но выделить три этапа развития: бумажный портфолио (папка с документами основных достижений и успехов), электронный портфолио (документы хранятся в цифровом формате) и веб-портфолио (обеспечивает доступ к персональной информации вне зависимости от места нахождения студента). Концепция учебного портфолио предполагает: акцентирование на том, что студент знает и умеет по данной теме или дисциплине; объединение количественной и качественной оценок; смещение критериев оценивания портфолио с оценки преподавателя на оценку друг друга и самооценку студента. Существующие современные системы автоматизированного тестирования позволяют выявить степень усвоения знаний на трех первых уровнях из четырех: узнавание, воспроизведение, применения в привычных условиях. Однако самый высокий - творческий уровень и соответственно творческие способности современные системы тестирования знаний не выявляют. Для этих целей используется портфолио. Именно портфолио позволяет не только выявлять уровень сфор-мированности творческих способностей обучаемого, но и отслеживать динамику развития этого процесса, поскольку портфолио можно использовать не столько как средство оценки знаний, умений и навыков, сколько как средство оценки учебных, творческих, коммуникативных способностей студента, современной эффективной формой самопрезентации и самооценивания результатов его образовательной деятельности.
Отличительными особенностями интерактивного веб-порт-фолио студента, являются:
Библиографический список
- формирование персонального Интернет-пространства для хранения любой информации в цифровом формате и общения; представление в наглядном и красочном виде не только полученные знания, умения, навыки, но и учебные, творческие и коммуникативные способности;
- демонстрация своих достижений родителям, друзьям, преподавателям, профессиональному сообществу; оценка собственных достижений и сравнение их с достижениями других студентов;
- управление доступом к содержанию собственных страниц; получение помощи, консультации и подсказки от преподавателя, комментариев от друзей и сокурсников;
- ведение дискуссии с заинтересованными людьми, со студентами из других вузов, занимающихся похожей проблематикой;
- ориентация на весь жизненный цикл человека, а не только на отдельный этап обучения (начальная школа ^ средняя школа ^ вуз
После окончания вуза, портфолио позволит студенту представить свои преимущества по сравнению с другими выпускниками или уже работающими специалистами, в этом случае портфолио можно будет назвать карьерным [3]. Очевидно, что использование портфолио как элемента методического сопровождения учебной деятельности студентов в электронной информационно-образовательной среде является эффективным средством развития студентов, раскрытия их индивидуальностей.
1. Шевченко Г.И. Образовательная электронная среда и модификация управленческой деятельности преподавателя вуза. Информатика и образование. Москва, 2010; 12.
2. О федеральных государственных образовательных стандартах. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05, пункт 7.1.2.
3. Панюкова С.В., Гостин А.М., Кулиева Г. Создание веб-портфолио студента: методические рекомендации. Рязань, 2013.
References
1. Shevchenko G.I. Obrazovatel'naya 'elektronnaya sreda i modifikaciya upravlencheskoj deyatel'nosti prepodavatelya vuza. Informatika i obrazovanie. Moskva, 2010; 12.
2. O federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartah. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 20 avgusta 2014 g. № AK-2612/05, punkt 7.1.2.
3. Panyukova S.V., Gostin A.M., Kulieva G. Sozdanie veb-portfolio studenta: metodicheskie rekomendacii. Ryazan', 2013.
Статья поступила в редакцию 15.05.15
УДК 378
Shibayev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Agrarian University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN FOREIGN AND DOMESTIC EDUCATIONAL PRACTICE. The article discusses the development of the concept of "competence" in Russia and abroad. The author reveals the versatility of this concept: as the goals of education, educational result, a component of professional competence of a specialist, integrated personality. This concept serves as the basis for the formation of the ability and willingness of the learner to use their cognitive (academic) and interpersonal skills. An established definition for the notion "competence" does not exist today. Some researchers focus on these concepts as an integral personal quality of a person, others on the description of the components of its activities, its various aspects that allow him to effectively solve the problem.
Key words: competence, vocational education, integrated quality of personality.
В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный аграрный университет, E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСГНОГО ПОДХОДА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
В статье рассматривается процесс развития понятия «компетенция/компетентность» за рубежом и в России. Автор раскрывает многосторонность данного понятия: как цели образования, образовательного результата, компонента профессиональной компетентности специалиста, интегрированного качества личности. Данная концепция служит основой для формирования способности и готовности обучающегося использовать свои когнитивные (академические) и межличностные умения и навыки. Устоявшегося определения для содержания понятия «компетенция / компетентность» сегодня не существует. Одни исследователи делают акцент на данных понятиях как интегральном личностном качестве человека, другие на описании составляющих его деятельности, её различных аспектов, которые позволяют ему эффективно решать проблемы.
Ключевые слова: компетенция / компетентность, профессиональное образование, интегрированное качество личности.
Одним из подходов, учитывающих важность наличия у обучающегося проявления и возможности использовать то, что есть, является компетентностный подход. Компетентностный подход в
образовании возник как альтернатива знаниево-центрическому подходу, в котором доминирует практика трансляции готового знания. В переводе с латинского «competens» - «способный», а
«wmpetentia» означает «соразмерность, сочетание». В английский язык термин «competence» был введен в 60-х годах XX века американским лингвистом А.Н. Хомским и обозначал знание системы языка в отличие от владения им в реальных ситуациях общения. Однако в начале 70-х годов критики учёного предложили иную трактовку учебного процесса и заменили понятие «competence» на понятие «communicative competence», включающее также знания сведений о языке, наличие умения соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, и т.д. В 80-х годах американский исследователь Дж. Равен определил понятие «competence» как «мотивированные способности» и включил в него 37 компонентов, охватывающих сферу интеллектуальных способностей, эффективного поведения, внутренней мотивации, ценностных отношения индивида, позволяющих достигать личностно значимых целей. Ведущими компонентами принято считать следующие: тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели; готовность и способность обучаться самостоятельно; поиск и использование обратной связи; адаптивность; самостоятельность мышления; готовность решать сложные проблемы; готовность и умение использовать новые идеи; способность к совместной работе; способность принимать во внимание то, что говорят другие; способность смягчать разногласия и разрешать конфликты; терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих; позитивный настрой; и т.д. [1]. В 1990-х годах Л.М. Спенсер и С.М. Спенсер разработали модель компетенции в виде айсберга, включив в поверхностные компетенции знания и умения, а в глубинные - Я-концепцию, личные качества человека, его физические и психологические особенности и мотивы [2]. В 1990 году на конференции по теме «Грамотность и базовое образование в Европе на пороге XXI века», Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые европейцы: политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни [3].
На симпозиуме по теме «Ключевые компетенции для Европы», проведенном Советом Европы в Берне в 1996 году, был определён примерный перечень ключевых компетенций: изучать (уметь извлекать пользу из опыта; самостоятельно заниматься своим обучением; искать (получать информацию; уметь работать с документами); думать (устанавливать взаимосвязь событий; занимать определенную позицию в дискуссиях; уметь определять важность социальных норм поведения; уметь оценивать произведения искусства и литературы); общаться (владеть иностранными языками; владеть мастерством оратора; уметь отстаивать свою точку зрения; уметь прислушиваться к мнению других людей); сотрудничать уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты); адаптироваться (уметь использовать новые технологии в области информации и коммуникации; проявлять гибкость в быстро меняющихся ситуациях). В обобщающем докладе В. Хутмахера говорилось, что компетенция не сводится только к теоретическим знаниям и умениям, но также должна включать в себя опыт умения действовать в практических ситуациях. В ином случае, подчеркивается в докладе, речь идет лишь о скрытых способностях [4]. В 2003 году в рамках европейского проекта «Настройка образовательных структур в Европе», направленных на реализацию целей Болонского соглашения, были определены три категории компетенций как результатов обучения (компетенция рассматривается здесь как динамичное сочетание знания, понимания, навыков и способностей): инструментальные
компетенции (когнитивные способности; методологические способности для организации условий работы технологические навыки, лингвистические навыки); межличностные компетенции (индивидуальные способности; социальные навыки, способствующие процессам социального взаимодействия и сотрудничества); системные компетенции (навыки и способности, предполагающие комбинацию понимания, восприимчивости и знания, которая позволяет человеку видеть части целого в их связи и единстве) [5].
В России понятие «компетентность / компетенция» становится предметом всестороннего рассмотрения в контексте психологии и педагогики, начиная с 90-х годов XX века. Предтечей компетентностного подхода в российском образовании была ориентация на освоение умений, способов деятельности в работах таких исследователей, как В.В. Давыдов, И.Я. Лер-нер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин. Согласно мнению большинства современных исследователей, основная идея компетентностного подхода заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Компетентностный подход в обучении ставит целью не увеличение объема информированности человека в различных предметных областях, а развитие способности самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях, дает возможность усилить личностную ориентацию содержания образования и сделать его более практико-ориентированным.
На русский язык слово «competence» переводится как «компетенция» и «компетентность», причем одни исследователи употребляют их как синонимы, другие - разграничивают их значения. В «Современном толковом словаре русского языка» под компетенцией понимается: 1) знание и опыт в определенной области; круг вопросов, в которой кто-либо хорошо осведомлен; 2) узаконенный круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица. Под компетентностью - обладание компетенцией. По мнению большинства исследователей, сегодня компетентностный подход в образовании представляет собой приоритетную ориентацию на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию, развитие индивидуальности, и является важным фактором обеспечения государственных образовательных стандартов. В качестве конкретных целей профессионального образования выступают такие концепты как компетентность; компетенция; интегральные личностные качества. Последние представляют собой способности, свойства личности, обуславливающие продуктивность учебной, познавательной, социальной и профессиональной деятельности человека.
Компетенция в отличие от умения или навыка, имеющего линейную, процессуальную форму, понимается как нелинейный, структурный объект, возникающий на множественных стыках индивидуальных, социальных, организационных, функциональных порядков. Компетенции связываются с некоторыми инфраструктурными моментами (самоопределение, ориентация в материале, коммуникация со специалистами) [5]. Это означает, что реальным результатом образования становится не академическая норма оценки качества обучения, а внешняя оценка социально-профессиональной компетентности будущего специалиста. В своих исследованиях автор разграничивает понятия «компетентность» и «компетенция», рассматривая первое как актуализированный комплекс компетенций.
Не существует и единой классификации компетенций / ком-петентностей. Специфика отечественных традиций, в частности, в образовании, делает необходимым учет реальной ситуации при конкретизации компетенций.
Библиографический список
1. Борисова Е.Н. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов-музыкантов. Педагогическое образование и наука. 2011; 9: 16 - 18.
2. Борисова Е.Н. Особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущего педагога-музыканта. Среднее профессиональное образование. 2012; 9: 30 - 32.
3. Борисова Е.Н. Психолого-педагогические особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов-музыкантов в профессиональном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2010; 4 (23): 135 - 139.
4. Борисова Е.Н. Совершенствование компетентностного подхода в профессиональном музыкально-педагогическом образовании (на примере формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Мир науки, культуры, образования. 2010; 1: 216 - 218.
5. Борисова Е.Н., Рякина О.Р Совершенствование информационной компетентности преподавателей иностранного языка в высшей школе. Мир образования - образование в мире. 2014; 2: 72 - 79.
References
1. Borisova E.N. Model' formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii buduschih pedagogov-muzykantov. Pedagogicheskoe obrazovanie inauka. 2011; 9: 16 - 18.
2. Borisova E.N. Osobennosti formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii buduschego pedagoga-muzykanta. Srednee professional'noe obrazovanie. 2012; 9: 30 - 32.
3. Borisova E.N. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii buduschih pedagogov-muzykantov v professional'nom obrazovanii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 4 (23): 135 - 139.
4. Borisova E.N. Sovershenstvovanie kompetentnostnogo podhoda v professional'nom muzykal'no-pedagogicheskom obrazovanii (na primere formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 1: 216 - 218.
5. Borisova E.N., Ryakina O.R. Sovershenstvovanie informacionnoj kompetentnosti prepodavatelej inostrannogo yazyka v vysshej shkole. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014; 2: 72 - 79.
Статья поступила в редакцию 25.05.15
УДК 37.094
Yakovleva T.V., senior teacher, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION (INTELLECTUAL DISABILITIES) IN THE CHILDREN'S CREATIVE TEAM. In this article the author deals with the problem of identity formation in today's socio-cultural system, focusing on the process of formation influenced by various factors, including the factors of socialization. Particular attention is paid to the importance of the organized pedagogical impact and the availability of safe social environment for the socialization of children with mental retardation (intellectual disabilities). The author generalizes the experience of the implementation of social regulation in the conditions of children's creative team (drama school) in correctional and socio-cultural activities. The article touches forming stereotypes of correct moral behavior by using the existing system of social and cultural traditions, underlines and describes the characteristics of the use of theatricality - the type of art, which is an integrated approach to the use of different kinds of art as a means of education and correction of members of the creative team, which consists of children with mental retardation (intellectual disabilities). The author underlines aspects of the organization of theatrical activity. Much attention is given to the guide for the preparation and holding theatrical performances. The author concludes that the lessons of theatrical and concert activity makes the process of adaptation to the environment of existence easier; that the collective theatrical activity helps to form personality and socialize children with mental retardation (intellectual disabilities).
Key words: children's creative team, social and cultural activities, socialization, social regulation, theatrical activities.
Т.В. Яковлева, ст. преподаватель Кемеровского государственного университета культуры и искусств, г. Кемерово,
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В данной статье автором рассматривается проблема формирования личности в условиях современной социально-культурной системы, акцентируя внимание на том, что на процесс формирования влияют различные факторы, в частности, факторы социализации. Особое внимание уделяется значимости организованного педагогического воздействия и наличию благополучной социальной среды окружения для социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обобщается практический опыт по осуществлению социальной регуляции в условиях детского творческого коллектива (театральной студии) в процессе коррекционной и социально-культурной деятельности. В статье затрагивается тема формирования стереотипов правильного нравственного поведения при помощи существующей системы социально-культурных традиций, выделяются и описываются характерные особенности использования театрализации - вида художественного творчества, представляющего собой комплексный подход к использованию различных видов искусств, как средства воспитания и коррекции участников творческого коллектива, состоящего из детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Выделяются аспекты организации театрализованной деятельности. В частности, методические рекомендации по подготовке и проведению театрализованных представлений. Автор приходит к выводу, что занятия театрально-концертной деятельностью значительно облегчают умственно-отсталым детям процесс адаптации к среде существования; что коллективная театрализованная деятельность способствует формированию личности и социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Ключевые слова: детский творческий коллектив, социально-культурная деятельность, социализация, социальная регуляция, театрализованная деятельность.
Занимаясь изучением или исследуя проблемы социально-культурной сферы, мы не можем оставить в стороне педагогические функции социально-культурных учреждений и образований, так как они фактически существуют. Отсюда педагогическая проблематика в теории социально-культурной деятельности, об-ращённая, прежде всего, к внешкольному образовательно-воспитательному процессу.
Кардинальные экономические и социальные изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы, приводят к пересмотру некоторых принципов, подходов в воспитании детей.
Механизм формирования личности в условиях современной социально-культурной системы можно представить в виде схемы, в которую одновременно входят различные факторы. По мнению А.В. Соколова [1], их можно разделить на два вида: факторы социализации и факторы индивидуализации (где индивидуализация - высший этап духовного и физического развития человека, состоящий в полном раскрытии его индивидуальных
природных потенций, самореализация). Самореализация (одна из целей педагогического процесса) - заключается в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Она является результатом воспитания личности. Развивая эту мысль дальше, можно сказать, что, социализируясь, человек приобретает возможность саморазвиваться как личность.
Пространство сложного процесса социализации современного человека включает в себя педагогический фактор, традиции, социальные привычки, навыки и социальную среду окружения. Ценность семьи и семейного образа жизни традиционно является для россиян очень значимой. Семейные традиции способны обеспечить социально-нормативное поведение будущих членов общества. Однако практика показывает, что в последнее время в России роль семьи, как гаранта экономической безопасности, развития и воспитания детей, ослаблена. Воспитание в антисоциальной семье, а затем, как закономерность, и отрыв от неё