Научная статья на тему 'Анализ эффективности ряда образовательных подходов к формированию действенных компетенций здоровьесбережения у студентов'

Анализ эффективности ряда образовательных подходов к формированию действенных компетенций здоровьесбережения у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / HEALTH SAVING / EDUCATIONAL APPROACHES / STUDENTS / PHYSICAL HEALTH / INDIVIDUAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубунаури Андрей Темуриевич, Осипов Александр Юрьевич, Тарасенко Юлия Вячеславовна

Статья посвящена проблематике сохранения физического здоровья студентов в период обучения молодых людей в вузах. Также изучается проблема качественного формирования у обучающихся действенных компетенций здоровьесбережения. Для решения данных проблем специалисты предлагают использовать определенные образовательные подходы. В статье дана оценка уровня эффективности использования предложенных подходов к формированию здоровьесберегающих компетенций у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубунаури Андрей Темуриевич, Осипов Александр Юрьевич, Тарасенко Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF A NUMBER OF EDUCATIONAL APPROACHES TO THE FORMATION OF EFFECTIVE HEALTH-SAVING COMPETENCIES AMONG STUDENTS

The article is devoted to the problems of preserving the physical health of students during the training of young people in universities. Also studied the problem of developing students ' of effective health care competencies. To solve these problems, experts suggest using certain educational approaches. The article assesses the level of effectiveness of the proposed approaches to the formation of health-saving competencies of students.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности ряда образовательных подходов к формированию действенных компетенций здоровьесбережения у студентов»

4. Лопатина Л.В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Теоретический и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. - СПб., 2014. - 334 с.

5. Ткаченко, Т.А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко. - М.: Книголюб, 2008. - 132 с.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М.: Школьная Пресса, 2015. - 232 с.

7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2014. - 80 с.

8. Чукаева М. Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - 167 с.

9. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.

Педагогика

УДК: 378.172

старший преподаватель Бубунаури Андрей Темуриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора

В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск); старший преподаватель Тарасенко Юлия Вячеславовна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЯДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЙСТВЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья посвящена проблематике сохранения физического здоровья студентов в период обучения молодых людей в вузах. Также изучается проблема качественного формирования у обучающихся действенных компетенций здоровьесбережения. Для решения данных проблем специалисты предлагают использовать определенные образовательные подходы. В статье дана оценка уровня эффективности использования предложенных подходов к формированию здоровьесберегающих компетенций у студентов.

Ключевые слова: здоровьесбережение; образовательные подходы; студенты; физическое здоровье; индивидуализация обучения.

Annоtation. The article is devoted to the problems of preserving the physical health of students during the training of young people in universities. Also studied the problem of developing students ' of effective health care competencies. To solve these problems, experts suggest using certain educational approaches. The article assesses the level of effectiveness of the proposed approaches to the formation of health-saving competencies of students. Keywords: Health saving; educational approaches; students; physical health; individual training.

Введение. Анализ значимых научных исследований, посвященных модернизации Российского образования, показывает наличие ряда серьезных проблем в области физического воспитания обучающихся. Выявлена довольно слабая образовательная направленность на здоровьесберегающее обучение и формирование ценностей ведения здорового образа жизни, что впрочем, характерно для всей действующей сегодня системы образования в России [10]. Обнаружена негативная динамика ухудшения уровня физического развития и здоровья современных молодых людей [32], начиная с младшего школьного возраста [26]. Медицинские наблюдения свидетельствуют, что у большинства выпускников школ, при поступлении в вузы основные показатели физической подготовленности отвечают лишь удовлетворительному уровню [6]. За период обучения молодых людей в высшей школе уровень физического развития и здоровья большинства студентов ощутимо снижается [21]. Некоторые ученые считают, что изначальная ориентация системы физического воспитания молодежи, направленная на подготовку к высокопроизводительному труду и защите Родины, в современных условиях должна изменить свой приоритет на формирование комплексной культуры сохранения здоровья обучающихся [14].

Следует отметить, что нормативная направленность системы физического воспитания молодежи на формирование и развитие навыков профессионально-прикладной физической подготовленности теряет свою актуальность в условиях использования современных подходов к преподаванию физической культуры в образовательных учреждениях. По мнению В.А. Сальникова система физического воспитания, доставшаяся нам в наследство от СССР, имеет лишь программно-нормативные основы и совершенно не учитывает индивидуальные качества и интересы обучающихся [19]. Тот же автор указывает на потребность общества в новой образовательной системе, неотъемлемой частью которой будет здоровьесберегающая направленность образовательного процесса. Ученые считают, что активно способствовать повышению уровня физического здоровья и качества жизни обучающихся должно физическое воспитание молодежи. В современных образовательных программах предмет - физическое воспитание должно являться комплексной дисциплиной обучения и социального воспитания будущей личности. Данная дисциплина включать в себя передовые академические, нормативные и функциональные аспекты обучения молодых людей, направленные на усовершенствование качества жизни современного человека [8].

Анализируя имеющиеся научные данные, авторы статьи, определили основной целью исследований анализ эффективности использования некоторых образовательных подходов в области физического

воспитания студентов, способствующих сохранению и укреплению уровня физического здоровья молодых людей и формированию у них действенных компетенций здоровьесбережения.

Изложение основного материала статьи. Специалисты в области высшего образования и физического воспитания личности определили несколько основных подходов к образовательному процессу способствующих сохранению и укреплению физического здоровья студенческой молодежи: компетентностный [2; 9; 11], личностно-ориентированный [13; 17; 23; 28], и спортивно-ориентированный [7; 18; 22].

Компетентностный подход к образовательному процессу в области физического воспитания должен, по мнению Д.В. Викторова, формировать у обучающихся здоровьесберегающую компетентность - субъективное состояние личности, характеризующееся уровнем практической готовности человека к здоровьесберегающей деятельности. Объективными критериями оценки степени сформированности данной компетентности выступают закономерности функционирования организма по результатам профессиональной и социальной деятельности человека [2]. Специалисты считают, что здоровьесберегающую компетентность следует представлять как основу всего социального бытия современного человека [5]. Однако данные медицинских наблюдений наглядно показывают, что уровень физического здоровья большей части выпускников общеобразовательных и высших учебных заведений не соответствует оптимальным параметрам и существенно снижается к моменту окончания обучения [4; 20]. Следовательно, необходимо признать, что компетентностный подход к образовательному процессу в большинстве учебных заведений нашей страны в полной мере не реализован. Основной причиной недостаточной реализации компетентностного подхода, на взгляд авторов статьи, является недостаток практических методик здоровьесбережения молодых людей, обучающихся в образовательных учреждениях. Почти полное отсутствие действенных практических навыков и компетенций позволяющих сохранить и укрепить свое физическое здоровье у большинства выпускников школ и вузов отмечают специалисты. Обусловлено данное обстоятельство тем, что в момент внедрения в образовательные программы компетентностного подхода многие вузы просто переписали свою нормативно-методическую документацию. Была произведена лишь замена терминов: знания, умения, навыки на новые термины - компетенции и компетентность. Практическое содержание образовательных программ существенным образом не изменялось. К подобным образовательным «реформам» руководство образовательных организаций подтолкнули, по мнению Л. С. Гринкруга, малые временные и финансовые траты, традиции, недостаток квалифицированных кадров, достаточно жесткие сроки внедрения новых образовательных стандартов [3]. Следует также отметить, что успешная реализация компетентностного подхода будет зависеть от эффективности использования целого ряда современных педагогических технологий, методик и новых подходов к сохранению физического здоровья обучающихся, в том числе личностно-ориентированного и спортивно-видового подходов.

Личностно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодежи представляет собой, по мнению В.Г. Шилько, цели, задачи, формы и методы физкультурно-спортивной деятельности, максимально ориентированные на индивидуальные интересы и потребности личности каждого студента [23]. Поскольку основополагающим принципом реализации данного подхода в образовательном процессе является принцип спортизации - процесса интеграции технологий, правил и принципов спортивной тренировки, направленных на решение основных задач физического воспитания обучающихся, данный подход тесно связан со спортивно-ориентированным подходом [1, 16]. Следует отметить, что личностно-ориентированный подход декларирует поливариативность и многообразие содержания и форм физкультурно-спортивной деятельности обучающихся, что на практике далеко не всегда реализуемо. Эффективное использование в образовательной практике личностно-ориентированного подхода предусматривает также наличие действенной системы мониторинга индивидуального морфофункционального и психологического состояния обучающихся [24; 31], что в условиях недостатка материально-технического и квалифицированного кадрового обеспечения не позволяет добиться желаемых результатов. Действенному использованию данного подхода также препятствуют довольно существенные различия в методологической направленности образовательного процесса в различных вузах, отсутствие единой модели обучения и подготовки специалистов в области здоровьесбережения [12].

Спортивно-ориентированный подход представляет собой определенную конверсию современных средств, форм и методов спортивной тренировки в процесс физического воспитания обучающихся: школьников и студентов. Многие специалисты считают данный подход к образовательному процессу наиболее результативным и предлагают активно использовать спортизацию физического воспитания молодых людей, начиная с общеобразовательных учреждений [7]. По мнению Е.М. Ревенко, спортивно-ориентированный подход имеет значимый потенциал в деле повышения эффективности физического воспитания студентов имеющих индивидуальные особенности возрастного и физического развития [18]. Однако исследования многих зарубежных ученых, а в странах Европы и Северной Америки спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию обучающихся применяется уже более полувека, показывают, что данный подход все же не способен справиться с глобальными угрозами здоровью современной молодежи - гиподинамией и развитием ожирения [25; 27; 30]. В литературе есть данные отечественных специалистов об отсутствии значимого положительного влияния различных форм и методов спортизированного физического воспитания на уровень физического развития и здоровья выпускников вузов [4; 29].

В подтверждение к вышеизложенным тезисам авторы статьи приводят некоторые данные из исследований посвященным оценке общего уровня двигательной активности и физического развития студентов, обучающихся в крупных вузах Красноярского края [15]. В данных вузах уже длительное время используются вышеописанные подходы к проведению занятий по физическому воспитанию. В Сибирском федеральном университете (СФУ) и Сибирском государственном университете науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева (СибГУНиТ) используются спортивно-ориентированный и личностно-ориентированный подходы. В Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ) широко применяется личностно-ориентированный подход. Поскольку конечной целью обучения является подготовка специалиста владеющего успешными практическими навыками здоровьесбережения, компетентностный подход должен использоваться во всех образовательных учреждениях. Участники исследований - студенты (юноши) старших (4-6) курсов обучения, не имеющие по данным медицинских осмотров хронических заболеваний. Количество исследуемых студентов - 900 человек, представляющих

крупные вузы Красноярского края (СФУ - п=300, КрасГМУ - п=300, СибГУНиТ - п=300). Участникам исследований было предложено самостоятельно оценить уровень своей повседневной двигательной активности и своего физического развития и здоровья, используя полученные в ходе обучения знания и навыки. На следующем этапе было проведено контрольное функциональное тестирование участников с использованием ряда проб и тестов (проба Мартинэ, проба Яроцкого, ортостатическая проба, проба Штанге, тест Купера). По результатам тестирования планировалось определить степень эффективности использования определенных подходов к образовательному процессу по физическому воспитанию студентов и формированию у них действенных компетенций здоровьесбережения.

Результаты опроса и анкетирования участников исследований показывают, что большинство (более 55%) опрошенных молодых людей считают уровень своей повседневной двигательной активности (ДА) достаточным для сохранения своего здоровья. Уровень своего физического развития (ФР) большинство (более 60%) студентов оценили, как достаточный и высокий. Успешное владение практическими навыками и компетенциями здоровьесбережения (ЗК) указали в анкетах более 70% опрошенных студентов. Однако функциональное тестирование показало, что в среднем лишь около 42% участников исследований могут считать достаточным уровень своего физического развития и здоровья. У большинства студентов результаты тестов и проб были неудовлетворительными. Результаты исследований представлены на рис. 1.

Соотношение показателей

100л

5? 80

Ш е 60

Л н 40

н

а d 20

0

ш

□ СФУ

□ КрасГМУ

□ СибГУНиТ

ДА

ФР ЗК показатели

Тест

Рисунок 1. Результаты опроса и тестирования студентов

Результаты проведенных исследований показывают, что у большинства студентов завершающих обучение в университетах, действенные компетенции здоровьесбережения, а именно способности успешного самостоятельного использования средств и методов физического воспитания для сохранения оптимального уровня своего здоровья и поддержания должного уровня физической подготовленности [11], в необходимой мере не сформированы. К сожалению, приходится признать, что реализация компетентностного подхода к образовательному процессу в области физического воспитания личности студентов не является успешной. Эффективность использования личностно-ориентированного и спортивно-видового подходов в деле формирования действенных компетенций здоровьесбережения также вызывает сомнения.

Выводы: Авторы считают необходимым заявить, что:

1. Детальный анализ научных публикаций посвященных использованию определенных педагогических подходов в деле сохранения и укрепления физического здоровья современных молодых людей - студентов вузов, показывает, что ни один из предлагаемых специалистами подходов не способен до конца решить задачу эффективного формирования у будущих специалистов действенных компетенций здоровьесбережения. Необходим поиск новых и модернизация существующих образовательных подходов к сохранению и укреплению здоровья обучающихся, как в период обучения молодежи, так и в последующей трудовой и социальной деятельности выпускников.

2. Основной проблемой требующей поисков немедленного решения является недостаток или отсутствие у выпускников вузов действенных здоровьесберегающих компетенций и компетентности - наличия успешного практического опыта реализации полученных знаний, умений и навыков в деле сохранения и укрепления уровня своего физического здоровья.

3. Новые подходы к образовательному процессу в области формирования действенных компетенций здоровьесбережения должны быть направлены создание и внедрение в процесс физического воспитания индивидуальных программ обучения молодых людей. Индивидуальное обучение в нашем понимании представляет собой не удовлетворение индивидуальных интересов каждого студента, а подбор средств и методов позволяющих обеспечить быстрый прирост показателей физической подготовленности при сохранении оптимального уровня здоровья молодых людей. Необходимо также наличие качественного мониторинга уровня физического и функционального состояния студентов, занимающихся по программам индивидуального обучения.

Литература:

1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20531 (дата обращения: 15.08.2018).

2. Викторов Д.В. Здоровьесберегающая компетентность студенческой молодежи // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. №2 (6). С. 92-96.

3. Гринкруг Л.С. Условия совершенствования структуры управления проектом обновления образовательной системы вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. Т.1. Психолого-педагогические науки. №3 (17). С. 92-97.

4. Грузенкин В.И. Развитие системы физического воспитания в нефизкультурных Сибирских вузах // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №3. С. 56-58.

5. Дочкина Н.Л. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов в образовательном учреждении // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 110-114.

6. Климов В.М., Айзман Р.И. Оценка физического здоровья выпускников школ, поступающих в вузы // Бюллетень сибирской медицины. 2016. №15 (3). С. 41-47.

7. Лубышева Л.И., Черепов Е.А. Обоснование эффективности проектирования здоровьеформирующего образовательного пространства школы на основе спортизации физического воспитания // Человек. Спорт. Медицина. 2016. Т.16. №2. С. 52-61.

8. Малоземов О.Ю., Хайрулин А.Р., Боярских М.П. Взаимосвязь здоровьесбережения и качества жизни: психолого-педагогический аспект // Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. 2018. №59 (1). С. 226-228.

9. Матвеев В.С., Лучинина И.Г., Романов Д.А. Эффективность физического воспитания студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. №11 (129). С. 160-163.

10. Мелешкова Н.А., Урусов Г.К. Педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. №39. С. 195-201.

11. Мельникова О.А., Шевелева И.Н. Компетентностный подход в физическом воспитании студентов вуза // Омский научный вестник. 2013. №5 (122). С. 189-190.

12. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивно-образовательного пространства в условиях модернизации Российского общества (на примере подрастающего поколения Сибирского региона): Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева, 2011. 416 с.

13. Наговицын Р.С. Формирование физической культуры личности обучающихся на основе принципов, обусловленных личностно-ориентированным подходом // Перспективы науки и образования. 2014. №2 (8). С. 59-62.

14. Найданов Б.Н., Галимова А.Г., Жигжитов Б.С. Инновационные подходы к системе физического воспитания школьников // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Педагогика. Филология. Философия. 2014. №13. С. 135-140.

15. Осипов А.Ю., Федорова И.А., Кочеткова Т.Н., Логинов Д.В. Оценка уровня двигательной активности студенческой молодежи // Проблемы современного педагогического образования. Серия: педагогика и психология. 2017. №54 (3). С. 157-164.

16. Осипов А.Ю., Гуралев В.М., Кокова Е.И., Пазенко В.И. Физическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. Т.2. №1 (46). С. 100-103.

17. Пахомов А.В., Андриященко Е.В., Матвеев В.С. и др. Педагогическая модель формирования физической культуры личности студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. №11 (117). С. 113-116.

18. Ревенко Е.М. Индивидуальные особенности студентов, выбравших в рамках физического воспитания разные виды двигательной активности // Образование и наука. 2017. Т.19. №7. С. 157-174.

19. Сальников В.А., Ревенко Е.М., Бебинов С.Е. Инновационное физическое воспитание: спортивно-ориентированный подход // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №4. С. 57-61.

20. Сивохин И.П., Федоров А.И., Ярушин С.А. Физическая активность и здоровье студентов в контексте социологического анализа // Теория и практика физической культуры. 2018. №9. С. 26.

21. Харламов Е.В., Орлова С.В., Шкурина А.В. Оценка изменений показателей физического здоровья студентов с учетом соматотипов // Медицинский вестник Юга России. 2013. №2 (12). С. 116-119.

22. Черепов Е.А., Ненашева А.В. Современное состояние системы физического воспитания в России: Основные проблемы и пути совершенствования // Человек. Спорт. Медицина. 2014. Т.14. №3. С. 5-18.

23. Шилько В.Г. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов // Вестник Томского государственного университета. 2004. №283. С.205-210.

24. Шутова Т.Н., Кондраков Г.Б., Аверясова Ю.О., Филимонова Ю.Б. Системный и личностно-ориентированный подходы в управлении состоянием здоровья студентов // Теория и практика физической культуры. 2018. №9. С. 30-32.

25. Beddoes Z., Prusak K.A., Hall A. Overcoming marginalization of physical education in America's schools with professional learning communities // Journal of Physical Education, Recreation & Dance. 2014. №85 (4). Р. 21-27.

26. Lebedinskiy V., Koipysheva E., Rybina L., et al. Age dynamic of physical condition changes in pre-school age girls, schoolgirls and students, living in conditions of Eastern Siberia // Physical Education of Students. 2017. №21 (6). P.280-286. D0I:10.15561/20755279.2017.0604

27. Lundvall S. Physical literacy in the field of physical education: A challenge and a possibility // Journal of Sport and Health Science. 2015. №4 (2). Р. 113-118.

28. Osipov A., Starova O., Malakhova A., et al. Modernization process of physical education of students in the framework of implementation of the state strategy for the development of physical culture, sport and tourism in the Russian Federation // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №4. P. 1236-1241. D0I:10.7752/jpes.2016.04196

29. Osipov A., Vonog V., Prokhorova O., et al. Student learning in physical education in Russia (Problems and development perspectives) // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №1. P. 688-693. DOI:10.7752/jpes.2016.s1111

30. Radziminska A., Weber-Rajek M., Lulinska-Kuklik E., et al. (2016). Academic youth's health behavior // Physical education of students. 2016. №6. З.55-62. DOI:10.15561/20755279.2016.0607

31. Shuba L., Shuba V. Modernization of physical education of student youth // Physical Education of Students. 2017. №21 (6). Р.310-316. https://doi.org/10.15561/20755279.2017.0608

32. Tulyakova O., Avdeeva M. Informative indices of physical and functional state of young men during the process of adaptation to learning // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2018. №22 (1). P.44-49. DOI:10.15561/18189172.2018.0106

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Бузинская Яна Михайловна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ

ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка в системе преподавания английского языка в высшей школе. В работе раскрывается сущность компетентностного подхода и понятия компетентность. В статье обосновывается необходимость формирования поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка согласно требованиям ФГОС высшего профессионального образования по направлению «Филология». В исследовании приведены рекомендации по формированию анализируемой компетентности в рамках преподавания английского языка в высшей школе в системе профессиональной подготовки будущих филологов иностранного языка.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, поликультурность, принцип поликультурности, поликультурное образование, поликультурная компетентность, профессиональная подготовка филологов иностранного языка, система преподавания английского языка.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of formation of multicultural competence of future foreign language philologists in the system of teaching English in higher education. The article reveals the essence of the competence approach and the concept of competence. The article substantiates the need for the formation of multicultural competence of future foreign language philologists in accordance with the requirements of the GEF of higher education in the field of "Philology". The study provides recommendations on the formation of the analyzed competence in the framework of teaching English in higher education in the system of professional training of future philologists of a foreign language.

Keywords: competence, competence approach, multiculturalism, the principle of multiculturalism, multicultural education, multicultural competence, professional training of foreign language philologists, the system of teaching English.

Введение. Анализ тенденций развития мирового социума позволяет в качестве ведущей определить тенденции глобализации, оказывающие влияние на все сферы деятельности человека. Как ведущая тенденция современного развития глобализация в корне меняет внешнюю среду деятельности образовательных заведений.

Изучение вызовов глобализации и информационной революции в обществе является одним из главных задач научных педагогических исследований в современных условиях, так как система образования, признанная сегодня важнейшей сферой существования общества знаний, должна уверенно отвечать на различные требования меняющегося мирового и отечественного социума и реагировать на любые трансформации экономики и общества.

Так, непрерывным процессом функционирования системы высшего образования является ее постоянная зависимость от тенденций развития современного глобализированного и информационного общества, которое отождествляется сегодня с процессами интернационализации и глобализации.

В условиях глобализации в системе образование важным аспектом становится принцип поликультурности.

В современном мире достаточно много государств отличается поликультурным составом граждан. Не составляет исключения и отечественное многонациональное общество, признанное в научной литературе как поликультурное.

Так, профессиональная подготовка филологов иностранного языка, в частности английского, выступающего языком международного общения, в своем содержании одним из ведущих компонентов должна содержать поликультурную линию, результатом которой должно являться формирование поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение сущности поликультурной компетентности филологов иностранного языка, определение подходов к формированию указанной компетентности студентов в контексте преподавания английского языка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе своего развития отечественное образование переживает период модернизации. Потребность в реформировании и модернизации образования, в частности педагогического, вызвано рядом противоречий:

- между качеством профессиональной подготовки и требованиями к личности специалиста в области образования со стороны общества и государства;

- между тенденциями развития педагогической науки и реальным практическим процессом подготовки будущих специалистов высшей школе;

- между вызовами времени и уровнем профессионализма выпускника отечественного вуза.

Сегодня общество нуждается в инициативных, креативно мыслящих, творческих, конкурентоспособных специалистах, обладающих рядом сформированных компетентностей.

На основе учета потребностей общества к системе образования и требований, сформулированных в государственных образовательных стандартах, в качестве ведущего концептуального подхода к реализации высшего профессионального образования признан компетентностный подход. Такое отношение к компетентностному подходу продиктовано законодательными решениями государственной политики в области образования. Так, «образовательные стандарты высшего профессионального образования установили требования к условиям реализации компетентностного подхода, провозгласив формирование ключевых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.