Научная статья на тему 'Методика развития физического воспитания детей школьного возраста'

Методика развития физического воспитания детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / УЧЕНЫЕ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / SCHOOL AGE / ADOLESCENCE / UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN / SOCIO-ECONOMIC CHANGES / SCIENTISTS / CONTRADICTIONS / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL TRAINING / THE YOUNGER GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогоберидзе Зураб Меджитович, Джукаев Мурат Халитович

За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания школьников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей школьного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека. Поиск новых путей, решения проблемы развития физических качеств школьников как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования процесса развития физических качеств школьников как основы физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогоберидзе Зураб Меджитович, Джукаев Мурат Халитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF SCHOOL AGE

In recent years, many scientific papers have appeared in the domestic literature on the solution of various problems of the education of schoolchildren. This is explained by the fact that a number of adverse socio-economic changes that occurred in our country at the end of the twentieth century, primarily affected the younger generation and especially children of school age. According to a number of scientists, at present, there are significant contradictions between the declared goals of physical education, the physical training of the younger generation and the real possibilities of the state for their implementation for each person. The search for new ways to solve the problem of developing the physical qualities of schoolchildren as the basis for physical fitness is associated with the need to study patterns, methodological and methodological conditions for improving the development of the physical qualities of schoolchildren as the basis for physical fitness.

Текст научной работы на тему «Методика развития физического воспитания детей школьного возраста»

Среди множества дидактических упражнений и игр, применяемых в процессе работы по формированию лексической составляющей речи у детей с ОНР, могут использоваться следующие:

1. Развитие ассоциаций. Учитель-логопед предлагает детям следующее задание: «Я буду называть вам слова, а в ответ вы назовите первое слово, какое сможете вспомнить (либо какое придет в голову)». Слова нужно называть по одному.

2. Группировка предметов по картинкам. Детям показываются картинки, которые им нужно разложить на две группы (какой именно, не уточняется). Картинки можно показывать сериями, включающие несколько видов предметов, к примеру фрукты и овощи.

3. Задание «Найди лишний предмет». Дошкольникам предлагается серия картинок, среди которых находится одна картинка, изображение на которой не относится к такой же тематической группе, как и другие предметы, изображенные на картинках. Детям необходимо найти «лишнюю» картинку, а также объяснить, почему именно она оказалась лишней.

4. «Разложите картинки по своему сходству». На доске выкладываются по вертикали в ряд следующие картинки: баран (или овца), корова, дерево, колос. Детям раздаются следующие картинки: кофта или свитер, шапка, перчатки или шерстяные варежки, шарф (к картинке «баран»); забор, стол, деревянные грабли, стул (к картинке «дерево»); масло, молоко, сыр, мороженое (к картинке «корова»); батон, хлеб, рогалик (к картинке «колосья»). У каждого ребенка на руках по 1-2 картинки. Учитель-логопед предлагает каждому положить свою картинку к одной из четырех картинок на доске и объяснить, почему именно таким образом он ее положил.

5. Подобрать одно слово к серии картинок. После сообщения детьмям обобщающего слова, им предлагается назвать любые другие предметы, относящиеся к той же тематической группе [8].

На занятиях по развитию предметной лексики и связной речи дошкольников с ОНР уточняется пассивный словарь детей и проводится устная речевая практика.

В ходе усвоения предметного словаря на базе графических схем дошкольники знакомятся с различными методами словообразования, в т. ч. образованием слов из двух частей (например, гриб+ник), родственных слов (луг - лужок - лужочек).

Выводы. Таким образом, на каждом занятии рекомендуется изучать новую тему, направленную на постепенное расширение, уточнение словаря. его систематизацию на основе наблюдений и логических приемов анализа, сравнения, синтеза и обобщения. Последовательность появления словообразовательных форм в речи детей с ОНР определяется их семантикой и функцией в общей структуре языка.

Литература:

1. Дунаева Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа / Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014. 96 с.

2. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Изд-во: КнигоМир, 2011. 320 с.

3. Козырева О.А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О.А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 2. С. 11-13.

4. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. Ростов н/Д: «Феникс», 2014. 224 с.

5. Логопедия. Основы теории и практики // сост. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Москва: Эксмо, 2011. 288 с.

6. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. СПб.: «СОЮЗ», 2013. 192 с.

7. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) // Н.В. Нищева. СПб Детство-Пресс, 2009. 352 с.

8. Ромусник М. Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. 2016. № 7. С. 15-16.

9. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. М.: Дрофа, 2010. 192 с.

10. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. // М.: Просвещение, 2010. 192 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Гогоберидзе Зураб Меджитович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук Джукаев Мурат Халитович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания школьников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей школьного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека.

Поиск новых путей, решения проблемы развития физических качеств школьников как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования процесса развития физических качеств школьников как основы физической подготовленности.

Ключевые слова: школьный возраст, подростковый возраст, воспитание школьников, социально-экономические изменения, ученые, противоречия, физическое воспитание, физическая подготовка, подрастающее поколение.

Annotation. In recent years, many scientific papers have appeared in the domestic literature on the solution of various problems of the education of schoolchildren. This is explained by the fact that a number of adverse socioeconomic changes that occurred in our country at the end of the twentieth century, primarily affected the younger generation and especially children of school age. According to a number of scientists, at present, there are significant contradictions between the declared goals of physical education, the physical training of the younger generation and the real possibilities of the state for their implementation for each person.

The search for new ways to solve the problem of developing the physical qualities of schoolchildren as the basis for physical fitness is associated with the need to study patterns, methodological and methodological conditions for improving the development of the physical qualities of schoolchildren as the basis for physical fitness.

Keywords: school age, adolescence, upbringing of schoolchildren, socio-economic changes, scientists, contradictions, physical education, physical training, the younger generation.

Введение. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей [2].

Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически [4].

Начиная с трехлетнего возраста, ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитывается внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер [5].

Следовательно, комплексный анализ психического состояния детей позволяет более объективно судить и о процессе физического воспитания.

В настоящее время для школьного образования характерны существенные изменения в основании структуры и содержания собственного педагогического процесса: его целей и задач, средств, методов и форм организации учебной деятельности школьников. Физическое воспитание здесь не является исключением.

Также ведутся интенсивные поиски научно-обоснованных подходов по совершенствованию преподавания учебного предмета физической культуры, его направленности и содержания, разработки основ методики его преподавания на соответствующих ступенях обучения в школе.

Среди нашедших в последнее время научных подходов и концептуальных конструкций, определяющих пути совершенствования образования школьников в области физической культуры, можно выделить два из них: физический, педагогический.

Первый ориентирован на преимущественное совершенствование основ физической подготовки учащихся в сочетании с относительным усилением предметного содержания физического воспитания учебным материалом по отдельным аспектам исторических и медико-биологических знаний в области физической культуры.

Второй подход определяет необходимость в изменении структуры, содержания и направленности учебного предмета физической культуры, его непосредственного соотнесения с предметом физкультурной деятельности, с задачами по формированию личности учащихся, развитию их интереса и потребностей в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями.

Наличие программ обусловливает объективную необходимость не только в обосновании целесообразности привносимых в них новаций, но и актуализирует проблему разработки методических подходов по основам преподавания их учебного материала. Причем преподавания в условиях сохраняющихся форм занятий и объема учебных часов, предусмотренных для предмета физической культуры базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации [2].

Хорошо известно, что методическими основами физического воспитания школьников преимущественно являлись положения концепции сенситивных периодов, впервые предложенной. Эти концептуальные положения соотносятся с процессом физической подготовки школьников, который отражен в работах и многих других, и раскрывают особенности методических подходов по целенаправленному воспитанию физических качеств учащихся в соответствующие возрастные периоды школьного онтогенеза.

Вместе с тем принятая в настоящее время целевая установка школьного образования на целостное формирование личности учащихся делает очевидным недостаточность только концепции сенситивных периодов. Для совершенствования основ целостного педагогического процесса, разработки соответствующих методик преподавания учебного предмета, необходимо ориентироваться на развитие физической культуры личности учащихся как качественного свойства человека, проявляющееся в единстве физического, психического и нравственного здоровья, а так же в знаниях и умениях организовывать целесообразные формы занятий физическими упражнениями, приобретенными им в процессе физкультурной деятельности.

В связи с этим для теории физического воспитания становится актуальной проблема поиска научно обоснованных подходов по развитию основ школьного физкультурного образования, разработки современных педагогических методик, направляющих учебный процесс на единство физического и психического развития учащихся, формирования их личности в процессе освоения учебного предмета физической культуры.

Цель статьи - изучение физического воспитания детей школьного возраста, раскрытие основы методики развития физического воспитания детей школьного возраста.

Изложение основного материала статьи. Особенностью урочных форм занятий с детьми школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий выделяет Мухина М.П. (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание) [2].

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, в организованных формах - на уроках физкультуры, физкультпаузах, во время активного отдыха, турпохода и т.п. Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях. Для всех остальных обязательны ежедневная утренняя зарядка и еженедельные двух - трехразовые самостоятельные тренировки. Общая продолжительность занятий 70 - 90 мин.

Независимо от формы занятий существенным элементом физической подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях [3].

Следует максимально использовать потребность детей среднего возраста в состязаниях, предоставлять им широкие возможности помериться силами со спортивными соперниками. Виды соревнований желательно разнообразить с тем, чтобы предоставить ребенку как можно больше шансов на успех.

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся [2].

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды

Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата (происходит развитие физических качеств). Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов [4, С. 82].

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечнососудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества.

Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через рок в игре «волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).

Основными средствами физического воспитания детей являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма. К ним относятся:

I. Гимнастические и акробатические упражнения.

Гимнастические упражнения являются эффективным средством развития координационных и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости), содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности (упражнения на снарядах).

II. Легкоатлетические упражнения.

III. Лыжная подготовка.

IV. Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для мальчиков), а в качестве дополнительных - настольный теннис, бадминтон и др.

По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в

группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение и др.).

V. Плавание:

VI. Физическая подготовленность. Дети школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств. [2].

Выводы. Итак, физиологические механизмы, обусловливающие различные формы взаимосвязи силы, скорости и выносливости в школьном возрасте разнообразны. Важное значение имеют условно-рефлекторные факторы.

Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у школьников моторной сферы, в том числе физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для школьников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развитии двигательных навыков и физических качеств.

Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции - быстрота, при беге на длинную дистанцию - выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой.

В настоящее время для школьного образования характерны существенные изменения в основании структуры и содержания собственного педагогического процесса: его целей и задач, средств, методов и форм организации учебной деятельности школьников. Физическое воспитание здесь не является исключением.

Также ведутся интенсивные поиски научно-обоснованных подходов по совершенствованию преподавания учебного предмета физической культуры, его направленности и содержания, разработки основ методики его преподавания на соответствующих ступенях обучения в школе. Задачами физического воспитания в школьном возрасте являются: образовательные, оздоровительные, воспитательные.

Подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость.

Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости. Особенностью урочных форм занятий с детьми школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное. Физическая подготовленность. Дети среднего школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств.

Литература:

1. Гордияш И. А. Модель организации учебно-воспитательного процесса по формированию физической культуры личности учащихся среднего школьного возраста: диссертация кандидата педагогических наук: - Волгоград, 2009. - 162 с.

2. Мухина М.П. Физкультурное образование школьников: учеб. пособие; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2014. - 400 с.

3. Хазова С.А., Бгуашев А.Б. Потенциал физической культуры и спорта в воспитании и развитии школьников: монография. - Майкоп, изд-во АГУ, 2012. - 154 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат философских наук Гогоберидзе Фатима Юсуповна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск); аспирант Чомаев Артур Манафович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация. Неотъемлемой частью жизни современного подрастающего поколения в настоящее время являются монитор компьютера или дисплей смартфона, планшета, wi-fi и другие технологии. Меняется связь человека с реальностью. Аккаунты в социальных сетях хранят больше информации, чем знают об индивиде его родители. Бумажные книги заменяются электронными.

В результате взаимодействия средств массовой информации и аудитории, возникает феномен формирования особой реальности, которая формирует картину мира человека, которую мы именуем как медиареальность. Для социологии данный феномен представляет интерес непосредственного влияния масс-медиа на социальную реальность, каким образом средства масс-медиа её отображают, и как это отражается на индивиде и обществе в целом. Объяснение социальной реальности является одной из проблем в социологии.

Ключевые слова: социальная реальность, коммуникация, массовая коммуникация, масс-медиа, медиареальность.

Annotation. An integral part of the modern life of the younger generation is currently a computer monitor or a display of a smartphone, tablet, wi-fi and other technologies. Man's connection with reality is changing. Social media accounts store more information than his parents know about the individual. Paper books are replaced by electronic.

As a result of interaction between the media and the audience, a phenomenon of formation of a special reality arises, which forms a picture of the human world, which we refer to as media reality. For sociology, this phenomenon is of interest to the direct influence of the mass media on social reality, how the mass media reflects it, and how this affects the individual and society as a whole. The explanation of social reality is one of the problems in sociology.

Keywords: social reality, communication, mass communication, mass media, media reality.

Введение. Актуальность данной статьи обусловлена все возрастающим развитием информационных технологий, особенно связанных с использованием глобальной сети интернет, видоизменились не только формы масс-медиа, но и облик современного общества. Под воздействием медиа технологий оказываются все сферы общественной жизни, и кто знает, к чему это приведет в будущем. Растущее разнообразие форм масс-медиа требует их анализа и изучения. Иначе невозможно ни объяснить их влияние на повседневную жизнь общества, ни спрогнозировать дальнейшие последствия их развития. В процессе сравнения их с традиционными формами масс-медиа можно выявить и проанализировать их различия.

Медиареальность как особый вид реальности создаётся масс - медиа в процессе массовой коммуникации. Масс - медиа и массовая коммуникация являются объектом изучения множества научных сообществ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предметом статьи является изучение одной из проблем социологии - объяснение социальной реальности.

Мы поставили перед собой следующую основную задачу:

- выделить основные аспекты конструирования реальности.

Изложение основного материала статьи. Социальная реальность представляется как совокупность социальных фактов, представляющих мир, окружающий индивида, не зависящий от него и обладающий принудительной силой. Источником социальных фактов являются социальные институты. Они, как формы организации жизни общества являются контролирующей и регулирующей силой.

Следующим понятием для понимания социальной реальности выступает социальное действие. Термин социальное действие ввёл в научный оборот один из основоположников социологической науки Макс Вебер. Он определял социальное действие как действие, которое по "предполагаемому действующим лицом смыслом соотносится с действиями других людей и ориентируется на них" [5].

Идеи Вебера продолжил Т. Парсонс, рассмотрев социальное действие "как единицу с точки зрения определенной системы координат" [7]. Социальное действие, рассматриваемое им как единичный акт, состоит из актора, цели деятельности, социальной ситуации и нормативной системы. Социальные действия он заключил в систему действий - структурированный набор единичных актов.

Система действий в свою очередь состоит из подсистем: социальной, культурной, личностной и органической. Социальная реальность выступает здесь как результат взаимозависимости системы и действия и выражается в исполнении социальных ролей, определенных системой ценностей и норм общества [7].

Такой подход показывает объективную сторону социальной реальности, но не учитывает включенность индивида в интерпретацию ценностей и норм, которая является аспектом конструирования реальности. Многие исследователи отмечают, что реальность не может быть в полной мере определена объективными теориями, так как каждый индивид характеризуется разными уровнями воспитания, социализации, интеллектуальных способностей, то есть его реальность интерпретируется с субъективной, его личной стороны. В противовес позитивистской точки зрения на социальную реальность возникла субъективная точка зрения, получившая свое развитие в теориях символического интеракционизма, феноменологии и этнометодологии. Сторонники феноменологического подхода включают в объяснение социальной реальности субъективный аспект, т.е. сознание личности. В таком аспекте социальная реальность предстаёт не только как внешний мир, существующий вне индивида, но и как деятельность его сознания, интерпретирующая этот мир.

Классик немецкой социологии Георг Зиммель утверждал, что общество не представляет собой четкую структуру, где между собой взаимосвязаны институты, группы и классы. Общество, по его мнению,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.