Научная статья на тему 'Специфика работы с детьми с отставанием в развитии'

Специфика работы с детьми с отставанием в развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГРУППА / СЕМЕЙНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / SPECIALIZED GROUP / FAMILY AND SOCIAL LIFE / YOUNG CHILDREN / CHILD DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогоберидзе Фатима Юсуфовна, Чомаев Артур Манафович

Статья освещает специфику работы с детьми в специализированной группе. Специализированная групповая оценка детей младшего возраста с возможными задержками развития или детей с установленными нарушениями развития представляет собой важнейший компонент более широкой системы услуг и поддержки для детей и их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF WORKING WITH CHILDREN WITH DEVELOPMENT

The article covers the specifics of working with children in a specialized group. Specialized group assessment of young children with possible developmental delays or children with established developmental disabilities is an essential component of a wider system of services and support for children and their families.

Текст научной работы на тему «Специфика работы с детьми с отставанием в развитии»

аргументированность), ориентированность на достижение (высокая потребность в успехах в учебе), целостная ориентация (систематическое усвоение учебного материала и планирования времени на выполнение заданий по каждой дисциплине).

Литература:

1. Глузман Н.А., Пожидаева Т.В. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Н.А. Глузман, Т.В. Пожидаева. - Симферополь :ИТ «АРИАЛ» , 2018. - 312 с.

2. Глузман Н.А. Прогностическая модель личностно-профессионального маршрута будущего учителя // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 48-1. - С. 71-81.

3. Зенова А.В. К вопросу о мотивации профессиональной деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 143-146.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издво «Питер», 2010. - 512 с.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологиии / Б.Ф. Ломов. - М.: Изд. «Наука», 1984. - 445 с.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: [кн. для учителя] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Абрахам Маслоу: [Пер. с англ. Г.А. Балла, А.А. Попогребского; под общ. ред. Г.А. Балла, А.Н. Киричука, Д.А. Леонтьева]. - М.: Смысл, 1999. - 380 с.

8. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 365 с.

9. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся: педагогический аспект / Липатова В.М., Митрохина С.В., Романов В.А., Шерстнёва А.А. Тула, 2017. Том Книга 5

10. Роджерс К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. - М.: Смысл, 2002. - 527 с.

11. Романов В.А. Научные подходы к проектированию технологических моделей подготовки учителей в гуманитарных вузах / В.А. Романов // В сборнике: Учитель. преподаватель. Тренер материалы VI Международной научно-практической конференции. - 2010. - С. 155-159.

12. Романов В.А. Самообразование выпускника вуза как процесс педагогического сопровождения его профессиональной подготовки / В.А. Романов // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 62-1. - С. 239-242.

13. Федотова В.Л. Психология деятельности и учебный менеджмент: Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией Узуновой Н.С. - Симферополь, 2006. - 33 с.

14. Apter M.J. Reverser theory: Motivation, emotion and personality / M.J. Apter. - L.: Routledge, 1989. - 213 р.

15. Mc Clelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Lowell E.L. A scoring manual for the achievement motive. In: Motives in Fantasy, Action and Society, N. Y., 1958. - P. 112-148.

16. Csikszentmihalyi M. Emergentmotivationandachievement. - Vol. 4. - JAIPressInc., 1985. - P. 93-119.

Педагогика

УДК 371

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных работ Гогоберидзе Фатима Юсуфовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); аспирант кафедры психологии третьего года обучения Чомаев Артур Манафович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск)

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОТСТАВАНИЕМ В РАЗВИТИИ

Аннотация. Статья освещает специфику работы с детьми в специализированной группе. Специализированная групповая оценка детей младшего возраста с возможными задержками развития или детей с установленными нарушениями развития представляет собой важнейший компонент более широкой системы услуг и поддержки для детей и их семей.

Ключевые слова: специализированная группа, семейная и общественная жизнь, дети младшего возраста, развитие ребенка.

Annotation. The article covers the specifics of working with children in a specialized group. Specialized group assessment of young children with possible developmental delays or children with established developmental disabilities is an essential component of a wider system of services and support for children and their families. Keywords: specialized group, family and social life, young children, child development.

Введение. В нашей стране происходит значительная трансформация экономического и социального уклада жизни. Это привело к актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченным потенциалом здоровья. Во-первых, всеобщее разгосударствление, передел рынка, во-вторых - экологическая нестабильность и огромный рост появления детей с ограниченным потенциалом, способствовали образованию социальной группы - детей-инвалидов. В итоге потребовалось сформировать особую систему социальной защиты. По последним данным, только в эти десять лет количество инвалидности детей в России стало в два раза больше.

Актуальность изучения проблем социальной защиты детей-инвалидов во многом определяется надобностью улучшения механизма социальной защиты в нашей стране в контексте продолжающихся социальных преобразований. Разработка и внедрение этого механизма является актуальной задачей.

Увеличивается количество исследований, монографий, книг и статьей, посвященных этим актуальным проблемам во всем мире.

Научное развитие проблем социальной защиты детей-инвалидов в последних российских исследованиях во многом отражает эволюцию оценки социальной важности этой задачи.

На первом этапе на основе традиций, сложившихся с советских времен, среди работ по социальной защите детей с ограниченными возможностями преобладала работа медицинского и социального характера.

Это направление исследований продолжает развиваться в рамках специальной медицинской работы и публикаций в области санитарно-гигиенических исследований.

На втором этапе, в связи с расширением изучения проблем социальной защиты и социальной политики в целом, в научном исследовании проблем защиты детей-инвалидов значительную часть стали составлять социологические труды, в частности по проблемам образа жизни и социальной регуляции его развития.

Наконец, третий этап, который начинается с начала 2000 г., по проблемам социальной защиты детей-инвалидов - это когда появляются как специальные социологические исследования, так и фундаментальные разработки экономических, социально-психологических, педагогических и правовых аспектов проблемы.

Целью статьи является:

- установление статуса профессионального уровня при работе с детьми в группе с ограниченными возможностями;

- выявление специфики работы с детьми с возможными задержками развития.

Данная цель определила следующие задачи:

- установить закономерности развития детей с возможными задержками развития;

- выявить некоторые особенностей развития детей в специализированной группе;

- проанализировать особенности их функционирования.

Представленные задачи определили использование в работе методов, включающих в себя дефиниционный характер.

Изложение основного материала статьи. Главной направленностью общественной политики в отношении детей-инвалидов является организация нужных условий для улучшения качества жизни ребенка. Среда нахождения подобного ребенка должна быть доброжелательной. Следует создать обстановку для благоприятного, комфортного и безопасного проживания детей-инвалидов, стоять на страже их прав и интересов.

Всевозможные способы существуют в проведении эффективной междисциплинарной оценки группы. Как минимум, конкретные цели и связанные с ними междисциплинарные методы должны быть разработаны для решения основных вопросов, которые семьи задают оценочной группе, а также те, которые возникают по мере развития процесса. Часто родители направляются в слабую группу для оценки из-за собственных опасений по поводу развития их ребенка. Иногда эти проблемы очень специфичны, возможно, связаны с когнитивными или двигательными возможностями их ребенка [1, с. 28].

В других случаях лицам, обеспечивающим уход, сложнее сформулировать проблемы, которые отражают общее ощущение, что что-то не совсем правильно, или закравшийся страх, что формирование ребенка было поставлено под угрозу из-за состояния здоровья (например, недоношенность и низкий вес при рождении, материнский диабет...).

Иногда некоторые вопросы поднимаются семейным врачом или специалистом по уходу за детьми или, возможно, даже близким родственником. Тем не менее, все чаще оздоровительным группам также предлагается принимать участие в работе с детьми, у которых давно установлены задержки в развитии, но в настоящее время они сталкиваются с непредвиденными трудностями. Опасения по поводу необычайно медленного прогресса, даже когда предоставляются услуги раннего вмешательства или возникают проблемы с поведением, являются обычным явлением.

Наконец, междисциплинарные команды часто формируют специализированные группы в рамках более обширной работы для выявления конкретных нарушений, таких как фенилкетонурия (ФКУ) или решения таких вопросов, как трудности с питанием [2, с. 81].

Как и следовало ожидать, специализированная группа может столкнуться с разнообразием детских, семейных и общественных обстоятельств. Биологически обусловленные состояния, которые могут неблагоприятно влиять на развитие, включая генетические нарушения и врожденные инфекции, многочисленны и сложны. По самым скромным подсчетам, от 1 года до 5 лет можно определить, что у множества детей имеется значительное отклонение в развитии.

Кроме того, документы по чрезвычайной уязвимости детей младшего возраста, трудностям развития в современном обществе, а также общественные работы и системы поддержки были хорошо разработаны. Условия, связанные с бедностью, риски подросткового воспитания, воздействие дородового незаконного воздействия наркотиков или алкоголя, а также проблемы, связанные с психическим здоровьем родителей и ограниченными интеллектуальными способностями, являются одними из факторов риска, которые все чаще ставят под угрозу развитие ребенка.

Часто встречаются экологические и биологические факторы риска, как в случае многих детей, рожденных преждевременно при низкой массе тела при рождении. Число детей, сталкивающихся с другими формами множественных рисков, либо из-за влияния окружающей среды, либо из-за возникновения множества проблем у детей с определенными нарушениями (например, задержка познавательной способности, эпилепсия), также увеличивается.

Если добавить к этим обстоятельствам низкую культуру в семьях, обращающихся за услугами и ограниченность ресурсов, обнаруживаемых в домашних условиях, становится очевидным, что все заинтересованные стороны сталкиваются с чрезвычайными проблемами при разработке набора рекомендаций и программ [1, с. 48].

Отличительной чертой специализированной диагностической группы является ее способность интегрировать и синтезировать информацию из многочисленных дисциплин через интерактивную группу.

При процессе принятия решений специализированной группой оценки для детей важно с самого начала отметить параметры, в которых разворачивается этот интерактивный процесс. В частности, это дорогостоящее мероприятие, требующее не только привлечения разных специалистов, но и персонала для координации и составления графика оценок, а также для того, чтобы сделать соответствующие выводы. Для этого следует определить время работы для семьи, ребенка и, возможно, профессионалов в этом вопросе.

Кроме того, семьям может потребоваться преодолевать значительные расстояния, чтобы найти команду с достаточными ресурсами для удовлетворения их потребностей.

Хотя в течение этого времени могут быть решены жизненно важные вопросы, часто возникает множество других проблем, которые необходимо учитывать при переоценке или принимать как часть другого компонента системы обслуживания и поддержки детей и их семей. Специализированные групповые

оценки являются наиболее ценными, если они предоставляют информацию, чтобы помочь ребенку и семье в более широком аспекте в домашней обстановке [2, с. 32].

Благодаря максимально возможному вовлечению специалистов либо в сам процесс, либо посредством обширных коммуникаций рекомендации группы, скорее всего, будут эффективно реализованы и будут реалистичными. Системы раннего вмешательства в разных семьях значительно различаются, и этот факт должен быть признан частью обсуждений и рекомендаций группы.

Аналогичным образом, специализированные группы по оценке должны тесно сотрудничать с другими группами в системе обслуживания, особенно с теми, которые участвуют в разработке индивидуальных планов обслуживания семьи для младенцев и детей младшего возраста и индивидуальных образовательных программ для детей дошкольного возраста.

Состав, объем усилий и расположение специализированных групп по оценке также могут значительно различаться. Эти группы во многом похожи на группы по развитию детей, занимающиеся проблемами детей с нарушениями развития или подверженных риску задержек в развитии.

Главной целью специализированной групповой оценки детей младшего возраста является разработка планов и рекомендаций, в том числе поиск ресурсов семейства для удовлетворения выявленных потребностей ребенка и семьи. Для этого процесс оценки междисциплинарной группы должен дать как минимум четыре разных результата.

Во-первых, важно установить модели развития и здоровья ребенка и определить функционирование семьи в социуме.

Этот результат достигается за счет оценки представителями дисциплин, которые считаются актуальными для решения проблем. По сути, этот процесс начинается с того, чтобы члены команды по каждой дисциплине могли собирать информацию и тщательно ее прорабатывать в зависимости от области своей компетенции, функционирования ребенка и семьи.

Во вторых, следует определить области работы, в которых требуется дополнительная информация. Это важная особенность клинической оценки, потому что, как сказано ранее, процесс ограничен во времени. Даже при наличии достаточно хороших записей или истории, характер собираемой информации, тем не менее, ограничен оценками, которые получают в течение ограниченного периода времени.

Кроме того, в ходе оценки могут возникнуть дополнительные проблемы, которые требуют получения информации в более позднее время. Этот момент подчеркивается тем, что выводы и рекомендации диагностической группы будут значительно различаться с точки зрения степени их уверенности. Точная оценка степени этой уверенности, эффективное информирование семьи и разработка стратегии получения дополнительной информации для повышения степени уверенности - все это ожидаемые результаты междисциплинарной оценки группы.

В-третьих, междисциплинарная групповая оценка должна помочь установить причину или, по крайней мере, предоставить вероятный источник или источники трудностей ребенка. Этот диагностический процесс может происходить на многих уровнях. Как минимум, группа может предоставить классификационную причину, в которой назначается категория, которая наилучшим образом соответствует степени развития ребенка.

Такие термины, как задержка развития, расстройство аутистического спектра или церебральный паралич, составляют подобные категориальные причины. Для этой цели часто используются стандартные системы классификации, такие как «Диагностический и статистический сборник психических расстройств», четвертое издание (Американская психиатрическая ассоциация, 1994).

Когда нет четких биологических маркеров, которые могли бы помочь в определении категориального диагноза, как это часто бывает, диагностическая группа должна принять на себя трудную задачу по объединению разнообразной дисциплинарной информации для достижения разумного уровня согласия. Однако важно, чтобы индивидуальный профиль развития ребенка и изменчивость, присущие любой системе классификации, были адекватно доведены до сведения родителей. Упрощение результатов диагностики, особенно в отношении детей младшего возраста, может вводить в заблуждение и может перенаправить внимание семьи на множество разнообразных моделей поведения их детей, что недопустимо [1, с. 52].

На другом уровне оценочная группа пытается определить этимологию как часть диагностического процесса. С применением более сложного генетического тестирования можно с уверенностью установить источник задержки развития.

Таким же образом, экологическая этимология или ее влияние изучаются командой. Характер специализированной групповой оценки для детей, отношений между родителями и детьми, возможного злоупотребления или отсутствия заботы, связанных с хроническим состоянием здоровья, или состоянием психического здоровья родителей - все это важные факторы, определяющие либо конкретную этимологию, либо понимание источника или источников проблемы.

Установление диагноза может помочь:

- связать семьи с определенными группами поддержки родителей;

- определить право на получение услуг;

- сфокусировать внимание на рекомендациях группы;

- облегчить предварительное руководство для семей;

- дать родителям более глубокое понимание характера проблемы их ребенка, несмотря на частые трудности в работе из-за диагноза.

В-четвертых, междисциплинарная групповая оценка должна дать рекомендации и предложения для вмешательства. Как с дисциплинарной, так и с междисциплинарной точки зрения, возможно, наиболее ценной особенностью процесса являются рекомендации, которые оказывают родителям большую помощь.

В некоторых случаях рекомендации довольно конкретны, такие как назначение диеты ребенку, рекомендация конкретной программы, способствующей развитию языка у ребенка, или поощрение семьи к поиску конкретной общественной работы.

В других случаях рекомендации носят довольно общий характер, например, предлагают зачислить ребенка в группу, где будет осуществляться терапевтический уход или где применяют программу интенсивного раннего вмешательства или объяснять, как найти квалифицированного физиотерапевта [3, с. 59].

Выводы. В результате анализа стало ясно, что в нашей публицистике проблеме социальной защиты детей - инвалидов, воздействию общественных факторов на их развитие уделено мало внимания. В изучении этой проблемы самым слабым местом является то, что нет работ, которые по системе изучают данную проблему совместно с всевозможными аспектами общественного развития. В трудах, которые существуют, описываются только кое-какие случаи из жизни отстающих в развитии детей.

Дети с отклонениями в развитии, находятся под опекой нашего государства. Важнейшей социальной функцией общества в целом является социальная защита детей - инвалидов.

Сейчас социальная защита детей с ограниченными возможностями превращается из категории социально-медицинских проблем в общесоциальную задачу.

Можно сказать, что во многих отношениях по тому, как общество относится к детям-инвалидам, как организована система социальной защиты этой социальной группы, мы можем судить о государстве и социальном здоровье общества в целом.

Недостаточна научная разработанность проблемы, слабо изучена и проблема усовершенствования технологии социальной защиты детей-инвалидов, в общем.

Важность получения знаний из многих дисциплин в отношении развития ребенка и как это осуществляется в семейной и общественной жизни, хорошо известна. В конце концов, специалисты по формированию ребенка, здоровью и раннему вмешательству согласны, что экология, которая обладает влиянием многочисленных биосоциальных факторов, имеет большое значение для развития ребенка и разрабатывают мероприятия, приносящие пользу детям и семьям.

Литература:

1. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2002. - 276 с.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 368 с.

3. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющим тяжело больных детей // Социально-педагогическая работа . - 2003. №6. - С. 59-63.

4. Дмитриев А.В. Проблемы инвалидов. - СПб.: Питер, 2004. - 245 с.

5. Гришина Л.Г., Талалаева Н.Д., Амирова Э.К. Анализ инвалидности в Российской Федерации за 1970 -1999 гг. и ее прогноз до 2015 года / Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - М., 2001. - 244 с.

6. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М: ВЛАДОС, 2002. - 345 с.

7. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья".

8. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.И. Панова, Е. И. Холстовой. - М.: Институт социальной работы, 2001. - 364 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Гогоберидзе Зураб Меджидович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент Джукаев Мурат Халитович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск) РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Двигательная активность в жизни человека является наиболее важным условием, которое определяет его здоровье, способность физической и умственной работы, а также период творческой деятельности.

Двигательная активность в дошкольном возрасте помогает ребёнку приспосабливается к тому, что его окружает, ускоряет познания мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышенный режим двигательной активности оказывает многостороннее лечебное воздействие на детский организм. Активный образ жизни формирует систему мышц и способствует укреплению центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, упражняет и улучшает работоспособность организма в физиологическом плане, способствует усвоение движений ребенком, доступных ему по возрасту.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные навыки, спортивная игра, умение и навык, педагогические основы воспитания, интеллектуальный, эмоциональный, сфера.

Annotation. Motor activity in human life is the most important condition that determines health, physical and mental performance, as well as creative longevity. In preschool age, with the help of motor activity, the child adapts to the environment, learns the world. An increased mode of motor activity has a multilateral therapeutic effect on the child's body: it develops the muscular and central nervous system, musculoskeletal system, exercises and improves the physiological functions of the body; provides the child with the assimilation of movements that are available to him by age.

Keywords: physical education, motor skills, sports, skill, pedagogical foundations of education, intellectual, emotional, sphere.

Введение. Для своевременного формирования двигательных навыков у детей - дошкольников в детском саду большое внимание уделяется физическому воспитанию. С ростом ребенка диапазон доступных движений быстро расширяется. В то же время появление и дальнейшее улучшение двигательных навыков зависят от уровня развития качества движения, без которого невозможно обойтись. Моторные навыки тесно связаны с моторными способностями, основными из которых являются ловкость, скорость, сила и выносливость. Эта связь взаимна. Если у ребенка широкий, богатый арсенал движений, то ему легче преуспеть в двигательной активности. Социально определенные задачи разрешаются с развитием и воспитанием двигательных способностей. Они способствуют всестороннему и гармоничному развитию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.