Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПАРАДИГМЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ИСКУССТВО" В ШКОЛЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПАРАДИГМЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ИСКУССТВО" В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ИСКУССТВО" / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / ПАРАДИГМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ / THE CONCEPT OF TEACHING THE SUBJECT AREA "ART" / MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS / CREATIVE DEVELOPMENT / ART PEDAGOGY / THE PARADIGM OF ART PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова В.В., Радомская О.И.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью методологического обоснования современной парадигмы концепции преподавания предметной области «Искусство» в контексте приоритетного направления теории и практики художественной педагогики, главной целью которой является творческое развитие обучающихся. В статье проводится анализ характеристик классической и неклассической парадигм образования, а также исследуются парадигмальные характеристики концепции преподавания предметов искусства, а также раскрывается сущность предметной области искусство с точки зрения её значимости для развития подрастающей личности. В результате авторы приходят к выводу, что одним из главных условий творческого развития личности обучающихся является включение учебных дисциплин предметной области «Искусство» в основную образовательную программу. В статье раскрывается содержание системы эстетического воспитания и художественного образования обучающихся в общеобразовательной школе. Статья предназначена для широкого круга педагогических работников системы общего и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова В.В., Радомская О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR CREATIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PARADIGM OF THE CONCEPT OF TEACHING THE SUBJECT AREA "ART" IN SCHOOL

The Relevance of the article is due to the need for methodological justification of the modern paradigm of the concept of teaching the subject area "Art" to priority areas of the theory and practice of art pedagogy, the main goal of which is the creative development of students. The article analyzes the characteristics of classical and non-classical paradigms of education, as well as examines the paradigm characteristics of the concept of teaching art, and also reveals the essence of the subject area of art in terms of its significance for the development of a growing personality. As a result, the authors come to the conclusion that one of the main conditions for the creative development of students ' personality is the inclusion of academic subjects in the subject area "Art" in the main educational program. The article reveals the content of the system of aesthetic education and art education of students in secondary schools. This article is intended for a wide range of pedagogical workers of the system of General and additional education.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПАРАДИГМЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "ИСКУССТВО" В ШКОЛЕ»

УДК 372.87

Педагогические условия творческого развития обучающихся в парадигме концепции преподавания предметной области «Искусство» в школе

Pedagogical conditions for creative development of students in the paradigm of the concept of teaching the subject area "Art" in school

Кузнецова В.В., Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования, kuznecv@inbox.ru

Радомская О.И., Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования, olgaradomskaia@mail.ru

Kuznetsova V., Institute of art education and cultural studies of the Russian Academy of education, kuznecv@inbox.ru

Radomskaya O., Institute of art education and cultural studies of the Russian Academy of education, olgaradomskaia@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.020

Статья подготовлена в рамках организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в целях методического обеспечения реализации концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы на 2020 год.

Ключевые слова: концепция преподавания предметной области «Искусство», основные образовательные программы, творческое развитие, художественная педагогика, парадигма художественной педагогики.

Keywords: the concept of teaching the subject area "Art", the main educational programs, creative development, art pedagogy, the paradigm of art pedagogy.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью методологического обоснования современной парадигмы концепции преподавания предметной области «Искусство» в контексте приоритетного направления теории и практики художественной педагогики, главной целью которой является творческое развитие обучающихся.

В статье проводится анализ характеристик классической и неклассической парадигм образования, а также исследуются парадигмальные характеристики концепции преподавания предметов искусства, а также раскрывается сущность предметной области искусство с точки зрения её значимости для развития подрастающей личности. В результате авторы приходят к выводу, что одним из главных условий творческого развития личности обучающихся является включение учебных дисциплин предметной области «Искусство» в основную образовательную программу. В статье раскрывается содержание системы эстетического воспитания и художественного образования обучающихся в общеобразовательной школе. Статья предназначена для широкого круга педагогических работников системы общего и дополнительного образования.

Abstract. The Relevance of the article is due to the need for methodological justification of the modern paradigm of the concept of teaching the subject area "Art" to priority areas of the theory and practice of art pedagogy, the main goal of which is the creative development of students.

The article analyzes the characteristics of classical and non-classical paradigms of education, as well as examines the paradigm characteristics of the concept of teaching art, and also reveals the essence of the subject area of art in terms of its significance for the development of a growing personality. As a result, the authors come to the conclusion that one of the main conditions for the creative development of students ' personality is the inclusion of academic subjects in the subject area "Art" in the main educational program. The article reveals the content of the system of aesthetic education and art education of students in secondary schools. This article is intended for a wide range of pedagogical workers of the system of General and additional education.

Введение. Обращение к исследованию парадигмы концепции преподавания предметной области «Искусство» обусловлено

необходимостью понимания роли и места предметов искусства в общем образовании. Процессы, происходящие в современном мире, показывают нарастание кризиса между традиционными подходами к преподаванию предметов искусства в российской школе и требованиями современного общества к их результатам и влиянию на формирование качеств личности. Фактически можно говорить о несоответствии сложившейся системы преподавания предметов искусства и той роли, которую они должны играть в структуре образовательной деятельности, а шире в структуре личностного становления человека. Указанные тенденции проявляются в формализации образовательного процесса в области общего художественного образования и его сопряжением со знаниевой парадигмой образования, сложившейся еще в эпоху Просвещения, то есть более трехсот лет назад. Между тем, образование, как часть культуры, призвано передавать не только накопленные знания, но и опыт человеческих отношений, который в условиях постиндустриального развития мира становится очень важным.

Инновационное развитие мира устремлено в направлении конвергенции новейших нано-, био-, инфотехнологий, когнитивных технологий, определяющих глобальные направления развития современной науки. Интенсивность

технологического развития мира в целом влияет на всю жизнь людей, в том числе на науку, культуру и образование. Современные образовательные организации должны готовить молодое поколение к новой реальности, с которой уже сегодня мы активно

соприкасаемся - стремительное развитие дистанционных технологий в образовании, в промышленности, в сферах, обеспечивающих социальное взаимодействие людей.

Формируемые тенденции ускоряют изменения в формах социализации и социального взаимодействия, задают вектор развития высокотехнологичных отраслей, включая экономику знаний. Это требует от образования, в том числе художественного, следовать вызовам времени, определяющим новые стратегии его развития.

В качестве примера меняющихся стратегий можно привести развитие арт-технологий в культуре, искусстве, появление новых профессий в этой области. Появилось новое направление искусства Science Art на границе

художественного и научного, позволяющее создавать художественные презентации научных явлений. В этом случае создатель подобных инсталяций должен обладать не только художественными навыками, но и заниматься научными исследователями.

Развитие технологий оказывает влияние не только на новые способы создания произведений искусства, но и на новые способы восприятия искусства, например, иммерсивный театр, основанный на эффекте вовлечения зрителя в сюжет постановки.

Другим примером новых технологических решений может служить использование нейроинтерфейсов, которые позволяют управлять созданием творческого объекта силой мысли. Очевидно развитие тенденции к интеграции творческого и технологического в преподавании предметов искусства в общем образовании.

Методология исследования. В ряде современных исследований по философии образования констатируется формирование постмодернистской парадигмы образования, которая характеризуется, по мнению Н.В. Громыко, трансформацией традиционных ценностей и их плюрализмом, фрагментарностью и клиповостью восприятия, жанровым смешением понятий высокого и низкого, превалированием состояния неопределенности, интертекстуальностью, цитатностью, языковыми искажениями [3].

В настоящее время клиповое восприятие современных обучающихся получаемой информации обусловлено активным

погружением в социальные сети и каналы, в которых творческое самовыражение

представлено в кратком сообщении, клипе, видеоролике, серии фотографий.

Современная ситуация социокультурного развития ставит перед предметами искусства еще одну задачу: быть инструментом развития личностного потенциала обучающегося, так как все более широкое распространение получают идеи «превалирования креативности над знаниями» [10]. Ричард Флорида определяет креативную деятельность как основу жизнетворчества нового общественного класса в разных сферах культуры, науки и образования.

При этом креативность предлагается понимать, опираясь на идеи Б.О. Майера, как умение использовать предшествующий опыт при решении новых задач [6].

Мы разделяем мнение В.В. Миронова о том, что следует отметить еще одну важнейшую особенность предметов искусства - диалогичную форму реализации, когда каждый участник

образовательного процесса получает

возможность высказать свое понимание и отношение к произведению искусству, представить свой вариант его интерпретации [7].

Сложившееся положение несоответствия традиционной роли предметов искусства социокультурным целям общественного развития влечет необходимость изменения парадигмы преподавания предметов искусства.

Мы опираемся на определение понятия парадигмы, которое было введено философом Томасом Куном в работе «Структура научных революций». Парадигма рассматривается как концептуальная теоретическая структура, устанавливающая систему понятий и правил, определяющих подходы к решению научных задач [5]. Постиндустриальное развитие мира в контексте постмодернистских ценностей влияет на образовательную парадигму, изменение которой наблюдаем в последнее десятилетие. Необходимо заметить, что смена образовательных парадигм является

закономерным процессом и характеристикой социокультурного развития общества.

Проведенный А.А. Вербицким

сравнительный анализ классической и неклассической парадигм дает возможность более глубоко понять основные процессы, которые происходят в современном образовании.

А.А. Вербицкий предложил сравнить парадигмы по критериям, которые значимы для всей системы образования (миссия образования, описание процесса образования, структура знания, отношения педагога и учащегося и др.). Это позволило выявить принципиальные отличия между традиционным и новым, антропоцентрическим типом образовательной парадигмы, что очень созвучно предметам искусства как особого способа художественного отражения мира.

Среди наиболее значимых изменений, выявленных при проведении сравнения парадигм - понимание новой миссии образования как среды самореализации личности. При этом сам процесс развития образования представляет собой движение от простой передачи традиционных знаний, умений и навыков в направлении активизации образовательной деятельности всех участников (детей, учителей, родителей), то есть от репродукции к активно-творческой, продуктивной.

Еще одно важное отличие новой парадигмы, которое является существенным не только для образования в целом, но и предметов искусства в частности, переход от простого запоминания к процессу понимания опыта получения знаний.

Следствием чего, ученик (также в традиционном понимании понятия) из объекта педагогического воздействия превращается в равноправного субъекта образовательного процесса, а монолог заменяется диалогом. Для предметной области искусства это является особенно важным, так как творчество на уроке - это не только процесс, но и его результат.

Таким образом, проведенное сравнение двух типов парадигм наглядно показывает перемены в целеполагании образования, выборе видов деятельности, характера взаимоотношения учителя и ученика, результатах учебной деятельности и других его важных составляющих [1].

А.А. Вербицкий подчеркивает, что антропоцентрическая неклассическая парадигма образования, актуальная для XXI века, особое внимание уделяет непрерывному образованию, и вся структура учебного процесса подчинена достижению цели саморазвития человека [2].

В изучении парадигмы концепции предметной области «искусство» важной была опора на исследование П.Б. Суртаева, в котором представлена классификация типов

образовательных парадигм по критерию предназначения: обоснование новых

педагогических технологий; сопровождение педагогических исследований; обоснование модели построения педагогического

пространства; парадигмы предметных областей»

[9].

Имея разное целеполагание, все выявленные типы парадигм выполняют конкретную методологическую функцию. Данная классификации позволяет обосновать новую парадигму преподавания предметов искусства как итог реализации концепции предметной области «искусство». Для парадигмы концепции преподавания предметов искусства - это теоретическое обоснование идей, взглядов, принципов, закономерностей, технологий художественно педагогической деятельности в соответствии с запросами общества, с учетом общих тенденций социокультурного развития.

Результаты исследования. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, имея четкую структуру, устанавливает стратегию действий по актуализации целей, задач и методов художественной педагогики и их соответствие целям экономического развития страны [4].

В основу реализации содержания концепции заложен принцип непрерывности преподавания содержания предметов искусства, который

предполагается осуществлять через вариативные модули по предметам искусства. Формат модульного подхода к организации предметного содержания позволяет решить конкретные концептуальные задачи, которые не решались многие годы: определить содержание каждого модуля, выстроить содержательные линии взаимодействия между отдельными модулями, детализировать требования к результатам обучения по каждому модулю на основе сквозных компетенций, и следовательно, разработать контрольно-измерительные

инструменты проверки достижения результатов по предметам.

Важным аспектом реализации концепции является расширение разнообразных форм активной творческой деятельности,

учитывающей различные индивидуальные интересы обучающихся, таким образом можно говорить о создании субъект-субъектной образовательной среды. Это могут быть конкурсы, фестивали, олимпиады,

исследовательская и проектная деятельность. При выполнении творческих проектов обучающиеся учатся решению творческих задач, самостоятельному составлению плана действий для поэтапного создания творческого продукта. Таким образом, в процессе самостоятельного поиска новых творческих решений происходит развитие художественной индивидуальности детей, их инициативности и активности. Продукты детского творчества имеют свои индивидуальные особенности в зависимости от вида искусства, специальных способностей, отношения к миру.

Использование нетрадиционных форм организации творческой деятельности активизирует познавательные процессы с учетом оптимизации соотношения теоретического знания и самостоятельной деятельности. Примером такой нестандартной формы организации художественного образовательного процесса является «интегрированный

полихудожественный подход», который, по мнению Б.П. Юсова позволяет вмещать в рамки общеобразовательной школы разнообразие форм и видов искусства, несмотря на ограниченное количество изучаемых искусств [11]. Разные виды искусства взаимодействуют друг с другом, они имеют внутренние образные связи, которые необходимы для создания целостного художественного образа. Эффективное творческое развитие обучающихся

обеспечивается в процессе художественного восприятия.

Продуктивная творческая деятельность детей во внеурочное время происходит в процессе организации художественных практик, которые дают возможность углубленно освоить те виды искусства, которые их в данный момент привлекают.

Особенно плодотворным может быть опыт практической работы по организации взаимодействия школ и музеев (декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, архитектуры, литературы и др.). Педагогу необходимо попытаться объединить художественное восприятие и творчество, погрузиться в культурную среду региона.

По словам Е.П. Олесиной, интеграция социокультурной среды региона в образовательный процесс является основой для развития креативности в разных видах деятельности, условием для успешного самоопределения и формирования культурного мировоззрения детей и молодежи [8].

Заключение. Организация процесса художественного образования обучающихся является одним из педагогических условий их творческого развития. Художественно-творческая деятельность является характерной формой отношения к жизни, базирующейся на освоении различных форм культуры. Творчество позволяет каждому ребенку осознавать свою неповторимость и уникальность.

Как показывает практика, педагогическим условием творческого развития обучающихся является, прежде всего, наличие современной материально-технической базы для занятий разными видами искусства. Среди важнейших условий - развитие кадрового потенциала как на уровне подготовки будущих специалистов к работе общеобразовательной организации, так и действующих педагогов. Также необходимо обеспечить учителей непрерывной методической поддержкой для освоения инновационных педагогических технологий и их использования в процессе творческого развития детей и юношества. В системе эстетического воспитания и художественного образования обучающихся в общеобразовательной школе одним из главных условий творческого развития личности обучающихся является включение учебных дисциплин предметной области «Искусство» в основную образовательную программу. Необходима поддержка всех мотивированных детей, воспитание творческой инициативности. Для творческого развития обучающихся в общеобразовательной школе важно учитывать их возрастные возможности и особенности в области разных видов искусства.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография / А.А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.

2. Вербицкий А.А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании [Электронный ресурс] / А.А. Вербицкий // Образование и наука. - 2016. - № 6. - С. 5-18. - Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-5-18

3. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования / Н.В. Громыко // Вопросы философии. - 2002. - № 2. - С. 175-180.

4. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализации основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] // Банк документов Министерства образования Российской Федерации. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf5 8f363bf98b

5. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.: Издательство «АСТ», 2015. - 340 с.

6. Майер Б.О. О кластеризации когнитивных теорий обучения / Б.О. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. - № 2. - С. 119-134.

7. Миронов В.В. О школьном образовании, гуманитарном знании и уровнях изучения философии

[Электронный ресурс] / В.В. Миронов // Вопросы философии. - 2018. - № 6. - Режим доступа: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view <Ш=1979&Кет1а=52

8. Олесина Е.П. Факторы стратегического управления инновационной деятельностью образовательной организации: сб науч. статей / Е.П. Олесина // Юсовские чтения. Экология культуры и модернизация современного образования / Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Экология как основа интегрированного обучения: Юсовские чтения» (31.10-03.11.2017); под науч. ред. Е.П. Олесина; ред.-сост. О.И. Радомская; под общ. ред. Л.Г. Савенковой. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. - С. 36-46.

9. Суртаев П.Б. Парадигмы педагогической науки и практики: Аспект сосуществования: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Суртаев Павел Борисович. - Омск, 2006. - 24 с.

10. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. - М.: Издательство «Классика XXI», 2007. - 421 с.

11. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей / Б.П. Юсов. -М.: Спутник+, 2004. - 253 с.

References:

1. Veibitsky A.A. New educational paradigm and contextual learning: monograph / A.A. Veibitsky. - M.: Research Center for the Problems of Quality of Training of Specialists, 1999. - 75 p.

2. Verbitsky A.A. Formation of a new educational paradigm in Russian education [Electronic resource] / A.A. Verbitsky // Education and science. - 2016. - № 6. - P. 5-18. - Access mode: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-5-18

3. Gromyko N.V. Internet and postmodernism - their importance for modern education / N.V. Gromyko // Questions of philosophy. - 2002. - № 2. - S. 175-180.

4. The concept of teaching the subject area "Art" in educational organizations of the Russian Federation, the implementation of basic educational programs [Electronic resource] // Document Bank of the Ministry of Education of the Russian Federation. - Access mode: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf5 8f363bf98b

5. Kuhn T. The structure of scientific revolutions / T. Kuhn. - M.: Publishing house "AST", 2015. - 340 p.

6. Mayer B.O. On the clustering of cognitive learning theories / B.O. Mayer // Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. - 2018. - T. 8. - № 2. - S. 119-134.

7. Mironov V.V. About school education, humanitarian knowledge and levels of study of philosophy [Electronic resource] / V.V. Mironov // Questions of

philosophy. - 2018. - № 6. - Access mode: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view &id=1979&Itemid=52

8. Olesina E.P. Factors of strategic management of innovative activities of an educational organization: Sat scientific. articles / E.P. Olesina // Yusovskie readings. Ecology of Culture and the Modernization of Modern Education / Materials of the XVIII International Scientific and Practical Conference "Ecology as the Basis of Integrated Learning: Yusov Readings" (10/31/03/2017); under the scientific. ed. E.P. Olesina; ed. O.I. Radomskaya; under the general. ed. L.G. Savenkova. - M.: FGBNU "IHOK RAO", 2018. - P. 36-46.

9. Surtaev P.B. Paradigms of pedagogical science and practice: Aspect of coexistence: abstract of thesis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Surtaev Pavel Borisovich. -Omsk, 2006. - 24 p.

10. Florida R. Creative class: people who change the future / R. Florida. - M.: Classic XXI Publishing House, 2007. - 421 p.

11. Yusov B.P. The relationship of cultural factors in the formation of modern artistic thinking of the teacher of the educational field "Art". Selected works on the history, theory and psychology of art education and polyart education of children / B.P. Yusov. - M.: Sputnik +, 2004. -253 p.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.