Научная статья на тему 'Программное и учебно-методическое обеспечение курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающегося - пользователя информационных и коммуникационных технологий'

Программное и учебно-методическое обеспечение курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающегося - пользователя информационных и коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
195
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА / ФОРМИРУЮЩЕГО КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫМИ И КОММУНИКАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / CONTENT OF THE OF THE COURSE / FORMING COMPETENCE IN AREA OF THE HEALTH-SAVING / USER OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PHYSICAL CULTURE / PROGRAM AND EDUCATIONAL-METHODICAL PROVIDING / INFORMATION EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Димова Алла Львовна

В статье раскрывается специфика освоения программы курсов, формирующих компетентность в области здоровьесбережения обучающихся пользователей информационных и коммуникационных технологий в рамках учебной дисциплины образовательного учреждения «Физическая культура», а также в рамках курса повышения квалификации. Рассматриваются особенности применения информационного учебно-методического комплекса, позволяющего визуализировать полученные теоретические знания и методические умения с помощью видео-лекций и электронных средств учебного назначения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Димова Алла Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM AND EDUCATIONAL-METHODICAL PROVIDING OF THE COURSE, FORMING COMPETENCE IN AREA OF THE HEALTH-SAVING OF THE TRAINEE - THE USER OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

In article the specifics of development of the courses program, forming competence in area of the health-saving of the trainee the user of information and communication technologies within a subject matter «Physical culture» and advanced training course are reveal. Features of application of the informational educational-methodical complex allowing to visualize the gained theoretical knowledge and methodical abilities by means of video lectures and electronic means of educational appointment are considered.

Текст научной работы на тему «Программное и учебно-методическое обеспечение курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающегося - пользователя информационных и коммуникационных технологий»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Димова Алла Львовна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, [email protected]

ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА, ФОРМИРУЮЩЕГО КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ - ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ*

Аннотация

В статье раскрывается специфика освоения программы курсов, формирующих компетентность в области здоровьесбережения обучающихся - пользователей информационных и коммуникационных технологий в рамках учебной дисциплины образовательного учреждения «Физическая культура», а также в рамках курса повышения квалификации. Рассматриваются особенности применения информационного учебно-методического комплекса, позволяющего визуализировать полученные теоретические знания и методические умения с помощью видео-лекций и электронных средств учебного назначения. Ключевые слова:

содержание курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения; пользователь информационными и

коммуникационными технологиями; физическая культура; программное и учебно-методическое обеспечение; информационные учебно-методические комплексы.

Неизбежным спутником интенсификации образования, его широкой информатизации и выхода за пределы учебного заведения является прогрессивное снижение уровня здоровья обучающихся-пользователей информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) [5; 9]. Образовательная деятельность обучающихся вне учебного заведения в настоящее время не контролируется органами образования и в неконтролируемом образовательном пространстве (в местах своего пребывания) пользователь ИКТ остается практически наедине с проблемой

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Психолого-педагогические основы проектирования и реализации педагогических инноваций в высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среде».

негативного влияния средств ИКТ на собственное здоровье. По мнению специалистов, решение проблемы создания системы контроля органов образования за состоянием здоровья обучающихся в современных условиях становления информационной образовательной среды, в том числе, связано с необходимостью формирования у них культуры безопасного использования современных информационных и коммуникационных технологий, с необходимостью формирования у обучающихся - пользователей ИКТ компетентности в области здоровьесбережения [4; 8].

В настоящее время одно из понятий компетентности рассматривается рядом специалистов [2] как интегрированный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности, приобретенных через рефлексию. Таким образом, по нашему мнению, компетентность в области здоровьесбережения выражается в овладении обучающимся знаниями, умениями и опытом самостоятельного нивелирования возможных негативных последствий, связанных с использованием ИКТ [4].

Следует отметить, что за последние годы отечественными учеными подготовлены различные учебные материалы в области сохранения здоровья обучающихся-пользователей ИКТ, освоение которых позволило бы сформировать у них данную компетентность. Эти материалы посвящены:

• негативным факторам, связанным с использованием ИКТ;

• возможным негативным последствиям психолого-педагогического и медико-социального характера, обусловленным применением ИКТ;

• средствам и организационным мероприятиям, направленным на профилактику возможных негативных последствий использования ИКТ

[1; 4; 8; 10].

В свою очередь, анализ работ специалистов в области физической культуры и спорта [3; 6; 6] позволил сделать вывод о том, что проблема формирования компетентности в области здоровьесбережения обучающихся - пользователей ИКТ могла бы быть решена в рамках учебной дисциплины образовательного учреждения «Физическая культура» (в рамках основного или элективного курсов), как обладающей значительным потенциалом в сохранении и укреплении здоровья обучающихся (методическими кабинетами, физкультурно-оздоровительными комплексами, различными категориями персонала, средствами и методами физического воспитания).

Основными документами, контролирующими содержание высшего и среднего профессионального образования (ВПО и СПО) в России являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), а также примерные программы по различным учебным дисциплинам. Так, программа по учебной дисциплине «Физическая культура» является документом, определяющим основную направленность, объем и содержание учебных занятий по данной дисциплине, фиксирующим правомерность построения процесса формирования компетентности в области здоровьесбережения обучающихся-пользователей ИКТ в рамках этой учебной дисциплины в образовательном учреждении.

Однако в содержании, например, общекультурной компетенции по физической культуре, рекомендуемой Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), отсутствуют требования к студентам, направленные на формирование знаний, умений и опыта использования средств и способов профилактики и компенсации возможных негативных последствий для здоровья пользователя ИКТ, а в содержание примерной программы по дисциплине «Физическая культура» для вузов не включен учебный материал, посвященный предотвращению и компенсации возможных негативных психолого-педагогических и медико-социальных последствий использования ИКТ в образовании. Соответственно, вышеизложенное относится и к среднему профессиональному образованию.

Таким образом, решение проблемы формирования компетентности в области здоровьесбережения обучающихся-пользователей ИКТ в рамках учебной дисциплины образовательного учреждения «Физическая культура» требует проведения научных исследований, посвященных обоснованию содержания курса, позволяющего сформировать данную компетентность, а также разработки соответствующего программного и учебно-методического обеспечения этого курса.

В целях решения возникших проблем, в рамках Планов фундаментальных исследований ФГБНУ «ИУО РАО» (ранее Института информатизации образования Российской академии образования) на 2010-2016 гг. были проведены теоретические и практико-ориентированные исследования в этом направлении.

С учетом рекомендаций ряда авторов [1; 8; 10], результатов собственных исследований [4], а также основываясь на модульном принципе предоставления содержания, была определена модульная структура содержания курса по физической культуре, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающегося-пользователя ИКТ в образовательном учреждении. Курс включает следующие модули:

1. Влияние негативных факторов, связанных с использованием ИКТ, на организм пользователя.

2. Возможные негативные последствия психолого-педагогического и медико-социального характера, обусловленные применением ИКТ.

3. Самооценка и самоконтроль состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности и работоспособности, психического состояния.

4. Тестирование показателей физического и психофизиологического состояния, состояния здоровья, в том числе, с использованием компьютеризированных диагностических аппаратно-программных комплексов и систем.

5. Способы реализации профилактических и физкультурно-оздоровительных мероприятий нивелирования возможных негативных последствий использования ИКТ.

6. Естественные универсальные средства профилактики простудных и инфекционных заболеваний, вредных привычек, оздоровления организма пользователя ИКТ.

7. Оздоровительно-физкультурный центр и кабинеты здоровья образовательного учреждения: проведение занятий, обследований и тестирований.

В соответствии с перечисленными модулями нами разработано содержание курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающихся-пользователей ИКТ, которое представлено учебными программами по дисциплине «Физическая культура» для образовательных учреждений [4].

Так, данный курс, например, для вузов организуется в рамках элективного курса по учебной дисциплине «Физическая культура» и базируется на знаниях, умениях и опыте, полученных студентами на первом-втором курсах обязательной учебной дисциплины «Физическая культура». Курс обучения рассчитан на 72 академических часа (табл. 1).

Таблица 1

Распределение учебных часов на освоение основных разделов учебной

программы элективного курса по физической культуре_

Курс обучения Количество часов (аудиторных) по разделам программы Самостоятельная работа

Теоретический Практический Контрольный

Лекции Методико-практический подраздел Учебно-тренировочный подраздел Семестровая и итоговая аттестация

1-й/2-й 14 8 14 4 32

Специфика курса заключается в освоении студентами теоретического, практического (методико-практического, учебно-тренировочного),

контрольного разделов и подразделов программы курса, а также в проведении врачебного контроля на основе программ тестирования показателей физического и психофизиологического состояния (ФПС) студента.

При этом предложенные разделы и подразделы программы курса ориентированы на формирование компетентности в области здоровьесбережения следующим образом:

• теоретический раздел направлен на формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношений к сохранению и укреплению здоровья в процессе использования средств ИКТ;

•методико-практический подраздел обеспечивает овладение умениями реализовывать профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия нивелирования возможных негативных последствий использования ИКТ;

•учебно-тренировочный подраздел направлен на приобретение личного опыта использования разнообразных методик интенсивного восстановления показателей ФПС студента;

• контрольный раздел обеспечивает дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов, включает в себя оперативный, текущий контроль и итоговую аттестацию;

• врачебный контроль на основе программ тестирования показателей ФПС студента позволяет назначить каждому обучающемуся индивидуальную программу практических занятий по физической культуре с использованием средств компенсации выявленных негативных последствий и организовать мониторинг показателей ФПС в период обучения в вузе.

Предложенное содержание методико-практического подраздела программы курса включает в себя:

• освоение методик саморегуляции эмоциональных состояний, аутотренинга, а также методик тестирования показателей ФПС обучающихся, экспресс-тестирования функционального состояния прибором «Олимп», экспресс-оценки состояния пользователя ИКТ по данным вариационной пульсометрии с использованием диагностической системы «Ритмы сердца»;

• ознакомление с методиками проведения метеобарозакаливания, магнитотерапии, стимуляции биологической активности, биомеханической мышечной стимуляции;

• овладение основами методик массажа (самомассажа, вибромассажа, гидромассажа), термопроцедур и лечебного применения длинноволнового ультрафиолетового облучения;

• освоение методик проведения аэротерапевтических процедур с использованием прибора ионизации воздуха «Истион», позиционирования, биорезонансной офтальмоцветотерапии с использованием аппарата психоэмоциональной коррекции (АПЭК), корригирующей гимнастики для сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, дефиле для исправления осанки, изотона и др., а также методик проведения занятий с использованием оздоровительных комплексов на базе оздоровительно-физкультурного центра и кабинетов здоровья вуза.

Итоговую аттестацию предлагается осуществлять по совокупности результатов тестирования уровней теоретических, методико-практических знаний и умений в области здоровьесбережения по всему курсу обучения и оценки опыта использования средств и способов, направленных на профилактику и компенсацию негативных последствий для здоровья пользователя ИКТ.

Врачебный контроль является необходимой частью общей системы физического воспитания обучающихся. В его основе лежит контроль за местами занятий физической культурой, объемом и интенсивностью физических нагрузок в соответствии с физическим и функциональным состоянием обучающихся. Это раздел медицины, призванный исключать все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия занятий и мероприятий по физической культуре и спорту на организм занимающихся [12]. Учитывая тот факт, что курс, формирующий компетентность в области

здоровьесбережения у обучающихся - пользователей ИКТ проводится в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», они подвергаются процедуре врачебного контроля в течение всего периода обучения. Врачебный контроль за физическим воспитанием обучающихся, а также за состоянием их здоровья проводится в следующих формах:

• медицинское обследование занимающихся физической культурой и спортом;

• врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований;

• оказание первой медицинской помощи в случае травм или заболеваний;

• периодические медицинские осмотры студентов с привлечением врачей-специалистов;

• санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Целью медицинского обследования занимающихся физической культурой и спортом в образовательном учреждении является их распределение в основное, специальное и спортивное учебные отделения для прохождения практических занятий по дисциплине «Физическая культура»:

1. Основное учебное отделение (без отклонений в состоянии здоровья).

2. Специальное учебное отделение:

Группа 1: занимающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья со стороны опорно-двигательного аппарата.

Группа 2: занимающиеся с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем.

Группа 3: занимающиеся с нарушением зрения и функциональными расстройствами нервной системы.

3. Спортивное учебное отделение.

Программа медицинского обследования занимающихся включает в

себя:

1. Общий и спортивный анамнез.

2. Наружный осмотр и антропометрические измерения.

3. Определение состояния опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

4. Заключение.

Анамнез состоит из 3 частей: общие сведения, анамнез жизни, спортивный анамнез.

Общие сведения включают паспортные данные о человеке: Ф.И.О., дата и место рождения, учебная группа, пол, дата обследования.

Анамнез жизни включает данные об особенностях роста и развития человека; уточнения о заболеваниях и травмах, перенесенных в течение жизни, их последствиях; освобождался ли от физкультуры в школе, надолго ли, по какому поводу; часто ли пропускал занятия по физкультуре; состоит ли на учете у какого-либо специалиста в поликлинике.

Спортивный анамнез отражает сведения о занятиях физкультурой и спортом с детских лет до настоящего времени.

Наружный осмотр (соматоскопия) - оценка описательных признаков физического развития по осанке, состоянию опорно-двигательного аппарата, типу телосложения. Оценивается: форма спины, грудной клетки, живота, ног; осанка; развитие мускулатуры; жироотложение; объем движений в позвоночнике; кожа; телосложение.

Антропометрические измерения включают в себя измерение длины и массы тела, частоты сердечных сокращений и артериального давления.

Для определения функционального состояния организма обучающегося, помимо анамнеза, наружного осмотра и антропометрических измерений, используются автоматизированные аппаратно-программные диагностические комплексы и системы. Так, например, диагностическая система «Ритмы сердца» предназначена для контроля функционального состояния организма по динамической реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки и функциональные пробы путем анализа периодичности и структуры пульса. Программы системы позволяют выполнить экспресс-диагностику функционального состояния организма в состоянии покоя и при физической нагрузке (тест на психофизическую устойчивость, проба с «углубленным дыханием», проба с физической нагрузкой, проба Руфье). При этом, результаты диагностики используются в качестве дополнительной информации при распределении обучающихся в группы здоровья.

По итогам полученных результатов медицинского обследования с учетом данных диагностики функционального состояния организма пациента, врачом выносится заключение, в котором указывается учебное отделение, рекомендуемое обучаемому для прохождения практических занятий по дисциплине «Физическая культура», или выдается направление на специальное обследование и лечение.

Процедура тестирования показателей физического и психофизиологического состояния позиционируется нами как одна из форм врачебного контроля занимающихся физической культурой и спортом.

Содержание программ тестирования показателей ФПС обучающихся может быть различным по количеству тестов в каждом из блоков программы и зависеть от цели исследования. Содержание предлагаемой унифицированной программы следующее:

• анамнез и наружный осмотр;

• тестирование физического развития (определение массы тела и ее компонентов, продольных, поперечных размеров тела, его обхватов, силы мышц, частоты сердечных сокращений и артериального давления);

• лабораторное тестирование (определение физической работоспособности по тесту PWC170 и Гарвардскому степ-тесту; оценка состояния человека по пульсу, с использованием диагностической системы «Ритмы сердца»);

• психофизиологическое тестирование (определение уровня субъективного физического состояния, активности и настроения).

Студенты также могут быть протестированы по индивидуальной программе с целью более углубленного обследования пациента и др.

Тем не менее, основу каждой программы тестирования показателей ФПС составляют три следующих блока исследований: анамнез; оценка физического состояния и оценка психофизиологического состояния студентов.

Вместе с тем, предлагаемый нами курс, формирующий компетентность в области здоровьесбережения обучающихся-пользователей ИКТ, может быть реализован не только в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», но и в рамках самостоятельного курса, курса повышения квалификации, учебной дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии» и др., а его содержание может быть адаптировано для освоения учащимися, аспирантами, слушателями факультетов повышения квалификации и др. При этом, в случае отсутствия в содержании курса практических занятий по физической культуре с использованием физических упражнений и компенсаторных средств, а также обследований и тестирований показателей ФПС на базе физкультурно-оздоровительных комплексов, ключевое значение для освоения курса приобретает соответствующее учебно-методическое обеспечение, позволяющее визуализировать полученные теоретические знания и методические умения. Соответственно, обучающиеся не подвергаются процедуре врачебного контроля. В то же время, тестирование показателей физического и психофизиологического состояния обучающихся с использованием некоторых компьютеризированных диагностических аппаратно-программных комплексов и систем, может осуществляться на практике в учебной аудитории, так как программа, например, диагностической системы «Ритмы сердца» устанавливается на рабочий компьютер обучающегося.

В целях учебно-методического обеспечения вышеперечисленных курсов, нами были разработаны информационные учебно-методические комплексы, позволяющие визуализировать полученные теоретические знания и методические умения по проведению практических занятий с использованием компенсаторных средств, включающие в себя: видео-лекции, видео-лекции-консультации, а также электронные средства учебного назначения (лекции-презентации, слайд-лекции, базы тестовых заданий, контрольные тесты). В состав комплексов также вошли методические указания и рекомендации по проведению практических занятий и тестирований.

Так, например, специфика программы разработанного нами курса повышения квалификации педагогических работников по данной тематике (36-72 академических часа) заключается в том, что практические умения по проведению самомассажа и вибромассажа, метебарозакаливания, аэротерапевтических процедур, биорезонансной офтальмоцветотерапии, аутотренинга и др. формируются в процессе просмотра видеофильмов, слайд-лекций, изучения соответствующего теоретического и методического материала.

Самостоятельная работа слушателей организуется по итогам изучения прилагаемой учебно-методической литературы и электронного образовательного ресурса (электронные версии монографий, учебно-методических пособий, учебных видеофильмов «Здоровый образ жизни» и

«Оздоровительно-физкультурный центр - центр интенсивного восстановления физического и психического здоровья учащихся-пользователей информационными и коммуникационными технологиями»).

Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов тестирования уровней теоретических, методико-практических знаний и умений в области здоровьесбережения по всему курсу обучения и оценки опыта тестирования показателей физического и психофизиологического состояния с использованием компьютеризированных диагностических аппаратно-программных комплексов и систем (например, диагностической системы «Ритмы сердца»).

С опорой на исследования специалистов, было обосновано, что уровень знаний и умений в области нивелирования возможных негативных последствий использования ИКТ в образовании можно оценить по результатам педагогического тестирования, при этом, педагогический тест должен содержать не менее 30 тестовых заданий [11; 13].

В итоговой диагностической работе первый, второй и третий блоки сформированы из заданий, по результатам выполнения которых можно оценить знания слушателями:

• типизации негативных факторов, связанных с использованием ИКТ;

• типизации возможных негативных последствий для здоровья, обусловленных применением ИКТ;

• средств и организационных мероприятий нивелирования возможных негативных последствий использования ИКТ.

Четвертый, пятый и шестой блоки итоговой диагностической работы сформированы из заданий, по результатам выполнения которых можно оценить знания и умения слушателей применять педагогические технологии, направленные на формирование компетентности в области здоровьесбережения, а именно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проводить практические занятия с использованием оздоровительных комплексов;

• самостоятельно оценивать и контролировать физическое и психическое состояние;

• тестировать показатели физического и психофизиологического состояния.

Установлено, что правильное выполнение слушателем каждого тестового задания будет оцениваться как один балл, неправильное - как ноль баллов.

Положительные результаты эксперимента, посвященного оценке уровней сформированности компетентности в области здоровьесбережения обучающихся - пользователей ИКТ по итогам освоения предлагаемого элективного курса физической культуры (эксперимент был проведен в период с 2010 по 2014 гг. на базе вуза с дистанционным обучением), позволяют рекомендовать программу курса для внедрения в вузы России. При этом содержании курса может быть адаптировано для освоения учащимися, аспирантами, слушателями факультетов повышения квалификации в образовательных учреждениях.

Литература

1. Гельтищева Е.А., Селихова Г.Н. Как предупредить переутомление при работе с видеомонитором // Информатика и образование. 1990. №4. С. 55-56.

2. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Фишман И.С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры // Вопросы образования. 2008. №2. С. 161-185.

3. Горелов А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи. Белгород: ПОЛИТЕРА, 2011. 101 с.

4. Димова А.Л. Оздоровление пользователей информационных технологий: монография. Саарбрюккен, Германия: Изд-во LAMBERT, 2014. 164 с.

5. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности [Электронный ресурс] // Научный центр здоровья детей: [сайт]. URL: http://www.nczd.ru/art12.htm (дата обращения: 15.03.2016).

6. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04, 13.00.08. СПб., 2013. 50 с.

7. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2005. 192 с.

8. Мухаметзянов И.Ш. Здоровьесберегающая информационно -коммуникационная среда учебного заведения: проблемы и перспективы развития: монография. Казань: Идел-Пресс, 2010. 208 с.

9. Охрана здоровья граждан как важнейший приоритет политики государства: доклад Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению В.А. Петренко [Электронный ресурс] // Федеральный справочник: [сайт]. URL: http: //federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2010/I/z 10-petrenko. pdf (дата обращения: 08.03.2016).

10. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 386 с.

11. Сердюков В.И., Сердюкова Н.А. Оценка качества педагогического теста // Информатизация образования и науки. 2014. №1(21). С. 131-142.

12. Физическая культура: учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. М.: Изд-во АСВ, 2000. 430 с.

13. Serdyukova N.A., Serdyukov V.I., Slepov V.A. Formalization of Knowledge Systems on the Basis of System Approach // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2015. P. 41. Pp. 371-381.

Dimova Alla L \ovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Leading scientific researcher, Candidate of Pedagogics, [email protected]

PROGRAM AND EDUCATIONAL-METHODICAL PROVIDING OF THE COURSE, FORMING COMPETENCE IN AREA OF THE HEALTH-SAVING OF THE TRAINEE - THE USER OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аnnotation

In article the specifics of development of the courses program, forming competence in area of the health-saving of the trainee - the user of information and communication technologies within a subject matter «Physical culture» and advanced training course are reveal. Features of application of the informational educational-methodical complex allowing to visualize the gained theoretical knowledge and methodical abilities by means of video lectures and electronic means of educational appointment are considered. Keywords:

content of the of the course, forming competence in area of the health-saving; user of information and communication technologies; physical culture; program and educational-methodical providing; information educational-methodical complexes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.