Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ И ЦВЕТОВЕДЕНИЯ'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ И ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ / ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ART EDUCATION / PEDAGOGY OF ART / PERSONALITY DEVELOPMENT / BASICS OF COMPOSITION / BASICS OF COLOR SCIENCE / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / SEMANTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгих Николай Андреевич, Лазарев Сергей Петрович

Сегодня качество образования определяется не приобретенными знаниями, умениями и навыками, а возможностями для развития духовно-творческого потенциала личности участников образовательного процесса. Переосмысление критериев оценки качества образования в российском образовании в начале XXI в. выявляет условия, способствующие развитию творческих способностей личности в педагогике искусства. Изменение критериев качества образования приводит к изменениям целей образования, а также детерминирует необходимость осмысления процесса и результатов педагогической деятельности не только на уровне методики преподавания предмета, но и на уровне общепедагогических подходов, ориентированных на развитие личности. Цель настоящего исследования - разработать и апробировать на практике серию заданий, направленных на развитие личности обучающихся в процессе обучения основам композиции и основам цветоведения. В ходе исследования использовался комплекс методов. Основные теоретические положения и выводы исследования опираются на анализ, синтез и систематизацию материала по проблеме целей и ценностей педагогики искусства, развитие творческих способностей личности. Эмпирические методы исследования (изучение продуктов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент) применялись в ходе апробации серии заданий, направленных на развитие личности участников образовательного процесса. Педагогика искусства определяет целью и ценностью личностно ориентированного образования гармоничное развитие и становление духовно-творческой личности участников образовательного процесса (обучающегося и педагога). В художественном образовании личностно ориентированный подход важно сочетать с семантическим подходом, акцентирующим внимание обучающихся на понимании значения, смысла средств художественной выразительности, изучении языка изобразительного искусства. Анализ теоретических источников, а также результаты апробации заданий по основам композиции и цветоведения выявили, что развитие творческих способностей личности обеспечивают личностная значимость содержания образования, ценностные мотивы учения, обеспечение педагогической поддержки личностного развития ученика, сочетание личностно ориентированного подхода с семантическим подходом в обучении основам композиции и цветоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART EDUCATION AS A MEANS OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF FUTURE ARTISTS-TEACHERS IN THE PROCESS OF TRAINING TO THE BASES OF COMPOSITION AND COLORING

Introduction. Today, the quality of education is determined not by acquired knowledge, skills, but by the opportunities for developing the spiritual and creative potential of the personality of participants in the educational process. Rethinking the criteria for assessing the quality of education in Russian education at the beginning of the twenty-first century reveals the conditions conducive to the development of creative abilities of a person in pedagogy of art. Changing the criteria for the quality of education leads to changes in the goals of education, as well as determines the need for understanding the process and the results of pedagogical activity not only at the level of teaching methods for the subject, but at the level of general pedagogical approaches focused on personality development. The purpose of the study is to identify participants in the educational process in the process of teaching composition and color science, to develop and test in practice a series of tasks aimed at developing the personality of students. Material and methods. In the course of the study, we used a set of methods. The main theoretical provisions and conclusions of the study are based on the analysis, synthesis and systematization of material on the problem of goals and values of pedagogy of art, the development of creative abilities of a person. Empirical research methods (studying the products of students’ activities, a pedagogical experiment) were used during the testing of a series of tasks aimed at developing the personality of participants in the educational process. Results and discussion. The pedagogy of art determines the harmonious development and formation of the spiritual and creative personality of the participants in the educational process (student and teacher) as the goal and value of personality-oriented education. In pedagogy of art, a personality-oriented approach is important to combine with a semantic approach that focuses students on understanding the meaning, meaning of artistic expressiveness - learning the language of visual art. Conсlusion. The analysis of theoretical sources, as well as the results of testing tasks on the basics of composition and color science, revealed that the development of creative abilities of a person provides the following conditions: 1. The personal significance of the content of education, the value motives of learning. 2. Providing pedagogical support for the student’s personal development. 3. The combination of a personality-oriented approach with a semantic approach in teaching composition, color science.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ И ЦВЕТОВЕДЕНИЯ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37 . 013 . 43

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-5-58-67

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ И ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Н. А. Долгих, С. П. Лазарев

Томский государственный педагогический университет, Томск

Сегодня качество образования определяется не приобретенными знаниями, умениями и навыками, а возможностями для развития духовно-творческого потенциала личности участников образовательного процесса. Переосмысление критериев оценки качества образования в российском образовании в начале XXI в. выявляет условия, способствующие развитию творческих способностей личности в педагогике искусства. Изменение критериев качества образования приводит к изменениям целей образования, а также детерминирует необходимость осмысления процесса и результатов педагогической деятельности не только на уровне методики преподавания предмета, но и на уровне общепедагогических подходов, ориентированных на развитие личности. Цель настоящего исследования - разработать и апробировать на практике серию заданий, направленных на развитие личности обучающихся в процессе обучения основам композиции и основам цветоведения. В ходе исследования использовался комплекс методов. Основные теоретические положения и выводы исследования опираются на анализ, синтез и систематизацию материала по проблеме целей и ценностей педагогики искусства, развитие творческих способностей личности. Эмпирические методы исследования (изучение продуктов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент) применялись в ходе апробации серии заданий, направленных на развитие личности участников образовательного процесса. Педагогика искусства определяет целью и ценностью личност-но ориентированного образования гармоничное развитие и становление духовно-творческой личности участников образовательного процесса (обучающегося и педагога). В художественном образовании личностно ориентированный подход важно сочетать с семантическим подходом, акцентирующим внимание обучающихся на понимании значения, смысла средств художественной выразительности, изучении языка изобразительного искусства. Анализ теоретических источников, а также результаты апробации заданий по основам композиции и цветоведения выявили, что развитие творческих способностей личности обеспечивают личностная значимость содержания образования, ценностные мотивы учения, обеспечение педагогической поддержки личностного развития ученика, сочетание личностно ориентированного подхода с семантическим подходом в обучении основам композиции и цветоведения.

Ключевые слова: художественное образование, педагогика искусства, развитие личности, основы композиции, основы цветоведения, личностно ориентированный подход, семантический подход.

Глобальные перемены в российском образовании в начале XXI в. связаны с переосмыслением критериев оценки качества образования. Сегодня качество образования - это не только приобретенные знания, умения и навыки. Качество образования определяется возможностями для развития духовно-творческого потенциала личности обучающегося и преподавателя, их саморазвития и самореализации в процессе образовательной деятельности. Изменение критериев качества образования вносит коррективы в процесс педагогической деятельности, ее цели и задачи. Знаниевая парадигма сменяется личностно ориентированной. Изменение требований к результатам, а также к целям образования детерминирует необходимость коррекции и оптимизации существующих методик, внесение изменений в содержательно-дидактические компоненты образовательного процесса.

Требования к профессионализму педагога не ограничиваются владением методикой преподавания предмета (например, изобразительного искусства). Педагог должен уметь работать с личностью, создавать условия для развития творческого потенциала обучающегося. Эти изменения предполагают необходимость осмысления процесса и результатов педагогической деятельности не только на уровне методики преподавания предмета с целью передачи знаний, но и на уровне общепедагогических подходов, ориентированных на развитие личности.

В современном научном знании накоплен значительный опыт, создающий предпосылки для научно-методического сопровождения развития личности обучающихся, в частности в художественном образовании. Но достижения психолого-педагогической науки не всегда применяются в образовательной практике. Необходимость разработки теоретических оснований и научно-методического обеспечения развития личности обучающихся обусловлена следующими противоречиями:

- между потребностями общества к уровню развития личности выпускника художественного вуза и недостаточно эффективным использованием средств художественного образования по решению данной проблемы в образовательно-воспитательной системе вуза;

- между потребностью образовательной практики в определении содержания и форм художественного образования, направленного на развитие личности, и неразработанностью механизмов организации данного процесса в вузе.

Данные противоречия определили проблему настоящего исследования, которая заключается в поиске путей организации художественного образования будущих художников-педагогов в процессе профессиональной подготовки и раскрытии особенностей организации данного процесса в вузе.

Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена не только потребностью образовательной практики в психолого-педагогическом сопровождении образовательно-воспитательного процесса, но и необходимостью разрешить данные противоречия, что послужило основанием для выбора темы исследования: «Художественное образование как средство развития личности будущих художников-педагогов в процессе обучения основам композиции и основам цветоведения».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и апробации на практике серии заданий по композиции и цветоведению, направленных на развитие личности будущих художников-педагогов.

Исследование проведено на базе кафедры музыкального и художественного образования (40 студентов первого курса) факультета культуры и искусств Томского государственного педагогического университета в 2017-2019 гг. В ходе исследования использовался комплекс методов: анализ, синтез и систематизация материала по проблеме целей и ценностей педагогики искусства, развития творческих способностей личности. Основные теоре-

тические положения и выводы исследования опираются на сравнительный анализ действующих Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (направление подготовки - 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки - «Изобразительное искусство») и Примерных основных образовательных программ, научно-педагогической литературы по проблемам исследования и нормативных документов по образовательной деятельности. Эмпирические методы исследования (педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент) применялись в ходе апробации серии заданий, направленных на развитие личности обучающихся. Исследование теоретических источников выявило, что для данного исследования значимы:

- вопросы теории и практики личностно ориентированного образования (Е. В. Бонда-ревская, И. С. Якиманская) [1, 2];

- основные положения гуманистической педагогики и психологии (К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) [3, 4];

- научные исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в системе художественного образования (В. С. Кузин, А. А. Мелик-Пашаев, В. С. Мухина, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова) [5-10];

- проблемы формирования образного мышления, развития творческих способностей на занятиях по композиции (А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов, И. Б. Ветрова и др.) [11-14], вопросы психологии и педагогики творчества (Е. П. Ильин, В. И. Петрушин) [15, 16];

- вопросы теории и методики преподавания цветоведения (Л. Н. Миронова, И. Иттен, М. О. Сурина, А. А. Сурин) [17-19].

Представитель гуманистической психологии К. Роджерс обозначил следующие условия личностно ориентированного образования:

1) содержание образования включает важные для учащихся проблемы и вопросы, которые они хотели бы разрешить;

2) преподаватель при взаимодействии с учениками проявляет безусловно позитивное отношение учителя к ученику;

3) обучение не должно быть директивным, ученик должен всегда иметь возможность вступить в диалог с учителем, выбрать альтернативное решение проблемы;

4) ученики изначально стремятся к росту, имеют непреодолимое желание творить, задача учителя - создать условия для реализации этих тенденций.

Смена парадигмы образования обусловлена прежде всего изменением взглядов на то, что есть ценности. В работе педагога ценности являются системообразующими критериями, ориентированными на осмысление подходов и принципов в разработке содержания и организационно-методического осуществления образовательного процесса. Анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов в области педагогики искусства позволил уточнить понятие ценностей образования.

В качестве основных ценностей образования гуманистическая педагогика искусства определяет:

Во-первых, цель и ценность образования - гармоничное развитие духовного и интеллектуально-творческого потенциала личности участников образовательного процесса (обучающегося и педагога). Если главный компонент образования традиционной знаниевой парадигмы - когнитивный, то в личностно ориентированном образовании системообразующим является личностный компонент. В традиционном образовании под развитием личности понимается преимущественно развитие интеллекта, мышления, то есть когнитивной, надличностной сферы человека. В личностно ориентированном образовании ученик

выступает не только как субъект учения, но как субъект жизни, его развитие рассматривается не только в узком интеллектуальном плане, но в более широком, личностно-смысловом.

Во-вторых, ценность образования - культура как среда, растящая и питающая личность (П. А. Флоренский). Задача педагога и системы образования в целом - организация культурно-образовательной среды, включающей различные виды средств и содержания образования, обеспечивающих формирование у школьника личностно значимого образования.

В-третьих, ценность - творчество как способ развития человека в культуре (Е. В. Бон-даревская). Наиболее эффективно задачи развития творческих способностей, воображения, образного мышления решаются на интеграции учебной деятельности с искусством - в педагогике искусства, художественном образовании.

Сравним основные компоненты художественного образования (традиционный, знание-вый подход - с одной стороны и личностно ориентированный подход - с другой стороны).

1. Сравним содержание образования:

- в традиционном образовании - это знания, умения, навыки;

- в личностно ориентированном образовании мы обогащаем предметное содержание образования за счет включения ценностно-смысловых, личностных компонентов, получаем «личностное содержание образования».

2. Результат образования:

- в традиционном образовании - это обогащение знаний, умений, навыков;

- в личностно ориентированном образовании результат образования не ограничивается знаниями и умениями по предмету, результат проявляется в развитии личности.

3. Условия взаимодействия участников образовательного процесса:

- в традиционном образовании - обучающийся выполняет требования педагога;

- в личностно ориентированном образовании педагог создает условия, наиболее полно обеспечивающие реализацию творческих и личностных способностей (табл. 1).

Таблица 1

Основные компоненты образовательного процесса в традиционном и личностно ориентированном художественном образовании

№ п/п Основные компоненты образовательного процесса Традиционное, знаниевое образование Личностно ориентированное образование

1 Содержание образования Знания Личностные смыслы

2 Содержание образования Умения, навыки Индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность

3 Задачи развивающие Развитие памяти, внимания, мышления «Окультуривание» субъектного опыта ученика

4 Воспитательные задачи Воспитание как формирование личности с заданными свойствами Нравственное воспитание -развитие моральных способностей личности

5 Деятельность педагога Педагогические требования Педагогическая поддержка

6 Деятельность, наиболее полно обеспечивающая реализацию творческих и личностных способностей обучающихся, -цель образования Приобретение объема знаний Целостное развитие, саморазвитие и личностный рост обучающегося

В целом показателями качества художественного образования являются:

1. Наличие условий для возможности выбора как предпосылки для перехода от мотивов учебного долга к ценностным мотивам, основанным на понимании личностной значимости образования, за счет обогащения и дифференциации содержания образования. Опора на личностный опыт в содержании образования, личностная значимость знаний и умений.

2. Создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей личности, творческую самореализацию обучающихся и педагогов, эмоциональное благополучие участников образовательно-воспитательного процесса.

3. Обеспечение условий для развития воображения, образного мышления в процессе обучения, развития творческих способностей, раскрытия индивидуальности ученика.

Художественное образование раскрывается как средство становления духовно-творческой личности. Образование в области искусства имеет свои особенности. Любое художественное познание невозможно без эмоций, без радости, получаемой от него. Преподаватель должен на занятии сформировать необходимую эмоциональную атмосферу, так как только логически, без эмоционального подключения эстетическое восприятие искусства и окружающей действительности невозможно.

С целью укрепления связи теоретических знаний, логического восприятия жизни и искусства с эмоциональным, чувственным восприятием личностно ориентированный подход важно сочетать с достижениями других признанных и эффективных подходов, например семантического. Для того чтобы полноценно воспринимать произведение искусства, необходимо знание языка этого искусства: изобразительного, или музыки, или балета и пр. Семантический подход эффективен при изучении языка изобразительного искусства и заключается в следующем. При изучении дисциплины «Основы композиции» в логике семантического подхода необходимо акцентировать внимание обучающихся на понимании значения, смысла средств художественной выразительности для создания композиции: значение формата, точки, линии, пятна, диагоналей, вертикалей, горизонталей и пр. Например, плавная линия -мягкая, спокойная, ломаная линия - жесткая, колючая. При изучении основ цветоведения изучаем язык цвета. Так, чтобы передать радостное настроение, мы используем насыщенные цвета, грусть же передаем через более сложный, серый колорит.

Рассмотрим задания по основам композиции и основам цветоведения для студентов первого курса с учетом семантического подхода.

По дисциплине «Основы композиции» выполняется задание: живописные натюрморт-ные композиции станкового характера на одну из тем (на выбор): «Музыка», «Поэзия», «Литература», «Изящные искусства», «Изобразительное искусство». Выбираем, например, тему «Музыка», визуализируем ее. Для этого в рамках общей темы «Музыка» каждому студенту необходимо найти свой сюжет, который ему интересен, личностно значим, выполняя который, автор будет переживать положительные эмоции. Сначала работаем со всей группой. Используя метод мозгового штурма, подбираем и фиксируем слова, которые ассоциируются с понятием «музыка». В живописи и графике со средневековых времен часто изображаются музыкальные инструменты вместе с нотами и книгами. Перечисляем самые разнообразные музыкальные инструменты. После того как будет составлен список музыкальных инструментов, используя семантический подход и метод дискуссии, обсуждаем взаимосвязь музыкальных инструментов и эмоций человека. Музыкальные инструменты -скрипка, гитара, домра, флейта, виолончель, труба, бубны и барабаны - имеют разное звучание и ассоциируются с различными эмоциями человека. Например, бубны и барабаны звучат позитивно, энергично, бодро.

Далее рассматриваем взаимосвязь эмоций человека и определенных цветов. Цвет, как и звуки, воздействует на эмоции человека. Эмоциональное воздействие цвета зависит от цве-

тового тона, насыщенности и светлоты цвета. Позитивные эмоции ассоциируются с определенными цветами так же, как и негативные. Василий Кандинский в книге «О духовном в искусстве» пишет: «красное... воздействует... как жизненная, живая, беспокойная краска. Светло-тепло-красное... возбуждает чувство силы, энергии, стремления, решимости, радости, триумфа (громкого). Музыкально оно напоминает звуки фанфар. Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами». В. Кандинский считает, что «светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее - виолончели» [20].

Далее мы используем метод эмпатии (вживания). Выполняем следующее задание по цве-товедению: прослушиваем музыкальные произведения, стремимся почувствовать его сущность, прислушиваемся к своим чувствам и фиксируем, какие цветовые ассоциации возникают при прослушивании того или иного инструмента. Затем в процессе дискуссии делимся впечатлениями, обсуждаем цветомузыкальные ассоциации. В конечном итоге каждый участник эксперимента определяется с цветовым решением своей композиции индивидуально.

Еще пример задания, которое выполняется совместно: на основах композиции выполняется композиционное решение, на основах цветоведения - цветовое решение композиции.

Выполняем живописные композиции станкового характера на тему «Времена года: Зима, Весна, Лето, Осень». С помощью мозгового штурма определяем визуальные ассоциативные ряды для тем:

«Зима»: снежинки, снегири, морозные узоры на окне.

«Весна»: верба, подснежники, яблони в цвету, вишня цветет, сирень, ландыши, мимоза, ласточки, стрижи.

«Лето»: маки, пионы, гладиолусы, ромашки, васильки, одуванчики, малина, клубника, смородина, подсолнух, огурцы, горох, укроп, грибы, бабочки, стрекозы, пчелы, божьи коровки, роса на листьях.

«Осень»: рябина, калина, черемуха, облепиха, кедровые шишки, желтые, красные листья, листопад, яблоки, сливы, груши, ранетки, крыжовник, виноград, тыква, арбуз, дыня, вишня, дожди, зонтик.

Далее выбираем одну из тем, например «осень», отвечаем на вопрос, какая осень, определяемся с эмоциональным состоянием нашей композиции. К выбранному сюжету подбираем прилагательное: холодная, дождливая, грустная осень или солнечная, золотая осень. Для выражения эмоции выбираем цветовое решение. Золотая осень будет преимущественно желто-оранжево-красного цвета. Звучание активных теплых цветов усилит присутствие контрастов - небольших по площади зеленых, голубых, фиолетовых акцентных пятен. Колорит грустной осени создаем через нюансные оттенки разнообразных серых цветов. Активные насыщенные цвета, как и активные контрасты, здесь отсутствуют.

Итак, рассмотрим алгоритм деятельности по выполнению серии заданий для студентов первого курса в логике личностно ориентированного и семантического походов. Содержание деятельности на дисциплинах «Основы композиции» и «Основы цветоведения» на первом этапе заключается в планировании серии заданий, которые будут выполняться параллельно: композиционное решение - на основах композиции, цветовое решение - на цветоведении. На этапе планирования является важным опора на личностный опыт, выбор темы и сюжета личностно значим для обучающегося (личностно ориентированный подход). В рамках такой формы организации образовательного процесса, как мозговой штурм, определяем визуальные ассоциативные ряды для выбранных тем. Таким образом, в процессе образовательной деятельности происходит развитие воображения, ассоциативного мышления обучающихся. Далее выбираем индивидуальную тему, ее визуальное воплощение, сюжет, используя такие педагогические средства, как дискуссия, привлечение лич-

ностного опыта. В плане личностного развития происходит раскрытие индивидуальности ученика, переход от мотивов учебного долга к ценностным мотивам. В табл. 2 рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость содержания образовательной деятельности, используемых педагогических средств, а также результатов образования в виде развития личности.

Таблица 2

Взаимосвязь и взаимозависимость содержания образовательной деятельности, используемых педагогических средств и развития личности в процессе художественного образования

№ п/п Содержание деятельности Педагогические средства Влияние на личность

1 Планирование серии заданий по основам композиции и основам цветоведения, которые выполняются параллельно: композиционное решение - на композиции, цветовое решение - на цветоведении Укрепление межпредметных связей; личностная значимость знаний и умений; опора на личностный опыт; «окультуривание» опыта обучающихся; укрепление межпредметных связей Раскрытие индивидуальности ученика; развитие творческих способностей

2 Определение визуальных ассоциативных рядов для выбранных тем Мозговой штурм Развитие воображения, ассоциативного мышления

3 Обсуждение взаимосвязи музыкальных инструментов и эмоций человека, выбор индивидуальной темы, ее визуальное воплощение, сюжет Дискуссия, привлечение личностного опыта; личностная значимость знаний и умений; создание условий для возможности выбора Раскрытие индивидуальности ученика, переход от мотивов учебного долга к ценностным мотивам

4 Определение эмоционального характера сюжета Дискуссия, привлечение личностного опыта Раскрытие индивидуальности ученика

5 Выбор цветового решения Укрепление межпредметных связей Развитие воображения, раскрытие индивидуальности ученика

6 Создание цветовой композиции Использование полученных знаний в практической деятельности Самореализация личности

Таким образом, развитие творческих способностей личности, раскрытие индивидуальности участников образовательного процесса в процессе обучения композиции и цветове-дению обеспечивают следующие условия:

1) переход от мотивов учебного долга к ценностным мотивам, основанным на понимании личностной значимости содержания образования, создание условий для возможности выбора, опора на личностный опыт, «окультуривание» субъектного опыта;

2) обеспечение благоприятного микроклимата, сотрудничества, сотворчества всех участников образовательно-воспитательного процесса, переживания ситуации успеха;

3) семантический подход в обучении композиции, цветоведению: изучение языка изобразительного искусства с акцентом на понимании значения, смысла, средств художественной выразительности;

4) деятельность учителя и обучающегося - педагогическая поддержка целостного развития, личностного роста ученика.

Список литературы

1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. 352 с.

2. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. М.: БИНОМ, 2015, 220 с.

3. Латышина Д. И. История педагогики и образования: учебник. М.: Гардарики, 2007. 526 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 352 с. Серия «Мастера психологии».

5. Кузин B. C. Психология. М.: Высшая школа, 1974. 280 с.

6. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М.: Агар, 1998. 336 с.

7. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Концепция образовательной области «Искусство» // Искусство в школе. 2006. № 1.

8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 456 с.

9. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: АГАР, 1998. 256 с.

10. Сокольникова Н. М. Методика обучения изобразительному искусству: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2013. 336 с.

11. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. 96 с.

12. Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М., 1987.

13. Юсов Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии // Теория эстетического воспитания. М., 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ветрова И. Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству: учеб. пособие. М.: Ижица, 2004. 174 с.

15. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.

16. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. 490 с.

17. Миронова Л. Н. Цветоведение: учеб. пособие для специальностей 2229 «Интерьер и оборудование», 2230 «Промышленное искусство», 2231 «Монументально-декоративное искусство». Минск: Высш. шк., 1984.

18. Иттен Иоханнес. Искусство цвета / пер. с нем.; предисл. Л. Монаховой. 3-е изд. М.: Изд. Д. Аронов, 2004.

19. Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». М.; Ростов н/Д: МарТ, 2003. 352 с.

20. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 108 с.

Долгих Николай Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент,

Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия,

634061). E-mail: nadolgich@mail.ru

Лазарев Сергей Петрович, засуженный художник РФ, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: serpetlaz@gmail.com

Материал поступил в редакцию 17.07.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-5-58-67

ART EDUCATION AS A MEANS OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF FUTURE ARTISTS-TEACHERS IN THE PROCESS OF TRAINING TO THE BASES OF COMPOSITION AND COLORING

N. A. Dolgikh, S. P. Lazarev

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Fédération

Introduction. Today, the quality of education is determined not by acquired knowledge, skills, but by the opportunities for developing the spiritual and creative potential of the personality of participants in the educational process. Rethinking the criteria for assessing the quality of education in Russian education at the beginning of the twenty-first century reveals the conditions conducive to the development of creative abilities of a person in pedagogy of art. Changing the criteria for the quality of education leads to changes in the goals of education, as well as determines the need for understanding the process and the results of pedagogical activity not only at the level of teaching methods for the subject, but at the level of general pedagogical approaches focused on personality development. The purpose of the study is to identify participants in the educational process in the process of teaching composition and color science, to develop and test in practice a series of tasks aimed at developing the personality of students. Material and methods. In the course of the study, we used a set of methods. The main theoretical provisions and conclusions of the study are based on the analysis, synthesis and systematization of material on the problem of goals and values of pedagogy of art, the development of creative abilities of a person. Empirical research methods (studying the products of students' activities, a pedagogical experiment) were used during the testing of a series of tasks aimed at developing the personality of participants in the educational process. Results and discussion. The pedagogy of art determines the harmonious development and formation of the spiritual and creative personality of the participants in the educational process (student and teacher) as the goal and value of personality-oriented education. In pedagogy of art, a personality-oriented approach is important to combine with a semantic approach that focuses students on understanding the meaning, meaning of artistic expressiveness - learning the language of visual art. Condusion. The analysis of theoretical sources, as well as the results of testing tasks on the basics of composition and color science, revealed that the development of creative abilities of a person provides the following conditions:

1. The personal significance of the content of education, the value motives of learning.

2. Providing pedagogical support for the student's personal development.

3. The combination of a personality-oriented approach with a semantic approach in teaching composition, color science.

Keywords: art education, pedagogy of art, personality development, basics of composition, basics of color science, personality-oriented approach, semantic approach.

References

1. Bondarevskaya Ye. V. Teoriya i praktika lichnostno oriyentirovannogo obrazovaniya [Theory and practice of personality-oriented education]. Rostov-on-Don, Rostov Pedagogical University Publ., 2000. 352 p. (in Russian).

2. Yakimanskaya I. S. Osnovy lichnostno oriyentirovannogo obrazovaniya [The basics of personality-oriented education]. Moscow, BINOM Publ., 2015. 220 p. (in Russian).

3. Latyshina D. I. Istoriyapedagogiki i obrazovaniya: uchebnik [History of pedagogy and education: a textbook]. Moscow, Gardariki Publ., 2007. 526 p.(in Russian).

4. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'(Seriya «Masterapsikhologii») [Motivation and personality]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2007. 352 p. (in Russian).

5. Kuzin V. S. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, Vysshaya shkola, 1974. 280 p. (in Russian).

6. Kuzin V. S. Izobrazitel'noye iskusstvo i metodika yego prepodavaniya v shkole [Fine art and the methodology of its teaching at school]. Moscow, Agar Publ., 1998. 336 p. (in Russian).

7. Melik-Pashayev A. A., Novlyanskaya Z. N. Kontseptsiya obrazovatel'noy oblasti "Iskusstvo" [The concept of the educational field "Art"]. Iskusstvo v shkole, 2006, no. 1 (in Russian).

8. Mukhina V. S. Vozrastnayapsikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: uchebnik dlya studentov vuzov [Age psychology: developmental phenomenology, childhood, adolescence]. Moscow, Akademiya Publ., 1999. 456 p. (in Russian).

9. Rostovtsev N. N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole: uchebnik dlya studentov khudozhest-venno-graficheskogo fakul'teta pedagogicheskikh institutov [Methods of teaching fine art at school: textbook for students of graphic arts faculty of pedagogical institutes]. Moscow, AGAR Publ., 1998. 256 p. (in Russian).

10. Sokol'nikova N. M. Metodika obucheniya izobrazitel'nomu iskusstvu: uchebnik dlya studentov uchrezhdeniy vys-shego professional'nogo obrazovaniya [Methods of teaching visual arts: a textbook for students of institutions of higher professional education]. Moscow, Akademiya Publ., 2013. 336 p. (in Russian).

11. Melik-Pashayev A. A. Pedagogika iskusstva i tvorcheskiye sposobnosti [Pedagogy of art and creative skills]. Moscow, Znaniye Publ., 1981. 96 p. (in Russian).

12. Nemenskiy B. M. Mudrost' krasoty. O problemakh esteticheskogo vospitaniya [The wisdom of beauty. On the problems of aesthetic education]. Moscow, 1987. 255 p. (in Russian).

13. Yusov B. P. K probleme vzaimosvyazi iskusstv v detskom khudozhestvennom razvitii [To the problem of the relationship of arts in children's artistic development]. Teoriya esteticheskogo vospitaniya [Theory of aesthetic education]. Moscow, 1975 (in Russian).

14. Vetrova I. B. Neformal'naya kompozitsiya: ot obraza k tvorchestvu: uchebnoye posobiye [Informal composition: from image to creativity: tutorial]. Moscow, Izhitsa Publ., 2004. 174 p. (in Russian).

15. Il'in Ye. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, giftedness]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2009. 434 p. (in Russian).

16. Petrushin V. I. Psikhologiya i pedagogika khudozhestvennogo tvorchestva: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Psychology and pedagogy of art: a textbook for universities]. Moscow, Akademicheskiy Proekt, Gaudeamus Publ., 2006. 490 p. (in Russian).

17. Mironova L. N. Tsvetovedeniye: uchebnoye posobiye dlya spetsial'nostey 2229 "Inter 'yer i oborudovaniye", 2230 "Promyshlennoye iskusstvo", 2231 "Monumental'no-dekorativnoye iskusstvo" [Color science: textbook for specialties 2229 "Interior and equipment", 2230 "Industrial art", 2231 "Monumental and decorative art"]. Minsk, Vyshaya shkola Publ., 1984. 286 p. (in Russian).

18. Itten Iokhannes. Iskusstvo tsveta. Perevod s nemetskogo; predisloviye L. Monakhovoy [The Art of Color. Translation from German, preface by L. Monakhova]. Moscow, D. Aronov Publ., 2004. 96 p.(in Russian).

19. Surina M. O., Surin A. A. Istoriya obrazovaniya i tsvetodidaktiki (istoriya sistemy metodov obucheniya tsvetu). Seriya "Shkola dizayna " [History of education and color didactics (history of systems and methods for teaching color). Series "School of Design"]. Moscow, Rostov-on-Don, MarT Publ., 2003. 352 p. (in Russian).

20. Kandinskiy V. V O dukhovnom v iskusstve [About the spiritual in art]. Moscow, Arkhimed Publ., 1992. 108 p. (in Russian).

Dolgikh N. A., Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical

University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: nadolgich@mail.ru

Lazarev S. P., Honoured Artist of the Russian Federation, Professor, Tomsk State Pedagogical

University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: serpetlaz@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.