Научная статья на тему 'Об интегрированном подходе к музыкально-эстетическому воспитанию старших дошкольников'

Об интегрированном подходе к музыкально-эстетическому воспитанию старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солопова Нэйля Халимовна

Статья раскрывает проблему формирования содержания музыкально-эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, отвечающего современным образовательным и социокультурным требованиям и учитывающего классические воспитательные и музыкальные традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солопова Нэйля Халимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об интегрированном подходе к музыкально-эстетическому воспитанию старших дошкольников»

№ 1 (30), 2009 "Культурная жизнь Юга России " ^ ^

товки, и если да, то в каких инструментальных составах?

4. Владеете ли Вы информацией о методиках и технологиях организации учебно-творческой, личностно-развивающей, коллективно-коммуникативной деятельности в классе кларнета?

5. Какими системами, методиками, технологиями, дидактическими принципами, методами, формами, учебно-методическими материалами Вы пользуетесь с целью совершенствования учебного процесса, соответствия результатов обучения современным образовательным и социокультурным требованиям?

6. Работу в каких видах инструментальных ансамблей следует, по Вашему мнению, предложить учащимся-кларнетистам?

7. Удается ли Вам в рамках образовательного процесса полностью реализовать накопленный исполнительский, педагогический, дирижерско-управленческий опыт, личный творческий потенциал, организаторские умения, инновационные идеи?

8. Какими видами и формами исполнительской, педагогической, организаторской деятельности Вы владеете и какие из них могли бы внедрять в инструментальную образовательную практику?

Беседы с преподавателями выявили актуальность проблематики нашего исследования, а также верность выбранного пути, методов, форм и

средств совершенствования профессиональной подготовки кларнетистов в сузах первой ступени. Преподаватели класса кларнета подтвердили наше предположение о возможном повышении результатов начального профессионального обучения кларнетистов за счет усиления и расширения их ансамблевой подготовки.

Профессионально-личностная диагностика педагогических кадров сузов первой ступени, в которых мы проводили социологические исследования, показала, что большинство преподавателей инструментальных классов владеют дири-жерско-управленческими и организационно-коммуникативными навыками, имеют теоретические познания по нескольким музыкальным специальностям, обладают духовым, струнным смычковым и клавишным исполнительским опытом.

В процессе интервьюирования преподаватели продемонстрировали широкий музыкально-культурологический и нау ч но - мстод ичс с к и й кругозор, богатый творческий потенциал, наличие инновационных идей. Однако реализация про-фессионально-личностных ресурсов педагога затрудняется отсутствием необходимых опорных теоретико-методических, дидактических, организационно-рекомендательных материалов для внесения системно-структурных изменений в традиционный учебно-воспитательный процесс в инструментальных классах специальных учебных заведений первой ступени.

V. M. APRIAMOV. THE REALIZATION OF INTENSIVE KOMMUNIKATIVE-EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN KLARINET CLASS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF FIRST STAGE

Author explains the necessity of intensification of educational process in clarinet class in educational institutions of first stage with the help of personal-development communicative-educational technologies.

Key words: professional training of clarinetists, ensemble creative work, instruments of training ensemble.

Н.Х. С0Л0П0ВА

ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ПОДХОДЕ К МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья раскрывает проблему формирования содержания музыкально-эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, отвечающего современным образовательным и социокультурным требованиям и учитывающего классические воспитательные и музыкальные традиции.

Ключевые слова: старшие дошкольники, система педагогических условий организации музыкально-эсте-тического воспитания.

Современное образовательное пространство характеризуется повышенной информационной насыщенностью, динамичностью и разнообразием видов и форм интеллектуально-познавательной, производительной, художественно-эстетической и креативной деятельности. Данная тенденция обусловливает естественное усложнение социальных ролей, функций и обязанностей лич-

ности в коллективе. Это касается всех возрастных категорий, включая детей дошкольного возраста.

Еще несколько десятилетий назад к старшим дошкольникам не предъявлялось каких-либо серьезных требований относительно их знаний, умений, качеств, способностей. Общеобразовательная школа считалась первой ступенью, где целенаправленно приобретались

"Культурная жизнь Юга России "

144 —

№ 1 (30), 2009

различные знания, умения, навыки, развивались способности, формировалась нравственная, коммуникативная, духовная, эстетическая культура личности ребенка. Сегодня подавляющее большинство общеобразовательных учебных заведений выдвигают перечни требований к старшим дошкольникам, поэтому успешно пройти психо-лого-педагогическую диагностику и собеседование под силу лишь ребенку, обладающему раскрытым интеллектуальным и творческим потенциалом, высоким культурным уровнем общения, поведения, мышления, демонстрирующему сложившиеся ценностные ориентации, богатую палитру эстетических представлений, чувств.

Для достижения старшими дошкольниками подобных качественных результатов требуется проведение педагогами целенаправленной учеб-но-воспитательной работы, включающей теоретические и практические занятия искусством. Ответственность за планирование, организацию и результаты этих занятий с детьми, как правило, ложится на дошкольные образовательные учреждения. Именно в процессе посещения детского сада ребенок может приобретать навыки культурного общения, развивать художественный вкус, формировать разнообразные гуманитарные и естественнонаучные знания, накапливать образные представления, формирующие творческий потенциал и общую эстетическую культуру личности. Однако во многих детских садах педагогические коллективы не укомплектованы специалистами в сфере искусства. В большинстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по-прежнему практикуется организация занятий художественно-эстетического цикла, характеризующаяся отсутствием интегрированных компонентов содержания, авторитарными формами педагогического воздействия, ограниченным внедрением самостоятельных и коллективно-импровизационных видов деятельности.

Альтернативой деятельности ДОУ являются целенаправленные усилия семьи по воспитанию, обучению и развитию дошкольников. Однако, как показывает анализ социологической и психолого-педагогической литературы, родители не способны обеспечить в семье специально организованную воспитательно-развивающую среду, позволяющую ребенку формировать все необходимые для дальнейшей успешной социализации знания, умения, качества, способности. Причины организационно-воспитательной несостоятельности родителей разнообразны: недостаток свободного времени для изучения специальной литературы, невозможность учебных и культурно-досуговых занятий с ребенком вследствие высокой профессиональной занятости, отсутствие родительской заинтересованности и озабоченности всесторонним развитием ребенка, неправильное видение необходимого спектра знаний, умений, способностей, качеств, составляющих личность дошкольника, бесконтрольное погружение ребенка в негативную среду масс-медиа, музыкальных субкультур, Интернета.

Иными словами, возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми образовательными учреждениями к формирующейся личности старшего дошкольника, и результатами общего музыкально-эстетического воспитания в большинстве ДОУ и в семьях.

В процессе поиска путей решения данной проблемы нами был разработан интегрированный подход к музыкально-эстетическому воспитанию детей в старших группах ДОУ. На основе анализа методик дошкольного эстетического воспитания и музыкального обучения, а также наблюдения за этим процессом и сопоставления результатов наблюдения и собственной научно-исследовательской и практической педагогической деятельности мы пришли к выводу о необходимости интегрирования традиционных и альтернативных подходов к музыкально-эстетическому воспитанию старших дошкольников. Данные методики способствуют созданию среды для формирования музыкально-эстетического сознания, развития музыкально-эстетических чувств, способностей, усвоения музыкального материала, приобщения к музыкальной культуре, т. е. формируют основу для дальнейшего приобщения детей к общечеловеческим ценностям на музыкально-эстетической основе.

Для достижения вышеперечисленных результатов необходимо выполнить следующее:

- определить концептуальные теоретические положения, составляющие основу традиционных методик музыкально-эстетического воспитания дошкольников;

- выявить ключевые психофизиологические и педагогические факторы и условия формирования музыкально-эстетического сознания, развития музыкально-эстетических чувств, способностей, усвоения музыкального материала, приобщения к музыкальной культуре старших дошкольников;

- разработать, обосновать и экспериментально апробировать систему педагогических условий организации музыкально-эстетического воспитания старших дошкольников на основе интегрированного подхода;

- сформулировать методические рекомендации по организации музыкально-эстетического воспитания старших дошкольников на основе интегрированного подхода в соответствии с разработанной системой педагогических условий.

В процессе теоретической исследовательской и эмпирической деятельности нами были осуществлены следующие этапы исследовательской работы:

- сравнительный теоретический анализ научно-методической литературы, инструктивной документации, практических разработок, дидактических материалов;

- наблюдение за традиционным процессом музыкально-эстетического воспитания старших дошкольников, изучение педагогического опыта музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений в сфере различных видов искусства;

№ 1 (30), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^^^

- моделирование процесса музыкально-эсте-тического воспитания старших дошкольников в соответствии с разработанной системой педагогических условий на основе интегрированного подхода;

- индивидуальные беседы с родителями, детьми, педагогами дошкольных образовательных учреждений для выявления исходного уровня потребностей, ценностных ориентаций, требований и определения динамики их развития в процессе эксперимента;

- анкетирование и тестирование старших дошкольников с целью определения практической эффективности предлагаемой нами системы педагогических условий организации музыкально-эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада № 16 городского округа Орехово-Зуево. Нами были разработаны конспекты традиционных и интегрированных музыкальных занятий, развлечений, утренников, в соответствии с которыми проводились экспериментальные занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Исследование выявило и подтвердило эффективность интегрированных занятий. В беседах с родителями и педагогами выяснилось, что дети стали активно делиться своими впечатлениями о музыке, искусстве. Произошло улучшение в развитии психических, познавательных процессов, качественное изменение интеллектуального компонента, эмоционального фона дошкольников, посещавших интегрированные занятия.

Интеграция музыкально-эстетического содержания способствует формированию творческих способностей, воспитанию интереса к искусству, развитию музыкально-эстетического вкуса, приобретению основных знаний и умений в сфере музыкально-эстетической деятельности, создает базу для последующего самостоятельного приобщения к музыкальной культуре. Интегрированные занятия положительно влияют на развитие восприятия, особенно слухового, а также умений характеризовать пространственные взаимоотношения предметов. Дети учатся слышать и самостоятельно выполнять задания взрослых. Именно музыка способствует формированию эстетического восприятия других видов искусства.

Искусство наиболее ярко и образно открывает дошкольнику мир реально существующей красоты, влияет на его поведение, формирует убеждения, доставляет ему эстетическое наслаждение. Яркость, выразительность, образность искусства делают его близким и доступным детскому восприятию.

Педагоги и психологи давно заметили, что детям, особенно дошкольникам, большое удовольствие доставляет не столько результат деятельности, сколько процесс. Внедрение интегрированных методик свидетельствует о том, что у них повышается интерес к творчеству, формируется умение выражать свои мысли, чувства, эмоции, выделять главное из общего потока информации. Интегрированные занятия дают высокие результаты. Развитие детей идет быстрее по всем направлениям музыкальной, художественной, театрализованной, изобразительной деятельности, соответственно расширяется их кругозор. Детский сад может научить их полноценно воспринимать и понимать произведения музыкального, изобразительного, театрального, хореографического и других видов искусств. Музыкально-эстетическое воспитание - одно из средств всестороннего, гармонического развития личности, поэтому развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры, понимание ее взаимосвязи с другими видами искусства нужно начинать в дошкольном возрасте.

Таким образом, мы разработали систему педагогических условий организации эффективного музыкально-эстетического воспитания старших дошкольников. Нами теоретически обоснована, экспериментально проверена и подтверждена эффективность интегрированных условий, необходимых для музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, выявлена прямая зависимость накопления художественного опыта, формирования музыкально-эстетического сознания, расширения интеллектуального кругозора детей от организации процесса их теоретического и практического знакомства с музыкальной культурой.

В процессе экспериментальной деятельности было доказано, что использование системы интегрированных занятий позволяет осуществлять частую смену видов деятельности, предусматривающую удержание внимания ребенка в течение достаточно длительного времени. Данная методика помогает вызывать у детей стойкий интерес к познанию, формирует желание проявлять свои способности в том или ином виде деятельности, побуждает к выражению ценностного отношения. Созданные конспекты интегрированных занятий, развлечений, утренников для старших дошкольников позволяют организовать музыкально-эсте-тическое воспитание, способствующее развитию целостной творческой личности ребенка, его эмоциональной отзывчивости, активизации интеллектуальных и творческих проявлений.

N. H. SOLOPOVA. ABOUT NECESSITY OF INTEGRAL APPROACH TO MUSICAL-AESTHETIC PRE-SCHOOL EDUCATION

The article deals with problem of composing the content of musical-aesthetic pre-school education meeting modern educational and sociocultural requirements and taking into account classical musical and pedagogical traditions.

Key words: pre-school pupils, the system of pedagogical conditions of pre-school musical-aesthetic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.