Педагогика
УДК: 796.011.1
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
физической культуры и валеологии Приходов Дмитрий Сергеевич
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск), Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); старший преподаватель Григорьев Владимир Викторович Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск); преподаватель Юнусова Александра Витальевна Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Аннотация. Реализация компетентностного подхода в современной высшей школе сталкивается с рядом проблем. Одна из проблем - недостаток объективных и информативных критериев оценки уровня сформированности компетенций здоровьесбережения у студентов и выпускников вузов. В статье представлен анализ мнений ученых и педагогов по вопросам использования различных критериев оценки уровня сформированности здоровьесберегающих компетенций у студентов в практике образовательной деятельности в высшей школе. Выявлен значимый недостаток объективных критериев оценки уровня практических навыков здоровьесберегающей деятельности. Авторы предлагают использовать в качестве объективных и информативных критериев данные динамики уровня физической и функциональной подготовленности студентов в различные годы обучения.
Ключевые слова: компетентностный подход; здоровьесбережение; высшая школа; оценка данных.
Annоtation. The implementation of the competence approach in modern higher education faces a number of problems. One of the problems is the lack of objective and informative criteria for assessing the level of health-saving competencies of students and graduates. The article presents an analysis of the opinions of scientists and teachers on the use of various criteria for assessing the level of formation of health-saving competencies of students in the practice of educational activities in higher education. A significant lack of objective criteria for assessing the level of practical skills of health-saving activity is revealed. The authors propose to use as objective and informative criteria the data of the dynamics of the level of physical and functional readiness of students in different years of study at the university.
Keywords: competence approach; health care; higher education; data evaluation.
Введение. Известно, что современное образование в вузах должно быть направлено на формирование у обучающихся лиц профессиональных и социальных компетенций. Ученые отмечают, что актуальным и социально-важным педагогическим процессом является формирование у студентов в период их обучения действенных компетенций здоровьесбережения [9]. Данные компетенции включают в себя определенные ценностные ориентации на ведение здорового образа жизни и успешный опыт здоровьесберегающей деятельности. Современные выпускники, помимо дипломов о высшем образовании, также должны обладать всеми необходимыми компетенциями по сохранению здоровья, как своего личного, так и ближайшего социального окружения, в течение максимально длительного периода жизни. Однако специалисты указывают, что для современной системы высшего образования в нашей стране проблемы качественного формирования необходимого уровня компетенций здоровьесбережения у студентов являются актуальными, поскольку система высшего образования в Российской Федерации не способна обеспечить достаточный уровень сформированности данных компетенций у обучающихся лиц [1]. Впрочем, проблемы повышения качества Российского профессионального образования в области создания объективных рейтинговых оценок эффективности образовательного процесса появились не сегодня и нуждаются в постоянном обсуждении специалистов сферы образования [2].
Ученые отмечают, что помимо педагогических проблем связанных с повышением качества процесса формирования подобных компетенций у будущих специалистов, присутствуют также определенные проблемы качества оценки уровня сформированности компетенций здоровьесбережения у студентов [3]. Е.А. Югова утверждает, что основной проблемой является определенная сложность оценивания целостного результата формирования здоровьесберегающих компетенций (ЗК) у студентов в процессе получения ими профессионального образования [13].
Поскольку поиск оптимальных критериев оценки здоровьесберегающей компетентности студентов, формируемой у молодых людей в результате обучения в высшей школе, возможен лишь на основе структурного анализа общих подходов к системе оценок профессионального образования, на что указывает Э.Ф. Зеер [7], авторы статьи провели поиск и анализ современных научных данных, посвященных заявленной проблематике. Основной целью исследований стало определение объективных универсальных критериев оценки уровня сформированности действенных ЗК у студентов и выпускников вузов.
Изложение основного материала статьи. В условиях практической реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, оценка уровня сформированности компетенций у студентов на различных этапах обучения проводится за счет использования фондов оценочных средств (ФОС). В ФОСы входят контрольно-измерительные материалы, позволяющие объективно оценить уровень компетентности студентов и выполняющие функцию социальной меры качества системы высшего профессионального образования [5]. Е.С. Джевицкая указывает, что в практике современного профессионального образования измерение уровня овладения обучающимися профессиональными и общекультурными компетенциями происходит методом использования специальных кейсов. Данные кейсы предполагают применение
студентами комплекса специальных умений, необходимых для успешного решения поставленной задачи [6]. Быстрое и успешное выполнение студентами кейс-заданий свидетельствует о достаточном уровне сформированности оцениваемых компетенций. Однако следует учитывать, что результаты кейсов позволяют лишь в определенной мере оценить уровень сформированности компетенций здоровьесбережения студентов, так как объективная оценка здоровьесберегающей деятельности связана с динамикой основных показателей физического здоровья и физической подготовленности молодых людей. Оценка данных показателей будет невозможна без сравнительного анализа данных комплексного мониторинга, характеризующего физическое и психологическое состояние студентов в течение определенного периода времени [10].
Поскольку уровень сформированности компетенции проявляется в практической деятельности, оценку уровня ЗК следует проводить методом анализа эффективности здоровьесберегающей деятельности студентов и выпускников вузов. Е.И. Середа отмечает, что для оценки эффективности деятельности индивида или группы личностей используются универсальные критерии: продуктивность деятельности и удовлетворенность деятельностью [12]. Если удовлетворенность деятельностью можно измерить с помощью проведения анкетирования или опроса студентов, то уровень продуктивности здоровьесберегающей деятельности довольно сложно оценить без проведения комплексного медицинского обследования студентов.
По мнению Е.А. Юговой для оценки уровня сформированности здоровьесберегающей компетентности студентов следует использовать контрольно-измерительные материалы (базу тестовых заданий с критериями оценки) и ролевые и деловые игры. Предполагается, что участники подобных игр продемонстрируют в игровой форме уровень владения практическими навыками здоровьесбережения [13]. Однако при использовании данных способов можно будет оценить лишь уровень теоретических знаний студентов посредством тестирования. Оценка преподавателем деятельности каждого участника деловой или ролевой игры, с позиций демонстрации студентами практических навыков здоровьесбережения, представляется нам несколько субъективной. А.И. Кардашевский предлагает оценивать сформированность когнитивного компонента компетенций здоровьесбережения студентов с помощью специальных опросников, в которых сами студенты будут оценивать уровень значимости знаний в области профессионального здоровьесбережения, полученных ими в ходе обучения [8].
Н.Г. Аникеева в своих исследованиях, среди критериев и показателей уровня сформированности компетенций здоровьесбережения у студентов, указывает: деятельностный (характеризующийся быстротой и необходимым объемом практической здоровьесберегающей деятельности) и ценностно-смысловой (характеризующийся высоким уровнем мотивации, грамотной постановкой конечных целей здоровьесбережения и умением проводить самодиагностику состояния здоровья организма) критерии оценки [1]. Однако в практике образовательной деятельности самодиагностика состояния здоровья студентов, впрочем, как и комплексная диагностика состояния здоровья молодых людей используются в незначительном объеме.
Поскольку здоровьесберегающая компетентность личности неразрывно связана со здоровьем личности, не существует общего интегрального критерия измерения данной совокупности, считает Д.В. Викторов. Ученый утверждает, что для качественного измерения уровня здоровьесберегающей компетентности будущего специалиста необходимо использовать критерии объективной оценки функциональной деятельности организма в процессе жизнедеятельности: адаптируемость и восстанавливаемость [4]. По мнению А.Ю. Осипова, уровень функциональной подготовленности студентов, определяемый измерениями гемодинамических показателей, является объективным критерием оценки степени сформированности действенных компетенций здоровьесбережения. Ученый утверждает, что данные компетенции характеризуются не только наличием необходимых знаний и опыта здоровьесберегающей деятельности, но и положительной динамикой укрепления основных показателей физического здоровья студентов [11].
По мнению авторов статьи, информативно и объективно оценить уровень сформированности здоровьесберегающих компетенций у студентов возможно лишь при использовании ряда комплексных мер, контролирующих уровень физического развития и психофизического здоровья молодых людей в течение всего периода обучения. К таким мерам можно отнести наличие регулярного мониторинга состояния психофизического здоровья студентов: регулярные медицинские осмотры, беседы с психологами, оценку показателей физической и функциональной подготовленности посредством сдачи контрольных нормативов по общей физической подготовке, организацию общественных и научных мероприятий по проблемам здоровьесбережения. В Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого уже в течение ряда лет реализуется комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов. Регулярные медицинские осмотры молодых людей проводятся в течение каждого года их обучения в вузе, для определения динамики показателей здоровья студентов. Физическое воспитание в вузе длится в течение 5 лет обучения, позволяя контролировать динамику физической и функциональной подготовленности молодых людей. Ряд учебных дисциплин: «Семейная медицина и общественное здоровье», «Здоровый образ жизни», позволяют контролировать уровень теоретических знаний студентов в области здоровьесбережения и ведения здорового образа жизни. Регулярное проведение общественных и научных мероприятий: семинаров, конференций, круглых столов и т.д., позволяют поддерживать мотивацию студентов к здоровьесберегающей деятельности на высоком уровне.
Анализ научных данных позволил выявить основные критерии оценки уровня сформированности ЗК у студентов и выпускников вузов, используемые в практике современного высшего образования. Данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные критерии оценки уровня сформированности ЗК
Авторы статьи считают, что студенты соответствующие представленным критериям, обладают достаточным уровнем сформированности компетенций здоровьесбережения для продуктивной профессиональной и социальной деятельности.
Выводы: Авторы статьи считают нужным отметить следующее:
1. Анализ значимых научных данных, посвященных объективным способам и критериям оценки уровня сформированности действенных компетенций здоровьесбережения у студентов, показал, что в научной литературе нет однозначно принятых и рекомендуемых к использованию критериев оценки практических навыков здоровьесберегающей деятельности студентов и выпускников вузов. Большинство известных критериев оценки представляют собой контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить лишь уровень сформированности теоретических знаний студентов о здоровьесберегающей деятельности.
2. Для объективной оценки уровня сформированности практических навыков здоровьесберегающей деятельности (действенных компетенций здоровьесбережения) следует пользоваться данными, характеризующими уровень физической и функциональной подготовленности (гемодинамические показатели, функциональные тесты и пробы, мониторинг состояния здоровья). Наличие значимой положительной динамики увеличения уровня физической и функциональной подготовленности студентов свидетельствует об укреплении их здоровья, следовательно, о ведении продуктивной здоровьесберегающей деятельности.
Литература:
1. Аникеева Н.Г. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов при профессиональной подготовке в вузе: Дис...канд. пед. наук. Тюмень, 2009. 218 с.
2. Баканов М.В., Караваев А.В., Ширкалин М.А. Рейтинговые оценки качества Российского образования и реальные итоги по его улучшению в контексте новой государственной программы // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №60-4. С. 43-47.
3. Бубунаури А.Т., Осипов А.Ю., Тарасенко Ю.В. Анализ эффективности ряда образовательных подходов к формированию действенных компетенций здоровьесбережения у студентов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №60-1. С. 40-44.
4. Викторов Д.В. Здоровьесберегающая компетентность студенческой молодежи // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. №2 (6). С. 92-96.
5. Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Разработка фондов оценочных средств в условиях реализации компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6. №3 (20). С. 138-141.
6. Джевицкая Е.С. Практика оценки сформированности компетенций студентов в Российских высших учебных заведениях // Современные научные исследования и инновации. 2015. №2. Ч.4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/47077 (дата обращения: 05.06.2019).
7. Зеер Э.Ф., Югова Е.А. Критерии и показатели оценки здоровьесберегающей компетентности студентов // Педагогическое образование в России. 2014. №10. С. 78-82.
8. Кардашевский А.И. Формирование профессиональных здоровьесберегающих компетенций у студентов - будущих операторов сложных технических систем: Дис.канд. пед. наук. Самара, 2011. 174 с.
9. Коняева М.А. Содержание здоровьесберегающих компетенций в профессиональной деятельности студентов консерватории // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25862 (дата обращения: 13.06.2019).
10. Осипов А.Ю., Нижегородцев Д.В., Раковецкий А.И., Носачев Е.А., Шубин Д.А. Сравнительный анализ эффективности некоторых педагогических подходов к формированию здоровьесберегающих компетенций у студентов // В мире научных открытий. 2014. №1-1 (49). С. 533-545.
11. Осипов А.Ю., Гольм Л.А., Михайлова С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т.2. №2 (39). С. 178-182.
12. Середа Е.И., Парфенова Н.Б. Компетенции здоровьесбережения, как показатель эффективности технологий психологического сопровождения // Вестник Вятского государственного университета. 2011. №4-3.С. 134-139.
13. Югова Е.А. Технологии оценки здоровьесберегающей компетентности студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №12 (82). С. 206-211.
Педагогика
УДК:378.14
старший преподаватель Провоторова Елена Аркадьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (г. Москва)
QUIZLET.COM КАК ИНСТРУМЕНТ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ЛАТЫНИ
Аннотация. В связи с возрастающей ролью информационных технологий усиливается их значимость и в системе высшего образования. Особенно заметной становится их роль на фоне сокращения аудиторной нагрузки при сохранении общего объема учебного материала. Перенос акцента на самостоятельную работу приводит к необходимости поиска инструментов, способных обеспечить качественную самостоятельную работу студентов. Одним из таким инструментов является Quizlet, с помощью которого создаются интерактивные задания разных видов.
Ключевые слова: тестирование, web-приложение, система оценивания, самоподготовка, латинский язык.
Annotation. Due to the increasing role of information technologies, their importance in the system of higher éducation is increasing. Especially noticeable is their role against the background of reducing the classroom load while maintaining the total amount of training material. The shift of emphasis to independent work leads to the need to find tools that can provide high-quality independent work of students. One of these tools is Quizlet, which creates interactive tasks of different kinds.
Keywords: testing, web-application, evaluation system, self-study, Latin.
Введение. Электронные средства коммуникации являются неотъемлемой частью современной образовательной среды. То, что казалось маловероятным еще несколько лет назад, а именно - использование информационных технологий на любом этапе обучения, сейчас является ключевым компонентом учебного процесса. Интеграция средств мультимедиа и интернета в обучение иностранным языкам позволяет повысить его эффективность, сделать более индивидуально направленным, разработать траекторию обучения, ориентированную на потребности каждого отдельного ученика, на его способности и навыки. Несомненно, далеко не все трудности еще преодолены. Зачастую необходимость использования современных информационных технологий вызывает негативную реакцию как со стороны преподавателей, так и со стороны некоторых студентов. Объясняться это может недостаточным уровнем владения современными средствами интернет-коммуникации, негативным отношением к переводу обучения на дистанционный уровень и к снижению объема непосредственного контакта преподаватель - обучающийся, в отдельных случаях - отсутствием необходимых технических средств и т.д. Тем не менее, приходится признать, что переход от традиционной формы обучения к комбинации аудиторной и дистанционной форм является неизбежным, вопрос лишь в соотношении данных компонентов. В большинстве вузов сокращаются часы аудиторных занятий при одновременном увеличении часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов. Создаются электронные учебные среды, позволяющие вести работу без привязки к местонахождению преподавателей и студентов. Законодательной базой данных изменений является приказ Министерства образования и науки РФ № 816 от 23.08.2017, регламентирующий порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и дистанционных технологий при реализации образовательных программ [3]. В данном приказе говорится, что применение электронного обучения и дистанционных технологий возможно при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации. Примером электронной учебно-образовательной среды может служить ТУИС (телекоммуникационная учебно-информационная среда) РУДН. ТУИС разработан на базе MOODLE, являющейся наиболее распространенным в настоящее время образовательным программным обеспечением. Внедряться в образовательный процесс ТУИС начала в 2017 г. в соответствии с приказом ректора РУДН № 358 от 2 мая 2017 г. «Об утверждении Регламента использования Телекоммуникационной учебно-информационной системы в учебном процессе РУДН» [4]. В соответствии с этим приказом на всех факультетах и по всем направлениям подготовки разрабатываются электронные учебные курсы, призванные служить поддержкой аудиторному учебному процессу, а в ряде случае -способные послужить его заменой. В качестве необходимых компонентов курса указаны следующие составляющие - учебно-методический комплекс дисциплины; аннотация дисциплины; рабочая программа; перечень компетенций; балльно-рейтинговая система; фонд оценочных средств; источники и литература; методические рекомендации для студентов; сведения об успеваемости студентов (при отсутствии полноценного журнала оценок, сформированного в курсе). Кроме того, в каждой теме предусмотрен теоретический материал для самостоятельного изучения студентами, методические материалы, список литературы, а также задания для контроля преподавателем и для самоконтроля. Одним из плюсов этой корпоративной обучающей системы является возможность встраивать в курс и сторонние электронные учебные ресурсы.