УДК 373.203.71
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНыХ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
возраста, занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях
Кандидат педагогических наук, доцент М. П. Мухина, кандидат педагогических наук, доцент Ю. А. Мельникова,
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск. К. В. Мельников,
директор БУ г. Омска ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 35».
Контактная информация для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
в статье раскрываются особенности развития основных движений и физических качеств детей старшего дошкольного возраста, занимающихся в спортивных секциях. выявлено, что ранняя специализация в виде спорта не создает условий для своевременного развития комплекса основных физических качеств.
Ключевые слова: старшие дошкольники; спортивные секции; здоровье; двигательная и физическая подготовленность; лонгитюд-ное исследование; основные движения.
Актуальность. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом и развитием организма ребенка. Если наследственность определяет общий план развития ребенка, то окончательная реализация генетической программы в определенной степени обусловлена влиянием внешней среды [1]. Эффект влияния факторов внешней среды зависит от силы воздействия, а также реакции организма, которая строго индивидуальна и определяется возрастом, индивидуальными особенностями, тренированностью организма [2, 5-8]. Следствием форсированной узкой специализации в процессе занятий спортом является первоначальный быстрый прирост спортивных результатов [4, 8], что в условиях несформировавшихся функциональных систем детей дошкольного возраста в будущем приводит к спортивным травмам, раннему уходу из спорта.
Для проблемной ситуации, сложившейся в спортивной подготовке дошкольников, характерно на-
личие противоречий между необходимостью создания базы для последующего освоения сложных технических действий, составляющих основу спортивной деятельности, и отсутствием современных данных о состоянии двигательной и физической подготовленности дошкольников, что затрудняет управление видами подготовки и снижает эффективность тренировочного процесса.
Методы и организация исследования. Анализ двигательной и физической подготовленности дошкольников проводился по методике А. И. Кравчука (1998) [3]. Установление сенситивных периодов развития основных движений и физических качеств дошкольников осуществлялось на основе определения интенсивности их роста (А. С. Гужаловский, 1978), для чего вычислялись темпы роста по модифицированной формуле Броуди (%) [3].
Исследование проводилось в период с 2006 г. по 2013 г. на базе МДОУ «Детский сад № 244 комбинированного вида», МОУ ДОД «СДЮСАШОР по художественной гимнастики Л. В. Лебедевой», МОУ ДОД «СДЮСШОР № 25», МОУ ДОД «СДЮСШОР «Динамо»», БУ ДОД «СДЮСШОР № 35» г. Омска. В исследовании приняли участие 92 дошкольника, из них 53 дошкольника - в лонгитюд-ном исследовании и 39 дошкольников - в срезовом. Контрольную группу составили дети, не занимающиеся в спортивных секциях (КГ, п=19). Дети, занимающиеся в спортивных секциях (теннис, художественная и спортивная гимнастика, бальные танцы, хоккей, футбол, плавание, каратэ-до, фигурное катание), были распределены в две экспериментальные группы (ЭГ), где ЭГ-1
Яш ' <К\| г
«г»
1
34
№2 ! 2014
составили дети, посещающие дошкольные учреждения (п=34), ЭГ-2 - не посещающие дошкольные учреждения (п=39).
Результаты исследования. Сенситивными периодами в развитии основных движений и физических качеств дошкольников, посещающих дошкольные образовательные учреждения, являются 5-й и 6-й год жизни (г. ж.), когда ускоренно и умеренно развиваются на 5-м г. ж. два основных движения (бег, лазание) и шесть физических качеств (выносливость, быстрота и статическая сила, ловкость, скоростная сила, динамическая сила), на 6-м г. ж. - все движения и пять качеств (ловкость, статическая сила и скоростная сила, выносливость, динамическая сила) (табл. 1).
У детей, занимающихся в спортивных секциях и посещающих дошкольные образовательные учреждения, сенситивным периодом в развитии основных движений и физических качеств является 6-7-й г. ж. На 6-м г. ж. ускоренный и умеренный рост отмечается во всех основных движениях и пяти физических качествах (быстрота, динамическая сила, выносливость, скоростная сила, гибкость); на 7-м г. ж. - в пяти движениях (лазание и движения ногами, бег, прыжки, метание) и пяти качествах (быстрота, динамическая сила, выносливость, скоростная сила, ловкость), (табл. 1).
Несмотря на наличие благоприятных периодов, у более половины детей, посещающих только дошкольные образовательные учреждения, отмечается низкий уровень развития (табл. 2):
- на 5-м г. ж. - двух основных движений (бег - 37%, лазание - 21%) и пяти физических качеств (ловкость -21%, статическая сила - 16%, быстрота - 0%, скоростная и динамическая сила - по 37%);
- на 6-м г. ж. - четырех основных движений (движения ногами - 16%, бег - 47%, равновесие - 37%, прыжки - 26%) и двух физических качеств (ловкость - 42%, статическая сила - 16%);
- на 7-м г. ж. - одного основного движения (прыжки - 26%) и одного физического качества (гибкость - 42%).
С учетом полученных данных можно предположить, что наиболее благоприятным возрастом для активных занятий спортивной деятельностью для детей, посещающих дошкольные учреждения, является 7-й г. ж., когда уровень развития основных движений и физических качеств соответствует возрастной норме в двенадцати показателях из пятнадцати. При этом дополнительные занятия в спортивных секциях (3-4 раза в неделю) позволяют более половине детей старшего дошкольного возраста (67-100%), посещающих дошкольные образовательные учреждения, достигать к концу учебного года возрастные нормативы двигательной и физической подготовленности.
Анализ двигательной и физической подготовленности детей, занимающихся в спортивных секциях, а также посещающих дошкольные образовательные учреждения, в сравнении с детьми, занимающимися только в спортивных секциях (ЭГ-2), выявил некоторое превосходство первых, где размах показателей видов
Таблица 1
Интенсивность роста основных движений и физических качеств детей контрольной и
экспериментальной (ЭГ-1) групп, у. е.
№ п/п Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа-1
возраст, г. ж. Сенситивный период, г. ж. возраст, г. ж. Сенситивный период, г. ж.
5-й 6-й 7-й 5-й 6-й 7-й
1 Движения руками, балл 0,9 1,6 0,5 6 0,8 1,6 0,9 6
2 Движения ногами, балл 0,9 1,7 0,3 6 0,7 2,0 1,0 6-7
3 Ходьба, балл 0,3 2,2 0,5 6 1,3 3,3 0,5 5-6
4 Бег, балл 1,1 1,5 0,4 5-6 0,5 4,0 1,1 6-7
5 Равновесие, с 0,9 1,3 0,8 6 1,2 1,5 0,7 5-6
6 Лазание, балл 1,4 1,4 0,2 5-6 0,5 3,3 1,8 6-7
7 Прыжки, см 0,6 1,4 1,0 6-7 0,9 1,0 1,0 6-7
8 Метание, балл 0,5 2,2 0,3 6 0,7 1,6 1,1 6-7
9 Ловкость, с 1,0 1,6 0,4 5-6 1,0 0,7 1,9 5, 7
10 Выносливость, кол-во раз 1,6 1,0 0,4 5-6 0,6 1,4 1,8 6-7
11 Статическая сила, с 1,2 1,8 -0,1 5-6 0,8 0,9 1,8 7
12 Быстрота, кол-во раз 1,8 0,8 0,4 5 0,6 1,7 1,3 6-7
13 Скоростная сила, см 1,1 1,4 0,5 5-6 0,5 1,2 3,1 6-7
14 Динамическая сила, кол-во раз 1,4 1,1 0,5 5-6 0,7 2,3 0,9 6
15 Гибкость, см 0,9 0,9 1,2 7 2,8 1,1 0,6 5-6
Ускоренный и умеренный рост 8 13 2 5-6 4 12 10 6-7
Примечание: Интенсивность роста: > 1,5 - ускоренный рост; > 1,0 - умеренный рост; < 1,0 - замедленный рост.
№2 I 2014
35
Таблица 3
Количество детей экспериментальный группы (ЭГ-2), выполнивших контрольные нормативы (%%)
Таблица 2
Количество детей контрольной и экспериментальной групп, выполнивших контрольные нормативы (%%)
вид подготовленности Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа-1
возраст, г. ж.
5-й 6-й 7-й 5-й 6-й 7-й
Двигательная Движения руками 42 68 89 45 93 93
Движения ногами 21 16 84 33 87 93
Ходьба 26 63 100 45 100 100
Бег 37 47 95 45 100 100
Равновесие 37 37 79 45 87 100
Лазание 21 26 84 21 100 100
Прыжки 5 26 26 0 93 87
Метание 58 58 89 57 100 100
Физическая Ловкость 21 42 53 21 93 93
Выносливость 42 53 79 57 87 67
Статическая сила 16 16 11 12 80 67
Быстрота 0 37 89 0 73 87
Скоростная сила 37 74 68 33 87 87
Динамическая сила 37 84 100 45 93 100
Гибкость 26 47 42 39 67 93
Размах 0-58 16-84 11-100 0-57 67-100 67-100
вид подготовленности Показатели возраст, г. ж.
5-й 6-й 7-й
Двигательная Движения руками 45 62 81
Движения ногами 45 54 69
Ходьба 55 77 73
Бег 55 81 92
Равновесие 36 31 46
Прыжки 45 54 62
Физическая Ловкость 45 31 46
Выносливость 82 100 100
Быстрота 45 31 11
Скоростная сила 82 91 100
Динамическая сила 100 100 100
Гибкость 100 100 100
Размах 36-100 31-100 11-100
подготовленности составил в ЭГ-1 - 67-100%, в ЭГ-2 -31-100% (табл. 2, 3). Так, у детей, занимающихся только в спортивных секциях, отмечаются трудности в формировании двигательного навыка в равновесии (31-46%), а также сохранение к концу учебного года низкого уровня в развитии ловкости (31-46%) и быстроты (11-45%).
заключение. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- ранняя специализация в виде спорта не создает условий для своевременного развития комплекса
основных физических качеств детей, затрудняет формирование отдельных жизненно важных двигательных навыков;
- организация средовых воздействий в процессе тренировочных занятий с дошкольниками должна осуществляться накануне и в сенситивные периоды развития основных движений и физических качеств с целью формирования базы для успешного освоения детьми сложных двигательных действий, развития в будущем специальных физических качеств;
36
№2 l 2014
- необходим пересмотр подходов в организации занятий физкультурно-спортивной направленности с дошкольниками на основе учета возрастных особенностей развития основных движений и физических качеств, исключая форсированное освоение сложных технических элементов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бальсевич, В. К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В. К. Бальсевич, Г. Г. Наталов, Ю. К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. -1997. - № 6. -С.15-25.
2. Калугина, Г. К. Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Г. К. Калугина. - Челябинск, 2003. - 23 с.
3. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) / А. И. Кравчук. - Часть 2, 3. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1998. - 238 с.
4. Кривощекова, О. Н. Развитие скоростно-силовых способностей юных гимнасток, различающихся индивидуально-психологическими особенностями : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / О. Н. Кривощекова. - Омск, 2005. - 23 с.
5. Мартынов, А. А. Физическая подготовка гимнасток в спортивной аэробике на начальном этапе тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Мартынов. - Волгоград, 2004. - 24 с.
6. Мухина, М. П. Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания / М. П. Мухина, А. И. Кравчук // Вестник Томского государственного университета. - № 343. - 2011. - С. 184-188.
7. Мухина, М. П. Становление моторного потенциала дошкольников в условиях использования педагогической технологии и организации педагогической системы физического воспитания / М. П. Мухина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - № 4. - 2011. - С. 26-33.
8. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера : Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. : Аст. : Астрель, 2002. - 863 с.
FEATURES OF DEvELOPMENT OF THE MAIN MOvEMENTS AND PHYSICAL QUALITIES OF CHILDREN OF THE LATE PRESCHOOL AGE wHICH ARE ENGAGED AND NOT ENGAGED IN SPORTS SECTIONS.
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor M. Mukhina, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor U. Melnikova.
Federal State Budget Institution of Higher Professional Education « Siberian State University of Physical Education, and Sport», Omsk. Melnikov K.,
Director of Specialized Children's and Youth Sports School of Olympic Reserve, №35, Omsk. Contact information for correspondence: 644009, Omsk, Maslennikova Str., 144.
Abstract. In the article the authors consider the features of the development of the main movements and the physical qualities of children of the late preschool age which are engaged in sports sections. It has been determined that early specialization in a sport doesn't create
conditions for modern development of a complex of the main physical qualities.
Key words: children of the late preschool age, sports sections, health, motor and physical training, main movements, long research.
№2 l 2014
37