Научная статья на тему 'Применение компетентностного подхода в образовании детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях социального учреждения'

Применение компетентностного подхода в образовании детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях социального учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODERATE / SEVERE AND PROFOUND INTELLECTUAL DISABILITIES / CHILDREN WITH HARD INTELLECTUAL DEFICIENCY / SOCIALIZATION / EDUCATION / CORRECTION AND DEVELOPMENT / COMPETENCE / УМЕРЕННАЯ / ТЯЖЕЛАЯ И ГЛУБОКАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Елизавета Александровна

Статья посвящена теме применения компетентностного подхода в образовании детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях социального учреждения. В статье представлен обзор действующих законодательных норм образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С научных позиций раскрывается современное понимание понятия «компетентность» и применение его к категории детей и подростков с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Делается заключение о востребованности применения компетентностного подхода в образовании детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями. Предлагается решение проблемы формирования жизненной компетентности у воспитанников рассматриваемой категории педагогическими средствами. Научно обосновывается вывод о том, что целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью является овладение совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для решения жизненных задач и достижения максимально возможной независимости, самостоятельности и адаптации. Подробно описаны необходимые педагогические условия обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. В статье представлен практический опыт реализации образовательной модели на базе государственного бюджетного учреждения Центра содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь». Предложенная модель основана на сетевом взаимодействии социальных, образовательных учреждений, а также других субъектов социализации детей с выраженными ментальными нарушениями. Статья представляет интерес для ученых и практиков, изучающих современные образовательные модели, деятельность организаций социального обслуживания для детей, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость, а также студентов дефектологических факультетов педагогических вузов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH SEVERE INTELLECTUAL DISABILITIES IN SOCIAL ENTERPRISES

The article is devoted to the application of the competence approach in education of children and adolescents with severe intellectual disabilities in social enterprises. The article provides an overview of existing educational laws for children with mental disabilities. From the scientific standpoint reveals the modern understanding of the concept of "competence" and its application to the category of children and adolescents with mental retardation. A conclusion is made about the demand for the application of the competence approach in education of children and adolescents with severe intellectual disabilities. The main aim of education for children and students with mild mental, moderate and profound retardation is mastering set of knowledge, skills, ways of life different needed to solve life's problems and to achieve the greatest possible independence, autonomy and adaptation. There is a detailed description of the necessary pedagogical conditions of training and education of children with intellectual disabilities in the article. This article describes a practical experience in the implementation of educational models based on state budgetary institution of the Center for family education "Faith. Hope. Love". The proposed model is based on a social network interaction, educational institutions, and other entities of socialization of children with severe mental disorders. The article is of interest to scientists and practicians who study modern educational models, the activities of social service organizations for children with moderate, severe and profound mental retardation, as well as students of defectology faculties of pedagogical universities and parents of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Применение компетентностного подхода в образовании детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях социального учреждения»

УДК: 316.454.52

РОМАНОВА Елизавета Александровна

Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» г. Москва, Россия eliz_rom@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ВЫРАЖЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья посвящена теме применения компетентностного подхода в образовании детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях социального учреждения. В статье представлен обзор действующих законодательных норм образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С научных позиций раскрывается современное понимание понятия «компетентность» и применение его к категории детей и подростков с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Делается заключение о востребованности применения ком-петентностного подхода в образовании детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями. Предлагается решение проблемы формирования жизненной компетентности у воспитанников рассматриваемой категории педагогическими средствами. Научно обосновывается вывод о том, что целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью является овладение совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для решения жизненных задач и достижения максимально возможной независимости, самостоятельности и адаптации. Подробно описаны необходимые педагогические условия обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. В статье представлен практический опыт реализации образовательной модели на базе государственного бюджетного учреждения Центра содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь». Предложенная модель основана на сетевом взаимодействии социальных, образовательных учреждений, а также других субъектов социализации детей с выраженными ментальными нарушениями. Статья представляет интерес для ученых и практиков, изучающих современные образовательные модели, деятельность организаций социального обслуживания для детей, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость, а также студентов дефектологических факультетов педагогических вузов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость, дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, социализация, образование, коррекция и развитие, компетентность.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-183-186 Elizaveta A. ROMANOVA

Center of Family Upbringing Assistance "Faith. Hope. Love" Moscow, Russia eliz_rom@mail.ru

APPLICATION OF COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH SEVERE INTELLECTUAL DISABILITIES IN SOCIAL

ENTERPRISES

The article is devoted to the application of the competence approach in education of children and adolescents with severe intellectual disabilities in social enterprises. The article provides an overview of existing educational laws for children with mental disabilities. From the scientific standpoint reveals the modern understanding of the concept of "competence" and its application to the category of children and adolescents with mental retardation. A conclusion is made about the demand for the application of the competence approach in education of children and adolescents with severe intellectual disabilities. The main aim of education for children and students with mild mental, moderate and profound retardation is mastering set of knowledge, skills, ways of life different needed to solve life's problems and to achieve the greatest possible independence, autonomy and adaptation. There is a detailed description of the necessary pedagogical conditions of training and education of children with intellectual disabilities in the article. This article describes a practical experience in the implementation of educational models based on state budgetary institution of the Center for family education "Faith. Hope. Love". The proposed model is based on a social network interaction, educational institutions, and other entities of socialization of children with severe mental disorders. The article is of interest to scientists and practicians who study modern educational models, the activities of social service organizations for children with moderate, severe and profound mental retardation, as well as students of defectology faculties of pedagogical universities and parents of children with disabilities.

Keywords: moderate, severe and profound intellectual disabilities, children with hard intellectual deficiency, socialization, education, correction and development, competence.

Благодарность. Статья печатается при финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Acknowledgement. Article published with funding from Foundation of Difficult Life Situation Children

Под влиянием новых ценностных ориентаций, принятой нормативно-правовой основы в настоящее время происходит модернизация системы образования. Расширяется понятие «образование», которое в контексте современных изменений вмещает как процессы усвоения предметных знаний, умений и навыков, так и формирование компетентной личности [1].

Принятие в 2012 г. «Закона об образовании в РФ» обеспечивает конституционное право на образование всем детям, включая и категорию с выраженными интеллектуальными нарушениями.

Новые специальные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяют важнейшим результатом образовательного процесса формирование и развитие педагогическими средствами ряда жизненных, социальных компетенций, обеспечивающих последующую социальную адаптацию во взрослой жизни (Ю.А. Кукушкина, Н.Н. Малофеев и др.) [6].

Исследователи (А.Г. Бермус, А.Г. Гогоберидзе, Л.В. Филатова и др.) обращают внимание на то, что природа компетентности имеет многосторонний, разноплановый и системный характер, утверждают, что в основании компетентности лежат интеллектуальные и практические составляющие образования, в которых отражена идеология содержания образования, направленного на достижение конечного результата (Э.Д. Днепров и др.) [4].

Понятие «жизненная компетентность» впервые было введено в научный оборот Институтом коррекционного образования РАО г. Москвы в начале 2000-х гг. [6]. Однако содержательная наполняемость понятий «жизненная компетентность», «жизненная компетенция» применительно к категории обучающихся с тяжелой и умеренной умственной отсталостью до настоящего времени имеет фрагментарный характер, а технологии развития и формирования жизненной компетентности применительно к детям и подросткам с выраженными нарушениями интеллекта в психолого-педагогической литературе не представлены.

Таким образом, признавая, что компетентностный подход чрезвычайно востребован для реализации права на образование детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями, решение проблемы формирования жизненной компетентности педагогическими средствами у воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью представляет научно-практическую актуальность.

По мнению многих ученых (Г.Э. Белицкая, А. В. Брушлинский, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Е.В. Коблянская, У. Пфингстен, Р. Хинтч), компетентность - это позитивный ресурс личности, который влияет на психосоциальную жизнь человека, его поведение и отношения с окружающими. В специальном образовании понятие компетентности Л.М. Сафоновой рассматривается как способность и готовность действовать в жизненно важных ситуациях, основанная на знаниях и опыте, ориентированных на самостоятельность и поведенческую зрелость. Опираясь на изложенные мнения ученых, мы определяем жизненную компетентность применительно к категории детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью как владение совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, которое позволяет решать жизненные задачи для достижения максимально возможной независимости и самостоятельности [2, 3, 5].

Реализация права на образование ориентированного на компетентностное развитие личности ребенка диктует настоятельную необходимость разработки практических механизмов реализации этого права.

Для решения обозначенной проблемы на базе Государственного бюджетного учреждения «Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» (ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь») Департамента труда и социальной защиты населения (ДТиСЗН) г. Москвы в рамках опытно-экспериментальной работы по теме: «Профилактика и преодоление социальной исключенности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» совместно с Институтом дополнительного профессионального образования ДТиСЗН была разработана технология формирования жизненной компетентности детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями на основе применения компетентностного подхода.

Специалистами ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» были выделены наиболее существенные для проявления самостоятельности и независимости жизнедеятельности воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью компетенции, которые объединялись по основным жизненным областям, а именно: прием пищи и напитков, одевание-раздевание (разувание), личная гигиена (уход за руками, полостью рта, волосами, телом), пользование туалетом. Выделенные компетенции были важны с точки зрения проявления самостоятельности для всех трех (дошкольная, младшая школьная, старшая школьная) возрастных групп. Оценочно-диагностическое обследование обозначенных компетенций осуществлялось методом наблюдения за деятельностью детей при индивидуальном подходе к рассмотрению характера поведения каждого воспитанника. Наблюдение проводились в процессе как организованной, так и свободной жизнедеятельности детей и подростков.

Исходя из выявленного уровня развития жизненной компетентности и реальных психофизиологических возможностей социокультурная ситуация развития каждого воспитанника с умеренной и тяжелой умственной отсталостью была максимально расширена.

С целью формирования жизненной компетентности для каждого воспитанника была разработана специальная индивидуальная программа развития. Процесс моделирования программ происходил при командном обсуждении всех специалистов, работающих с воспитанником. Анализ

сформированное™ компонентов жизненной компетентности и их структурного своеобразия являлся основой для определения индивидуальных обучающих, коррекционных, развивающих и воспитательных задач.

С учетом поставленных задач отбирались содержание, методы, формы и средства обучения. В процессе осуществления образовательного процесса применялись проектные методы организации деятельности педагогов, нацеленные на максимальное расширение социального опыта и социальных контактов. В отличие от традиционных занятий проектный метод предоставлял больше возможностей для моделирования различных социальных ситуаций, для интегрирования и соединения в единый комплекс разнообразных видов деятельности (музыкальных инсценировок, игр, продуктивных форм работы и др.), а также в зависимости от актуальных задач позволял объединять воспитанников в «рабочие» группы, которые могли иметь относительную вариативность по составу.

При организации коррекционно-развивающего обучения на основе применения компетент-ностного подхода отбирался соответствующий коррекционно-развивающий материал, который затем дифференцировался и постепенно усложнялся по мере повышения уровня развития обучающихся. Также учитывалось, что в силу особенностей развития дети и подростки описываемой категории не могли оценивать ситуации будущего. В процессе обучения мы составляли (а иногда и корректировали) программы развития для каждого воспитанника с моделированием социально значимых ситуаций из контекста его будущей социальной жизни и деятельности. В зависимости от возраста это могли быть различные ситуации.

В качестве основных критериев оценки эффективности выступали количественный анализ, с построением индивидуальных профилей и качественная оценка положительной динамики развития жизненной компетентности, которые оценивались по контрольным срезам до и после обучения испытуемых.

Таким образом, формирование и развитие компетентности - это неотъемлемые составляющие как процесса социализации, так и современного понимания целей образования в отношении детей и подростков с выраженными ментальными нарушениями. Для реализации права на образование описываемой категории детей и подростков необходимо внедрение компетентностного подхода при обучении и воспитании детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Требуется совершенствование системы образования на основе современных технологий, включающих: оценку и учет уровня и состояния жизненной компетентности; специфическую организацию образовательного процесса, основанного на реализации специальной индивидуальной программы развития в условиях командного взаимодействия специалистов; определение и создание социально-значимых обучающих ситуаций из содержания жизнедеятельности ребенка, направленных на расширение жизненного и социального опыта детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. - М.: Институт психологии РАН, 1995. - С. 42-57.

3. Вербицкий А.А. Компетентностью подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004.

4. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. - Изд. 2-е, доп. - М.: Мариос, 2011. - 456 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. - М.: Пер Сэ, 2004.

6. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2000. - Вып. 1.

REFERENCES

1. Asmolov A.G. Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v na-chal'noy shkole: ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya. pod red. A.G. Asmolova. [How to design universal educational activities in elementary school, from action to thought: a handbook for teachers. A.G. Asmolov ]. M: Pros-veshchenie. 2008. (in Russ.).

2. Belitskaya G.E. Sotsial'naya kompetentsiya lichnosti. Soznanie lichnosti v krizisnom obshchestve. [The Social competence of a person. The consciousness of the person in crisis society. ] Moscow: Institute of psychology RAS, 1995. Pp. 42-57. (in Russ.).

3. Verbitskiy A.A Kompetentnostnyy podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya.[Competence approach and the theory of contextual learning.]. Moscow: CI PCPs. 2004. (in Russ.).

4. Dneprov E.D. Noveyshaya politicheskaya istoriya rossiyskogo obrazovaniya: opyt i uroki.[The Newest political history of Russian education: experience and lessons.] 2nd edition, supplemented. Moscow: Marios, 2011. 456 p. (in Russ.).

5. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya[Key competences - new paradigm of modern education.] Moscow: Per Se, 2004. (in Russ.).

6. Malofeev N.N., Goncharova, E.L. Pozitsiya IKP RAO v otsenke sovremennogo etapa razvitiya gosudarstvennoy sis-temy spetsial'nogo obrazovaniya v Rossii. Al'manakh Instituta Korrektsionnoy Pedagogiki RAO. [The position of the ICP RAO in the assessment of the present stage of development of the state system of special education in Russia.]. The Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy RAO, 2000. Is. 1. (in Russ.).

Информация об авторе

Романова Елизавета Александровна, методист, Центр содействия семейному воспитанию "Вера. Надежда. Любовь", г. Москва, Россия eliz_rom@mail.ru

Получена:07.06.2016

Для цитирования статьи: Романова Е.А. Применение компетентностного подхода в образовании детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях социального учреждения. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 3. Часть 2. с. 183-186. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-183-186

Information about the author

Elizaveta A. Romanova, Methodist, Center of Family Upbringing Assistance "Faith. Hope.

Love",

Moscow, Russia eliz_rom@mail.ru

Received: 07.06.2016

For article citation: Romanova E.A. Primenenie kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii detey i podrostkov s vyrazhennymi intel-lektual'nymi narusheniyami v usloviyakh sotsi-al'nogo uchrezhdeniya. [ Application of competence approach in education of children and adolescents with severe intellectual disabilities in social enterprises]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. No.3. Part 2. Pp. 183-186. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-183-186. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.