4-й материал в серии - списки слов без трудностей, в которых встречаются и непонятные, неожиданные для ребенка. Задача - прочитать и понять все. Непонятные слова объясняет педагог, часто демонстративно используя для этого толковый словарь.
5-й материал в серии - чтение длинных слов с правильной постановкой ударения. Контроль ошибок с помощью прищепки - если ударение поставлено прищепкой правильно, то с обратной стороны карточки прищепка окажется на контрольной метке.
6-й материал в серии - предложения-задания. Ребенок читает написанные на полосках «приказания» и выбирает, что из этого он сделает.
7-й материал в серии - короткие книжки с картинками, в тексте из нескольких предложений по-прежнему нет никаких трудностей.
В Розовой серии все слова читаются так, как они написаны. Дальнейшее освоение чтения предполагает работу с аналогичными сериями материалов, но в каждой из них будет какая-то одна трудность.
Прочтение йотированных гласных (е, ё, ю, я) в сочетании с согласными - зеленые серии. Чтение слов с мягким знаком, с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЦИ, с оглушенными и непроизносимыми звуками, с окончаниями -ТСЯ, -ТЬСЯ - голубые серии.
Так пошагово мы продвигаемся к белой серии для чтения, в которой встречаются слова с самыми различными трудностями для прочтения одновременно. Завершается Белая серия чтением книжек-определений. Это материал, позволяющий ребенку освоить работу с научным текстом - выделять ключевые слова, запоминать информацию. В итоге они сами пишут короткие доклады, используя различную справочную литературу.
Выводы. Главным результатом освоения языка по методу Монтессори мы считаем чтение с пониманием и любовь к этому процессу. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия ребенка является предметное содержание действительности, его мир -отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. И не случайно принцип Монтессори «Помоги мне сделать самому». При такой организации процесса развития речи дети испытывают удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения. Познавательная развивающая речевая среда - удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М .: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
2. Афанасьева Т. Учить по Монтессори (из опыта работы) / Т. Афанасьева. - М., МЦМ, 2011. - 48 с.
3. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Монтессори / М.В. Богуславский, Д.Г. Сороков. - М.: МЦМ, 2004. - 146 с.
4. Монтессори, М. Метод научной педагогики. Дом ребенка / М. Монтессори. - М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 269 с.
5. Монтессори М.. Помоги мне сделать это самому М. Монтессори. - М., 2013 - 235 с.
6. Монтессори М. Значение среды в воспитании / М. Монтессори // Частная школа. - 1995. - №4.
7. Орлова Д. Большая книга Монтессори. / Д. Орлова. - М .: ВКТ, 2008. - 192 с.
8. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика М.Г. Сорокова. - М.: Академия, 2003. - 384 с.
9. Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике) / К.Е. Сумнительный. - М., 1999.
10. Фаусек Ю.И. Педагогика Марии Монтессори / Ю.И. Фаусек. - М .: Генезис, 2007. - 368 с.
11. Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России / Ю.И. Фаусек // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. -С. 75-78.
Педагогика
УДК: 378.4:37.091.31:613.72
преподаватель кафедры физической культуры Веснина Вера Анатольевна
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск);
старший преподаватель кафедры физической культуры Данькова Маргарита Юрьевна
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);
кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Анализ научных данных позволил выявить актуальную проблему недостаточно эффективной реализации здоровьесберегающего образовательного подхода в современной высшей школе. Обнаружено, что мероприятия, проводимые в рамках использования данного подхода, не имеют системного характера и не способствуют сохранению и укреплению здоровья студентов. В ходе анализа последних научных исследований выявлено, что успех реализации данного подхода зависит от создания в вузах социальной физкультурно-спортивной среды и использования мобильных и рейтинговых технологий в процессе обучения студентов.
Ключевые слова: здоровьесбережение; студенты; здоровьесберегающая среда; охрана здоровья; компетенции; здоровьесберегающие образовательные технологии.
An^tatton. The analysis of scientific works allowed to reveal the actual problem of insufficiently effective implementation of health-saving educational approach in modern higher education. It is found that the activities carried out in the framework of this approach are not systematic and do not contribute to the preservation and strengthening of the health of students. The analysis of the latest scientific works revealed that the success of this approach depends on the creation of universities in the social physical culture and sports environment and the use of mobile and rating technologies in the educational process.
Keywords: health care; students; health promoting environment; health protection; competence; saving health educational technologies.
Введение. Государственная программа «Развитие образования в Российской Федерации на 2013-2020 гг.» предполагает обеспечение высокого качества Российского образования в соответствии с изменяющимися запросами населения и перспективными задачами развития экономики и общества в целом [5]. По мнению С.В. Ваторопиной, добиться выполнения данной программы возможно лишь при условии организации в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды, мотивирующей обучающихся к ведению здорового образа жизни. Также необходимо создание и внедрение в образовательный процесс гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания молодых людей [2]. По мнению К.М. Красилова, добиться этого представляется возможным лишь при организации всей образовательной деятельности с учетом позиций здоровьесбережения, реализуемых с помощью здоровьесберегающего подхода к образовательному процессу. С позиции ученого, здоровьесберегающий подход в образовании сегодня - это универсальный способ организации процесса образовательной деятельности, включающий в себя компоненты, субъекты, методы, принципы и приемы здоровьесбережения [12]. Л.С. Елькова утверждает, что качество образования сегодня не может обсуждаться вне контекста здоровья всех субъектов образовательного процесса [7]. К сожалению, специалисты отмечают, что уровень психофизического здоровья большинства современных молодых людей - студентов Российских вузов, не соответствует оптимальным параметрам и значимо снижается в период обучения [19]. Исследования показывают, что у большей части выпускников вузов действенные компетенции здоровьесбережения -способности успешного самостоятельного применения практических навыков сохранения и укрепления своего физического здоровья в полной мере не сформированы [1]. Обнаружено существенное противоречие между педагогической необходимостью формирования у студентов эффективных здоровьесберегающих компетенций [15] и данными о значимом снижении показателей физического здоровья молодых людей, заканчивающих обучение в вузах [14]. В подобных условиях проблема успешной реализации здоровьесберегающего образовательного подхода в учреждениях высшего образования является актуальной и значимой.
Целью исследования авторы статьи определили поиск актуальных научных данных о способах успешной реализации здоровьесберегающего образовательного подхода в современной высшей школе. Следует отметить, что в рамках реализации названного подхода происходит становление нового типа современного образования, в котором здоровье и его ценности являются главными приоритетами обучения [10].
Изложение основного материала статьи. Известно, что здоровье человека не является постоянной величиной, оно может как укрепляться, так и ухудшаться под влиянием определенных условий. Для сохранения и укрепления своего здоровья каждому человеку необходим успешный опыт здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. В практике современного образования подобный опыт молодые люди должны приобретать во время обучения в вузах. Выявлено, что в течение последних 10 лет, высшая школа предпринимала попытки решения проблемы ухудшения здоровья студентов, через использование образовательных программ по валеологии, психологии, биологии, основам ведения здорового образа жизни, физическому воспитанию и спорту и др. Однако ученые указывают, что дисциплины оздоровительного цикла представлены в образовательном процессе не полностью, преподаются не на всех специальностях обучения и далеко не во всех вузах. Часто подобные программы отличаются низкой эффективностью ввиду недостатка или отсутствия необходимой методической или материально-технической базы [20]. Согласно традиционным представлениям, многие образовательные учреждения решают задачи валеологизации (оздоровления) контингента обучающихся лиц, сугубо медицинскими и гигиеническими средствами. Однако ученые отмечают, что реалии современной высшей школы показывают низкую эффективность использования таких подходов [22].
О.Ф. Жуков отмечает, что во многих образовательных учреждениях действуют программы, объединяющие здоровье и образование обучающихся, однако эффективность таких программ недостаточно высока. Ученый выявил, что мероприятия, реализуемые в рамках подобных программ, в большинстве случаев не представляют стройной системы сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Кроме этого отсутствуют объективные методы контроля над выполнением программ, присутствует недостаток методического обеспечения и опыта успешного использования в практике образовательной деятельности [8]. То, что проблема организации здоровьесберегающего образовательного процесса не разработана с точки зрения успешной интеграции различных педагогических подходов в теории образования и воспитания личности и не имеет качественных научно-методологических основ, указывает Д.С. Сомов [21].
Р.Ф. Лопатина утверждает, что в практике высшего образования, забота о здоровье студентов и охрана их здоровья представлена лишь отдельными разрозненными элементами, а не как стройная система учебно-воспитательной работы подразделений вуза (деканатов, кафедр, управлений и т.д.). Отсутствие должного взаимодействия между подразделениями вуза значительно снижает эффективность всей профилактической и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций и отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов [14]. То, что обеспечение здоровьесберегающей деятельности потребует от администрации и сотрудников образовательных организаций системной специфической работы, должным образом организованной и управляемой, подтверждают исследования Н.В. Третьяковой [23].
Ученые сходятся во мнении, что изменение сложившейся негативной ситуации связанной с ухудшением здоровья студентов в период обучения, возможно лишь при качественных педагогических и социальных изменениях в организации образовательного процесса. Подобные изменения должны способствовать
созданию и успешному функционированию в учреждениях высшего образования здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды.
По мнению И.С. Зиминой, здоровьесберегающая образовательная среда в высшей школе представляет собой создание в образовательном учреждении таких условий обучения и воспитания, которые не могут оказывать негативного влияния на здоровье студентов [9]. А.Г. Маджуга предлагает рассматривать необходимость создания в высшей школе наряду со здоровьесберегающей и здоровьесозидающую образовательную среду. Ученый утверждает, что здоровьесозидающая среда обеспечит наращивание здоровья обучающихся посредством формирования установок на активизацию внутриличностных ресурсов и самоорганизацию здорового образа жизни [16]. Некоторые ученые предлагают сконцентрировать усилия на формировании в высших учебных заведениях здоровьеформирующей среды. Функционирование данной среды осуществляется с помощью необходимого нормативно-правового обеспечения, активной физкультурно-оздоровительной и профилактической деятельности, регулярного мониторинга состояния здоровья студентов и сотрудников вуза [4].
К необходимым изменениям некоторые ученые относят создание в вузах социальной физкультурно-спортивной среды, оказывающей положительное влияние на уровень физического здоровья, как студентов, так и сотрудников вузов [18; 27]. То обстоятельство, что использование средств и методов физического воспитания: выбора физической активности, учета физической нагрузки и оценки результатов физкультурно-спортивной деятельности, существенного повышения уровня адаптации организма к физическим нагрузкам, формирования сознательных мотивационных установок на ведение ЗОЖ и др., является обязательным условием для формирования у студентов здоровьесберегающей компетентности, подчеркивает Д.В. Викторов [3]. Ш.К. Эбзеев предлагает использовать потенциал физкультурно-оздоровительной среды вуза, для повышения уровня эффективности использования здоровьесберегающего подхода. Ученый указывает, что создание подобной среды, характеризующейся успешной реализацией воспитательно-образовательного процесса по физическому воспитанию на основе применения современных форм, принципов, методов и средств физкультурно-спортивной, оздоровительной и рекреационной деятельности, способствует формированию у студентов действенных компетенций здоровьесбережения [24].
Одним из способов реализации здоровьесберегающего образовательного подхода в высшей школе является применение различных технологий здоровьесбережения обучающихся лиц. Здоровьесберегающие технологии в современном образовании - способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализация образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, различных особенностей их духовно-нравственного, психофизического и возрастного состояния и развития [7]. Выбор различных здоровьесберегающих технологий обусловлен доминированием различных целей и задач, а также наличием средств здоровьесбережения. В практике современной высшей школы используются следующие виды технологий здоровьесбережения обучающихся: информационно-обучающие, защитно-профилактические, физкультурно-оздоровительные, стимулирующие и др. [20].
По мнению Н.Л. Дочкиной, реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует успешному формированию у обучающихся лиц здоровьесберегающей компетентности. Успех в данной области возможен при освоении знаний и приобретении навыков по вопросам сохранения и укрепления своего здоровья, повседневного функционирования студентов в условиях, имеющих педагогическую направленность на сохранение здоровья, личного участия каждого студента в оздоровительных и профилактических мероприятиях в целях приобретения практического опыта здоровьесберегающей деятельности [6]. К актуальным и действенным технологиям сохранения здоровья студентов ученые относят рейтинговые (стимулирующие) [25] и мобильные (информационно-обучающие) технологии [26], предполагающие широкое использование в образовательном процессе информационных компьютерных систем и мобильных гаджетов, популярных в среде студенческой молодежи [28]. Г.А. Кручинина утверждает, что активное использование информационно-коммуникационных (мобильных) технологий является эффективным способом практической реализации личностно-ориентированных, индивидуальных программ оздоровления студентов и повышения уровня интереса и мотиваций молодых людей к физкультурно-оздоровительной и учебно-познавательной деятельности [13]. Необходимость использования инновационных подходов к деятельности по формированию у обучающихся в вузах лиц действенных компетенций здоровьесбережения подтверждает С.А. Марчук. Специалист утверждает, что в современном образовательном процессе необходимо применение электронных форм и электронных элективных курсов обучения, включающих автоматизированную диагностическую систему контроля физического и функционального состояния организма студентов [17]. Э.Н. Ильясова полагает, что информационные технологии обучения позволяют обеспечить повышение уровня мотивации к процессу обучения и способствует актуализации самостоятельной деятельности обучающихся лиц в области здоровьесохранения [10].
Следует отметить эффективность использования рейтинговых технологий в процессе обучения студентов, в частности систему рейтинга физкультурно-спортивных достижений молодых людей. Начисление рейтинговых баллов за достижения в физкультурно-спортивной деятельности и публикация набранных баллов на сайтах образовательных организаций существенно увеличивает уровень мотиваций студентов к занятиям спортом и ведению ЗОЖ, что способствует сохранению и укреплению здоровья молодых людей, в период их обучения в вузах [27].
Таким образом, анализ последних научных данных позволил авторам статьи определить ряд условий, необходимых для успешного применения здоровьесберегающего образовательного подхода в современной высшей школе. Основными условиями ученые называют создание в образовательных организациях здоровьесберегающей среды и использование действенных здоровьесберегающих технологий [11]. В тоже время создание и качественное функционирование здоровьесберегающей среды и эффективное использование здоровьесберегающих технологий, по мнению авторов статьи, будет довольно проблематично, без выполнения еще ряда условий. Условия, при выполнении которых возможно успешное использование здоровьесберегающего подхода к образовательному процессу в высшей школе, представлены на Рис. 1.
Рисунок 1. Схема структурных компонентов успешного использования здоровьесберегающего
образовательного подхода в вузах
Выводы. Авторы статьи считают необходимым подчеркнуть следующие положения:
1. Анализ научных данных о проблеме реализации здоровьесберегающего образовательного подхода в высшей школе позволяет авторам утверждать о недостаточно эффективном использовании средств, методов и способов здоровьесбережения студентов в период их обучения. Здоровьесберегающая деятельность в большинстве вузов носит несистемный характер и представлена лишь отдельными разрозненными элементами, не позволяющими оказать существенное положительное влияние на психофизический статус здоровья студентов.
2. Авторы утверждают, что успешное применение здоровьесберегающего образовательного подхода в вузах возможно лишь при выполнении следующих условий: наличие в вузе функционирующей здоровьеформирующей среды (обязательным компонентом которой является активно функционирующая социальная физкультурно-спортивная среда) и использование действенных технологий здоровьесбережения обучающихся лиц. К подобным технологиям авторы относят современные мобильные и рейтинговые технологии. Данные технологии предполагают активное использование в образовательном процессе обучающих, диагностических и управляющих программ по сохранению и укреплению психофизического здоровья обучающихся лиц.
Литература:
1. Бубунаури А.Т., Осипов А.Ю., Тарасенко Ю.В. Анализ эффективности ряда образовательных подходов к формированию действенных компетенций здоровьесбережения у студентов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №60-1. С. 40-44.
2. Ваторопина С.В. Здоровьесбережение в современном образовательном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. №S.9. URL: http//e-koncept.ru/2017/470112.htm
3. Викторов Д.В. Здоровьесберегающая компетентность студенческой молодежи // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. №2 (6). С. 92-96.
4. Воронин Д.М., Золотова М.Ю., Глачаева С.Е. Формирование здоровьеформирующей среды высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №60-2. С. 76-79.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». URL: https://base.garant.ru/70643472/
6. Дочкина Н.Л. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов в образовательном учреждении // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 110-114.
7. Елькова Л.С. Из опыта работы вузов России по внедрению здоровьесберегающих программ в образовательное пространство высшей школы // Педагогическое образование в России. 2009. №4. С. 11-17.
8. Жуков О.Ф. Концептуальные основы здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. №3 (15). С. 130-135.
9. Зимина И.С., Мухина С.А. Сущность, содержание и структура здоровьесберегающей образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т.10. №4 (24). С. 16-21.
10. Ильясова Э.Н. Развивающая информационно-образовательная среда, как подмножество здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды // Здоровье и образование в XXI веке. 2014. №3 (16). С. 76-80.
11. Костарев А.Ю., Сирлибаев М.К. Педагогические условия формирования оздоровительной компетенции студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №9 (151). С. 145-150.
12. Красилов К.М. О сущности здоровьесберегающего подхода в педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2009. №6. С. 306-315.
13. Кручинина Г.А., Светкина Е.Г. Использование инновационных форм обучения в формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. №3 (43). С. 155-162.
14. Лопатина Р.Ф., Лопатин Н.А. Здоровье студентов вуза, как актуальная социальная проблема // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. №1. С. 135-140.
15. Лукашин Ю.В. Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза: Дис...канд. пед. наук. Пенза, 2010. 273 с.
16. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Проектирование здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды в вузе: контекстный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. №4. С. 17-22.
17. Марчук С.А. Модель формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов железнодорожного вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. №12-1. С. 161-165.
18. Осипов А.Ю., Кадомцева Е.М., Лепилина Т.В., Приходов Д.С., Раковецкий А.И. Создание социальной физкультурно-спортивной среды в вузах, с целью сохранения здоровья всех участников образовательного процесса (на примере ведущих вузов Красноярского края) // В мире научных открытий. 2015. 3-1 (63). С. 735-748.
19. Осипов А.Ю., Гольм Л.А., Михайлова С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т.2. №2 (39). С. 178-182.
20. Русанов В.П., Рябцев С.М., Гончарова М.С. Здоровьесберегающее образование в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2017. №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26393 (дата обращения: 10.02.2019).
21. Сомов Д.С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза: Дис.докт. пед. наук. Москва, 2007. 399 с.
22. Тихомирова Л.Ф., Макеева Т.В. Современные подходы к формированию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения // Ярославский педагогический вестник. 2016. №6. С. 19-24.
23. Третьякова Н.В. Модель управления качеством здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. №1 (23). С. 115-119.
24. Эбзеев Ш.К., Хатуаев Т.А. Концептуальные основы реализации здоровьесберегающего потенциала физкультурно-оздоровительной среды вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №3 (223). С. 183-187.
25. Osipov A., Zhavner T., Batunova I., et al. Physical education and sports achievement ratings as a significant factor to increase the level of physical activity of students and staff in high school // Journal of Physical Education and Sport. 2018. №2. P.592-599. D0I:10.7752/jpes.2018.02086
26. Osipov A., Kudryavtsev M., Kopylov Yu., Kuzmin V., Panov E., Kramida I. The possibility of a significant increase in the level of motor activity in students with the use of the potential of computer technology // Physical Education of Students. 2018. №22 (5). P.265-271. D0I:10.15561/20755279.2018.0506
27. Osipov A., Kudryavtsev M., Fedorova P., et al. Components of positive impact of exposure on university physical culture and sports on students' physical activity // Journal of Physical Education and Sport. 2017. №2. P.871-878. D0I:10.7752/jpes.2017.02133
28. Zhang N., Campo S., Yang J., et al. What motivates young adults to talk about physical activity on social network sites? // Journal of Medical Internet Research. 2017. №19 (6). e226.
Педагогика
УДК: 796:61
кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Чайченко Мария Владимировна
Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна)
ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ
ДЕТЕЙ С ДЦП
Аннотация. Работа посвящена формированию системы физической реабилитации лиц с церебральным параличом, в частности двойной гемиплегии. Разработан алгоритм использования средств и методов физической реабилитации, состоящий из двух повторяющихся циклов. В системе использованы методы рефлексотерапии, мануальной терапии, физиотерапии, эрготерапии, массажа, иппотерапии, ЛФК, механотерапии. В ходе проведения эксперимента длительностью 1 год была доказана эффективность предложенной системы. В качестве контрольных показателей использованы оценка основных двигательных функций и амплитуда движения в суставах.
Ключевые слова: ДЦП, реабилитация, ЛФК, физиотерапия, эрготерапия, функции, механотерапия, алгоритм, рефлексотерапия, система.
Annotation. The work is devoted to the formation of a system of physical rehabilitation of persons with cerebral palsy, in particular double hemiplegia. The algorithm of use of means and methods of physical rehabilitation consisting of two repeating cycles is developed. The system uses methods of reflexology, manual therapy, physiotherapy, ergotherapy, massage, hippotherapy, exercise therapy, mechanotherapy. During the experiment duration of 1 year was proved the effectiveness of the proposed system. As the benchmarks used in the evaluation of basic motor functions and range of motion in the joints.
Keywords: cerebral palsy, rehabilitation, physical therapy, occupational therapy, functions, mechanotherapy, algorithm, reflexology, system.
Введение. Увеличение количества больных церебральным параличом является весомой проблемой современной медицины и социальной политики. По разным статистическим данным увеличение количества больных ДЦП за последние 10 лет на территории Украины и Российской Федерации составило от 8 до 15%, что составляет большой процент от общего количества инвалидностей. Частота заболеваемости ДЦП колеблется от 1,6 до 4,2 случаев на 1000 новорожденных. Очевидно, что внедрению в социум и привлечению к трудовой деятельности должны способствовать средства и методы восстановительной медицины, основным