УДК 372
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ1
Е.П. Олесина, О.И. Радомская
1 Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации (Номер для публикаций: 27.7452.2017/8.9)
Аннотация. В статье определены механизмы и уровни развития художественного восприятия и мышления в общеобразовательной школе с учетом возрастных особенностей учащихся. Конструирование перспективных моделей художественного восприятия и мышления предполагается выстраивать с учетом региональных особенностей, при активном взаимодействии с учреждениями культуры, вузами, специальными учреждениями среднего образования в области гуманитарно-художественной направленности, учреждениями дополнительного образования.
Ключевые слова: развитие художественного восприятия, уровни развития художественного восприятия и мышления, обучающиеся, мониторинговые исследования, искусство.
MECHANISMS FOR REALIZATION OF A PEDAGOGICAL MODEL FOR THE
DEVELOPMENT OF ARTISTIC PERCEPTION AND THINKING OF STUDENTS
E. Olesina, O. Radomskaya
Abstract. The article identifies the mechanisms and levels of development of artistic perception and thinking in a secondary school taking into account age features of pupils. Designing advanced models of artistic perception and thinking is supposed to stand, taking into account regional peculiarities, with active cooperation with cultural institutions, universities, specialized institutions of secondary education in the Humanities-art direction, institutions of additional education.
Keywords: development of artistic perception, levels of development of artistic perception and thinking, studying, monitoring, art.
Современное общество отдает приоритет технологическому и естественнонаучному образованию, отодвигая гуманитарные знания на второй план, а предметы художественно-эстетической направленности в общем образовании становятся аутсайдерами. Однако в государственных документах («Закон об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг. и др.) определяется главная цель образования: воспитание высоконравственного и духовно богатого человека, способного на самообразование на протяжении всей жизни; гражданина, любящего свою страну. По какой-то причине нигде не упоминается, что на духовно-нравственное и гражданское воспитание огромную роль оказывает искусство, которое решает важнейшие проблемы образования и развития молодежи:
— освоение художественной культуры способствует пониманию социокультурной картины в мире;
- повышается общий уровень культуры среди молодежи, когда лучшие образцы отечественного мирового искусства становятся
важным социальным фактором развития общества;
— уменьшается разрыв между традиционным преподаванием искусства и профессиональным современным искусством.
Значение искусства для школьного обучения определяется в первую очередь его духовно-нравственным содержанием, знаково-символическим характером и творческим опытом человечества, в том числе достижением метапредметных результатов. Следует подчеркнуть, что искусство способно помочь достижению метапредметных результатов обучения школьников по всем предметам. Современное понимание специфики
познавательных процессов, природа
человеческого мышления, когнитивная деятельность с одновременным присутствием рационального (научного) и образного восприятия мира делает искусство незаменимым для гармоничного и всестороннего развития учащихся.
Потенциал искусства может оптимально раскрыться только при сформированном художественном восприятии произведения искусства и художественного мышления, то есть мышления художественными образами, школьников. Художественное восприятие
является сложным многосоставным процессом. Этим художественное восприятие отлично от чувственного восприятия действительности.
В произведении искусства может быть сконцентрировано великое множество идей, явлений, событий, образов предметов окружающего мира. Поэтому сложность и многослойность восприятия художественного образа связаны с наличием этих качеств в нем самом, что исследовалось в работах А.В. Брушлинского Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона [1-3;8;9]. Задача учителя - научить обучающихся постигать художественную идею произведения искусства на основе развития художественного восприятия, художественного опыта, эстетической культуры, потребностей, эмоциональной отзывчивости и других качеств личности субъекта восприятия.
Для выявления механизмов реализации педагогической модели развития
художественного восприятия и мышления обучающихся необходимо определить уровни развития художественного восприятия у детей в различных условиях образования в результате анализа итогов мониторинга. Для эффективного конструирования моделей художественного восприятия и мышления нами учитывались региональные особенности, схемы
взаимодействия с учреждениями культуры, вузами, специальными учреждениями среднего образования в области гуманитарно-художественной направленности, учреждениями дополнительного образования [6;7], а также возрастные особенности обучающихся, начиная с начальной школы и заканчивая старшими классами.
Педагогическая модель развития
художественного восприятия и мышления обучающихся в общеобразовательной школе является моделью изменения типа восприятия ребенка от художественного восприятия в процессе игровой деятельности дошкольников до восприятия целостного художественного образа
старшеклассниками. Развитое художественное восприятие школьников способствует целенаправленному использованию культурного многообразия для своей жизни и коммуникации.
Универсальная педагогическая модель непрерывного развития художественного восприятия и мышления имеет три ступени, см. схема 1.
1 ступень. Развитие художественного восприятия. 1 - 4 классы: создание оригинальной творческой работы, основанной на эмоциональном восприятии произведения искусства. В процессе переживания произведений искусства у учащихся формируются эстетические и нравственные оценки и суждения.
2 ступень. Развитие воображения. 5-8 классы: наибольший интерес вызывают экранные искусства (мультфильмы, фильмы), компьютерные технологии, музыка, графическое решение творческих работ по изобразительному искусству. Воображение в творческом процессе детей является сложной психологической системой, которая действует на основе изменения и усложнения уровней преобразования реальности средствами восприятия и мышления, воображения и эмоций. Художественное воображение предполагает возникновение новых образов, которые воплощаются в оригинальных продуктах творческой деятельности. Здесь также впервые появляется целостное планирование творческой деятельности: ребенок может построить план последующих действий и последовательно выполнять творческую работу, внося корректировку в процессе выполнения.
3 ступень. Развитие художественно-образного мышления. 9 - 11 классы: оптимальны проектная и исследовательская деятельность, литературное творчество. Художественное мышление как система развивается в процессе работы над коллективным творческим продуктом (творческий коллективный проект, исследование, «урок-путешествие» и др.).
Схема 1. Универсальная педагогическая модель непрерывного развития художественного восприятия и мышления
На высоком уровне развития мышления происходит построение оригинальных художественных образов, которых нельзя найти в готовом виде в окружающей действительности. Организация процесса художественного восприятия и мышления на занятиях искусством со старшеклассниками на основе практической деятельности помогает учащимся глубже понимать и осваивать искусство. Образование понятий в процессе художественного восприятия старшеклассников является значимым аспектом в развитии разнообразных, сложных сочетаний, соединений и связей, которые в понятийном мышлении подростка могут установиться между отдельными элементами художественного опыта
[4].
В результате мониторинга были определены уровни развития художественного восприятия у детей в различных условиях образования.
Нулевой уровень - произведение искусства воспринимается как обычный предмет или явление жизни, не имеющие художественно-эстетической ценности.
Поверхностный уровень - выделяются внешние признаки произведения искусства (картина, песня, фильм и пр.).
Начальный уровень - способность сопереживать герою или автору, основываясь в большей степени на общечеловеческих качествах, чем на художественных.
Базовый уровень - понимание художественного образа произведения искусства, его идеи, позиции автора, умение выражать свое мнение, вступать в коммуникацию по поводу искусства.
Созерцательный уровень - понимание эстетической и художественной ценности произведения искусства.
Критерии оценки уровня художественного восприятия школьников можно подразделить на три группы: личностные; культуротворческие; социальные.
Группа личностных критериев включает в себя мотивацию, интерес, отсутствие штампов в восприятии объекта, творческую деятельность, способность к новации, позитивную Я-концепцию. Вторая группа культуротворческих критериев определяется творческой активностью, креативностью, умением самореализовывать собственные замыслы, способностью к постоянному саморазвитию, эстетическим мировосприятием, знанием и уважением культурных ценностей разных культур. Третья группа социальных критериев предполагает толерантность, межкультурную коммуникацию, самоактуализацию в любом виде деятельности.
Педагогический процесс преподавания предметной области «Искусство» в общеобразовательной школе должен опираться на личностные качества, психологическое развитие, творческие способности, и, конечно, необходимо формировать художественное восприятие обучающихся, потребность выражать свои эмоции средствами искусства [5]. Разнообразие учебных программ,
образовательных технологий и педагогических методик художественного образования и эстетического воспитания помогает учителю выбирать формы обучения, необходимые для конкретного класса, школы. Главным в развитии обучающихся на занятиях искусством является бережное отношение к их чувствам, создание ситуации погружения в искусство между искусством и учеником. В данном контексте учитель является активным участником в жизни обучающихся, все социальные изменения, научные достижения, отображаются в искусстве; методики преподавания, прошедшие проверку временем, личным опытом, обновленные в соответствии с современными требованиями, становятся лучшим средством в процессе формирования у обучающихся художественного восприятия и мышления.
Литература:
1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М., Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. - 392 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - С. 807-819.
3. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М., 1987.
4. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - 505 с.
5. Дементьева Е.Е. Диагностика профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства и мировой художественной культуры / Е.Е. Дементьева; под ред. Браже Т.Г. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998.
6. Олесина Е.П., Радомская О.И. Вариативные модели развития художественного восприятия детей и юношества / Е.П. Олесина, О.И. Радомская // Художественно-эстетическое развитие в контексте национальных и региональных моделей образования: Юсовские чтения / Сборник научных статей по материалам XVII Международной конференции «Национальные и региональные модели художественно-эстетического развития: Юсовские чтения» (31.10-03.11.2016). - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2017. - С. 20-30.
7. Савенкова Л.Г., Олесина Е.П. Развитие художественного восприятия школьниками современного искусства с использованием социокультурной среды региона / Л.Г. Савенкова, Е.П.
Олесина // Интеграция в образовании. Художественное развитие поколения информационной эпохи: сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической сетевой конференции «Интеграция в образовании», 21-25 декабря 2015 г.;
под науч. ред. Е.П. Олесиной, О.В. Стукаловой. - М.: ИХОиК РАО, 2016. - С. 33-38.
8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М., 1961.
9. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. - М., 1964.
Сведения об авторах:
Олесина Елена Петровна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Радомская Ольга Игоревна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
E. Olesina (Moscow, Russia), Ph.D the pedagogical sciences, Head of the Laboratory of Integration of the arts and cultural studies' named after B.P. Yusov of The Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of art education and cultural studies of the Russian Academy of Education», e-mail: [email protected]
O. Radomskaya (Moscow, Russia), Ph.D the pedagogical sciences, Senior Research Fellow of The Laboratory of Integration of the arts and cultural studies' named after B.P. Yusov of The Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of art education and cultural studies of the Russian Academy of Education», e-mail: [email protected]