Научная статья на тему 'Формирование действенных компетенций здоровьесбережения у студентов методами современной педагогики'

Формирование действенных компетенций здоровьесбережения у студентов методами современной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / PRESERVATION OF HEALTH / STUDENTS / PEDAGOGICAL APPROACHES / HEALTH-SAVING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лозовая Марина Александровна, Зотин Виталий Владимирович, Петрова Светлана Сергеевна

Современный образовательный процесс в вузах должен быть связан с формированием у студентов действенных компетенций здоровьесбережения. Однако анализ научных данных указывает на недостаток эффективных педагогических подходов к формированию данных компетенций у студентов. Авторы провели поиск и анализ актуальных научных работ, посвященных эффективным педагогическим методам формирования и развития компетенций здоровьесбережения у обучающихся лиц. В ходе анализа данных выявлены необходимые условия для формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов педагогическими методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лозовая Марина Александровна, Зотин Виталий Владимирович, Петрова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF AN EFFECTIVE COMPETENCE OF HEALTH PRESERVATION IN STUDENTS WITH THE METHODS OF MODERN PEDAGOGY

. The modern educational process in universities should be associated with the formation of students effective competencies of health saving. However, the analysis of scientific data points to the lack of effective pedagogical approaches to the formation of these competencies in students. The authors conducted the search and analysis of relevant research papers on effective teaching methods for the formation and development of competences of health protection of students ' persons. In the course of the data analysis, the necessary conditions for the formation of health-saving competences of students by pedagogical methods are revealed

Текст научной работы на тему «Формирование действенных компетенций здоровьесбережения у студентов методами современной педагогики»

Педагогика

УДК: 796.011.1:378.172

старший преподаватель Лозовая Марина Александровна

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск), Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск); старший преподаватель Зотин Виталий Владимирович Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск); старший преподаватель Петрова Светлана Сергеевна Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

МЕТОДАМИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Современный образовательный процесс в вузах должен быть связан с формированием у студентов действенных компетенций здоровьесбережения. Однако анализ научных данных указывает на недостаток эффективных педагогических подходов к формированию данных компетенций у студентов. Авторы провели поиск и анализ актуальных научных работ, посвященных эффективным педагогическим методам формирования и развития компетенций здоровьесбережения у обучающихся лиц. В ходе анализа данных выявлены необходимые условия для формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов педагогическими методами.

Ключевые слова: сохранение здоровья; студенты; педагогические подходы; здоровьесберегающая среда.

An^tatton. The modern educational process in universities should be associated with the formation of students effective competencies of health saving. However, the analysis of scientific data points to the lack of effective pedagogical approaches to the formation of these competencies in students. The authors conducted the search and analysis of relevant research papers on effective teaching methods for the formation and development of competences of health protection of students ' persons. In the course of the data analysis, the necessary conditions for the formation of health-saving competences of students by pedagogical methods are revealed.

Keywords: preservation of health; students; pedagogical approaches; health-saving environment.

Введение. Известно, что модернизация профессионального образования предъявляет к выпускнику высшей школы ряд требований, среди которых присутствует требование к достаточному уровню здоровьесберегающих компетенций специалиста. Довольно высокие темпы развития современного общества предъявляют повышенные требования к уровню здоровья молодых специалистов, начинающих трудовую деятельность, связанную с физическим и психическим переутомлением [15]. Специалисты указывают, что здоровье не является некой природной данностью, уровень здоровья человека может как укрепляться, так и ухудшаться под влиянием различных факторов. Именно поэтому возросли требования к здоровью выпускника вуза, как к совокупности определенных компетенций, позволяющих сохранять и укреплять уровень здоровья, как своего, так и окружающих лиц, за счет наличия успешного опыта здоровьесберегающей деятельности [2]. В тоже время данные компетенции, как и мотивационные установки на сохранение своего здоровья и ведение здорового образа жизни должны формироваться у студентов за счет определенного психологического и педагогического воздействия [3]. Однако в педагогической практике выявлено существенное противоречие между необходимостью формирования навыков ведения здоровьесберегающей деятельности у студентов и недостатком содержательного наполнения образовательных программ вузов, на что указывает И.В. Палаткин [15]. Также обнаружено, что большинство используемых педагогических подходов, призванных обеспечить сохранение здоровья студентов, не обладают достаточной эффективностью в деле укрепления здоровья и формирования действенных компетенций здоровьесбережения обучающихся. Серьезной проблемой является существенный недостаток у выпускников вузов - здоровьесберегающей компетентности - обладания успешным практическим опытом деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих лиц [1].

Ориентируясь на требования современной системы профессионального образования к высокому уровню здоровьесберегающих компетенций будущего специалиста, авторы определили основной целью исследований поиск и структурный анализ педагогических методов формирования действенных компетенций здоровьесбережения у студентов. Исследования, посвященные данной проблеме, будут актуальны, поскольку ученые отмечают наличие большого количества данных, направленных на решение прикладных проблем формирования и развития здоровьесберегающих компетенций у студентов и недостатком комплексных, системных работ, позволяющих систематизировать и обобщить многочисленные и разрозненные данные в единую педагогическую концепцию [17].

Изложение основного материала статьи. Поиск актуальных данных по заявленной проблематике осуществлялся в базах научной информации: eLIBRARY, Ciberleninka, Google Scholar, SCOPUS, Web of Science. Критериям отбора данных служили: актуальность, наличие цели и задач исследований, информация о полученных результатах, наличие практических рекомендаций. Отбор данных для анализа проводился среди научных работ, опубликованных не поздней 2009 года. Всего было отобрано 247 работ, освещающих различные педагогические подходы к решению проблемы формирования действенных компетенций здоровьесбережения у студенческой молодежи. Выявлено, что для успешного формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов необходимо решить педагогическими методами ряд задач. К данным задачам относят: формирование у обучающихся лиц мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни [6]; приобретение знаний в области здоровьесбережения и формирование успешного опыта последующего использования полученных знаний [12].

Специалисты утверждают, что успешное формирование у студентов здоровьесберегающей компетентности предполагает решение педагогических аспектов проблемы за счет использования рефлексивных методов [4]. Лишь непрерывное развитие и самосовершенствование собственной личности с

возможностью переосмысления принятых ранее решений позволит будущему специалисту овладеть здоровьесберегающими компетенциями в необходимой мере. Однако данная концепция не находит должного воплощения в практике образовательной деятельности. В большинстве образовательных организаций процесс обучения студентов остается в минимальной степени ориентирован на формирование осознанного (осмысленного) отношения студентов к своему здоровью и здоровью окружающих лиц [17].

По мнению ученых, формирование у студентов здоровьесберегающих компетенций неразрывно связано с формированием необходимых мотиваций сохранения своего здоровья и здоровья окружающих лиц [8]. Формирование стойких мотивационных здоровьесохраняющих установок должно происходить в рамках образовательно-воспитательного процесса в вузах. Н.Л. Дочкина утверждает, что базовой образовательной стратегией вузов должна стать такая организация воспитательно-образовательного процесса, при которой процесс обучения студентов происходит без нанесения ущерба их здоровью [3]. Однако ученые отмечают, что для формирования действенных компетенций здоровьесбережения у студентов образовательный процесс должен содействовать не только сохранению, но и значимому укреплению здоровья обучающихся лиц [11].

По мнению Ю.В. Лукашина, конечная эффективность формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов зависит от выполнения определенных условий. К необходимым условиям ученый относит: целенаправленную теоретическую подготовку преподавательского состава вуза к решению проблем здоровьесбережения и смысловое единство действующих в вузе программ теоретической и практической подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности [10]. А.Ю. Костарев утверждает, что основным условием формирования оздоровительных (здоровьесберегающих) компетенций у студентов, помимо создания здоровьесберегающей среды, является сам педагог-преподаватель, в совершенстве овладевший данными компетенциями [7]. К сожалению, в научной литературе имеются данные о недостаточном уровне подготовленности многих преподавателей вузов к формированию здоровьесберегающих компетенций у обучающихся лиц. И.В. Палаткин считает, что повышению уровня компетентности педагогов в деле сохранения и укрепления здоровья обучающихся будет способствовать модульное обучение студентов педагогических вузов - будущих учителей и преподавателей. Формирование базового модуля профессиональной подготовки педагогов по проблеме сохранения здоровья обучающихся лиц позволяет значимо повысить уровень владения здоровьесберегающими компетенциями у студентов педагогических вузов [16].

В литературе представлены данные о формировании действенных компетенций здоровьесбережения в процессе физического воспитания студентов [14; 22]. Ряд специалистов рекомендуют использовать спортизацию процесса физического воспитания студентов для повышения эффективности создания здоровьеформирующего образовательного пространства в образовательных учреждениях. Спортизация, или обеспечение эффективной комплексной реализации основных функций физического воспитания (воспитательной, образовательной, здоровьеформирующей и др.) методом привлечения эффектов спортивной тренировки, воспринимается некоторыми учеными, как основа проектирования современных педагогических технологий обучения [9]. В тоже время в научной литературе представлены исследования, рекомендующие использовать в процессе обучения индивидуализированные методики физического воспитания студентов [14]. Индивидуализация, или подбор средств и методов физического воспитания личности в соответствии с индивидуальными особенностями физического развития и психофизического статуса обучающихся лиц, способна оказать достаточно эффективное педагогическое воздействие на процесс формирования у студентов действенных здоровьесберегающих компетенций [21].

К практическим рекомендациям следует отнести также необходимость личного участия каждого студента в оздоровительных и профилактических мероприятиях различных уровней для получения личного опыта успешной здоровьесберегающей деятельности [3]. Некоторые специалисты рекомендуют совместное участие в мероприятиях физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности студентов и сотрудников образовательных организаций. Выявлено, что организация в вузах физкультурно-спортивной деятельности, объединяющей всех участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, администрации и др.) способствует формированию эффективной здоровьесберегающей среды [13; 20]. Ученые указывают, что создание и успешное функционирование здоровьесберегающего пространства в вузах не возможно без существенной активизации физкультурно-спортивной деятельности образовательных организаций [18]. Обеспечение интеграции учебной (академические занятия физической культурой) и внеучебной (оздоровительно-спортивная деятельность в клубах и секциях) физкультурно-спортивной деятельности является одним из основных педагогических условий успешного формирования здоровьесберегающей компетентности у студентов [4]. К сожалению, специалисты отмечают, что понятие «здоровьесберегающая среда» сегодня используется различными авторами в довольно свободном межпредметном контексте и до сих пор не имеет однозначного педагогического толкования. И.С. Зимина указывает, что специалисты в своих научных работах используют неоднозначную интерпретацию понятия «здоровье» и довольно поверхностно трактуют понятие «среда». Можно сделать вывод о том, что в современных научных работах, посвященных здоровьесбережению, выявлена некоторая «размытость» точек зрения различных специалистов на сущность здоровьесберегающей среды и методики ее формирования в образовательных организациях [5]. Некоторые ученые указывают на необходимость замены понятия «здоровьесбережение» понятием «здоровьесозидание». А.Г. Маджуга считает, что важнейшим ориентиром выполнения стратегии сбережения здоровья лиц, обучающихся в образовательных организациях, является переход на более высокий продуктивный уровень здоровьесбережения - здоровьесозидание или приращение здоровья через актуализацию ресурсного потенциала обучающихся лиц [11].

Некоторые специалисты рекомендуют более активно использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе формирования компетенций здоровьесбережения у студентов. Г.А. Кручинина указывает, что использование интернет-сервисов, интернет-блогов, посвященных решению проблем здоровьесбережения молодых людей, электронных портфолио, мультимедийных обучающих программ, позволяет эффективно формировать здоровьесберегающие компетенции у студентов [8]. С.А. Марчук рекомендует использовать в педагогической практике варианты электронного обучения: лекции-диалоги; лекции-конференции; семинары и т.д. По мнению ученого, данные педагогические подходы к формированию действенных компетенций сохранения и укрепления здоровья вызовут интерес у современных молодых людей, обучающихся в различных вузах [12]. Значимый потенциал применения современных компьютерных

технологий в деле существенного увеличения уровня двигательной активности студентов, способствующего укреплению их физического здоровья, подтверждают данные Российских [19] и иностранных ученых [23].

Основные результаты проведенного авторами статьи научного обзора и анализа данных ведущих Российских и зарубежных ученых по формированию у студентов действенных компетенций здоровьесбережения современными педагогическими методами, представлены на рисунке 1. Рисунок отражает основные направления поиска действенных педагогических способов и технологий формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов в период обучения молодых людей в вузах.

Рекомендуемые методы формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов

Компьютерные технологии

Здоровьесберегающая среда

Физическое воспитание

Модульное обучение

Мотивационные установки

Рефлексивные методы

0 10 20 30 40 50 60

Количество данных

Рисунок 1. Рекомендации Российских и иностранных ученых по формированию здоровьесберегающих компетенций у студентов

Выводы: Авторы статьи считают необходимым заявить, что:

1. Анализ научных данных показал, что специалисты обращают внимание на недостаток эффективных педагогических методов и технологий формирования и развития у студентов вузов действенных компетенций здоровьесбережения. Выявлен недостаток конкретных данных о возможности формирования действенных компетенций здоровьесбережения у студентов в период обучения. Также ученые подчеркивают недостаточную готовность значительной части преподавателей вузов к решению проблем ухудшения здоровья студентов.

2. К эффективным педагогическим методам решения проблемы здоровьесбережения студенческой молодежи ученые относят: рефлексивные методы; варианты модульного обучения сохранения здоровья, как студентов, так и преподавателей; спортизацию и индивидуализацию процесса физического воспитания в вузах; использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике обучения студентов. Наибольшее внимание специалисты уделяют поиску действенных педагогических методов повышения мотивационных установок обучающихся лиц на сохранение и укрепление своего и общественного здоровья в течение всей жизни.

3. Специалисты рекомендуют обратить внимание на интеграцию учебной и самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности студентов, как на действенный педагогический способ формирования компетенций здоровьесбережения у обучающихся лиц.

Литература:

1. Бубунаури А.Т., Осипов А.Ю., Тарасенко Ю.В. Анализ эффективности ряда образовательных подходов к формированию действенных компетенций здоровьесбережения у студентов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №60 (1). С. 40-43.

2. Викторов Д.В. Здоровьесберегающая компетентность студенческой молодежи // Вестник Омского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №2 (6). С. 92-96.

3. Дочкина Н.Л. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов в образовательном учреждении // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 110-114.

4. Ермакова М.А., Меерзон Т.И. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности у студентов в процессе физического воспитания // Фундаментальные исследования. 2013. №.10-6. С. 1341-1346.

5. Зимняя И.С., Мухина С.А. Сущность, содержание и структура здоровьесберегающей образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10. №4 (24). С. 16-21.

6. Казанцева Н.В., Мендот И.Э-О., Изотова И.И. Развитие мотивации студентов к здоровому образу жизни средствами физической культуры // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №1 (39). С. 96-100.

7. Костарев А.Ю., Сирлибаев М.К. Педагогические условия формирования оздоровительной компетенции студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №9 (151). 145-150.

8. Кручинина Г.А., Светкина Е.Г. Использование инновационных форм обучения в формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. №3 (43). С. 155-162.

□ Международные базы данных

□ Российские базы данных

9. Лубышева Л.И., Черепов Е.А. Обоснование эффективности проектирования здоровьеформирующего образовательного пространства школы на основе спортизации физического воспитания // Человек. Спорт. Медицина. 2016. Т.16. №2. С. 52-61.

10. Лукашин Ю.В. Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза: Дис...канд. пед. наук. Пенза, 2010. 273 с.

11. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Проектирование здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды в вузе: контекстный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. №4. С. 17-22.

12. Марчук С.А. Модель формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов железнодорожного вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. №12-1. С. 161-165.

13. Осипов А.Ю., Кадомцева Е.М., Лепилина Т.В., Приходов Д.С., Раковецкий А.И. Создание социальной физкультурно-спортивной среды в вузах, с целью сохранения здоровья всех участников образовательного процесса (на примере ведущих вузов Красноярского края) // В мире научных открытий. 2015. №3.1 (63). С. 735-748.

14. Осипов А.Ю., Гольм Л.А., Михайлова С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т.2. №2 (39). С. 178-182.

15. Палаткин И.В. Подготовка студентов вуза к здоровьесберегающей деятельности: Дис.канд. пед. наук. Кемерово, 2015. 236 с.

16. Палаткин И.В. Формирование здоровьесберегающих компетенций студентов в системе высшего педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. №4. С. 222-226.

17. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. 320 с.

18. Nagovitsyn R., Chigovskaya-Nazarova Ya., Miroshnichenko A., Senator S. The realization of the system programme «Health Saving Education» in the pedagogical university // European Journal of Contemporary Education. 2018. №7 (1). P. 137-149. D0I:10.13187/ejced.2018.1.137

19. Osipov A., Kudryavtsev M., Kopylov Yu., et al. The possibility of a significant increase in the level of motor activity in students with the use of the potential of computer technology. // Physical Education of Students. 2018. №22 (5). P. 265-271. D0I:10.15561/20755279.2018.0506'

20. Osipov A., Kudryavtsev M., Fedorova P., et al. Components of positive impact of exposure on university physical culture and sports on students' physical activity // Journal of Physical Education and Sport. 2017. №2. P. 871-878. D0I:10.7752/jpes.2017.02133

21. Osipov A., Vonog V., Prokhorova O., et al. Student learning in physical education in Russia (Problems and development perspectives) // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №1 (Supplement Issue). P. 688-693. DOI:10.7752/jpes.2016.s1111

22. Panachev V., Zelenin L., Opletin A., et al. Development of health saving competence for university students. Journal of Global Pharma Technology. 2018. №10 (5). P. 226-233.

23. Zhang N., Campo S., Yang J., et al. What motivates young adults to talk about physical activity on social network sites? // Journal of Medical Internet Research. 2017. №19 (6). e226. DOI: 10.2196/jmir.7017

Педагогика

УДК 371

доктор философских наук, профессор Лях Валентина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В СТРУКТУРЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье анализируется место и роль детских школ искусств в многоуровневой системе художественного образования современной России. Доказывается, что их специфическим качеством является то, что в их стенах целенаправленно и систематически занимаются вопросами художественно-эстетического развития детей, предоставляя им равные возможности приобщения к искусству.

Ключевые слова: школа искусств, многоуровневая система художественного образования, современная Россия, учебный процесс.

Annotation. The article analyzes the place and role of children's art schools in the multi-level system of art education in modern Russia. It is proved that their specific quality is that within their walls they purposefully and systematically deal with the issues of the artistic and aesthetic development of children, providing them with equal opportunities for familiarizing with art.

Keywords: art school, multi-level system of art education, modern Russia, educational process.

Введение. Целью современного российского образования является «удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» [13].

В современном российском обществе проблема повышения качества непрерывного профессионального образования является одной из наиболее сложных и значимых. В части изучения этого вопроса пока сделаны первые шаги. Причем качество последовательной интеграции между всеми уровнями образовательной системы остается далеким от требований современного информационного общества. Напомним, что попытка вывести российское образование на уровень мировой конкурентоспособности предпринимаются постоянно.

В данной статье ставится задача определения места школы искусств в интеллектуальном и духовном «производстве» будущих членов нашего общества, тем самым обосновывая ее значимость в системе непрерывного образования людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.