Институциональная направленность исследования при этом, как показано в работе, играет исключительно важную роль. Литература:
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль,
1991. - 299 с.
2. Доусон, Р. Уверенно принимать решения: Как научиться принимать правильные решения в бизнесе и жизни. Пер. с англ. / Р. Доусон. - М.: Культура и спорт, 1996. - 255 с.
3. Гессен, С. И, Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Пер. с нем. / С. И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
4. Дуранов, И. М. Личность: воспитание и ее развитие. Общие основы педагогического процесса / И. М. Дуранов, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов. - Магнитогорск: МГПИ, 1995. - 90 с.
5. Менегетти, А. Онтопсихологическая педагогика. Пер. с ит. / А. Менегетти. - Пермь: Хартон Лимитед, 1993. - 76 с.
6. Мескон, М. Х. Основы менеджмента. Пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело,
1992. - 702 с.
7. Образование экономической личности / Под ред. А. Ф. Поповой. - Челябинск: УралГАФК, 2002. - 112 с.
8. Попов, А. Н. Развлечение как важнейшая сторона педагогического общения / А. Н. Попов // Новое в преподавании экономических дисциплин. - М.: УРАО, 1998. - С. 35-38.
9. Попова, А. Ф. Профессиональное образование в вузе физической культуры / А. Ф. Попова. -Челябинск: УралГУФК, 2012. - 188 с.
10. Попова, А. Ф. Сочетание страха и интереса в педагогическом процессе / А. Ф. Попова. - Челябинск: ЧГИФК, 1995. - 228 с.
11. Попова, А. Ф. Конструктивная педагогика / А. Ф. Попова, Г. Б. Белова. - Челябинск: УралГАФК, 1997. - 40 с.
12. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 1997. - 256 с.
13. Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Пер. с англ. / А. Смит. - М.: ЭКОНОВ, 1993. - 246 с.
14. Управление персоналом: обучение, кадровый менеджмент / Н. П. Виноградова, А. А. Попова. -Костанай: Костанайский филиал ЧелГУ, 2015. - 264 с.
15. Фомин, Н. А. Психофизиология общения: системность, менеджмент, эрос, йога / Н. А. Фомин, Л. М. Куликов, Р. П. Чапцов. - Челябинск: Версия, 1997. - 206 с.
16. Хилл, Н. Думай и богатей. Пер. с англ. / Н. Хилл. - М.: Дело, 1995. - 64 с.
Педагогика
УДК: 371.71:378.17
старший преподаватель Логинов Денис Васильевич
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск),
Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск);
старший преподаватель Кишиневский Евгений Александрович
Красноярский государственный педагогический университет
имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);
преподаватель Суханов Владислав Сергеевич
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Аннотация. В настоящее время учеными выявлена потребность в реализации концепции хдоровьесберегающего образования в практике высшего образования, в том числе и педагогических вузах. Анализ научной литературы показал, что необходимыми условиями успешной реализации данной концепции являются: здоровьесберегающая образовательная среда и использование действенных технологий здоровьесбережения студентов. Помимо этого здоровьесберегающее образование должно иметь интегративную структуру, наличие практической здоровьесберегающей деятельности педагогических работников необходимо в качестве наглядного примера для обучающихся лиц. Администрация высшей школы должна использовать масштабные социально-молодежные проекты оздоровительной направленности.
Ключевые слова: Высшее образование; здоровьесберегающая педагогика; интеграция образовательных подходов; здоровьесберегающие компетенции; научный подход.
Annоtation. Currently, scientists have identified the need to implement the concept of health-saving education in the practice of higher education, including pedagogical universities. The analysis of scientific literature has shown that the necessary conditions for the successful implementation of this concept are: health-saving educational environment and the use of students' effective technologies of health-saving. In addition, health-saving education should have an integrative structure. Practical health care activity of teachers needed as a visual example for the students. The аadministration of universities needs to use a large-scale social and youth projects in the health orientation.
Keywords: Higher education; health-saving pedagogy; integration of educational approaches; health-saving competence; scientific approach.
Введение. В настоящее время, в результате существенного снижения уровня здоровья населения, в том числе и молодых людей, обучающихся в вузах, педагогические и медицинские работники испытывают потребность в разработке и успешной реализации в практике высшего образования теории
здоровьесберегающего образования студенческой молодежи [20]. Ученые определили, что здоровьесберегающее образование сегодня - это стройная научная система организационных и психолого-педагогических установок, определяющих совокупность использования различных приемов, средств, методов, технологий, позволяющих обеспечить функционирование в образовательных организациях специальной образовательной среды, ориентированной на достижение конкретного результата в деле сохранения и укрепления здоровья студентов [13]. Специалисты отмечают, что современный этап реализации здоровьесберегающего образования в вузах характеризуется в основном изучением вопросов по характеру, структуре и содержанию данного вида образования, которое должно быть ориентировано на социальное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся лиц [1; 10]. Ученые считают, что современной Российской высшей школе жизненно необходима целостная концепция здоровьесберегающего образования. В рамках данной концепции, процесс сохранения и формирования здоровья студентов должен происходить в определенных социокультурных условиях, созданных в образовательных учреждениях с целью развития у студентов потребности в здоровом образе жизни и выделении ценности своего здоровья, как личностно значимой [17]. Однако детальный анализ состояния проблемы качественного здоровьесохранения обучающихся лиц в педагогической практике профессионального становления студентов позволяет сделать вывод о необходимости поиска действенных средств, методов и технологий формирования здоровьесберегающих компетенций у будущих специалистов [11], для успешной реализации концепции здоровьесберегающего образования в высшей школе. Научные данные указывают на существование противоречия между существующей практической деятельностью здоровьесберегающей направленности в различных образовательных организациях и значимым ухудшением состояния здоровья молодых людей, получающих специальное образование.
Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровьесбережения обучающейся молодежи, позволил авторам статьи определить основную цель исследования - поиск условий, необходимых для успешной реализации концепции здоровьесберегающего образования в педагогических вузах. Успешная реализация здоровьесберегающего образования в педагогических вузах важна как для студентов, получающих специальность - педагог, так и для их будущих учеников, чье обучение педагоги должны строить на принципах сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Известно, что студенты, изучающие различные педагогические направления, должны не только воспитывать и формировать образовательные здоровьесберегающие ценности у лиц, обучающихся в учреждениях общего и среднего специального образования, но и служить позитивным примером следования ценностям ЗОЖ, как соблюдения обязательного условия успешного выполнения своих профессиональных и социальных обязанностей [4].
Изложение основного материала статьи. Для достижения заявленной цели авторы статьи провели поиск и последующий структурный анализ научных данных, посвященных исследуемой проблематике. Поиск данных проводился в базах научной информации: eLIBRARY, Google Scholar, Ciberleninka, disserCat и других. Учитывались данные, опубликованные в рецензируемых научных изданиях и изложенные в диссертационных исследованиях на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
Анализ научных источников показал, что в современных условиях здоровье обучающихся лиц и здоровьесберегающее образование в различных образовательных организациях являются предметом пристального изучения специалистов в области медицины, гигиены, педагогики, психологии и ряда других наук [13]. В тоже время выявлена необходимость оказания содействия практике здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в следующих аспектах: формирования у обучающихся лиц действенных компетенций здоровьесбережения, технологического обеспечения процесса формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов, соотнесения возможностей образовательных учреждений по формированию ценностей здоровьесохранения с реальными интересами субъектов образовательного процесса [5]. Анализ научных публикаций показывает, что основными педагогическими условиями реализации концепции здоровьесберегающего образования в современной высшей школе, в деле формирования оздоровительных (здоровьесберегающих) компетенций у студентов, ученые считают: наличие в вузах штата квалифицированных педагогов, владеющих оздоровительными компетенциями; создание в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды; использование действенных технологий здоровьесбережения студенческой молодежи [6].
По мнению К.Ю. Грачева, ключевым условием успешной реализации непрерывного педагогического здоровьесберегающего образования является создание здоровьесберегающего пространства вуза. Данное пространство обеспечивает совокупность следующих структурных компонентов: предметно-пространственное окружение, программы и проекты формирования, сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, действенная система мер формирования оптимального социально-психологического климата в образовательной организации [2].
По данным Л.Ф. Тихомировой, уровень готовности большей части выпускников педагогических вузов к эффективной здоровьесберегающей и здоровьеформирующей профессиональной деятельности, недостаточен для успешной реализации здоровьесберегающего образования с детьми. Выявлены недостаточные знания студентов в вопросах профилактики наркомании, полового воспитания, мониторинга качества жизни детей. Обнаружены недостатки владения эффективными технологиями формирования ценностей ЗОЖ у детей и подростков [15].
В.А. Лещинский отмечает, что в современных условиях развития и функционирования Российской высшей школы успешное решение проблемы здоровьесбережения студентов будет зависеть от согласованных действий педагогов, психологов, социальных служащих, медиков. В тоже время не выявлено эффективных педагогических технологий, предназначенных решить проблему недостаточной согласованности действий различных специалистов в практике высшего образования. По мнению ученого, в педагогической практике присутствует противоречие между необходимостью в реализации концепции здоровьесберегающего образования и отсутствием целостной интегративной теории формирования ценностного отношения к своему здоровью у обучающихся лиц [7]. А ведь специалистам известно, что само по себе здоровьесберегающее пространство вуза является результатом целенаправленной организационно-педагогической деятельности, реализующей валеологическое сопровождение образовательного процесса в высшей школе. Данное сопровождение представляет собой совместную и согласованную деятельность медицинских и педагогических работников, психологов и администрации образовательных учреждений, в ходе которой формируется отношение к здоровью как к приоритетной ценности у обучающихся лиц [2].
Проведение полного комплекса диагностических мероприятий (мониторинга) физического, психологического и духовно-нравственного здоровья студентов, является основной задачей при реализации здоровьесберегающего образования в вузах [16].
Согласно мнению Ю.В. Лукашина, реализация модели формирования действенных компетенций здоровьесбережения, как необходимого условия успешной реализации концепции здоровьесберегающего образования в педагогических вузах, возможна при проведении целенаправленной теоретико-методической подготовки всего профессорско-преподавательского состава по проблемам здоровьесбережения обучающихся, качественного методического сопровождения студентов в процессе формирования у них компетенций здоровьсбережения, обеспечении единства всей теоретической и практической подготовки будущих педагогов к эффективной здоровьесберегающей деятельности в процессе обучения молодых людей в педагогическом вузе [8]. Здоровьесберегающая компетентность педагога, по мнению Е.А. Юговой, - это целый комплекс систематических знаний и представлений о позитивных или негативных изменениях в состоянии здоровья окружающих лиц и собственного здоровья, наличие способностей организации эффективной деятельности по здоровьесбережению и профилактике различных заболеваний, способность к исследованиям эффективности образовательного процесса в вопросах здоровьесохранения обучающихся лиц, владение здоровьесберегающими технологиями и создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Данный специалист утверждает, что здоровьесберегающее образование в педагогических вузах, реализуемое через формирование и развитие у будущих педагогов здоровьесберегающих компетенций, имеет ряд конкретных условий: преподаватели должны иметь базовое специальное образование (медицинское или биологическое) и проводить научные исследования по профилю преподаваемой дисциплины; здоровьесберегающая компетентность должна иметь интегративную структуру и реализовываться в педагогической практике через комплекс дисциплин медико-биологического цикла; уровень личной компетенции здоровьесбережения педагогических работников должен быть на высоте и служить примером для студентов [18].
Исследования Л.А. Дзодзиковой по реализации педагогической модели сопровождения здоровьесберегающей деятельности студентов показывают необходимость выполнения следующих условий: формирование основ здоровьесберегающей деятельности у студентов происходит на базе научных психолого-педагогических основ, образовательный процесс в вузе обеспечивает создание и функционирование действенной здоровьесберегающей среды, основу содержательного компонента здоровьесбережения студентов составляют специальные электронные источники, отражающие направления, способы и условия сохранения и укрепления здоровья студентов [3]. Т.Н. Семенкова в своих исследованиях выделяет интеграцию психолого-педагогического и медико-физиологического подходов в деятельности по сохранению и укреплению здоровья студентов, как основной структурный компонент педагогической системы реализации здоровьесберегающего образования в высшей школе, в том числе и в педагогических вузах [14].
По мнению К.А. Кирилова, для успешного решения проблемы реализации здоровьесберегающего образования в высшей школе и в частности в педагогических вузах, администрации образовательных учреждений следует использовать довольно масштабные (позволяющие задействовать значительное количество студентов) социально-молодежные проекты оздоровительно-спортивной направленности [4]. К таким проектам специалисты относят создание и развитие студенческих центров волонтерского движения (развития спортивного волонтерства). Выявлено, что участие студентов в волонтерской деятельности, в качестве волонтеров спортивного профиля, оказывает значимое влияние на уровень физической подготовленности и развитие мотиваций к ценностям ЗОЖ у молодых людей [9]. Следует отметить, что для подготовки студентов к данному виду волонтерской деятельности можно использовать различные педагогические средства, способы и методики в рамках основного образовательного процесса, без отрыва молодых людей от обучения [22], что, по мнению авторов статьи, будет способствовать реализации концепции здоровьесберегающего образования.
Перечень условий, необходимых для успешной реализации концепции здоровьесберегающего образования в современной высшей школе, в том числе и в педагогических вузах, представлен на Рисунке 1.
Рисунок 1. Условия успешной реализации концепции здоровьесберегающего образования
Анализ специальной научной литературы также показал, что многие ученые увязывают вопросы теоретической и практической подготовки педагогических работников, связанные с успешной реализацией технологий здоровьесбережения обучающихся, с целенаправленным использованием средств и методов физического воспитания личности [12; 19]. Исследования показывают, что использование современных, популярных в молодежной среде видов физической активности, способствует значимому укреплению уровня здоровья студентов и формированию у них стойких мотиваций на ведение ЗОЖ [21].
Выводы: Авторы статьи считают необходимым отметить следующее:
1. В действующих сегодня негативных условиях значимого ухудшения уровня здоровья населения, в том числе и молодежи, обучающейся в вузах, назрела необходимость реализации в образовательной практике концепции здоровьесберегающего образования. В полной мере это касается вузов педагогического профиля, чьи выпускники в дальнейшей профессиональной деятельности будут нести полную ответственность, как за свое здоровье, так и за здоровье обучающихся у них лиц.
2. Анализ научных данных показал, что условиями, необходимыми для успешной реализации данной концепции в педагогических вузах, ученые считают: создание в вузе эффективной здоровьесберегающей среды путем использования в образовательной практике действенных технологий сохранения здоровья обучающихся. Также необходима интеграция различных здоровьесберегающих образовательных подходов, согласованная совместная деятельность всех лиц, ответственных за здоровье обучающихся: педагогов, медиков, психологов. Квалификация педагогических работников в области практического здоровьесбережения должна быть на высоком уровне.
3. Обнаружено, что успешная реализация здоровьесберегающего обучения в образовательной практике будет возможна при использовании в высшей школе масштабных молодежно-социальных проектов
оздоровительно-спортивной направленности. К подобным проектам специалисты относят создание и функционирование студенческих центров подготовки волонтеров (социального и спортивного профиля).
Литература:
1. Агарков Н.М., Акинина Н.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в вузах // Вестник новых медицинских технологий. 2011. T.XVHL №1. С. 176-177.
2. Грачев К.Ю., Федосеева С.Ю. Здоровьесберегающее пространство вуза, как условие непрерывного педагогического развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. №8 (112). С. 39-43.
3. Дзодзикова Л.А. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов: Дис...канд. пед. наук. Владикавказ, 2008. 191 с.
4. Кирилов К.А., Дмух О.В., Осипов А.Ю. Формирование здорового образа жизни студентов в социально-образовательной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. №60-4. С. 203-206.
5. Кокорина О.Р. Здоровьесбережение личности в условиях высшего педагогического образования: Дис.докт. пед. наук. Москва, 2012. 459 с.
6. Костарев А.Ю., Сирлибаев М.К. Педагогические условия формирования оздоровительной компетенции студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №9 (151). С. 145-150.
7. Лещинский В.А. Подготовка преподавателя к реализации здоровьесберегающего образования в вузе в процессе повышения квалификации: Дис.канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 202 с.
8. Лукашин Ю.В. Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза: Дис.канд. пед. наук. Пенза, 2010. 273 с.
9. Осипов А.Ю., Белов А.В., Кадомцева Е.М., Раковецкий А.И. Подготовка студентов к волонтерской деятельности на спортивных мероприятиях с помощью специализированного физического воспитания // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №1 (31). С. 131-134.
10. Осипов А.Ю., Гринько А.Л., Жуйко Д.А., Тарасенко А.П., Шнаркин С.М. Формирование здоровьесберегающих компетенций у студенческой молодежи (социальный и педагогический аспект) // В мире научных открытий. 2015. №9-2 (69). С. 651-660.
11. Осипов А.Ю., Логинов Д.В., Дворкина Е.М. Развитие здоровьесберегающей компетентности у студентов педагогических вузов // European Social Science Journal. 2014. №6-1 (45). С. 201-206.
12. Палаткин И.В. Формирование здоровьесберегающих компетенций студентов в системе высшего педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. №4. С. 222-226.
13. Русанов В.П., Рябцев С.М., Гончарова М.С. Здоровьесберегающее образование в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2017. №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26393 (дата обращения: 15.02.2019).
14. Семенкова Т.Н. Педагогическая система сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи: Дис.докт. пед. наук. Кемерово, 2013. 442 с.
15. Тихомирова Л.Ф. Формирование готовности студентов педагогического вуза к осуществлению здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2015. №1. T.II (Психолого-педагогические науки). С. 62-68.
16. Трухачев В.И., Тарасова С.И., Таранова Е.В., Скрипкин В.С. Система здоровьесберегающего сопровождения педагогического процесса в современном вузе // Физическая культура: Воспитание, Образование, Тренировка. 2014. №1. С. 2-6.
17. Шутюк Л.Н. Здоровье студентов, как социально-педагогическая задача вузовского образования // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. №11 (106). С. 407-413.
18. Югова Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №3. Т.1. С. 213-217.
19. Imas Y., Dutchak M., Andrieieva O., et al. Modern approaches to the problem of values' formation of students' healthy lifestyle in the course of physical training // Physical Education of Students. 2018. №22 (4). Р. 182189. DOI: 10.15561/20755279.2018.0403
20. Nagovitsyn R., Chigovskaya-Nazarova Y., Miroshnichenko A., Senator S. The realization of the system programme "Health Saving Education" in the pedagogical university // European Journal of Contemporary Education. 2018. №7. P.137-149. D0I:10.13187/ejced.2018.1.137
21. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S., et al. Comparative analysis of effectiveness of some students' physical culture training methodic // Physical education of students. 2017. №4. P.176-181. D0I:10.15561/20755279.2017.0405
22. Osipov A., Vonog V. Ensuring a possibility of high quality training of students as sports volunteers for competitions in terms of organizing and running Universiade - 2019 // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №16 (2). P.361-364. DOI:10.7752/jpes.2016.02057
Педагогика
УДК 36.373
исследователь, преподаватель-исследователь Лысенко Нина Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. В статье рассматривается современное высшее образование, которое играет главную роль в образовании личности. Современное образование ставит перед студентами бакалавриата ряд образовательных задач, решение которых в процессе обучения ведет к формированию профессионально-педагогической компетенции. Образование в вузе предполагает определенные условия развития педагогической компетентности, как основополагающего элемента профессионализма педагога. Одной из