РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ
DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS IN CHILDREN 5-7 YEARS BASED ON THE USE OF ELEMENTS OF THE GAME OF VOLLEYBALL
Тарасова Ирина Васильевна
аспирант
Орловский государственный университет им. И. С Тургенева
г. Орел, Россия Tarasova Irina Vasilievna
postgraduate Orel state University. i. S Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Проблема гармоничного развития детей и воспитание у них потребности в ежедневной физической активности является одной из остро стоящих в нашем обществе. В данной статье большое внимание уделяется развитию двигательные^ качеств у детей 5 - 7 лет по средствам применения элементов игрыы в волейбол. Описываются принципыы и методы,,, которы^/е необходимо использовать при работе с детьми. Материалыы данной работы/ будут полезны/ для: инструкторов по физической культуре, воспитателей дошкольных образовательныых учреждений, тренеров спортивных школ.
Abstract. The problem of harmonious development of children and their education needs in daily physical activity is one of the most acute in our society, in this article, much attention is paid to the development of motor skills in children 5 - 7 years by means of elements of the game of volleyball, it describes the principles and methods to be used when working with children. The materials of this work will be useful for: physical education instructors, teachers of preschool educational institutions, coaches of sports schools.
Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные качества, дошкольники, физические упражнения, волейбол, спортивны^/е игрыы.
Keywords: physical education, motor skills, preschoolers, exercise, volleyball, sports games.
Изменения, происходящие в системе российского образования, требуют поиска новых подходов в педагогической деятельности. Главной целью физического воспитания является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью. Уделяется особое внимание укреплению здоровья детей особенно дошкольного возраста.
Актуальность данной темы обусловлено тем, что современные дошкольники, особенно в возрасте 5- 7 лет, очень малоразвиты в физическом плане, они двигаются мало, так как много времени уделяют различным гаджетам. Развитие двигательных качеств помогут решить проблему гармоничного развития личности, недостатка двигательной активности и повышение мотивации к занятиям физической культурой.
Желание каждого родителя чтобы их малыш был здоров, весел, хорошо физически развит. Одновременно с естественной заботой о его здоровье,
удовлетворении потребности в пище очень важно обеспечить и потребность в движении. С самого рождения ребенок, который нормально развивается стремится к движению. Поначалу движения беспорядочные. Затем они постепенно приобретают все более скоординированный и целенаправленный характер. Формирование данной важной потребности для жизнедеятельности в большей степени зависит от особенности жизни и воспитания, от созданных взрослыми условий, которые окружают ребенка и помогают своевременно освоить доступные по возрасту движения. Движения всесторонне оказывают влияние на организм человека, и данное влияние в значительной степени выше оказывается на растущий и развивающейся детский организм. Формируя у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с дошкольного возраста, возможно заложить основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка. Физическое воспитание в тесно связанно с возрастными особенностями детей. Вследствие этого и определяются ряд конкретных задач, содержание, методы и формы организации физического воспитания в раннем дошкольном и старшем дошкольном возрасте и преемственная связь между ними. Крайне важным физическое воспитание является в дошкольном возрасте, поскольку происходит наиболее активное развитие организма ребенка, формирование основных его движений, но при этом организм еще очень слабый и ранимый. Физическое воспитание детей дошкольного возраста ориентированно в первую очередь на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, опираясь на освоенные ранние культурно-гигиенические навыки, выработанные привычки к упорядоченному ритму жизни.
В дошкольном возрасте происходит активное формирование у ребёнка двигательных качеств. Именно в этом возрастном периоде закладывается будущая основа его здоровья, физического, умственного развития. В связи с этим основной задачей физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях является укрепление здоровья, совершенствование развития дошкольника [1].
Образовательные учреждения пытаются создавать условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья детей, но не хватает современных методических подходов и условий для решения этой цели.
Физическое воспитание является одним из важных условий во всестороннем развитии детей. Если начинать приобщать детей к спорту с раннего возраста, то у них в дальнейшем происходит формирование физической закалки, воспитывается ловкость, четкость и быстрота реакции, повышается активность, развивается чувство дружбы. Большое значение во всестороннем физическом развитии дошкольников имеют спортивные упражнения и элементы спортивных игр.
Хочется остановить свое внимание на такой игре как волейбол. Разумеется, дети в детском саду еще не играют в эту игру, но элементам волейбола их уже стоит начинать обучать. Оптимальным периодом для начала обучения детей элементам данной игры является 5 - 7 лет т.е. старшая группа.
Для успешного освоения детьми умений и навыков игры в волейбол, необходимо использовать специальные упражнения, которые помогают
сформировать у детей старшего дошкольного возраста специфические движения по работе с мячом в волейболе.
При проведении игры и физических упражнений происходит расширение двигательного опыта детей, совершенствование сформированных ранние у них двигательных навыков в основных движениях [2].
Все используемые игры в физическом воспитании дошкольников, построены на движении. Их можно разделить на две группы: подвижные с правилами и спортивные.
Элементы игры в волейбол относят к спортивным и подвижным играм, они связаны неразрывно.
Очень велико значение игры при воспитании двигательных качеств.
Под двигательными качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах.
Практически в каждой игре используются прыжки, бег, метания, упражнения на равновесие, исключением не является так же и игра в волейбол. В процессе игры у ребенка воспитываются основные двигательные качества, такие как сила, выносливость, быстрота и совершенствуются разнообразные физические умения и навыки. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных качеств
[3].
Овладение двигательным действием связано не только с образованием навыка, но и с развитием таких необходимых качественных особенностей, которые способствуют выполнению физического упражнения с определенной силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Знания данных закономерностей позволяет педагогу найти правильные соотношения в работе над освоением техникой физического упражнения и количественным результатом, определить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждой качественной особенности, установить оптимальную меру комплексности в развитии качественных особенностей.
Организация занятий по физическому воспитанию в ДОУ имеет самые разнообразные формы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия в зале и на прогулке, физкультурные досуги, индивидуальная и подгрупповая работа, спортивные секции, дни здоровья. Поэтому при подборе необходимого содержания, которое способствовало бы развитию двигательных качеств нужно в основу закладывать общие принципы физического воспитания детей дошкольного возраста:
1. Принцип развивающего обучения. Используемые упражнения должны быть направлены не на уже имеющийся в данный момент у детей уровень двигательных качеств, а опережать его, то есть требовать прикладывания усилий для того что бы овладеть новыми движениями.
2. Принцип воспитывающего обучения. Работа, которая ориентирована на развитие двигательных качеств, обязательно должна включать в себя и решение воспитательных задач, таких как, воспитание выдержки, настойчивости, смелости.
3. Принцип всесторонности. Необходимо обеспечить высокое проявление
качеств в разнообразных видах двигательной деятельности и создавать условия для общего подъема функциональных возможностей организма.
4. Принцип систематичности. В процессе развития двигательных качеств должно происходить последовательное усложнение содержания физических упражнений, от простого к сложному. Необходимо наличие связей нового с уже усвоенным и повышение требований к уровню качеств в соответствии с их развитием.
5. Принцип сознательности и активности детей. Содержание физического воспитания должно формировать сознательное отношение у детей к предлагаемым упражнениям, тем самым способствует увеличению прочности их усвоения, воспитанию самостоятельности, инициативы.
6. Принцип индивидуального подхода. Подбор методов и средств физического воспитания должно строится с учетом развития двигательных качеств, которые уже имеются у детей, и требуют дифференцированного подхода и вариативности при подборе двигательных заданий.
Специфика методики по развитию двигательных качеств заключается в том, что в основе всех способов применения физических упражнений лежит регулирование нагрузки и вариативность сочетаний нагрузки и отдыха. Нагрузка по оказанию воздействия на организм подразделяется на постоянную и переменную. Так же она может иметь непрерывный или прерывистый характер, например, бег на определенное расстояние, повторное пробегание отрезков дистанции через заданные интервалы времени. При отдыхе между упражнениями, дети могут находиться в состоянии покоя или заниматься другим видом деятельности, т.е. отдыхать активно. Другой отличительной чертой методики по развитию двигательных качеств является возможность освоения двигательных действий в целостном виде или по частям в зависимости от их характера и сложности[5].
Для формирования двигательных качеств у детей применяют следующие методы: метод строго регламентированного упражнения; игровой метод; соревновательный метод. Метод строго регламентированного упражнения заключается в том, что четко задана программа действий, порядок их повторения, точно дозирована нагрузка и установлены интервалы отдыха. Игровой метод заключается в том, что организация двигательной деятельности строится в соответствии с игровым сюжетом. В данном методе проявляется относительно большая свобода и самостоятельность действий детей, педагог активно руководит взаимоотношениями детей, сопровождается высокой эмоциональностью детской деятельности. Соревновательный метод заключается в том, что соревнования используются в качестве способа выполнения упражнений. Использование этого метода в физическом воспитании помогает стимулировать максимальные проявления двигательных качеств и, этим, способствовать созданию наилучших условия для их совершенствования; оценить качество владения двигательными действиями; обеспечить особый
и ■ V/ ■ и V/
эмоциональный и физиологический фон, который в значительной степени увеличивает нагрузку. Еще при развитии двигательных качеств дошкольников широко применяются словесный и наглядный методы.
На практике для развития двигательных качеств все перечисленные методы и приемы используются в тесной взаимосвязи. Все они подбираются с учетом
поставленных задач, этапов обучения, возрастных особенностей и уровнем подготовки детей, а также способов и характера упражнений, подвижных и спортивных игр. Для занятий с дошкольниками характерна комплексность применения методов и приемов обучения движениям и воспитания двигательных качеств.
Освоение всех видов спортивных упражнений в играх с мячом создают благоприятные условия при воспитания положительных нравственно-волевых черт характера у детей. Эти игры помогают в преодолении эгоистических побуждений и в воспитании выдержки. В процессе игры у ребенка имеется возможность испытать свою силу и удостовериться в успешности действий. У детей возникает уникальная возможность в проявлении собственной активности, ликвидации дефицита движений, реализации и утверждении себя, получении массы радостных эмоций и переживаний. Именно это и привлекает в волейболе дошкольников.
Игра в волейбол одна из самых популярных игр во всем мире. В нее играют люди разных возрастов. Но спортивные игры и соревнования с дошкольниками не проводят, поскольку они требуют длительных тренировок, и больших физических нагрузок, с которыми детский организм еще справиться не в состоянии. А вот именно элементы спортивных игр и спортивные виды физических упражнений детям необходимо давать.
В волейболе происходит продолжение закрепления и совершенствования естественных навыков бега, прыжков, метания; воспитание таких двигательных качества, как выносливости, быстроты, ловкости, силы, коллективизма, честности, что способствует нормальному формированию и развитию организма детей и укреплению их здоровья [4].
Использование элементов данной игры оказывает положительное воздействие на умственные способности. Происходит улучшение таких параметров, как память, сообразительность, быстрота реакции и концентрация внимания.
В процессе обучения детей элементам игры в волейбол необходимо познакомить с правилами и тактикой игры, со способами подачи мяча, ловли его, рассказать о том почему необходимо соблюдать правила игры. Также детей следует познакомить детей с правилами размещения игроков на площадке, с ведением счета и продолжительности игры, и о том, как происходит начисление очков.
Использование с детьми дошкольного возраста элементов спортивных игр как средство и форму организации физического и психологического развития ребенка, помогает создавать условия для гуманизации педагогического процесса, превращать ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности.
При исследовании различных аспектов проблемы развития двигательной активности детей, можно сделать вывод, что в наше время данная проблема приобретает очень большое значение, поскольку все больше становиться детей, которые ведут малоподвижный образ жизни. Специалисты в области медицины и педагогики очень озабочены дальнейшим решением этой проблемы.
Литература
1. Вавилова Е. И. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М., 1986.
2. Запорожец А. В., Макова Т А.Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М. : Академия, 1978.176 с.
3. Менджерицкая Н. В. Воспитателю о детской игре. М. : Просвещение, 1982. 256 с.
4. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. : Педагогика, 1971. 256 с.
5. Средства и методы/ развития двигательны/х способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studbooks.net/633824/turizm/sredstva_metody_razvitiya_dvigatelnyh_sposobnoste y_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta
References
1. Vavilova E. i. Razvivajte u doshkol'nikov silu, lovkost', vynoslivost' [Develop preschool children with strength, dexterity, and endurance]. Moscow, 1986.
2. Zaporozhec A. V., Makova T A. igra i eyo rol' v razvitii rebyonka doshkol'nogo vozrasta [igra and her role in the development of a child of preschool age]. Moscow, Akademiya Pub., 1978,176 p.
3. Mendzherickaya N. V. Vospitatelyu o detskoj igre [Tutor about the children's game]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1982, 256 p.
4. Huhlaeva D. V. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta [Theory and methods of physical education of children of preschool age]. Moscow, Pedagogika Pub., 1971, 256 p.
5. Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nyh sposobnostej detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Means and methods of development of motor abilities of children of senior preschool age]. Available at: https://studbooks.net/633824/turizm/ sredstva_metody_razvitiya_dvigatelnyh_sposobnostey_ detey_starshego_doshkolnogo_ vozra sta (accessed 19.01.2019).