Научная статья на тему 'Применение спортивных игр в развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста'

Применение спортивных игр в развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1768
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ДОШКОЛЬНИКИ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EDUCATION / MOTOR SKILLS / PRESCHOOLERS / SPORTS GAMES / SPORTS EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасова Ирина Васильевна

В статье рассматривается применение спортивных игр при развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Даются рекомендации по подбору спортивных игр для использования на занятиях по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарасова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SPORTS GAMES IN THE DEVELOPMENT OF MOTOR QUALITIES IN PRESCHOOL CHILDREN

The article discusses the use of sports games in the development of motor skills in preschool children. Recommendations on the selection of sports games for use in physical education classes in preschool educational institution are given.

Текст научной работы на тему «Применение спортивных игр в развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста»

ПРИМЕНЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE USE OF SPORTS GAMES IN THE DEVELOPMENT OF MOTOR QUALITIES IN PRESCHOOL CHILDREN

Тарасова Ирина Васильевна

аспирант

Орловский государственный университет имени И. С Тургенева

г. Орел, Россия Tarasova Irina Vasilievna postgraduate

Orel state University after named i. S Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается применение спортивных игр при развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Даются рекомендации по подбору спортивных игр для использования на занятиях по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении.

Abstract. The article discusses the use of sports games in the development of motor skills in preschool children. Recommendations on the selection of sports games for use in physical education classes in preschool educational institution are given.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные качества, дошкольники, спортивные игрыы спортивные упражнения.

Keywords: physical education, motor skills, preschoolers, sports games, sports exercises.

В данный момент педагоги, психологи, физиологи большое внимание уделяют дошкольному возрасту, так как практический опыт и многочисленные научные исследования указывают на существование в этом возрастном периоде человека большие, а часто неиспользуемые психофизиологические резервы развития ребенка. В детстве у ребенка закладывается фундамент здоровь и формируются некоторые важные черты личности. Развить их — одна из важнейших задач физического воспитания. Двигательные качества ребенка включают в себя следующие понятия: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Специалисты в сфере физического воспитания широко обсуждают вопросы, связанные с формированием двигательных качеств у дошкольников.

Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных качеств, а также способы организации занятий.

Большое влияние на всестороннее физическое воспитание детей дошкольного возраста оказывают спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

Почти каждая спортивная игра содержит в себе бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие. Это способствует укреплению крупных групп мышц, развитию двигательных качеств: силы, ловкости, координации, быстроты, выносливости. Таким образом в процессе игры дети обогащают и совершенст-

вуют свои двигательные умения и навыки. Важно иметь в виду факт того, что двигательные качества развиваются не изолированно друг от друга, а в комплексе.

Учеными доказано то, что элементы спортивных игр способствуют улучшению физического развития детей, оказывают благотворное влияние на нервную систему и укрепление здоровья. С помощью спортивных игр возможно создавать необходимый уровень физической нагрузки и варьировать его в ходе занятия. При подборе физической нагрузки на занятия и игры необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности детей, уровень физической подготовленности. [3]

Производя анализ специальной литературы можно выявить то, что проблема физического развития ребенка в большей степени зависит от развития его двигательных качеств в различные периоды детства. Это периоды пока изучены недостаточно.

В настоящее время большой интерес направлен на обсуждение вопроса о генетической и социальной связи между уровнем работоспособности организма ребенка и его двигательными качествами: выносливости, силы, быстроты, гибкости и ловкости. Этой теме посвящено много исследований. В них часто распространена точка зрения о том, что социальные и биологические факторы взаимообусловлевают друг друга в развитии детей. Согласно этому утверждению, психофизические качества являются проявлением двигательных возможностей человека, которые в большей степени зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Однако нельзя не учесть факт того, что систематический целенаправленный процесс воспитания и обучения, может оказывать существенное влияние на развитие этих качеств.

Процесс развития основных двигательных качеств осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием двигательных навыков. Упражнения, которые направленны на развитие двигательных качеств, должны применятся в строгой последовательности и включатся в различные формы двигательной деятельности.

Рассмотрим процесс формирования и развития каждого двигательного качества.

Под быстротой понимают способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота формируется в ходе обучения ребенка основным видам движения. При выполнении упражнений в разном темпе у детей развивается умение прилагать разные мышечные усилия в соответствии с заданным темпом

На занятиях при проведении спортивных игр можно использовать бег из более сложенных стартовых положений, например, из положения сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках.

Процессу развития быстроты способствуют спортивные игры, в которых подача определенного сигнала или определенная игровая ситуация заставляет ребенка изменять скорость движения. Именно в данный момент происходит формирование у ребенка двигательной реакции на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты оказывает влияние на подвижность нервных процессов, развитие

пространственных, временных оценок, предоставляет ребенку возможность ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему путем мышечных усилий. Развитие силы способствует приданию ускорения массе тела и различным используемым снарядам, например, передача мяча.

В значительной степени от развития силы зависит и развитие других двигательных качеств — быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

В процессе воспитания дошкольника обязательно нужно учитывать возрастные особенности организма.

Именно по этой причине общеразвивающие упражнения, которые укрепляют основные группы мышц и позвоночник, нацелены на постепенное развитие силы.

При отборе спортивных игр и элементов спортивных игр нужно уделять особое внимание именно тем, которые способны вызывать кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в метаниях, беге, прыжках. Необходимо при подборе игр и спортивных упражнений учитывать возможности опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть ориентированы на развитие крупной моторики, обеспечение хорошей реакции сердечнососудистой системы и кратковременные скоростно-силовые нагрузки.

Для того что бы развить силу нужно развить быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. скоростно-силовые качества. Для их развития используют прыжки, метание на дальность, бег на короткие дистанции. В своих работах Е. Н. Вавилова говорит о том, что способствует эффективному развитию данных качеств использование прыжка вверх из приседа, прыжков на месте и с продвижением вперед, чередование умеренного и быстрого темпа в прыжках на двух ногах через линии из скакалок или гимнастические палки. При выполнении прыжков она советует уделять больше внимания энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и затем быстрому их выпрямлению. Применение на занятиях упражнений с использованием набивных мячей будет способствовать развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы. Для воспитания силы используют игры, которые требуют проявления, умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Данные упражнения включаются в комплексы общеразвивающих упражнений. При составлении комплексов необходимо учитывать возраст детей.

Еще одним двигательным качеством является выносливость.

Холодов Ж.К. под выносливостью понимает способность организма противостоять утомлению во время мышечной деятельности, бороться с утомлением и восстанавливаться во время мышечной работы и после нее. Выносливость необходимо начинать развивать с дошкольного возраста так как существует ряд причин, основные из которых следующие:

1. Выносливость способствует укреплению организма дошкольника. Именно укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата оказывает положительное воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка и всестороннее гармоническое развитие.

2. Работа, которая направлена на воспитание выносливости у дошкольников, позволяет улучшить функционирование организма и повысить их работоспособность (как физической, так и умственной). Это становиться особенно важным при подготовки детей к школе. [4].

3. Движения должны быть целенаправленными, особенно циклического типа. Они способствуют раскрытию и развитию их природных задатков: лишь в этот период становится возможным повышение уровня максимального потребления кислорода. Именно уровень максимального потребления кислорода выступает в качестве важнейшего показателя физической работоспособности человека и показателем его аэробных возможностей [2].

4. Развитие выносливости оказывает большое влияние на формирование волевых качеств и черт характера: целеустремленность, настойчивость, упорство, смелость и решительность, уверенность в своих силах. Именно в дошкольном возрасте очень важно этому научить.

Особенностью в развитии выносливости у дошкольников является то, что любая физическая нагрузка, которая совершается длительное время, обязательно приводит к постепенному нарастанию утомления. Из этого следует, что в развитии выносливости большую роль играют волевые факторы. Но у дошкольников они еще окончательно не сформировались, по этой причине им трудно справляться с утомлением.

При этом следует заметить, что одним из факторов в укреплении воли многие ученые называют различные движения (особенно циклического типа), которые выполняются с небольшой мощностью в течение продолжительного времени.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью вызывают значительные затраты сил и энергии и способствуют развитию выносливости.

Так же большое значение имеет подбор вариантов усложнения спортивных игр с включением в них различных предметов, это оказывает воздействие на эмоциональное состояние детей, способствует развитию у них психофизических качеств, воли, самостоятельности, активности, чувства коллективизма, стремления к творчеству. Используя индивидуальный подход при подборе мышечной нагрузки важно учитывать особенности каждого ребенка: возраст, физическую подготовку, состояние здоровья. С помощью изменений продолжительности и интенсивности выполнения движений, возможно легко управлять уровнем задаваемой нагрузки.

В развитии выносливости у дошкольников так же большое значение имеет повышение интереса к двигательной деятельности. Известно, что при выполнении какой-либо деятельности, если в нее включить соревновательный момент, то значительно повысится эмоциональный тонус, а это в свою очередь будет способствовать более позднему наступлению утомления. Когда дети захвачены игрой, то они легко справляются с возникающими трудностями, тем самым учатся доводить начатое дело до конца. «Если нагрузка предлагается в игровой форме или сам двигательный акт знаком ребенку, и он им владеет, мышечная деятельность представляет для него интерес, вызывает положительные эмоции и не требует чрезмерного нервного напряжения — физическая работоспособность будет значительно выше, чем при выполнении скучной, однообраз-

ной мышечной деятельности» [5].

Специалисты в сфере физической культуры и спорта рекомендуют чаще включать элементы спортивных игр, эстафеты для развития всех двигательных качеств. Значительная часть при этом должна приходиться на игры с включенными в них длительными циклическими движениями небольшой интенсивности. Используемые в игре мотивы позволят детям продемонстрировать мышечные и волевые усилия, которые способствуют развитию выносливости. Но при этом важно помнить о возможной реакции организма ребенка на продолжительную мышечную нагрузку.

Подводя итог выше сказанному следует то, что при развитие у детей дошкольного возраста выносливости необходимо учитывать такие факторы как: морфологическая, функциональная зрелость детского организма, своеобразие реагирования на физическую на грузку. Это способствует правильному отбору средств и методов физического воспитания, подбору оптимальной дозировки мышечных нагрузок.

Холодов Ж.К. определяет гибкость как способность выполнять движения с большой амплитудой. Важное двигательное качество, которое вместе с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью зависят от морфофункциональных биологических особенностей человека.

С помощью гибкости происходит быстрее и лучше процесс овладения рациональной техникой выполнения движений, а также экономнее тратится сила, быстрота и другие двигательные качества. Это основание позволяет достичь наилучших практических результатов.

При различной двигательной активности дошкольника, гибкость способна облегчить его усилия, уберечь мышцы от чрезмерного напряжения, растяжения и других повреждений.

При систематическом использовании на занятиях упражнений на растягивание улучшается эластичность связок. Вследствие чего приводит увеличение подвижности в суставах и улучшение показателей гибкости.

Стоит отметить тот факт, что, при развитии гибкости происходит создание благоприятных условий для развития определенных двигательных качеств. К примеру: использование упражнений, направленных на развитие гибкости, еще одновременно развивают силу и выносливость [1].

Еще гибкость входит в состав сложного, комплексного качества, такого как, ловкость, с помощью которого осуществляется управление нашими движениями.

Гибкость развивают при помощи использования упражнений на растягивание мышц и связок.

В процессе физического воспитания при развитии гибкости нужно следить за оптимальным сочетанием данных упражнений с силовыми и другими упражнениями, которые способствуют гармоничному развитию двигательных качеств.

При развитие гибкости необходимо оптимально сочетать в процессе физического воспитания упражнения, направленных на развитие гибкости, с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоническое развитие физических качеств.

В качестве рекомендуемых методических приемов, используемых для развития гибкости выступают следующие:

— систематичность использования, то есть упражнения на растяжку нужно выполнять ежедневно;

— оптимальное сочетание упражнений на силу и гибкость, то есть упражнения на силу и гибкость нужно чередовать и не допускать преобладания одного вида упражнений над другим.

Для развития и совершенствования гибкости необходимо подбирать спортивные игры в которых часто происходит смена направления движений.

Кузнецов В.С. дает следующее определение ловкость - это способность человека быстро, целесообразно осваивать новые действия, сочетать их с другими, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

Развитие ловкости способствует повышению пластичности нервной системы, улучшению координации движений и развитию способности быстро овладевать новыми более сложными упражнениями. Формированию ловкости способствуют упражнения, которые выполняются в изменяющихся условиях. В качестве эффективного средства для развитии ловкости выступает спортивная игра. Именно в спортивных играх детям необходимо непрерывно менять одни движенья на другие, заранее не известные. Еще детям приходится быстро, без всяких остановок решать сложные двигательные задачи, учитывая действия своих товарищей. Так же эффективному развитию ловкости способствует использование упражнений, выполнении которых требует быстрого изменения техники движения, использование различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования. К тому же используют упражнения с дополнительными заданиями и коллективным выполнением упражнения с одним предметом. Таким образом постоянно меняющаяся обстановка в игре, быстрая смена движений у частников способствуют развитию ловкости.

Необходимыми психолого-педагогическими условиями для развития двигательных качеств являются:

- достаточно высокие нагрузки, но они должны соответствовать индивидуальным особенностям организма ребенка, то есть учитывать состояние здоровья, уровень физической подготовки;

- разнообразие двигательных умений и параллельное развитие всех основных качеств, то есть используемые двигательные умения должны способствовать формированию всех двигательных качеств, а не какого-то одного.

Большой объем двигательной деятельности повышает в целом уровень двигательной подготовленности, но не может гарантировать ее всесторонность. Лишь гармоничное развитие, двигательных качеств способствует достижению достаточно высокого уровня каждого из них. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогической работе необходимо использовать спортивные упражнения и спортивные игры, направленные на развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости. Данное условие должно быть применимо как к занятиям по физической культуре, которые организует инструктор, так и к деятельности детей, которая возникающей по их инициативе. В этом процессе ведущая роль принадлежит взрослому, который обязан направлять детей так, чтобы каждый из них имел возможность максимального проявления и развития различных двигательных качеств, а не только тех, которые у него развиты лучше и, которым он подсознательно отдает предпочтение для использования в своей

деятельности.

Так же при организации спортивных игр инструктору по физической культуре и воспитателям необходимо внимательно следить за уровнем физической нагрузки, регулировать ее в соответствии с состоянием детей, их предыдущей деятельности, погодных условий.

Детям необходимо предоставлять широкие возможности для активного применения способностей, которые имеются у них

Широкое применение спортивных игр, элементов спортивных игр, спортивных упражнений способно оказать влияние на уровень овладения двигательными умениями, и повысить степень развития двигательных качеств — быстроты, силы, ловкости, выносливости, позволит гармонически физически развить ребенка.

Литература

1. Бернштейн И. А. Физиология движений и активность. М, 1990. 263 с.

2. Корниенко И. А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. М., 1979.

3. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольника. Мн. : Ураджай, 2008. 156 с.

4. Терехова И. Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М, 1977. C. 3.

5. Юрко Г П. Функциональные возможности и физическая работоспособность дошкольников // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М, 1977. 125 с.

References

1. Bernshtejn I. A. Fiziologiya dvizhenij i aktivnost' [Physiology of movements and activity]. Moscow, 1990, 263p.

2. Kornienko I. A. Vozrastnye izmeneniya energeticheskogo obmena i termo-regulyatsii [age-Related changes in energy metabolism and thermoregulation]. Moscow, 1979.

3. Mashchenko M. V., Shishkina V. A. Fizicheskaya kul'tura doshkol'nika [Physical culture of preschool child]. Minsk, Uradzhaj Publ, 2008, 156p.

4. Terekhova I. T Rabotosposobnost' i utomlyaemost' detej doshkol'nogo vozrasta na zanyatiyakh v detskom sadu [Performance and fatigue of preschool children in the classroom in kindergarten ]. Umstvennaya i fizicheskaya rabotosposobnost' detej doshkol'nogo vozrasta [Mental and physical performance of preschool children]. Moscow, 1977, pp. 3.

5. Yurko G. P. Funktsional'nye vozmozhnosti i fizicheskaya rabotosposobnost' doshkol'nikov [Functionality and physical performance of preschool children]. Umstvennaya i fizicheskaya rabotosposobnost' detej doshkol'nogo vozrasta [Mental and physical performance of preschool children]. Moscow, 1977, 125p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.