Научная статья на тему 'Интеграция истории и искусств в обучении старших подростков'

Интеграция истории и искусств в обучении старших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИСКУССТВО / ART / ИСТОРИЯ / HISTORY / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / НАУКА / SCIENCE / КУЛЬТУРА / CULTURE / УРОК / LESSON / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / ОБРАЗ / IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чилингарова Диана Нораировна

Одной из основных целей образования детей, является разносторонне воспитание, развитой личности, ориентированной на традиции отечественной и мировой культуры. Воспитывать значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей и здесь не обойтись без искусства. В данной статье на основе исследования, рассматривается интеграция истории и искусств в обучении старших подростков. Обсуждается интеграция знаний, которая способствует повышению эффективности обучения в целом. Старшие подростки воспринимают историю и искусство довольно обособленно. Ведь реальность отражает по-своему каждый вид искусства, а интеграция активизирует познавательную творческую деятельность учащихся. История народа как его судьба есть осознаваемая и совершаемая им жизнь в пространстве национальной и мировой культуры, в единстве прошлого, настоящего и будущего времени. Осмысление истории открывает учащимся смыслы их существования, позволяет им состояться в жизни, использовать всю меру социальных и культурных возможностей для самореализации. Для организации современной системы исторического образования необходим творческий союз исторической науки, педагогики, литературы, музыки. “Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить на них решения, быть готовым к индивидуальному, так и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем он собирается стать ” [17, С.6-7] Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the principal purposes of children education is all-around upbringing, development of personality focused on traditions of native and world culture. To bring up means to bring human values home to a child and the art will be of great help. Basing on the research this article deals with integration of history and arts in education of senior teenagers. Integration of knowledge acting to raise learning efficiency in general is discussed. Senior teenagers perceive history and arts individually. After all each art form reflects the reality in its own way, and integration activates cognitive creative activity of the students. History of a nation, as well as its destiny is its reportable and actual life within national and world cultural space in unity of past, present and future. Understanding of history reveals for the students a reason for existence, enables them to actualize themselves, to apply all social and cultural opportunities for self-fulfillment. A creative union of historical studies, pedagogics, literature and music is essential for arrangement of modern historical education system. “Modern society needs a man able to think individually, set himself and the society new tasks and solve them, be ready for individual and team work, realize the consequence of own actions for himself and for other people and the world around. The society needs a man-citizen regardless his environment and who he is going to become.” [17, P.6-7] Without doubts, a teacher rapt in his work dreams that his students will become men of great talents.

Текст научной работы на тему «Интеграция истории и искусств в обучении старших подростков»

ИНТЕГРАЦИЯ ИСТОРИИ И ИСКУССТВ В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ

ПОДРОСТКОВ

Чилингарова Диана Нораировна

аспирантка -2го года обучения кафедры "образования и педагогических наук"

Научный руководитель: зав.каф. дошкольного образования, доктор пед.наук, профессор Ирина Эдуардовна Куликовская

АННОТАЦИЯ

Одной из основных целей образования детей, является разносторонне воспитание, развитой личности, ориентированной на традиции отечественной и мировой культуры. Воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей и здесь не обойтись без искусства.

В данной статье на основе исследования, рассматривается интеграция истории и искусств в обучении старших подростков. Обсуждается интеграция знаний, которая способствует повышению эффективности обучения в целом. Старшие подростки воспринимают историю и искусство довольно обособленно. Ведь реальность отражает по-своему каждый вид искусства, а интеграция активизирует познавательную творческую деятельность учащихся. История народа как его судьба есть осознаваемая и совершаемая им жизнь в пространстве национальной и мировой культуры, в единстве прошлого, настоящего и будущего времени. Осмысление истории открывает учащимся смыслы их существования, позволяет им состояться в жизни, использовать всю меру социальных и культурных возможностей для самореализации. Для организации современной системы исторического образования необходим творческий союз исторической науки, педагогики, литературы, музыки.

"Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить на них решения, быть готовым к индивидуальному, так и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем он собирается стать " [17, С.6-7] Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди.

ABSTRACT

One of the principal purposes of children education is all-around upbringing, development of personality focused on traditions of native and world culture. To bring up means to bring human values home to a child and the art will be of great help.

Basing on the research this article deals with integration of hi^ory and arts in education of senior teenagers. Integration of knowledge acting to raise learning efficiency in general is discussed. Senior teenagers perceive hi^ory and arts individually. After all each art form reflects the reality in its own way, and integration activates cognitive creative activity of the Sudents. HiSory of a nation, as well as its de^iny is its reportable and actual life within national and world cultural space in unity of pa&, present and future. Undemanding of hi^ory reveals for the Sudents a reason for exigence, enables them to actualize themselves, to apply all social and cultural opportunities for self-fulfillment. A creative union of hi^orical Sudies, pedagogics, literature and music is essential for arrangement of modern hi^orical education sy^em.

"Modern society needs a man able to think individually, set himself and the society new tasks and solve them, be ready for individual and team work, realize the consequence of own actions for himself and for other people and the world around. The society needs a man-citizen regardless his environment and who he is going to become." [17, P.6-7] Without doubts, a teacher rapt in his work dreams that his Sudents will become men of great talents.

Ключевые слова: Интеграция, искусство, история, творческая деятельность, наука, культура, урок, образование, мышление, образ.

Keywords: Integration,art, hi&ory,creative activity, science, culture, lesson, education, thinking, image.

Введение

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на усвоение

образного мышления. «Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов» [18,с.710].

Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются, на наш взгляд, интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук.

В современной школе интеграция предметов это - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, которое способствует улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздей-

ствия на обучающихся. Интеграция в образовательном пространстве может выступать как средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач.

Ещё К. Ушинский утверждал, что педагог, желающий что-то прочно запечатлеть в сознании детей, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств, приняли участие в акте запоминания.[15,с.156]

Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Ф. М. Достоевский считал, что искусство, благодаря широте своего нравственного охвата, призвано помочь человечеству в достижении им духовной гармонии, совершенства. Красота как идеал искусства утоляет потреб-

ности человека в гармонии и спокойствии, пробуждает в нем энтузиазм. .[5,с.156]

Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Возникнув из трудовой деятельности человека, искусство стало оказывать благоприятное влияние на его развитие, особенно на развитие эстетических представлений. Познавательная роль искусства сближает его с наукой. По Аристотелю искусство содержит больше философского и серьезного элемента, чем история; поэзия выше истории. В этих положениях — первая попытка выявить специфику искусства в сравнении с наукой.[1,с.368] Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, выявить в случайном, преходящем, наиболее характерное и типичное. В отличие от науки искусство выражает свои представления об окружающем мире не посредством отвлеченных понятий, а с помощью конкретных художественных образов.

Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Актуальность

Форма интегрированных уроков нестандартна, многообразна и очень интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки не дают обучающимся утомляться, перенапрягаться учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у обучающихся воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представлении о человеке, мире, культуре. Исторические корни интеграции в обучении можно отыскать в трудах классиков педагогической мысли. Я.А. Коменский разработал курс «Космография», который содержал в себе материал из астрономии, географии, политики, истории.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский объединял преподавание предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека. .[15,с.627]

Интегративные процессы на уровне конкретных учебных предметов в отечественной школе, начиная с 30-х гг. и вплоть до 80-х гг., осуществлялись через систему межпред-

метных связей. В 70-80 гг. им уделялось огромное значение, в учебных программах появился раздел «Межпредметные связи». Этот опыт в последнее время стал использоваться реже, но в 90-е гг. в связи с общенаучными интеграционными поисками в педагогике на новом качественном уровне заговорили о содержательной и дидактической интеграции. [4,с.35 ]

Главной задачей учителя является - научить обучающихся учебной деятельности вначале по образцу, а затем применению умений в новой ситуации. При этом следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества, перехода от репродуктивной к творческой деятельности, находить их оптимальное соотношение. Вследствие вышеперечисленного перед школой стоит задача: необходимо выровнять стартовые возможности детей из разных социальных групп населения и обеспечить доступность основного образования обучающихся, ориентировать работу на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Одним из путей развития творчества в процессе обучения в школе являются, на наш взгляд, интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук.

Интеграция не только интересна и эффективна для учащихся, но и мотивирует к самовыражению и активному творчеству непосредственно учителя, который в постоянном поиске сам реализует свой потенциал. Такие интегрированные уроки способствуют поиску и нахождению новых фактов, новых данных, которые подтверждают или отрицают, а чаще углубляют самостоятельные выводы, наблюдения детей в различных предметах. Подросткам интереснее становится пытаться выносить свое личное суждение, доносить свое видение проблемы или факта, сравнивать свои выводы с выводами в учебнике или общим суждением классного коллектива и педагога, что несомненно повышает самооценку и самореализацию обучающегося. К примеру в работе Кульневича С. В.[9,с79.] приводится следующее определение:

«Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».

В российской педагогике проблемам интегрированных занятий уделяли внимание КомароваТ.С. и Доронова Т.Н.

Т.С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «...в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами» [7, С.24-25].

Традиционно, понятие «интеграция» может иметь два значения:

а) создание у учеников целостного представления об окружающем мире (исходя из такого раскрытия этой категории, интеграция рассматривается как цель обучения); б) нахождение общего фундамента взаимопроникновения знаний (в таком понимании интеграция является средством обучения).

Проблема творческого развития является одной из самых главных в педагогике. Наиболее важным звеном в развитии

творчества является развитие воображения в многообразии видов художественной деятельности.[14,156 с.]

Интегрированные уроки значительно повышают мотивацию к обучению у детей, формируют устойчивый познавательный интерес обучающихся, рассмотрение явления, события с совершенно разных точек зрения, причем этот процесс осознанно запрограммирован учителем, и в значительной мере это способствует развитию обще учебных умений, навыков у детей - умения рассуждать, сравнивать, сопереживать, вникнуть и постараться понять, как это явление выглядит с другой точки зрения.

Главными задачами являются:

1) Формирование художественно-эстетического восприятия действительности, художественного мышления и творческой активности .

2) Развитие Чувственно-эмоциональной сферы, художественных способностей, творческого мышления, воображения, художественной творческой активности и художественного вкуса.

3) Усвоение элементарных знаний из истории.

Художественно-творческое развитие ребенка осуществляется через его включение в определенную творческую деятельность, которая может отображаться и реализовы-ваться в учебе, общении или игре, но обязательно должна быть художественно окрашена.[6,с.5]

Современный урок должен быть направлен не на репродуктивные формы работы, а на творческие, развивающие. Межпредметная интеграция является одной из инновационных педагогических технологий, отвечающих требованиям современного урока.

Самыми основными на интегрированных уроках условиями активизации интеллектуального развития учащихся являются:

• построение взаимосвязи искусства и истории

• наглядно-дидактический материал и набор задач интегрированных уроков «Искусства и истории»;

• реализация проблемно-поисковых методов обучения на интегрированных уроках «Искусства и истории»;

• творческая деятельность учителя на интегрированных уроках;

• творческая атмосфера на интегрированных уроках;

•повышение интереса учащихся к предметам: желание

сделать собственные презентации, повышение качества знаний;

•формирование целостной картины мира у детей, понимание связей между явлениями в искусстве, обществе и мире в целом;

•воспитание общей культуры поведения личности ;

•развитие духовного мира подростков;

•«комфортность» обучения учащихся;

формирование навыков работы с художественной книгой, справочной литературой и ресурсами Интернета.

Анализ материалов результатов эксперимента свидетельствует об эффективности методики активизации интеллектуального развития старших подростков на интегрированных уроках с достаточной степенью достоверности.

Вывод

Роль истории и интеграция уроков истории с другими предметами в формировании личности школьников рассматривались в трудах В. Белова, М.Т. Студеникина, Е.Е.Вя-земского.Теория и практика интеграции на уроках истории

разработаны А.И. Пайгусова, М.К. Енисеевым, Е.М. Калининой, А.А. Абрамовой, В.И. Хлебниковой и другими.

Модернизация российского образования ставят перед педагогической наукой задачу теоретического обоснования и методологического обеспечения процесса интегрированного обучения.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

— научиться пользоваться информацией;

— научиться общаться;

— научиться создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации у старших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

Изучение опыта педагогических коллективов в Ростовской области и в целом по Российской Федерации, показало, что направление на интеграцию основного общего и дополнительного образования является перспективным, актуальным и важным, поскольку дает возможность создать систему единого образовательного пространства, слив воедино процессы воспитания, обучения и развития.

Именно комплексный подход к развитию и образованию детей дает наилучшие результаты, обеспечивает тем багажом знаний, навыков и умений, с которым юный человек может смело вступать во взрослую жизнь и чувствовать себя полноценным членом общества. А те человеческие качества, которые воспитываются на протяжении всего периода обучения и тесного общения педагогов и ребят, вообще переоценить невозможно. [16,с. 78]

Самое главное - у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира, создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен свою нужность на уроке

И главный вывод - эта система предоставит каждому ребенку реальный выбор своего личного индивидуального пути через реализацию разных типов деятельности, через наличие определенного набора занятий по интересам с учетом конкретных индивидуальных склонностей и возможностей каждого обучающегося.

Литература

1.Аристотель. Поэтика.Изд-воАН.1963.—368с.

2.Бернал Дж. Наука в истории общества. — М., 1956. — С. 30.

3.Боловина Татьяна Эдуардовна Активизация интеллектуального развития старших подростков на интегрированных уроках : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /; Вят. соц.-экон. ин-т. - Киров, 2006. - 18 с

4.Громова Е. А. доклад Интеграция - один из путей повышения эффективности урока и средство формирования мировоззрения учащихся 2009г С.35

5.Достоевский.. А. М. Воспоминания, Изд. писателей в Ленинграде,. 1930, с.69

6.Житник Т.С. Журнал "Современные проблемы науки и образования. "Выпуск - № 1-1/2015 с.5

7.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Издательство: «Просвеще-ние»1979 С. 24-25

8.Кузин Д.В. Формирование аналитических умений учащихся на уроках истории: (на материале курсов истории 10 кл.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Кузин Дмитрий Владимирович ; Рос.гос. пед. ун-т. - СПб., 1998. - 16 с. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит. [Электронный ресурс].

9.Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока» Стр 79

10.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -Москва, 1982.

11.Лихачев, Д. С. Теория эстетического воспитания школьников Текст. / Д. С..Лихачев.М.:Просвещение,1985.

12.Лихачев Д.С. Эстетика воспитания Текст / Д.С. Лихачев. М.: Педагогика 1972

13. У Найссер Познание и реальность / У Найссер - М.: Книга по Требованию, 2013.-232с.

14.Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства. Монография. - М.: МАГМУ- РАНХиГС, 2011г.с.156

15.Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания, т. 2.- Собр.соч,.т.9.-М.;Л,.1950.-627

16. Шевчук Н.И. теоретическая работа "Интеграция различных видов и жанров искусства в работе учреждений дополнительного образования детей" п. Власиха2010г. Стр 78

17.Филипов В.Н. Интеграция: дань моде или реальная потребность? Учительская газета-2006 №3 С.6-7.

18. Философский словарь, с. 710

19.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе М., 2008.- 321с

20.Якиманская, И.С. Знание и мышление школьника Текст. / И. С. Якиманская. М.: Знание, 1985. - С. 53.

Электронные ресурсы:

1.disserCat http://www.dissercat.com/content/aktivizatsiya-intellektualnogo-razvitiya-&arshikh-podro&kov-na-integrirovannykh-urokakh#ixzz3GyPGbcA1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Practical intelligence. Nature and origins of competence in the everyday world Text. NewYork: Cambridgeuniversity, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.