Научная статья на тему 'Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста'

Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
874
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EXERCISES / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / GYMNASTIC EXERCISES / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Радина Ольга Сергеевна

Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период закладываются двигательные навыки и формируются основы для их дальнейшего развития. Правильно организованное физическое воспитание способствует не только физическому, но и умственному развитию детей, создает благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем. Все это способствует формированию навыков учебной деятельности и всестороннему развитию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Радина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ACTIVITY AS A FACTOR OF FULL PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Preschool age is an important stage in a child's life. During this period, motor skills are laid and formed the basis for their further development. Properly organized physical education promotes not only physical but also mental development of children, creates favorable conditions for the normal functioning of the nervous system and all other organs and systems. All this contributes to the development of educational skills and the comprehensive development of children.

Текст научной работы на тему «Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста»

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОЛНОЦЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

PHYSICAL ACTIVITY AS A FACTOR OF FULL PHYSICAL DEVELOPMENT

OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Радина Ольга Сергеевна

магистр

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия.

Radina Olga Sergeevna

master

Orel state university named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка. В этот период закладываются двигательные навыки и формируются основы для их дальнейшего развития. Правильно организованное физическое воспитание способствует не только физическому, но и умственному развитию детей, создает благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем. Все это способствует формированию навыков учебной деятельности и всестороннему развитию детей.

Abstract. Preschool age is an important stage in a child's life. During this period, motor skills are laid and formed the basis for their further development. Properly organized physical education promotes not only physical but also mental development of children, creates favorable conditions for the normal functioning of the nervous system and all other organs and systems. All this contributes to the development of educational skills and the comprehensive development of children.

Ключевые слова: физические упражнения, двигательная активность, физическое воспитание, дошкольный возраст, гимнастические упражнения, физические качества.

Keywords: physical exercises, physical activity, physical education, preschool age, gymnastic exercises, physical qualities.

Тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения актуализируют вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка закладываются фундамент здоровья ребенка, формируются двигательные навыки, формируются основы для их дальнейшего развития. В это время у детей возрастает интерес к занятиям физической культурой [4]. Физические упражнения являются ведущими средствами процесса всестороннего физического воспитания ребенка. Умелое и регулярное их использование позволяет направленно воздействовать на развитие различных физиологических систем, совершенствовать психику

ребенка [3].

В середине XX века дети много времени проводили на улице, играли в подвижные игры «Лапта», «Казаки разбойники», «Жмурки» и т.д. Эти игры тренировали и развивали все группы мышц, поэтому дети были более сильными и выносливыми.

Дети XXI века отличаются малоподвижным образом жизни. Недостаток двигательной активности неблагоприятно влияет на здоровье детей. Малоподвижный образ жизни приводит к ослаблению всех систем органов, и в первую очередь - опорно-двигательного аппарата, к нарушению осанки, искривлению позвоночника.

Оптимальная двигательная активность положительно влияет не только на физическое развитие детей, но и на умственную деятельность, а также на все психическое развитие ребенка. Двигательная деятельность повышает устойчивость головного мозга к различным раздражителям и его работоспособностью, улучшением взаимодействия двух сигнальных систем и деятельности центральной нервной системы в целом.

Многочисленные исследования показывают, что дети, обладающие высоким уровнем развития двигательных качеств, имеют большую устойчивость к физическим и умственным нагрузкам.

Основным видом деятельности у детей старшего дошкольного возраста является игра. Ребенок не может играть и чему-то учиться без движений. В процессе игры он учится удерживать тело в определенном положении, овладевает координацией движений при перемещении в пространстве с помощью ходьбы, бега, ползанья. В этой работе участвуют все звенья опорно-двигательного аппарата. При этом наблюдается и обратная связь. Развитие двигательной активности способствует речевому развитию и совершенствованию творческой деятельности. Умение координировать и контролировать свои движения способствует развитию произвольной регуляции, которая лежит в основе формирования учебной деятельности.

Исследования показывают, что у детей с более высокой двигательной подготовленностью в процессе обучения овладение новым материалом проходит легче. Это объясняется тем, что усиливаются внутрикорковые связи двигательной области коры головного мозга со слуховой, зрительной, речевой областями при их аналитической взаимной деятельности [1].

При рациональной организации физического воспитания у детей повышается уровень развития логического мышления, памяти, воображения [2].

При правильно дозированной физической нагрузки движения детей становятся быстрыми, четкими, уверенными, вырабатывается характер и сила воли. Дошкольники становятся более дисциплинированными, наблюдательными и внимательными.

Во время выполнения физических упражнений мышцы усиленно снабжаются кровью, которая приносит увеличенное количество питательных веществ. Укрепляются кости, суставы и связки, что является неоценимой пользой для растущего организма. Мышцы становятся более эластичными, хорошо растут в длину. Все это благоприятно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата.

Важнейшими средствами физического воспитания дошкольников являются

гимнастические упражнения, различные формы подвижных игр [2].

Гимнастические упражнения способствуют развитию таких физических качеств как гибкость, ловкость, развивают различные группы мышц: укрепляют мышцы брюшного пресса, тем самым способствуют улучшению пищеварения, ускоряют обмен веществ, улучшают осанку. Разнообразие средств гимнастики позволяет точно дозировать физическую нагрузку, подбирать упражнения соответствующие возрасту детей и уровню их физической подготовки. На занятиях гимнастикой воспитывается сознательность, внимание, целеустремленность и творческая инициатива [4].

Необходимо уделять большое внимание физическому воспитанию у детей в возрасте 6 - 7 лет, когда идет активная подготовка к школе. В этот период необходимо укреплять здоровье ребенка и повышать уровень физического развития. Физически развитые дети более активны, работоспособны, самостоятельны [4].

В этом возрасте дети способны показывать сравнительно высокие результаты в выполнении движений, совершенствовать двигательные качества, скоростно-силовые способности, выносливость и ловкость.

Ходьба, бег, подскоки, упражнения в смешанных упорах, метания, упражнения в равновесии, лазание и ползание, элементарные спортивные и подвижные игры - это базовые упражнения, которые дошкольники осваивают в детском саду [4].

Помимо оздоровительных задач, важной задачей на занятиях физической культуры с дошкольниками является целенаправленное развитие физических качеств.

В возрасте 6 - 7 лет наблюдаются высокие нормы прироста физических способностей. Этот период является наиболее благоприятным для закладывания основ физических качеств и базовых двигательных навыков. В частности, это проявляется в ловкости, гибкости, быстроте и общей выносливости.

У старших дошкольников наблюдается устойчивое желание заниматься и познавать новые формы движений, повышается способность к обучению двигательным действиям [3]. Мячи, скакалки, лесенки, кубики, обручи вызывают у дошкольников активный интерес к физическим упражнениям.

В теплое время года необходимо организовывать занятия дошкольников на свежем воздухе. Солнце, свежий воздух усиливают положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность ребенка. В процессе выполнения физических упражнений на свежем воздухе ускоряются обменные процессы, обогащается кровь кислородом, улучшается настроение, повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям. Солнечные лучи способствуют усвоению витамина Д в организме, что является для ребенка профилактикой рахита.

Занятия физической культурой в дошкольном возрасте должны быть систематическими. Это будет компенсировать дефицит двигательной активности детей XXI века. Оптимальное развитие детей будет возможно только при адекватной величине суточной активности.

Дозированные физические упражнения благоприятно влияют на дыхательную, сердечно-сосудистую систему, на развитие опорно-двигательного аппарата, способствуют правильному формированию осанки,

благоприятно влияют на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственно-временных представлений, формируют правильную самооценку. Все это создает условия для эмоционально-психологического благополучия.

Правильное физическое воспитание способствует совершенствованию регуляции физиологических функций, стимулирует развитие физических качеств, а также повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и к патогенным организмам.

Таким образом, методически правильная организованная работа по физическому воспитанию в ДОУ содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Литература

1. Безруких М. М. Дошкольник. Мифы и реалии // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С. 16-21.

2. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М. : Физкультура и спорт, 1991. 288 с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : СПб. : ПИТЕР, 2009. 398 с.

4. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет: комплексы оздоровительной гимнастики. М. : Мозаика-Синтез, 2010. 128 с.

References

1. Bezrukikh, M. M. DoshkoPnik. Mify i realii [Preschooler. Myths and realities]. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya - Herald of practical psychology of education, 2011, no. 4, pp. 16-21.

2. Bernstein N. A. O lovkosti i ee razvitii [About agility and its development]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1991, 288 p.

3. Bozhovic L. I. Lichnost4 i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg, PITER Publ., 2009, 398 p.

4. Pensulia L. I. OzdorovitePnaya gimnastika dlya detej 3-7 let: kompleksy ozdorovitePnoj gimnastiki [Fitness training for kids 3-7 years: complexes improving gymnastics]. Moscow, Mosaic-Synthesis Publ., 2010, 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.