Научная статья на тему 'Здоровьесбережение иностранных студентов в образовательном пространстве вуза'

Здоровьесбережение иностранных студентов в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНОСТРАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / HEALTH CARE / PHYSICAL EDUCATION / FOREIGN STUDENTS / HEALTHY LIFESTYLE / EDUCATIONAL SPACE OF MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Марина Аркадьевна, Ляшенко Анна Александровна

Статья посвящена проблеме здоровьесбережения иностранных обучающихся, успешное решение которой позволит повысить качество высшего медицинского образования, и, следовательно, конкурентноспособность на мировом рынке образовательных услуг. Авторы статьи обосновывают необходимость вовлечения иностранных обучающихся в активные занятия физической культурой и спортом с целью повышения уровня их двигательной и коммуникативной активности, выделяют ряд особенностей реализации занятий физической культурой и организации дополнительной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности. Физическая активность является мощным средством восстановления психических и физических сил у обучающихся, фактором укрепления здоровья, помогает справиться с проблемами адаптации к новым условиям жизни и образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Марина Аркадьевна, Ляшенко Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HEALTH CARE OF FOREIGN STUDENTS IN EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to the problem of health saving of foreign students, the successful solution of which will improve the quality of higher medical education, and, consequently, competitiveness in the global market of educational services. The authors substantiate the need to involve foreign students in active physical culture and sports in order to increase their level of motor and communicative activity, identify a number of features of the implementation of physical culture and the organization of additional sports and recreational and sports activities. Physical activity is a powerful means of restoring mental and physical strength in students, a factor in promoting health, helps to cope with the problems of adaptation to new living conditions and the educational environment.

Текст научной работы на тему «Здоровьесбережение иностранных студентов в образовательном пространстве вуза»

2. Думов С.Б. Насилие как форма проявления девиантности среди несовершеннолетних. Современные проблемы девиантологии: перспективы развития. Коллективная монография 1 Международного Конгресса девиантологов 20-23 апреля 2017 г. / Под ред. Ю.А. Клейберга и Kwami S. Байеу. - София, 2017. - 148 с.

3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. С. 79.

Педагогика

УДК 796:378.141-054.56

кандидат педагогических наук, доцент Ермакова Марина Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Оренбург); старший преподаватель Ляшенко Анна Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Оренбург)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена проблеме здоровьесбережения иностранных обучающихся, успешное решение которой позволит повысить качество высшего медицинского образования, и, следовательно, конкурентноспособность на мировом рынке образовательных услуг. Авторы статьи обосновывают необходимость вовлечения иностранных обучающихся в активные занятия физической культурой и спортом с целью повышения уровня их двигательной и коммуникативной активности, выделяют ряд особенностей реализации занятий физической культурой и организации дополнительной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности. Физическая активность является мощным средством восстановления психических и физических сил у обучающихся, фактором укрепления здоровья, помогает справиться с проблемами адаптации к новым условиям жизни и образовательной среды.

Ключевые слова: здоровьесбережение, физическая культура, иностранные обучающиеся, здоровый образ жизни, образовательное пространство медицинского вуза.

Annotation. The article is devoted to the problem of health saving of foreign students, the successful solution of which will improve the quality of higher medical education, and, consequently, competitiveness in the global market of educational services. The authors substantiate the need to involve foreign students in active physical culture and sports in order to increase their level of motor and communicative activity, identify a number of features of the implementation of physical culture and the organization of additional sports and recreational and sports activities. Physical activity is a powerful means of restoring mental and physical strength in students, a factor in promoting health, helps to cope with the problems of adaptation to new living conditions and the educational environment.

Keywords. health care, physical education, foreign students, healthy lifestyle, educational space of medical University.

Введение. В настоящее время международная деятельность является одним из критериев эффективности современного вуза и выражается в увеличении количества иностранных обучающихся, большей мобильности студента, что определяет конкурентоспособность отдельного вуза и страны в целом. Интернационализация подразумевает психолого-педагогическую коррекцию содержания образования и преподавательской деятельности на основе компетентностного подхода, отсутствия непрерывности образования «детсад» -«школа» - «вуз», адаптации иностранного обучающегося к нашей стране, языковой барьер его отношения к здоровью, ориентации на здоровьесберегающую и здравотворческую деятельность и т.д.

Наиболее привлекательным для иностранных обучающихся в нашей стране является высшее медицинское образование. Представляет несомненный интерес то, что в России достаточно давно и эффективно обучаются медицине представители разных народов, все они имеют свое представление о здоровье, и способах его сохранения, при этом результатом их обучения является диплом врача, независимо от стереотипа здоровьесбережения, опыта здоровьесберегающей и здоровьесохраняющей деятельности, образа и стиля жизни, вероисповедания и других критериев [7]. Обучение в медицинском вузе имеет ряд особенностей, которые неоднократно подчеркивались, как российскими, так и зарубежными исследователями: один из самых продолжительных рабочих дней, длительные транспортные перемещения по городу в связи с особенностями расположения учебных корпусов и клинических баз, необходимость дополнительной работы на кафедрах с препаратами и в библиотеках с литературными источниками, ночные дежурства, контакты с больными. По литературным данным, количество обучающихся с физическим, психическим напряжением и перенапряжением составляет от 20% до 70% и имеет устойчивую тенденцию к нарастанию от младших к старшим курсам: информационная интенсификация, технологии обучения и воспитания не соответствуют возрастным и этническим особенностям; педагогами применяются недостаточно эффективные методы и формы работы по сохранению и сбережению здоровья обучающихся, что может оказаться серьезной помехой в достижении целей высшего медицинского образования.

Следовательно, здоровьесбережение иностранных обучающихся является актуальной социально-педагогический проблемой, успешное решение которой позволит повысить качество высшего медицинского образования, и, следовательно, конкурентноспособность на мировом рынке образовательных услуг.

Изложение основного материала статьи. Здоровьесбережение как часть охраны здоровья имеет различные аспекты: философский, медицинский, психологический, физиологический. Значимым аспектом здоровьесбережения является педагогический, который определен спецификой педагогических средств. Сущностью аспекта здоровьесбережения является сохранение и укрепление здоровья посредством использования педагогических средств, способов и приемов [2].

Н.К. Смирнов рассматривает здоровьесбережение как основу здоровьесберегающих технологий и утверждает, «что здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной» [5, с. 4].

Опираясь на исследования Л.Г. Татарниковой, В.В. Стригина, Ю.П. Лисицина, здоровьесбережение мы рассматриваем как сложное полифункциональное явление в качестве процесса (совокупность последовательных действий для достижения результата), фактора (движущая сила, источник здоровьесбережения), условия (обстоятельства, способствующие здоровьесбережению), системы (комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья).

На наш взгляд, определенные резервы повышения эффективности здоровьесбережения находятся в области физической культуры и спорта. Физическая культура является мощным средством восстановления психических и физических сил у обучающихся, фактором укрепления здоровья, помогает справиться с проблемами адаптации к новым условиям жизни и образовательной среды.

В современной литературе физическая культура рассматривается как часть общей культуры общества и как специфическое образование, направленное на овладение ценностями физической культуры. Их приоритетность и уникальность обусловлена двумя основными факторами, отражающими комплексный характер влияния физической культуры на человека:

- воспроизводство - совершенствование в личности ее духовной природы, что обусловлено особым типом взаимосвязи и сочетанности в физкультурно-спортивной деятельности совокупности социокультурных ценностей и разнообразием видов взаимоотношений субъектов физкультурно-спортивной деятельности;

- становление двигательных способностей личности, что проявляется в сформированности разнообразных двигательных умений и навыков жизнеобеспечивающего и прикладного характера, а также двигательных качеств и сопряженных с ними способностей, обслуживающих качественное проявление двигательных умений и навыков [3, с. 3].

По сути, физическая культура - это направленная работа с духовной составляющей личности, которая осуществляется в процессе целенаправленной работы с телом, представляющим в личности ее биологическое начало.

Основными целями физкультурного образования обучающихся медицинских вузов следует считать:

- укрепление здоровья, повышение и поддержание на оптимальном уровне физической и умственной работоспособности, психомоторных навыков;

- развитие и совершенствование физических качеств, поддержание их на протяжении всех лет обучения в вузе;

- выработка ценностных установки на качественное применение средств и методов физической культуры как неотъемлемого компонента здорового образа жизни, фактора общекультурного развития и овладения медицинской профессией;

- привитие знаний и обучение практическим навыкам использования нетрадиционных средств физической культуры для укрепления и восстановления здоровья;

- обучение различным двигательным навыкам, сочетая с профессиональной физической подготовкой, методам оценки физического, функционального, психоэмоционального и энергетического состояния организма и методам коррекции средствами физической культуры;

- обучение само- и взаимоконтролю на групповых и индивидуальных занятиях средствами физической культуры, ведению дневника самоконтроля, составлению и проведению комплексов утренней гимнастической и производственной гимнастики;

- формированию навыков соблюдения требований личной и общественной гигиены, мотивационно -ценностное отношение к оптимальному двигательному режиму, привитие интереса к занятиям физической культурой и спортом и профилактика вредных привычек.

Таким образом, на кафедре физической культуры ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России было организовано исследование по изучению мотивации иностранных обучающихся к занятиям физической культурой, как системообразующего фактора деятельности в области здоровьесбережения.

В результате проведенного опроса среди обучающихся на первом курсе было выявлено, что большая часть обучающихся из Индии (70%) посещали занятия физической культурой в школе, 46 % - посещали дополнительные занятия по различным видам спорта, 82 % относятся к занятиям физической культурой «хорошо», 68 % готовы заниматься 2 раза в неделю по расписанию и 2-4 раза вне расписания. 15 % девушек и 13% юношей оказались равнодушными к занятиям физическими упражнениями, 32% обучающийся указали на достаточность занятий в рамках расписания.

Состояние здоровья - основная причина, не позволяющая иностранным обучающимся заниматься физической культурой и спортом подтвердили 65% девушек и 79 % юношей из Индии. Недостаток времени как субъективный фактор, ограничивающий занятия физической культурой отметили 87% девушек и 65% юношей. 32 % индийских девушек сослались на усталость в конце рабочего дня. Среди причин, препятствующих занятиям физическими упражнениями иностранные обучающиеся отметили: усталость от обучения на кафедрах медицинского вуза, не удобное расписание дополнительных занятий в спортивных и оздоровительных секциях; отсутствие потребности и интереса в занятиях физическими упражнениями; отдаленность места проживания от спортивной инфраструктуры вуза; низкий уровень здоровья; семейные и бытовые проблемы, тяжелое финансовое положение; недостаточная обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарем.

В рамках, проведенного опроса было выявлено, что 64% респондентов не находят со стороны родителей, преподавателей, декана поддержки своей физкультурно-спортивной деятельности. Обучающиеся из Индии выделили факторы, препятствующие их приобщению к активным занятиям физической культурой и спортом: отсутствие условий для занятий спортом дома, отсутствие примера со стороны родственников, отсутствие занятий физической культурой в школе, наличие вредных привычек.

Положительное отношение к физической культуре и спорту индийские студенты ассоциируют с возможностью много двигаться, с хорошим настроением после занятий. 69 % юношей занимаются физическими упражнениями потому, что «можно сбросить лишний вес..., хорошее самочувствие после занятий..., физическая нагрузка снимает стресс и т.д.». Изучая ценностные ориентации к занятиям физической культурой, было установлено, что иностранные обучающиеся рассматривают такие занятия как способ адаптации к новым условиям жизнедеятельности, как возможность проявить себя, улучшить самочувствие после рабочего дня, снять усталость и стресс. Получение удовольствия от занятий физической культурой, как причину указали 7 % обучающихся.

Следовательно, дисциплины по физической культуре и спорту для иностранных обучающихся в медицинских вузах является значимым фактором обеспечения высокого уровня функционального состояния организма, формирующим физические, психические и специальные качества будущих врачей. Физкультурно-спортивная деятельность позволит иностранным обучающимся расширить круг общения, даст возможность эстетического и эмоционального восприятия, позволит сформировать опыт деятельности по сохранению и укреплению индивидуального здоровья в новых условиях жизнедеятельности, будет, является основным условием здоровьесбережения личности.

Анализ результатов, проведенного исследования, позволил сделать вывод о необходимости внесения изменений в рабочие программы дисциплин по физической культуре и спорту для студентов иностранного факультета ФГБОУ ВО «Оренбургского государственного медицинского университета» Минздрава России, разработать программу физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

При организации занятий физической культурой и спортом с иностраннымиобучающимися учитываются следующие факторы:

- этнические особенности контингента обучающихся, особенности национальной культуры, традиций в вопросах физической культуры, в том числе конфессиональных;

- коммуникативные барьеры, связанные с различным уровнем владения русским языком, языком-посредником;

- состояние здоровья, уровень физической подготовленности, индивидуальные адаптационные особенности.

Поиск новых подходов к содержанию занятий физической культурой и спортом необходимо ориентировать не только на двигательную подготовку обучающихся, но и на развитие личности, на индивидуальное восприятие учебного материала. Учитывается особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности [6, с. 87]. Иностранные студенты с удовольствием новые игры, но, в то же время, отдают предпочтению уже знакомым, национальным видам спорта (крикет). В целом спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач: удовлетворить их потребности в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические качества, но и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Значительное внимание уделяется тестированию физических качеств иностранных студентов. Практика показала, что с нормативами физической подготовленности принятыми в России не может справиться большая часть обучающихся. В связи с чем, для иностранных студентов разработаны отдельные таблицы оценки физических качеств, и акцент делается на показатели прироста индивидуальных результатов, исходя из того, что тестирование должно побуждать обучающихся добиваться более высокого уровня физической подготовленности, не вызывать отрицательного отношения к физическим упражнениям, помогать создавать у студентов положительный психологический настрой. Тесты носят информационный характер, дают обучающимся представление о текущем уровне их физической подготовленности и не сравниваются с установленными нормами в России.

Немаловажное значение иностранные студенты отводят культуре взаимоотношений на уровне «преподаватель-студент». Авторитет личности преподаватель у данной категории студентов находится на очень высоком уровне и, в большинстве случаев не ставиться под сомнение. В этой связи, с иностранными группами работают только опытные преподаватели, имеющие педагогический стаж, владеющие языком-посредником и принимающие каждого студента как личность, требующую особого внимания и уважения. Преподавателями проводятся персональные консультации по определению предпочтений обучающихся в выборе спорта, оптимального индивидуального двигательного режима [1].

Также учитываются гендерные особенности иностранных студентов. Более активно на занятиях проявляют себя юноши. Они быстрее усваивают учебный материал, охотнее идут на контакт с преподавателем, чаще задают интересующие их вопросы. Более пассивными являются девушки, они часто стесняются проявлять свою физическую подготовленность. Поэтому занятие с иностранными студентками строится с учетом их двигательных способностей.

В рамках организации внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности иностранные обучающиеся привлекаются в различных ролевых качествах (зритель, болельщик, участник группы поддержки, участник соревнований). Студенты иностранного факультета успешно выступаю в составе сборных команд Оренбургского государственного медицинского университета по видам спорта на соревнованиях различного уровня, участвуют в составе команд факультетов во внутривузовских спортивных мероприятиях, принимают активное участие в спортивных праздниках, посещают спортивные секции. Отдельно, согласно плану воспитательной работы, проводятся физкультурные и спортивные мероприятия только для студентов иностранного факультета, уже стали традиционными «Веселые старты», турнир по перетягиванию каната, крикет и т.д.

Участие в соревнованиях и совместных тренировках с российскими обучающимися является одним из факторов, который способствует эффективному освоению русского языка, свободному и активному поведению в неформальной обстановке, оптимальной формой расширения и закрепления двигательных навыков, приобретаемых на занятиях физической культурой и спортом.

Следовательно, дисциплины по физической культуре и спорту в вузе выполняют здоровьесберегающие функции для иностранных обучающихся и должны быть обязательными и в том же объеме, как и для остальных студентов. Вариативный подход с учетом этнических особенностей повышает значимость социальных и профессионально-ценностных мотивов, направленных на укрепление здоровья, совершенствование профессионально значимых качеств будущего врача, позволяют решать не только вопросы адаптации иностранных студентов к обучению в медицинском вузе, но и вопросы сохранения, укрепления и формирования индивидуального здоровья.

Выводы. Обучение дисциплинам по физической культуре и спорту на факультете иностранных студентов в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России рассматривается как фактор, способствующий сохранению и укреплению здоровья данного контингента обучающихся. Анализ, проведенного исследования позволил выделить ряд особенностей реализации занятий физической культурой и организации дополнительной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности.

На занятиях акцентируется внимание на положительные качества и достижения иностранных студентов, на удовлетворение их потребности в самоутверждении и общении. Нагрузка подбирается в зависимости от физической подготовленности занимающихся. Учитываются гендерные особенности иностранных студентов. Значительное внимание уделяется тестированию физических качеств обучающихся, тесты носят информационный характер, давая представление обучающимся о текущем уровне развития физических качеств. Ведется поиск новых подходов к содержанию дисциплин по физической культуре и спорту с учетом поведенческих и этнических особенностей иностранных студентов, ориентированных не только на двигательную подготовку обучающихся, но и на развитие личности. Учитывается особая значимость и привлекательность игровой деятельности.

Таким образом, особенности реализации дисциплин по физической культуре и спорту на факультете иностранных студентов способствуют формированию положительной динамики физической подготовленности, физической работоспособности, функционального состояния организма иностранных студентов, развитию ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни, привитию навыков здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Позволяют решать психолого-педагогические задачи здоровьесбережения личности, адаптации к условиям образовательного пространства медицинского вуза.

Литература:

1. Груцяк, Н.Б. Физическая культура как мощный фактор, способствующий адаптации иностранных студентов в вузе. / Н.Б. Груцяк, В.И. Груцяк // Физическое воспитание студентов. - 2010 - № 2. - С. 37-39

2. Ермакова, М.А. Педагогические условия формирования культуры здоровьесбережения обучающихся / М.А. Ермакова, М.И. Болотова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55 - Ч.6. - С. 47-54

3. Коровин, С.С. Ценностный потенциал физической культуры в воспитании личности: учебное пособие / С.С. Коровин, Т.М. Панкратович; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; ФГБОУ ВО «Оренб. гос. пед. ун-т». - Оренбург :Изд-во ОГПУ, 2018. - 212 с.

4. Рахимов, Р.Г. Особенности организации обучения иностранных студентов в вузе и направление его развития / Р.Г. Рахимов // Язык и культура. - 2010. - №4 (12). - С. 123-126.

5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные техноло-гии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. — М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.

6. Ушакова, И.А Преподавание «Физической культуры» с учетом этнических особенностей иностранных студентов / И.А. Ушакова, В.Б. Мандриков // Вестник ВолгГМУ. - №3 (39). 2011 г. - С. 85-87

7. Ушакова, И.А. Здоровьесберегающее обучение в профессиональной социализации иностранных студентов - медиков: монография / И.А. Ушакова; под ред. В.Б. Мандрикова. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2014.

8. Фазлеева, Е.В. Занятия физической культурой в вузе как средство адаптации иностранных студентов к обучению / Е.В. Фазлеева, Н.В. Васенков, А.С. Шалавина // Наука и спорт: современные тенденции. №2 (Том 11), 2016 г. С. 31-34

Педагогика

УДК 376.3

старший преподаватель, аспирант Ефимова Ольга Витальевна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова (г. Ульяновск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Парфёнова Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова (г. Ульяновск)

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос использования предметно-практического моделирования в рамках коррекционно-логопедической работы; охарактеризована сущность и возможности данного метода; обосновываются условия его применения в контексте формирования понимания дошкольниками с ОНР функционально-смысловых особенностей связного высказывания, а также умения планировать и моделировать собственное связное высказывание.

Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, предметно-практическая деятельность, моделирование, метод предметно-практического моделирования.

Annotation. This article discusses the use of subject-practical modeling in the framework of correction and speech therapy; characterized the nature and possibilities of this method; the conditions of its use in the context of the formation of understanding by preschool children with ONR functional-semantic features of a coherent utterance, as well as the ability to plan and model their own coherent utterance are justified.

Keywords: connected speech, general speech underdevelopment, subject-practical activity, modeling, visual object-practical modeling method.

Введение. Полноценное овладение связанной речью, являющейся сложной формой речевой деятельности, предполагает наличие у ребенка определенного уровня речевого и интеллектуального развития, который характеризуется: степенью усвоения словарного запаса языка и умения им пользоваться, сформированностью навыков практического применения языковых законов и норм родного языка при передаче содержания готово текста, или при составлении самостоятельного связного высказывания.

Изложение основного материала статьи. С лингвистической точки зрения связная речь - это состоящий из более или менее законченных самостоятельных частей, обладающий определенной протяженностью, отрезок речи [15].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.