экспериментальное обоснование новых моделей здоровьеформирующей среды; разработка средств и методических приемов экспертизы; внедрение новейших технологий обучения и оздоровления; обеспечение переподготовки кадров; организация системной работы по охране и укреплению здоровья, формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни; создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности; организация контроля над динамикой состояния здоровья педагогов, учащихся.
Результаты исследования. Исследование проводилось со студентами 1-3 курсов (18-21 год). В исследовании приняли участие 150 студентов экспериментальной группы, которые использовали ресурсы здоровьеформирующей среды и 100 студентов контрольной группы, которые занимались только на учебных занятиях по физической культуре.
В ходе работы были проведены измерения длины тела (ДТ, см), массы тела (МТ, кг), окружности грудной клетки во время паузы (ОГК, см), частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд / мин), систолического артериального давления (АДС, мм рт. ст.) и диастолического (АДД, мм рт. ст.), жизненной емкости легких (ЖЕЛ, мл) и кистевой динамометрии (КД, кг). Были рассчитаны следующие индексы: жизненный индекс ЖИ = ЖЕЛ / MT (мл / кг); силовой индекс СИ = КД / МТ (%); индекс Робинсона (ИРоб) = (ЧССхАДС): 100 (усл. ед.); индекс Руфье (ИРуф) - реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (30 приседаний за минуту).
На таблице 1 показаны результаты экспериментальной группы до и после внедрения здоровьеформирующей среды ГГТУ (длительность эксперимента составила 9 месяцев).
Одним из важнейших показателей состояния здоровья студентов является физическое развитие, для характеристики которого измеряют и оценивают антропометрические показатели. Результаты обследования показали, что в исследуемой группе студентов средние значения длины тела, массы тела и окружности грудной клетки находятся в пределах средней возрастной нормы.
Таблица 1
Морфофункциональные показатели экспериментальной студентов (возраст 18-21), п=150
Показатель До эксперимента После эксперимента Достоверность
МТ, кг 64,8±5,4 65,2±5,5 р > 0,05
ДТ, см 168,5±8,1 170,3±8,3 р > 0,05
ОГК, см 81,6±3,5 87,5±4,3 р < 0,05
ЧСС, уд/мин 72,2±6,2 67,7±7,6 р > 0,05
АДС, мм рт. ст. 118,5±8,2 115,3±9,5 р > 0,05
АДД, мм рт. ст. 72,5±4,7 71,4±5,2 р > 0,05
ЖЕЛ, мл 3188,0±225,1 3748,6±221,3 р < 0,05
КД, кг 30,6±8,5 35,2±10,8 р < 0,05
ЖИ 49,2±3,6 57,5±4,5 р < 0,05
СИ 47,2±3,9 54,0±5,6 р < 0,05
ИРоб 85,6±4,7 71,7±2,5 р < 0,05
ИРуф 10,9±3,9 6,1±1,3 р < 0,05
Анализируя показатели контрольной группы можно с уровнем достоверности р<0,05 утверждать, что статистически значимых изменений в наблюдаемых показателях до и после эксперимента не произошло.
Анализируя показатели экспериментальной группы можно с уровнем достоверности р<0,05 утверждать, что статистически значимые изменения произошли в следующих показателях: окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия, а также всех используемых индексах и состоянии соматического здоровья по Апанасенко.
Выводы. Обязательными компонентами создания здоровьформирующей среды в образовательной организации являются: нормативно-правовое обеспечение, наличие «Службы здоровья», активная физкультурно-оздоровительная работа, проведение мониторингов по оценке здоровья учащихся и работников организации. Модель здоровьеформирующей среды сейчас находится та этапе внедрения, но уже дает значительные результаты в плане заинтересованности учащихся в соблюдении основных правил и канонов здорового образа жизни. Результатом экспериментального внедрения элементов здоровьеформирующей среды являются статистически достоверные изменения (р<0,05) в следующих показателях: окружность грудной клетки во время паузы, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия, жизненный индекс, силовой индекс, индекс Робинсона, индекс Руфье и уровень соматического здоровья по Апанасенко.
Литература:
1. Воронин Д.М. Корреляционные взаимосвязи между антропометрическими данными и уровнем физического развития у студентов педагогического профиля / Д. М. Воронин, К. Корнеева - Современные здоровьесберегающие технологии - Орехово-Зуево: ГГТУ - №1. - 2017. - С. 47-52.
2. Воронин Д.М. Модель инновационной здоровьесберегающей среды Государственного гуманитарно-технологического университета / Д.М. Воронин, Н.В. Привезенцева, А.В. Кузнецов // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. № 53-6. - С. 91-98.
3. Воронин Д.М. Методика оптимизации системы физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 52. - Ч. 5. - С. 118-126.
4. Воронин Д.М. Оценка физического развития студентов Государственного гуманитарно -технологического университета методом индексов / Д.М. Воронин, А. Муравьева // Современные здоровьесберегающие технологии - Орехово-Зуево: ГГТУ - №1(2). - 2016. - С. 14-20.
5. Воронин Д.М. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных организациях / Д.М. Воронин // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте : Материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под ред. А.Ю. Фролова. - Тула: Тул. Производственное полиграф. предприятие, 2016. - С. 305-312.
6. Дочкина Н.Л. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов в образовательном учреждении / Профессиональное образование в России и за рубежом. - №5. - 2012. - С. 110-114.
7. Мысина Г.А. Формирование здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды ВУЗа / Научные проблемы гуманитарных исследований - №4. - 2011. - С. 133-139.
8. Нечаев А.В. Критерии здорового образа жизни студенческой молодежи в XXI веке // Материалы международной научно-практической конференции «Современные здоровье сберегающие технологии» - г. Орехово-Зуево, 2016 г. - С. 219-225.
9. Шуайбова М.О. Модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - №4 (29). - 2014. - С. 104-108.
Педагогика
УДК 378
преподаватель Гаджиев Магомед Алиевич
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГА
КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются социально-педагогические особенности досуговой деятельности курсантов вузов МВД России, сопряженные с их будущей профессиональной деятельностью. Представлены основные преимущества и затруднения, возникающие при организации досуговых занятий спортивной направленности с будущими полицейскими.
Ключевые слова: курсанты, вузы МВД России, досуговая деятельность, культура поведения, спортивный досуг.
Annotation The article deals with the social and pedagogical features of leisure activities of students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia, associated with their future professional activities. The main advantages and difficulties arising in the organization of leisure sports activities with future police officers are presented.
Keywords: cadets, universities of the Ministry of internal Affairs of Russia, leisure activity, culture of behavior, sports leisure.
Введение. Правоохранительная практика последних лет показывает, что качественное выполнение оперативно - служебных задач, эффективность деятельности органов и подразделений МВД России напрямую зависят не только от уровня профессиональной компетентности сотрудников, но и в значительной степени от их общей, и в том числе, досуговой культуры. Под культурой досуга с педагогической точки зрения правильнее будет понимать результаты образовательного процесса, охватывающего совокупность социально одобряемого человеческого опыта в сфере свободного времени, способствующего формированию гармонично развитой, творчески активной личности. Представляя собой совокупность опыта, культура досуга не может сформироваться одномоментно, поскольку освоение образцов социально одобряемого поведения в свободное время, принятие его норм, ценностей и идеалов, а тем более их дальнейшее распространение могут носить исключительно долговременный характер [4].