Научная статья на тему 'Социализация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в детском творческом коллективе'

Социализация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в детском творческом коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHILDREN’S CREATIVE TEAM / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / SOCIALIZATION / SOCIAL REGULATION / THEATRICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Т.В.

В данной статье автором рассматривается проблема формирования личности в условиях современной социально-культурной системы, акцентируя внимание на том, что на процесс формирования влияют различные факторы, в частности, факторы социализации. Особое внимание уделяется значимости организованного педагогического воздействия и наличию благополучной социальной среды окружения для социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обобщается практический опыт по осуществлению социальной регуляции в условиях детского творческого коллектива (театральной студии) в процессе коррекционной и социально-культурной деятельности. В статье затрагивается тема формирования стереотипов правильного нравственного поведения при помощи существующей системы социально-культурных традиций, выделяются и описываются характерные особенности использования театрализации вида художественного творчества, представляющего собой комплексный подход к использованию различных видов искусств, как средства воспитания и коррекции участников творческого коллектива, состоящего из детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Выделяются аспекты организации театрализованной деятельности. В частности, методические рекомендации по подготовке и проведению театрализованных представлений. Автор приходит к выводу, что занятия театрально-концертной деятельностью значительно облегчают умственно-отсталым детям процесс адаптации к среде существования; что коллективная театрализованная деятельность способствует формированию личности и социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION (INTELLECTUAL DISABILITIES) IN THE CHILDREN’S CREATIVE TEAM

In this article the author deals with the problem of identity formation in today's socio-cultural system, focusing on the process of formation influenced by various factors, including the factors of socialization. Particular attention is paid to the importance of the organized pedagogical impact and the availability of safe social environment for the socialization of children with mental retardation (intellectual disabilities). The author generalizes the experience of the implementation of social regulation in the conditions of children's creative team (drama school) in correctional and socio-cultural activities. The article touches forming stereotypes of correct moral behavior by using the existing system of social and cultural traditions, underlines and describes the characteristics of the use of theatricality the type of art, which is an integrated approach to the use of different kinds of art as a means of education and correction of members of the creative team, which consists of children with mental retardation (intellectual disabilities). The author underlines aspects of the organization of theatrical activity. Much attention is given to the guide for the preparation and holding theatrical performances. The author concludes that the lessons of theatrical and concert activity makes the process of adaptation to the environment of existence easier; that the collective theatrical activity helps to form personality and socialize children with mental retardation (intellectual disabilities).

Текст научной работы на тему «Социализация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в детском творческом коллективе»

References

1. Borisova E.N. Model' formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii buduschih pedagogov-muzykantov. Pedagogicheskoe obrazovanie inauka. 2011; 9: 16 - 18.

2. Borisova E.N. Osobennosti formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii buduschego pedagoga-muzykanta. Srednee professional'noe obrazovanie. 2012; 9: 30 - 32.

3. Borisova E.N. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii buduschih pedagogov-muzykantov v professional'nom obrazovanii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 4 (23): 135 - 139.

4. Borisova E.N. Sovershenstvovanie kompetentnostnogo podhoda v professional'nom muzykal'no-pedagogicheskom obrazovanii (na primere formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 1: 216 - 218.

5. Borisova E.N., Ryakina O.R. Sovershenstvovanie informacionnoj kompetentnosti prepodavatelej inostrannogo yazyka v vysshej shkole. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014; 2: 72 - 79.

Статья поступила в редакцию 25.05.15

УДК 37.094

Yakovleva T.V., senior teacher, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: rtpp70@mail.ru

SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION (INTELLECTUAL DISABILITIES) IN THE CHILDREN'S CREATIVE TEAM. In this article the author deals with the problem of identity formation in today's socio-cultural system, focusing on the process of formation influenced by various factors, including the factors of socialization. Particular attention is paid to the importance of the organized pedagogical impact and the availability of safe social environment for the socialization of children with mental retardation (intellectual disabilities). The author generalizes the experience of the implementation of social regulation in the conditions of children's creative team (drama school) in correctional and socio-cultural activities. The article touches forming stereotypes of correct moral behavior by using the existing system of social and cultural traditions, underlines and describes the characteristics of the use of theatricality - the type of art, which is an integrated approach to the use of different kinds of art as a means of education and correction of members of the creative team, which consists of children with mental retardation (intellectual disabilities). The author underlines aspects of the organization of theatrical activity. Much attention is given to the guide for the preparation and holding theatrical performances. The author concludes that the lessons of theatrical and concert activity makes the process of adaptation to the environment of existence easier; that the collective theatrical activity helps to form personality and socialize children with mental retardation (intellectual disabilities).

Key words: children's creative team, social and cultural activities, socialization, social regulation, theatrical activities.

Т.В. Яковлева, ст. преподаватель Кемеровского государственного университета культуры и искусств, г. Кемерово,

E-mail: rtpp70@mail.ru

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

В данной статье автором рассматривается проблема формирования личности в условиях современной социально-культурной системы, акцентируя внимание на том, что на процесс формирования влияют различные факторы, в частности, факторы социализации. Особое внимание уделяется значимости организованного педагогического воздействия и наличию благополучной социальной среды окружения для социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обобщается практический опыт по осуществлению социальной регуляции в условиях детского творческого коллектива (театральной студии) в процессе коррекционной и социально-культурной деятельности. В статье затрагивается тема формирования стереотипов правильного нравственного поведения при помощи существующей системы социально-культурных традиций, выделяются и описываются характерные особенности использования театрализации - вида художественного творчества, представляющего собой комплексный подход к использованию различных видов искусств, как средства воспитания и коррекции участников творческого коллектива, состоящего из детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Выделяются аспекты организации театрализованной деятельности. В частности, методические рекомендации по подготовке и проведению театрализованных представлений. Автор приходит к выводу, что занятия театрально-концертной деятельностью значительно облегчают умственно-отсталым детям процесс адаптации к среде существования; что коллективная театрализованная деятельность способствует формированию личности и социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова: детский творческий коллектив, социально-культурная деятельность, социализация, социальная регуляция, театрализованная деятельность.

Занимаясь изучением или исследуя проблемы социально-культурной сферы, мы не можем оставить в стороне педагогические функции социально-культурных учреждений и образований, так как они фактически существуют. Отсюда педагогическая проблематика в теории социально-культурной деятельности, об-ращённая, прежде всего, к внешкольному образовательно-воспитательному процессу.

Кардинальные экономические и социальные изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы, приводят к пересмотру некоторых принципов, подходов в воспитании детей.

Механизм формирования личности в условиях современной социально-культурной системы можно представить в виде схемы, в которую одновременно входят различные факторы. По мнению А.В. Соколова [1], их можно разделить на два вида: факторы социализации и факторы индивидуализации (где индивидуализация - высший этап духовного и физического развития человека, состоящий в полном раскрытии его индивидуальных

природных потенций, самореализация). Самореализация (одна из целей педагогического процесса) - заключается в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Она является результатом воспитания личности. Развивая эту мысль дальше, можно сказать, что, социализируясь, человек приобретает возможность саморазвиваться как личность.

Пространство сложного процесса социализации современного человека включает в себя педагогический фактор, традиции, социальные привычки, навыки и социальную среду окружения. Ценность семьи и семейного образа жизни традиционно является для россиян очень значимой. Семейные традиции способны обеспечить социально-нормативное поведение будущих членов общества. Однако практика показывает, что в последнее время в России роль семьи, как гаранта экономической безопасности, развития и воспитания детей, ослаблена. Воспитание в антисоциальной семье, а затем, как закономерность, и отрыв от неё

вследствие лишения родителей родительских прав, приводит к серьёзным социальным последствиям: увеличению числа детей с девиантным поведением, употребляющих алкоголь, наркотики; массовая безнадзорность несовершеннолетних; резкое падение их уровня моральности. Но рождение ребенка в асоциальной семье чревато для него и другими последствиями: как следствие образа жизни своих родителей, ребёнок рождается физически или умственно неполноценным.

Положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития, подчеркиваемое Л.С. Выготским, даёт основание полагать, что концепция развития нормального ребёнка, в общем, может быть использована при трактовке развития умственно отсталых детей. Но дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно чётко обнаруживающимися в сфере познавательных процессов.

Специальная психология говорит о том, что воспитание для умственно отсталых детей далее более значимо, чем для нормально развивающихся. Умственно отсталые дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности [2].

Опираясь на анализ специальной литературы, мы можем с уверенностью сказать, что приучение к соблюдению норм поведения умственно отсталых детей должно предшествовать разъяснению и убеждению, поскольку они (дети) часто оказываются не в состоянии понять смысл той или иной поведенческой нормы. Во многих случаях это должен быть четкий, доступный показ образца поведения, который нуждается в неоднократном повторении (механизм формирования поведенческого стереотипа). Авторы методик работы с умственно отсталыми детьми считают принципиально важным педагогическим требованием создание у детей-олигофренов положительного отношения к той норме поведения, которую формируют педагоги. На возникновение такого личностного отношения умственно отсталого ребёнка влияют различные факторы, но главными являются эмоциональность той деятельности, в которой отрабатываются поведенческие навыки, и наличие обособленной микросреды, которая выдвигает требование эти навыки отрабатывать. Эта микросреда, где общесоциальные понятия переводятся на индивидуальный язык и получают личностную репрезентацию, представляет собой малую контактную группу. Её сущностной характеристикой является феномен непосредственности общения. Именно в условиях непосредственного взаимодействия такие социально-психологические механизмы группового воздействия как внушение, подражание проявляются наиболее динамично. Эти формы социально-психологического общения выступают также в качестве средства, позволяющего экономить интеллектуальную энергию человека. По словам Д.Б. Эльконина [3], социальный поведенческий стереотип выполняет ту же функцию, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Пока интеллектуальный потенциал ребёнка еще не сформировался, роль такого воспитания, направленного на выработку у человека определенных социально-этических принципов, необходимого стандарта в важнейших сферах бытового поведения, образе действия и мышления, не может быть преуменьшена.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что совершенный способ ценностно-информационного взаимодействия - это помещение объекта воздействия в нравственно-положительную практику и участие его в создании такой практики. Нравственно-положительная практика в воспитательном процессе представляет собой организацию продуманной системы обычаев-стереотипов поведения, детально регламентирующих основные виды деятельности ребенка. Создание такой практики - это процесс формирования системы традиций, как морально-психологического механизма социальной регуляции личности. К этому выводу нас привело исследование характера взаимодействия обычаев как стереотипов заданного поведения и традиций как «кодирующих» систем действий (термин Ю. Лот-мана [4]), формирующих чувства и мысли людей, вызываемые у них определенными общественными отношениями. Обычай вводит поведение молодого поколения в русло, проложенное старшими поколениями через детальную регламентацию действий в конкретных ситуациях [5], то есть обычай действует как

механизм стереотипа. Традиция эту задачу решает иначе - через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения данного общества поведения в той или иной сфере общественной или личной жизни. По мнению П.Г. Богатырева, традиция - своеобразная предварительная цензура [6]. С.Н. Иконникова отмечает, что даже новое, чтобы утвердиться в жизни, тоже должно «обрасти» стереотипами, получить признание, включиться в традицию [7, с. 52]. Таким образом, традиция проявляется в разнообразных стереотипизированных действиях.

Наша практика показывает, что на уровне микросреды социальная регуляция может осуществляться в условиях детского творческого коллектива (театральной студии). Возникновение самодеятельных объединений детей обусловлено тем, что в процессе социализации дети испытывают потребность в переживании и осознании своей общности со сверстниками, в групповой солидарности. Группа предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, а также вырабатывает образ достойной жизни, оснащает ребенка этим групповым представлением, стимулирует воспроизводство данного образа в реальной жизни. В.В. Воронкова в книге «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» [2] утверждает, что естественное желание умственно отсталого ребенка самоутвердиться в коллективе может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельности, так как здесь наиболее естественным путем раскрываются возможности детей, которые надо вовремя увидеть и поддержать, помочь им развиться.

Особая задача педагога коррекционной школы психолого-педагогической поддержки - стимулировать любое проявление позитивного отношения ребенка к полезному занятию, а также его желание участвовать в общем деле. А специфика коррекционной направленности воспитательной работы в такой школе - крайняя необходимость показа положительных сторон личности каждого ребенка. Участие в художественной самодеятельности не только помогает некоторым детям вырасти в глазах товарищей, но и иногда изменить общее отрицательное мнение о себе. Такая образовательная область дополнительного образования как театральная студия, позволяет не только расширить кругозор умственно отсталых детей, но и усложнить их чувственный опыт, сформировать стереотипы правильного нравственного поведения.

Важной задачей воспитания является обучение детей с недостатками развития культуре общения, выявлению в нём способности к духовному взаимопониманию. Выработанный стереотип общения перед началом занятий уже стал у студийцев традицией: делимся радостью, рассказываем о трудностях, советуемся перед принятием решения, сочувствуем горю, обмениваемся «жизненным» опытом, сообщаем о впечатлениях, обсуждаем кинофильмы и т. д. Сформирован и обратный стереотип: вынужденная изоляция и одиночество вследствие совершенного проступка воспринимается детьми как наказание. Следует отметить существующую традицию просмотра и анализа концертов и выступлений участников студии. Общий просмотр добавляет радость сопереживания, вызывает оживлённое обсуждение. Анализ ошибок и погрешностей, успехов и удач начинается с выявления степени коллективности работы, качества и доли взаимопомощи. Это способствует формированию у детей стереотипа поведения во время занятий, репетиций, концертов: качество выступления зависит от каждого, но только слаженная совместная работа приносит успех и удовлетворение. Так в действенном процессе общения происходит формирование характера, укрепляются определённые жизненные позиции, осваиваются культурные ценности жизнедеятельности нашего творческого коллектива.

Всем известно, что литература обогащает жизненный опыт личности, раздвигает ограниченные рамки повседневности, способна научить диалогу, взаимопониманию, сопереживанию, сочувствию. Избирательность - необходимое условие культуры чтения. Поэтому материал для занятий и представлений формируется на основе добротного литературного материала. Существует также, ставшее уже традиционным, обсуждение образов и поступков литературных героев, которых детям предстоит представлять. Учитывая особенности восприятия и нарушение эмоционально-волевой сферы у детей-олигофренов, нами сознательно формируется стереотип мышления: совершающий положительные поступки - хороший человек, достойный уважения и подражания. А подражание положительному герою на сцене

служит выработке стереотипа такого же положительного поведения и в реальной (не сценической) жизни.

Возникновение стойкого стереотипа собранного поведения на сцене во время выступления (независимо от того, какое у тебя настроение и состояние) способствует формированию традиции самоконтроля у ребенка в момент наивысшего напряжения и возбуждения. Участвуя в интересной для них актерской деятельности на сцене, детям приходится заниматься более рутинной работой по подготовке всего представления. Этот стереотип поведения в ситуации, когда работа не интересна, но её все равно необходимо выполнить качественно, подсознательно способствует формированию традиции ответственного отношения к любой трудовой деятельности. «Предоставьте ребёнку делать то, что он хочет, и окружите его при этом полным вниманием. Удовлетворите его сполна, дайте ему насытиться любимым делом, и тогда он незаметно для себя сможет выполнять и неинтересную и нелюбимую работу», - утверждает В.П. Кащенко [8, с. 58].

Необходимо отметить значение личности руководителя. Все дети подражательны и внушаемы, особенно дети с наличием интеллектуального дефекта. Если умственно отсталый ребёнок будет постоянно контактировать с человеком настойчивым в своих требованиях, решительным, строгим к своим словам, обещаниям и т. п., то невольно он сам постепенно усвоит подобные же черты характера. К тому же руководитель силой своего авторитета способен сформировать у детей стереотипы правильного нравственного поведения, то есть именно он и закладывает основы положительных традиций в детском творческом коллективе. Метод воспитания через коллектив студийцев даёт значительные результаты и при коррекции бродяжничества. Участвуя в работе студии, некоторые дети, представляющие собой так называемую «группу риска», незаметно для себя отвлекаются от своего нездорового влечения, поскольку оказываются вовлечены в интересную деятельность и чувствуют ответственность перед товарищами и руководителем. Деятельность нашего детского творческого коллектива театральной студии - фундамент для развития и становления школьной концертно-театрализованной деятельности. Театрализация как художественное творчество, отражающее материальные предметы и явления, в то же время, выражающее мысли и фантазию человека с помощью различных выразительных и изобразительных средств [9, с. 5] используется нами как средство воспитания и коррекции участников творческого коллектива и представляет собой комплексный подход к изучению различных видов искусств. Комплексное освоение разных видов искусства делает личность человека многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности. Именно театрализация предоставляет возможность показать, что виды искусства не отделены друг от друга непроходимой стеной, а существуют в тесном единстве. Синтез искусств позволяет воспринимать целостность и взаимосвязь всех явлений природы и общества. Главный феномен использования театрализации в образовательно-воспитательном пространстве состоит в том, что все происходит одновременно, не разрываясь на отдельные части, органично проникая друг в друга и формируя у воспитанников целостную картину мира. Театрализация способна вовлечь детей в творчество и преодолеть неизбежный информационно-познавательный характер выдаваемых знаний. Немаловажную роль в театрализации играют импровизация и фантазия, которые, будучи заложены в основу занятий, можно рассматривать как способ действенного постижения реального мира путем включения игрового начала. Именно в процессе игры активизируется процесс восприятия и художественное познание.

Воздействие на развитие творческих способностей студийцев происходит как в индивидуальной, так и в коллективной форме творчества. В коллективной работе ребёнок обретает и осознает собственное духовное «я» и постигает чувство коллегиальности на основе общих задач, выдвинутых перед всеми участниками. Совместная творческая деятельность - это и коллективные поиски истины, и общие размышления на заданную тему, и открытия в процессе созидания. Интерес к театру у детей чрезвычайно велик, так как он отвечает самым разнообразным их наклонностям. Именно в младшем школьном возрасте происходит расширение познавательн6ой деятельности, развитие эмоциональных процессов в формировании личности, а это является плодотворной почвой для перехода от игры, драматизации к более высокой ступени - к театрализации; от игры «для себя» - к игре «для других». В показе своей работы и заложена

магия театра. Концерт или театрализованное представление являются основной формой творческой самореализации воспитанников. Выступление на сцене позволяет каждому ребёнку пережить чувство радости от достигнутого, то есть пережить успех, признание зрителей, а зрители - это вся школа. Характерно, что дети, не являющиеся участниками театральной студии, стремятся в нее попасть. Это подтверждает ту мысль, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих факторов, в роли которых выступает успех. Именно успех придает силу, веру в возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования высокой самооценки, проявления неординарности и индивидуальности умственно отсталого ребёнка, без которой коррекция его психики невозможна. Театрализованная концертная деятельность как раз дает возможность проявиться неординарности, индивидуальности ребенка, имеющего степень интеллектуального дефекта, тем самым снимая детские комплексы и делая его раскованнее.

Другой аспект этой деятельности состоит в том, что она помогает ощутить атмосферу культуры, оценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, получить целостное представление о мире. Этому способствует создание ярких сценических образов, чего удается добиться с помощью включения зрительного и музыкального ряда, создания имитированной среды, театрализации танцев и песен, ролевой игры, костюмирования и других приемов и средств, стимулирующих эмоциональную сферу. Именно создание культурной среды способствует воспитанию чувства социальной ответственности, терпимости и доброжелательного отношения к окружающему миру, к животному, растению или человеку. Подготовка к театрализованной концертной деятельности является уникальным по своему развивающему эффекту процессом, а участие в ней - личност-но значимыми событием. На этом уровне происходит не только проникновение в культуру, но и возникает обратная связь - проникновение культуры в человека, присвоение ребенком системы ценностей, нравственно-этических идеалов высокого искусства. Тщательная подготовка концерта связана, прежде всего, со спецификой работы с детьми, имеющими степень интеллектуального дефекта. Важным компонентом осознания себя как личности для умственно отсталых детей является ситуация успеха в концертной деятельности, только тогда они получают удовольствие от своего выступления. Но успешность выступления во многом зависит от того, насколько прочно усвоен ими стереотип правильного поведения на сцене в каждой конкретной ситуации. Это объясняется тем, что имеют место грубые нарушения эмоционально-волевой сферы, поэтому усвоение правильного эмоционального реагирования для этих детей - уже результат. Надо заметить, что, усвоив стереотип поведения (то есть, не отвлекаясь на воспроизведение порядка действий), дети имеют больше возможности для проявления себя как актёра.

Однако мы рассматриваем детский театр не только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создания спектакля. Для нас важно то, что занятия театрализованной деятельностью активизируют у детей-олигофренов мышление и познавательный интерес, пробуждают фантазию и воображение, учат сочувствию и сопереживанию и, главное, вовлекают детей в богатую впечатлениями и положительными эмоциями жизнь. Предполагаем, что выбор термина «театрализованная деятельность» помогает более точно очертить границы выше указанного явления. Мы рассматриваем особенности формирования ценностных ориентаций не только в процессе постановки спектакля, но и в ходе ролевой игры, ролевого тренинга, сценки как элемента воспитательного дела и пр. То есть те виды деятельности, где происходит перевоплощение, где ребёнок на определенное время становится «другим человеком» - персонажем. Феномен театрализации уходит своими корнями в детство: как отдельного человека, так и всего человечества. В первом случае театрализация проявляется в форме детской ролевой игры, во втором - она начиналась в виде магических ритуалов древнего человека. И уже в этих формах в театрализации проявляются функции, которые затем переходят в руки педагогов-профессионалов. Это, прежде всего, функция социализации, реализуемая в усвоении определенных норм, правил, ценностей, системообразующих символов и моральных императивов.

Отметим еще некоторые аспекты организации театрализованной деятельности. В школьном театральном коллективе, как правило, нет времени и возможности регулярно и тщательно проводить тренинг, обучать детей всем необходимым театральным дисциплинам по отдельности: актерскому мастерству,

движению, речи и т.д. И все-таки выходить на сцену, не имея никакой подготовки, невозможно. Основные проблемы известны всем, кто когда-либо пытался заниматься театром с детьми: рассредоточенность внимания, телесные и психологические зажимы, низкий уровень мобилизации, невостребованность мышления, фантазии и воображения. Дети не умеют внимательно слушать друг друга и руководителя, внимательно следить за происходящим на занятиях и на сцене, руки и ноги у них во время репетиции становятся деревянными, лица превращаются в маски, они ничего не могут понять и выполнить с первого раза. Следовательно, задача, которую следует решить до начала репетиций, - расшевелить детей, помочь им обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. Для этого мы используем набор эффективных и многофункциональных упражнений, которые развиваются и варьируются нами по своему усмотрению. Большинство этих упражнений выполняется коллективно, часто по группам или в паре. Все они строятся согласно нескольким принципам: игрового самочувствия; от простого к сложному; от элементарного фантазирования к созданию образа.

Кроме того, в любом упражнении нами выделяется и фиксируется трехчастная структура. Это помогает детям впоследствии освоить основной композиционный закон: начало - середина -конец (завязка - кульминация - развязка; фиксация - откат - посыл; увидел - оценил - действую). Эта трёхчастная структура, в идеале, должна войти в привычку, стать стереотипом, зафиксироваться на уровне подсознания или мышечных реакций. Выполняя любое действие, отдельный ребёнок-актёр или весь актерский ансамбль должен проходить эти три стадии последовательно, не пропуская ни одной, как на уровне элементарного физического движения, так и на уровне исполнения всей сценической постановки. В обыденной жизни мы всегда проходим эти стадии: что-то узнаем, принимаем решение и действуем. На сцене этому приходится учить заново.

Если говорить о методике проведения театрализованных представлений, следует отметить, что их постановка включает в себя следующие этапы:

1. Выбор наиболее интересной для всех участников темы, обсуждение её проблематики;

2. Изучение выбранной тематики (история, нравы, искусство, литература и пр.);

Библиографический список

3. Написание сценария руководителем и его возможная коллективная доработка;

4. Предварительное распределение ролей между участниками постановки;

5. Чтение по ролям для создания полной картины событий;

6. Индивидуальная работа руководителя с актёрами и самостоятельная работа каждого участника над своей ролью;

7. Репетиционный период: работа над отдельными эпизодами и собиранием композиции в единое целое;

8. Работа над оформлением постановки: костюмами, декорациями, реквизитом, музыкальным и шумовым сопровождением;

9. Генеральная репетиция в помещении, где будет проходить представление, с целью освоения пространства сцены (способность участников работать в этом пространстве);

10. Выступление перед зрителями (например, школьным коллективом);

11. Оценка выступления руководителем и обсуждение своего выступления участниками, просмотр видеоматериалов, если велась съемка, фотографий и т.д.

Таким образом, участие детей в театрализованных постановках развивает их кругозор, способствует творческому самовыражению личности, позволяет воспринимать все виды искусства в неразделимом единстве и целостности и, по нашему мнению, является одной из перспективных форм духовного развития личности.

Также занятия театрально-концертной деятельностью значительно облегчают умственно-отсталым детям процесс адаптации к среде существования. Ребёнок должен быть подготовлен к неожиданным ситуациям, возникающим в жизни, поэтому такое ценное качество - умение мыслить самостоятельно в коллективе человеческих мнений - нуждается в воспитании и поощрении с раннего детства. Разнообразные формы коллективного творчества оказывают здесь неоценимую услугу. Театрализованная деятельность как дело коллективное формирует у детей механизм и опыт социализации. Она помогает обрести свое место среди сверстников, приобрести положительный опыт, который станет источником психологической помощи на многие годы.

1. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2003.

2. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Москва: Школа-Пресс, 1994.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Педагогика, 1978.

4. Лотман Ю.М. Собрание сочинений: в 3 томах. Таллинн: Александра, 1993; Т.З.

5. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. Москва: Политиздат, 1976.

6. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. Москва: Искусство, 1971.

7. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Ленинград: Лениздат, 1987.

8. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Москва: Просвещение, 1994.

9. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. Ленинград: Ленинградский ордена дружбы народов государственный институт культуры имени Н.К. Крупской, 1981.

References

1. Sokolov A.V. Fenomen social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2003.

2. Voronkova V.V. Obuchenie i vospitanie detej vo vspomogatel'noj shkole. Moskva: Shkola-Press, 1994.

3. 'El'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva: Pedagogika, 1978.

4. Lotman Yu.M. Sobranie sochinenij: v 3 tomah. Tallinn: Aleksandra, 1993; T.Z.

5. Suhanov I.V. Obychai, tradiciiipreemstvennost'pokolenij. Moskva: Politizdat, 1976.

6. Bogatyrev P.G. Voprosy teoriinarodnogo iskusstva. Moskva: Iskusstvo, 1971.

7. Ikonnikova S.N. Dialog o kul'ture. Leningrad: Lenizdat, 1987.

8. Kaschenko V.P. Pedagogicheskaya korrekciya: Ispravlenie nedostatkov haraktera u detej i podrostkov. Moskva: Prosveschenie, 1994.

9. Vershkovskij 'E.V. Rezhissura massovyh klubnyh predstavlenij. Leningrad: Leningradskij ordena druzhby narodov gosudarstvennyj institut kul'tury imeni N.K. Krupskoj, 1981.

Статья поступила в редакцию 03.05.15

УДК 378.637

Lazarenko I.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: rector@altspu.ru

Volohov S.P., Candidate of Sciences (History), senior lecturer, Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: volohov@atlspu.ru

PARTICULAR FEATURES OF INTERCULTURAL COMMUNICATION IN A PEDAGOGICAL INSTITUTION. The article shows the intercultural communication development in modern times. The authors actualize scientific and educational supporting of this process, characterize scientific schools of intercultural communication and give weight to the building of intercultural competence in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.