ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
1 2 3
Били-Лазарь А.А. , Вахрушева П.В. , Вольский В.В. Email: [email protected]
1Били-Лазарь Александра Артуровна - студент; 2Вахрушева Полина Валерьевна - студент, кафедра архитектуры, архитектурный факультет;
3Вольский Василий Васильевич - преподаватель, кафедра по физической подготовке, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируется физическая культура в вузе как средство формирования здорового образа жизни студента. Преподавание физической культуры в вузах очень важно и нужно. Физическая культура способствует улучшению психологического и физического состояния студента. Физическое воспитание студента является важнейшим аспектом всестороннего развития личности. Также оно формирует такие положительные качества, как: выносливость, сила духа, трудолюбие, воля. «Физическая культура, как часть общей культуры общества, направлена на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в общественной практике и повседневной жизни каждого человека» (В.И. Ильинич). Следует подчеркнуть, что физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека. Для нормальной жизнедеятельности индивиду необходимы здоровье, развитие физических качеств, активная двигательная деятельность, развитие двигательных навыков и умений, физиологических и психологических функций организма. Цель физической подготовки заключается в подготовке к стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов в будущей трудовой деятельности. Ключевые слова: физическая культура в жизни студента, физическая культура в вузах, положительное влияния на здоровье.
PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION Bili-Lazar A.A.1, Vakhrusheva P.V.2, Volsky V.V.3
1Bili-Lazar Alexandra Arturovna - Student;
2Vakhrusheva Polina Valerievna - Student,
THE DEPARTMENT OF ARCHITECTURE, FACULTY OF ARCHITECTURE; 3Volsky Vasily Vasilyevich - Teacher, DEPARTMENT OF PHYSICAL TRAINING, ST. PETERSBURG STATE ARCHITECTURAL AND CONSTRUCTION UNIVERSITY,
SAINT-PETERSBURG
Abstract: the article analyzes the physical culture in high school as a means of shaping a student's healthy lifestyle. Teaching physical education in universities is very important and necessary. Physical culture helps to improve the psychological and physical state of the student. Physical education of the student is the most important aspect of the full development of the individual. It also forms such positive qualities as: stamina, strength of mind, diligence, will. "The physical culture as a part of the general culture of society, is directed to strengthening and increase in level of health, all-round development ofphysical abilities of the people and their use in public practice and everyday life of each person" (V.I. Ilyinich). It is necessary to emphasize that the physical culture is a special and independent area of culture. It arose and developed along with the general culture of the person. Health, development of physical qualities, vigorous motive activity, development of movement skills and abilities, physiological and psychological functions of an organism are necessary for the individual for normal activity. The purpose of physical training
consists to permanent transferring of exercise stresses, psychological tension and adverse factors in future work.
Keywords: physical culture in the life of a student, physical culture in universities, positive effects on health.
УДК 612.1/.8
Физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, и являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт [3].
Содержание курса физического воспитания регламентируется государственной учебной программой для вузов и включает теоретический, практический и контрольный учебный материал. Теоретический раздел программы предполагает усвоение студентами упорядоченной системы естественнонаучных, психолого-педагогических и специальных знаний по физической культуре и состоит из 11 обязательных тем. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, бесед, на практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы. Учебно -тренировочные занятия базируются на использовании теоретических знаний для приобретения практического опыта физкультурно-спортивной деятельности, таким образом, теоретический раздел вплотную связан с методико-практическими занятиями. [5]
Занятия физической культурой и спортом должны иметь комплексный характер и непременно являться составной частью образа жизни.
Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:
1. Преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;
2. Интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
3. Проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
4. Проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;
5. Ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
6. Коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания,
удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;
7. Социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств [4].
На занятиях по физической культуре для развития студентов есть различные специализации, такие как бокс, плавание, баскетбол, волейбол, настольный теннис. Ребята сами выбирают, чем они хотят заниматься. Этот предоставленный им выбор помогает самоопределиться в жизни. Физическая культура увеличивает концентрацию, помогает избежать многих болезней, поднимает иммунитет, позволяет привести тело в идеальную форму. Также физическая активность помогает снижать стресс, депрессию, сонливость, повышает настроение. Это происходит благодаря выработке «гормона радости». Конечно, есть те, кому противопоказано заниматься физической культурой. Но можно в малом объеме [2].
В вузах существуют специальные медицинские группы, где преподаватели организуют индивидуальный подход к каждому студенту, исходя из его заболевания. Любая активность приведет и мысли, и тело в порядок. Также занятия физической культурой в вузах особенно помогают в учебе. Физическая культура отлично влияет на успеваемость студента. Он реже устает, его не клонит в сон, он взбодрен, в нем гормон радости. Проведение активных занятий со студентами предполагает подачу сознательной установки, направленной на достижение нужного результата действий. При активности развивается воображение, внимание, память и т.д. Благодаря выполнению физических упражнений укрепляется сердечно-сосудистая, нервная и дыхательная системы. Занятие физкультурой сейчас все больше и больше набирает обороты. Люди обеспокоены развитием физических и моральных качеств. Студентам очень важно вести здоровый образ жизни. Не пить, не курить, пропагандировать физкультуру. У студентов снижается активность, появляется сонливость, вялость. Вследствие этого происходит популяризация спорта, физической активности, чтобы повысить концентрацию, здоровье студентов [1].
Список литературы /References
1. Земцов П.С. Физическая культура в вузе как средство формирования здорового образа жизни студентов // Молодой ученый, 2018. № 38. С. 183-187. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/224/52707/ (дата обращения: 04.05.2019).
2. Зотин В.В., Дьяченко А.И. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи//сб. тр. Всеросс. науч. практ. конф. «Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения». Томск, 2016.
3. Эрдонов О.Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования // Молодой ученый, 2015. № 2. С. 113-117. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/82/14708/ (дата обращения: 04.05.2019).
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33075/ (дата обращения: 05.05.2019).
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11244/ (дата обращения: 05.05.2019).