ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Димова Алла Львовна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, [email protected]
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА, ФОРМИРУЮЩЕГО КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ - ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ*
Аннотация
В статье раскрывается специфика освоения программы курсов, формирующих компетентность в области здоровьесбережения обучающихся - пользователей информационных и коммуникационных технологий в рамках учебной дисциплины образовательного учреждения «Физическая культура», а также в рамках курса повышения квалификации. Рассматриваются особенности применения информационного учебно-методического комплекса, позволяющего визуализировать полученные теоретические знания и методические умения с помощью видео-лекций и электронных средств учебного назначения. Ключевые слова:
содержание курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения; пользователь информационными и
коммуникационными технологиями; физическая культура; программное и учебно-методическое обеспечение; информационные учебно-методические комплексы.
Неизбежным спутником интенсификации образования, его широкой информатизации и выхода за пределы учебного заведения является прогрессивное снижение уровня здоровья обучающихся-пользователей информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) [5; 9]. Образовательная деятельность обучающихся вне учебного заведения в настоящее время не контролируется органами образования и в неконтролируемом образовательном пространстве (в местах своего пребывания) пользователь ИКТ остается практически наедине с проблемой
* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Психолого-педагогические основы проектирования и реализации педагогических инноваций в высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среде».
негативного влияния средств ИКТ на собственное здоровье. По мнению специалистов, решение проблемы создания системы контроля органов образования за состоянием здоровья обучающихся в современных условиях становления информационной образовательной среды, в том числе, связано с необходимостью формирования у них культуры безопасного использования современных информационных и коммуникационных технологий, с необходимостью формирования у обучающихся - пользователей ИКТ компетентности в области здоровьесбережения [4; 8].
В настоящее время одно из понятий компетентности рассматривается рядом специалистов [2] как интегрированный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности, приобретенных через рефлексию. Таким образом, по нашему мнению, компетентность в области здоровьесбережения выражается в овладении обучающимся знаниями, умениями и опытом самостоятельного нивелирования возможных негативных последствий, связанных с использованием ИКТ [4].
Следует отметить, что за последние годы отечественными учеными подготовлены различные учебные материалы в области сохранения здоровья обучающихся-пользователей ИКТ, освоение которых позволило бы сформировать у них данную компетентность. Эти материалы посвящены:
• негативным факторам, связанным с использованием ИКТ;
• возможным негативным последствиям психолого-педагогического и медико-социального характера, обусловленным применением ИКТ;
• средствам и организационным мероприятиям, направленным на профилактику возможных негативных последствий использования ИКТ
[1; 4; 8; 10].
В свою очередь, анализ работ специалистов в области физической культуры и спорта [3; 6; 6] позволил сделать вывод о том, что проблема формирования компетентности в области здоровьесбережения обучающихся - пользователей ИКТ могла бы быть решена в рамках учебной дисциплины образовательного учреждения «Физическая культура» (в рамках основного или элективного курсов), как обладающей значительным потенциалом в сохранении и укреплении здоровья обучающихся (методическими кабинетами, физкультурно-оздоровительными комплексами, различными категориями персонала, средствами и методами физического воспитания).
Основными документами, контролирующими содержание высшего и среднего профессионального образования (ВПО и СПО) в России являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), а также примерные программы по различным учебным дисциплинам. Так, программа по учебной дисциплине «Физическая культура» является документом, определяющим основную направленность, объем и содержание учебных занятий по данной дисциплине, фиксирующим правомерность построения процесса формирования компетентности в области здоровьесбережения обучающихся-пользователей ИКТ в рамках этой учебной дисциплины в образовательном учреждении.
Однако в содержании, например, общекультурной компетенции по физической культуре, рекомендуемой Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), отсутствуют требования к студентам, направленные на формирование знаний, умений и опыта использования средств и способов профилактики и компенсации возможных негативных последствий для здоровья пользователя ИКТ, а в содержание примерной программы по дисциплине «Физическая культура» для вузов не включен учебный материал, посвященный предотвращению и компенсации возможных негативных психолого-педагогических и медико-социальных последствий использования ИКТ в образовании. Соответственно, вышеизложенное относится и к среднему профессиональному образованию.
Таким образом, решение проблемы формирования компетентности в области здоровьесбережения обучающихся-пользователей ИКТ в рамках учебной дисциплины образовательного учреждения «Физическая культура» требует проведения научных исследований, посвященных обоснованию содержания курса, позволяющего сформировать данную компетентность, а также разработки соответствующего программного и учебно-методического обеспечения этого курса.
В целях решения возникших проблем, в рамках Планов фундаментальных исследований ФГБНУ «ИУО РАО» (ранее Института информатизации образования Российской академии образования) на 2010-2016 гг. были проведены теоретические и практико-ориентированные исследования в этом направлении.
С учетом рекомендаций ряда авторов [1; 8; 10], результатов собственных исследований [4], а также основываясь на модульном принципе предоставления содержания, была определена модульная структура содержания курса по физической культуре, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающегося-пользователя ИКТ в образовательном учреждении. Курс включает следующие модули:
1. Влияние негативных факторов, связанных с использованием ИКТ, на организм пользователя.
2. Возможные негативные последствия психолого-педагогического и медико-социального характера, обусловленные применением ИКТ.
3. Самооценка и самоконтроль состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности и работоспособности, психического состояния.
4. Тестирование показателей физического и психофизиологического состояния, состояния здоровья, в том числе, с использованием компьютеризированных диагностических аппаратно-программных комплексов и систем.
5. Способы реализации профилактических и физкультурно-оздоровительных мероприятий нивелирования возможных негативных последствий использования ИКТ.
6. Естественные универсальные средства профилактики простудных и инфекционных заболеваний, вредных привычек, оздоровления организма пользователя ИКТ.
7. Оздоровительно-физкультурный центр и кабинеты здоровья образовательного учреждения: проведение занятий, обследований и тестирований.
В соответствии с перечисленными модулями нами разработано содержание курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающихся-пользователей ИКТ, которое представлено учебными программами по дисциплине «Физическая культура» для образовательных учреждений [4].
Так, данный курс, например, для вузов организуется в рамках элективного курса по учебной дисциплине «Физическая культура» и базируется на знаниях, умениях и опыте, полученных студентами на первом-втором курсах обязательной учебной дисциплины «Физическая культура». Курс обучения рассчитан на 72 академических часа (табл. 1).
Таблица 1
Распределение учебных часов на освоение основных разделов учебной
программы элективного курса по физической культуре_
Курс обучения Количество часов (аудиторных) по разделам программы Самостоятельная работа
Теоретический Практический Контрольный
Лекции Методико-практический подраздел Учебно-тренировочный подраздел Семестровая и итоговая аттестация
1-й/2-й 14 8 14 4 32
Специфика курса заключается в освоении студентами теоретического, практического (методико-практического, учебно-тренировочного),
контрольного разделов и подразделов программы курса, а также в проведении врачебного контроля на основе программ тестирования показателей физического и психофизиологического состояния (ФПС) студента.
При этом предложенные разделы и подразделы программы курса ориентированы на формирование компетентности в области здоровьесбережения следующим образом:
• теоретический раздел направлен на формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношений к сохранению и укреплению здоровья в процессе использования средств ИКТ;
•методико-практический подраздел обеспечивает овладение умениями реализовывать профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия нивелирования возможных негативных последствий использования ИКТ;
•учебно-тренировочный подраздел направлен на приобретение личного опыта использования разнообразных методик интенсивного восстановления показателей ФПС студента;
• контрольный раздел обеспечивает дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов, включает в себя оперативный, текущий контроль и итоговую аттестацию;
• врачебный контроль на основе программ тестирования показателей ФПС студента позволяет назначить каждому обучающемуся индивидуальную программу практических занятий по физической культуре с использованием средств компенсации выявленных негативных последствий и организовать мониторинг показателей ФПС в период обучения в вузе.
Предложенное содержание методико-практического подраздела программы курса включает в себя:
• освоение методик саморегуляции эмоциональных состояний, аутотренинга, а также методик тестирования показателей ФПС обучающихся, экспресс-тестирования функционального состояния прибором «Олимп», экспресс-оценки состояния пользователя ИКТ по данным вариационной пульсометрии с использованием диагностической системы «Ритмы сердца»;
• ознакомление с методиками проведения метеобарозакаливания, магнитотерапии, стимуляции биологической активности, биомеханической мышечной стимуляции;
• овладение основами методик массажа (самомассажа, вибромассажа, гидромассажа), термопроцедур и лечебного применения длинноволнового ультрафиолетового облучения;
• освоение методик проведения аэротерапевтических процедур с использованием прибора ионизации воздуха «Истион», позиционирования, биорезонансной офтальмоцветотерапии с использованием аппарата психоэмоциональной коррекции (АПЭК), корригирующей гимнастики для сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, дефиле для исправления осанки, изотона и др., а также методик проведения занятий с использованием оздоровительных комплексов на базе оздоровительно-физкультурного центра и кабинетов здоровья вуза.
Итоговую аттестацию предлагается осуществлять по совокупности результатов тестирования уровней теоретических, методико-практических знаний и умений в области здоровьесбережения по всему курсу обучения и оценки опыта использования средств и способов, направленных на профилактику и компенсацию негативных последствий для здоровья пользователя ИКТ.
Врачебный контроль является необходимой частью общей системы физического воспитания обучающихся. В его основе лежит контроль за местами занятий физической культурой, объемом и интенсивностью физических нагрузок в соответствии с физическим и функциональным состоянием обучающихся. Это раздел медицины, призванный исключать все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия занятий и мероприятий по физической культуре и спорту на организм занимающихся [12]. Учитывая тот факт, что курс, формирующий компетентность в области
здоровьесбережения у обучающихся - пользователей ИКТ проводится в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», они подвергаются процедуре врачебного контроля в течение всего периода обучения. Врачебный контроль за физическим воспитанием обучающихся, а также за состоянием их здоровья проводится в следующих формах:
• медицинское обследование занимающихся физической культурой и спортом;
• врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований;
• оказание первой медицинской помощи в случае травм или заболеваний;
• периодические медицинские осмотры студентов с привлечением врачей-специалистов;
• санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Целью медицинского обследования занимающихся физической культурой и спортом в образовательном учреждении является их распределение в основное, специальное и спортивное учебные отделения для прохождения практических занятий по дисциплине «Физическая культура»:
1. Основное учебное отделение (без отклонений в состоянии здоровья).
2. Специальное учебное отделение:
Группа 1: занимающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья со стороны опорно-двигательного аппарата.
Группа 2: занимающиеся с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем.
Группа 3: занимающиеся с нарушением зрения и функциональными расстройствами нервной системы.
3. Спортивное учебное отделение.
Программа медицинского обследования занимающихся включает в
себя:
1. Общий и спортивный анамнез.
2. Наружный осмотр и антропометрические измерения.
3. Определение состояния опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.
4. Заключение.
Анамнез состоит из 3 частей: общие сведения, анамнез жизни, спортивный анамнез.
Общие сведения включают паспортные данные о человеке: Ф.И.О., дата и место рождения, учебная группа, пол, дата обследования.
Анамнез жизни включает данные об особенностях роста и развития человека; уточнения о заболеваниях и травмах, перенесенных в течение жизни, их последствиях; освобождался ли от физкультуры в школе, надолго ли, по какому поводу; часто ли пропускал занятия по физкультуре; состоит ли на учете у какого-либо специалиста в поликлинике.
Спортивный анамнез отражает сведения о занятиях физкультурой и спортом с детских лет до настоящего времени.
Наружный осмотр (соматоскопия) - оценка описательных признаков физического развития по осанке, состоянию опорно-двигательного аппарата, типу телосложения. Оценивается: форма спины, грудной клетки, живота, ног; осанка; развитие мускулатуры; жироотложение; объем движений в позвоночнике; кожа; телосложение.
Антропометрические измерения включают в себя измерение длины и массы тела, частоты сердечных сокращений и артериального давления.
Для определения функционального состояния организма обучающегося, помимо анамнеза, наружного осмотра и антропометрических измерений, используются автоматизированные аппаратно-программные диагностические комплексы и системы. Так, например, диагностическая система «Ритмы сердца» предназначена для контроля функционального состояния организма по динамической реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки и функциональные пробы путем анализа периодичности и структуры пульса. Программы системы позволяют выполнить экспресс-диагностику функционального состояния организма в состоянии покоя и при физической нагрузке (тест на психофизическую устойчивость, проба с «углубленным дыханием», проба с физической нагрузкой, проба Руфье). При этом, результаты диагностики используются в качестве дополнительной информации при распределении обучающихся в группы здоровья.
По итогам полученных результатов медицинского обследования с учетом данных диагностики функционального состояния организма пациента, врачом выносится заключение, в котором указывается учебное отделение, рекомендуемое обучаемому для прохождения практических занятий по дисциплине «Физическая культура», или выдается направление на специальное обследование и лечение.
Процедура тестирования показателей физического и психофизиологического состояния позиционируется нами как одна из форм врачебного контроля занимающихся физической культурой и спортом.
Содержание программ тестирования показателей ФПС обучающихся может быть различным по количеству тестов в каждом из блоков программы и зависеть от цели исследования. Содержание предлагаемой унифицированной программы следующее:
• анамнез и наружный осмотр;
• тестирование физического развития (определение массы тела и ее компонентов, продольных, поперечных размеров тела, его обхватов, силы мышц, частоты сердечных сокращений и артериального давления);
• лабораторное тестирование (определение физической работоспособности по тесту PWC170 и Гарвардскому степ-тесту; оценка состояния человека по пульсу, с использованием диагностической системы «Ритмы сердца»);
• психофизиологическое тестирование (определение уровня субъективного физического состояния, активности и настроения).
Студенты также могут быть протестированы по индивидуальной программе с целью более углубленного обследования пациента и др.
Тем не менее, основу каждой программы тестирования показателей ФПС составляют три следующих блока исследований: анамнез; оценка физического состояния и оценка психофизиологического состояния студентов.
Вместе с тем, предлагаемый нами курс, формирующий компетентность в области здоровьесбережения обучающихся-пользователей ИКТ, может быть реализован не только в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», но и в рамках самостоятельного курса, курса повышения квалификации, учебной дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии» и др., а его содержание может быть адаптировано для освоения учащимися, аспирантами, слушателями факультетов повышения квалификации и др. При этом, в случае отсутствия в содержании курса практических занятий по физической культуре с использованием физических упражнений и компенсаторных средств, а также обследований и тестирований показателей ФПС на базе физкультурно-оздоровительных комплексов, ключевое значение для освоения курса приобретает соответствующее учебно-методическое обеспечение, позволяющее визуализировать полученные теоретические знания и методические умения. Соответственно, обучающиеся не подвергаются процедуре врачебного контроля. В то же время, тестирование показателей физического и психофизиологического состояния обучающихся с использованием некоторых компьютеризированных диагностических аппаратно-программных комплексов и систем, может осуществляться на практике в учебной аудитории, так как программа, например, диагностической системы «Ритмы сердца» устанавливается на рабочий компьютер обучающегося.
В целях учебно-методического обеспечения вышеперечисленных курсов, нами были разработаны информационные учебно-методические комплексы, позволяющие визуализировать полученные теоретические знания и методические умения по проведению практических занятий с использованием компенсаторных средств, включающие в себя: видео-лекции, видео-лекции-консультации, а также электронные средства учебного назначения (лекции-презентации, слайд-лекции, базы тестовых заданий, контрольные тесты). В состав комплексов также вошли методические указания и рекомендации по проведению практических занятий и тестирований.
Так, например, специфика программы разработанного нами курса повышения квалификации педагогических работников по данной тематике (36-72 академических часа) заключается в том, что практические умения по проведению самомассажа и вибромассажа, метебарозакаливания, аэротерапевтических процедур, биорезонансной офтальмоцветотерапии, аутотренинга и др. формируются в процессе просмотра видеофильмов, слайд-лекций, изучения соответствующего теоретического и методического материала.
Самостоятельная работа слушателей организуется по итогам изучения прилагаемой учебно-методической литературы и электронного образовательного ресурса (электронные версии монографий, учебно-методических пособий, учебных видеофильмов «Здоровый образ жизни» и
«Оздоровительно-физкультурный центр - центр интенсивного восстановления физического и психического здоровья учащихся-пользователей информационными и коммуникационными технологиями»).
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов тестирования уровней теоретических, методико-практических знаний и умений в области здоровьесбережения по всему курсу обучения и оценки опыта тестирования показателей физического и психофизиологического состояния с использованием компьютеризированных диагностических аппаратно-программных комплексов и систем (например, диагностической системы «Ритмы сердца»).
С опорой на исследования специалистов, было обосновано, что уровень знаний и умений в области нивелирования возможных негативных последствий использования ИКТ в образовании можно оценить по результатам педагогического тестирования, при этом, педагогический тест должен содержать не менее 30 тестовых заданий [11; 13].
В итоговой диагностической работе первый, второй и третий блоки сформированы из заданий, по результатам выполнения которых можно оценить знания слушателями:
• типизации негативных факторов, связанных с использованием ИКТ;
• типизации возможных негативных последствий для здоровья, обусловленных применением ИКТ;
• средств и организационных мероприятий нивелирования возможных негативных последствий использования ИКТ.
Четвертый, пятый и шестой блоки итоговой диагностической работы сформированы из заданий, по результатам выполнения которых можно оценить знания и умения слушателей применять педагогические технологии, направленные на формирование компетентности в области здоровьесбережения, а именно:
• проводить практические занятия с использованием оздоровительных комплексов;
• самостоятельно оценивать и контролировать физическое и психическое состояние;
• тестировать показатели физического и психофизиологического состояния.
Установлено, что правильное выполнение слушателем каждого тестового задания будет оцениваться как один балл, неправильное - как ноль баллов.
Положительные результаты эксперимента, посвященного оценке уровней сформированности компетентности в области здоровьесбережения обучающихся - пользователей ИКТ по итогам освоения предлагаемого элективного курса физической культуры (эксперимент был проведен в период с 2010 по 2014 гг. на базе вуза с дистанционным обучением), позволяют рекомендовать программу курса для внедрения в вузы России. При этом содержании курса может быть адаптировано для освоения учащимися, аспирантами, слушателями факультетов повышения квалификации в образовательных учреждениях.
Литература
1. Гельтищева Е.А., Селихова Г.Н. Как предупредить переутомление при работе с видеомонитором // Информатика и образование. 1990. №4. С. 55-56.
2. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Фишман И.С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры // Вопросы образования. 2008. №2. С. 161-185.
3. Горелов А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи. Белгород: ПОЛИТЕРА, 2011. 101 с.
4. Димова А.Л. Оздоровление пользователей информационных технологий: монография. Саарбрюккен, Германия: Изд-во LAMBERT, 2014. 164 с.
5. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности [Электронный ресурс] // Научный центр здоровья детей: [сайт]. URL: http://www.nczd.ru/art12.htm (дата обращения: 15.03.2016).
6. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04, 13.00.08. СПб., 2013. 50 с.
7. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2005. 192 с.
8. Мухаметзянов И.Ш. Здоровьесберегающая информационно -коммуникационная среда учебного заведения: проблемы и перспективы развития: монография. Казань: Идел-Пресс, 2010. 208 с.
9. Охрана здоровья граждан как важнейший приоритет политики государства: доклад Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению В.А. Петренко [Электронный ресурс] // Федеральный справочник: [сайт]. URL: http: //federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2010/I/z 10-petrenko. pdf (дата обращения: 08.03.2016).
10. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 386 с.
11. Сердюков В.И., Сердюкова Н.А. Оценка качества педагогического теста // Информатизация образования и науки. 2014. №1(21). С. 131-142.
12. Физическая культура: учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. М.: Изд-во АСВ, 2000. 430 с.
13. Serdyukova N.A., Serdyukov V.I., Slepov V.A. Formalization of Knowledge Systems on the Basis of System Approach // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2015. P. 41. Pp. 371-381.
Dimova Alla L \ovna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Leading scientific researcher, Candidate of Pedagogics, [email protected]
PROGRAM AND EDUCATIONAL-METHODICAL PROVIDING OF THE COURSE, FORMING COMPETENCE IN AREA OF THE HEALTH-SAVING OF THE TRAINEE - THE USER OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Аnnotation
In article the specifics of development of the courses program, forming competence in area of the health-saving of the trainee - the user of information and communication technologies within a subject matter «Physical culture» and advanced training course are reveal. Features of application of the informational educational-methodical complex allowing to visualize the gained theoretical knowledge and methodical abilities by means of video lectures and electronic means of educational appointment are considered. Keywords:
content of the of the course, forming competence in area of the health-saving; user of information and communication technologies; physical culture; program and educational-methodical providing; information educational-methodical complexes.