Научная статья на тему 'Применение компетентностного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые интеллектуальные нарушения'

Применение компетентностного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые интеллектуальные нарушения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Елизавета Александровна

Статья рассчитана на широкий круг специалистов, работающих с детьми, имеющими умеренную, тяжелую и глубокую степени умственной отсталости, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, а также родителей детей, имеющих различные степени умственной отсталости. В статье представлен обзор проблемы обучения детей с тяжелыми степенями умственной отсталости, описаны современные подходы и методы социальной реабилитации, воспитания и обучения данной категории детей. В статье раскрывается понятие социальной компетентности и применение его при диагностике и построении коррекционно-развивающей работы при тяжелых интеллектуальных нарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение компетентностного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые интеллектуальные нарушения»

УДК: 316.454.52

Романова Елизавета Александровна

учитель-дефектолог,

детский дом-интернат № 8 Департамента социальной защиты населения города Москвы eliz rom@yahoo.com RomanovaElizavetaAlexandrovna Teacher-defectologist

State Governmental InstitutionOrphanage N8, the Department of social protection of Moscow

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ,ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

НАРУШЕНИЯ

THE APPLICATION OF A COMPETENCE APPROACH IN CORRECTIONAL-DEVELOPING WORK WITH CHILDREN WITH SEVERE INTELLECTUAL DISORDERS

Аннотация:Статья рассчитана на широкий круг специалистов, работающих с детьми, имеющими умеренную, тяжелую и глубокую степени умственной отсталости, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, а также родителей детей, имеющих различные степени умственной отсталости. В статье представлен обзор проблемы обучения детей с тяжелыми степенями умственной отсталости, описаны современные подходы и методы социальной реабилитации, воспитания и обучения данной категории детей. В статье раскрывается понятие социальной компетентности и применение его при диагностике и построении коррекционно-развивающей работы при тяжелых интеллектуальных нарушениях.

Ключевые слова: дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, социальная компетентность, социализация, индивидуальный образовательный маршрут, психолого-педагогическая диагностика, коррекция и развитие.

Annotation: The article is addressed to defectologists, special psychologists, specialists, working with children having moderate and hard mental deficiency, to students of defectological departments of pedagogical institutes, and also to the parents of children with different degrees of intellectual retardation. The article contains an overview to the problem of teaching children with hard mental retardation, describes the up-to-date methods and approaches of social rehabilitation, upbringing and education of this category of children. Additionally

the approaches to diagnostics and correctional work construction for the cases of hard intellectual retardation are uncovered here. In the article we discuss the notion of social competence and its application in the diagnosis and construction of correctional-developing work with severe intellectual disorders.

Keywords: children with hard intellectual deficiency, social competence, socialization, individual plan of education, psycho-pedagogical diagnostics, correction and development.

Применение компетентностного подхода в образовании в последнее время приобретает системный характер. Это обусловлено сменой образовательной парадигмы, решениями Болонского процесса, докладом ЮНЕСКО 1997 года, принятой в стране «Стратегией модернизации содержания общего образования до 2010 года» и др. Социальная компетентность признана фактором, детерминирующим успешное развитие личности и единицей измерения «качества образования». При этом под "качеством образования" понимается его соответствие современным социокультурным условиям и требованиям.

Проблемам применения компетентностного подхода в образовании посвящены многие отечественные и зарубежные исследования (И.А. Зимняя, Е. Ромек, и др.), в тоже время, понятие социальной компетентности новое для науки и практики. Его определение носит междисциплинарный характер и исследуется на философском, социально-психологическом, психолого-педагогическом уровнях, что порождает большое разнообразие теоретических обобщений, которые не всегда согласуются между собой. Таким образом, рассматриваемое нами понятие, при все более широком применении его в практике и очевидном внимании науки к нему, пока не имеет четкого определения и находится в процессе развития, уточнения, верификации. Будучи связано с понятием

социализации,онивзаимноинтегрированы, взаимодополняют и

взаимообусловливают друг друга. Социальная компетентность выступает и как результат, и как условие успешной социализации, и определяется в зависимости от понимания процесса социализации в узком и широком смысле.

Несмотря на разнообразие толкований, можно утверждать, что социальная компетентность - это базисная интегративная характеристика личности, формирующаяся в процессе социализации и отражающая уровень социального развития индивидуума. Данное понятие характеризует ребенка, как субъекта отношений, обеспечивая конструктивное общение с миром и социумом, способность к функционированию в различных заданных и меняющихся условиях и овладению социальной ситуацией, а также решению проблемных ситуаций; способность реагировать и выстраивать свое поведение в соответствии с принятыми нормами. Знания, умения, навыки, способы деятельности выступают в этом случае как материал для выращивания самости и

определяется не только как информация, но как представление о мире, преломленное собственным социально-культурным, духовным опытом индивида, представленное в виде понимания. Знание выступает как условие и основа действия: если я умею делать, я знаю (Б.Д. Эльконин) [1].

И.А. Зимняя разграничивает три основные группы компетентностей: относящиеся к самому себе как личности, субъекту жизнедеятельности; относящиеся к взаимодействиючеловека с другими людьми; относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. При этом автор отмечает, что все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо формируются в социуме.

Говоря о структуре компетентности, учеными (Г.Э. Белицкая, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Р. Хинтч и др.) выделяются различные аспекты: во-первых, деятельностная составляющая (операционные навыки и умения, способы деятельности); во-вторых, когнитивная составляющая (знания, понимание, умение представлять, анализировать и т. п.);и, в-третьих, социально-психологические характеристики личности (мотивированность, эмоционально-волевые особенности, наличие определенных ценностей и др.)Исходя из проведенного теоретического анализа, мы разработали нижеследующую структуру социальной компетентности, применительно к категории детей, имеющих тяжелые формы интеллектуальных нарушений, анализ сформированности которой был проведен в процессе психолого-педагогической диагностики и дальнейшего анализа результатов на базе ГКУ ДДИ №8. (См. Схему 1).

относящиеся н

деятельности

(предпосылоки и

деятельности)

Схема № 1 Структура социальной компетентности

Предложенный интегральный критерий «социальной компетентности», позволяет оценить на различных уровнях сформированность основных компонентов (операционного, когнитивного и личностного), обеспечивающих социальную адаптацию, адекватное общение и функционирование в жизненно значимых ситуациях детей с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости, и, таким образом, выявить уровень социализации воспитанников:

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ социальной компетентности

• относящиеся к себе, как субъекту жизнедеятельности: двигательно-моторная сфера (самостоятельная ходьба; функциональные возможности кистей и пальцев рук; кинестетическое восприятие и двигательная память), культурно-гигиенические навыки и самообслуживание

(прием пиши; прием жидкости; умывание; вытирание полотенцем; причесывание; разувание; обувание; пользование туалетом (горшком); чистка зубов; складывание одежды; заправка постели; выполнение доступных хозяйственной-бытовых поручений);

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ социальной компетентности

• относящиеся к взаимодействию с другими людьми: коммуникативная сфера (установление контакта со взрослым, владение средствами коммуникации); речевые навыки (понимание обращенной речи, экспрессивная речь); поведение (сформированность адекватных стереотипов поведения в различных ситуациях);

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ социальной компетентности

• относящиеся к деятельности(сформированность предпосылок к различным видам деятельности (предметной, игровой, учебной и др.)).

Таким образом, критерий «социальная компетентность» позволяет также, с одной стороны, оценить результативность реабилитационной работы в целом, с другой - спрогнозировать успешность обучения и социальной адаптации детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Количественная и качественная оценка предложенных нами структурных компонентов социальной компетентности позволяет проводить диагностику, выявлять психолого-педагогический профиль каждого воспитанника, на основании которой специалисты разрабатывают эффективные образовательные маршруты социально-педагогической реабилитации детей, воспитанников ГКУ ДДИ №8.

Приведем примеры психолого-педагогических профилей некоторых воспитанников, разработанных на основе количественной оценки сформированности компонентов социальной компетентности и представленных в виде диаграмм.

Нами также проведен общий количественный анализ

сформированности социальной компетентности у воспитанников медико-социально отделения ГКУ ДДИ №8, а также распределение воспитанников по уровням социализации в зависимости от сформированности структурных компонентов социальной компетентности. Мы получили нижеследующее распределение.

Диагноз, возраст Уровень социализации, кол-во %

1 уровень 2 уровень 3 уровень

F 71 4-8 лет 0 7 5

F 72 7 6 0

F 73 2 3 0

F 71 9-13 лет 3 5 7

F 72 7 11 0

F 73 1 1 0

F 71 13- 18лет 1 1 4

F 72 15 5 6

F 73 2 1 0

ВСЕГО 38 40 22

Таким образом, основная часть воспитанников медико-социального отделения ГКУ ДДИ №8 находится на первом и втором уровнях социализации (38 и 40 %% соответственно), меньшую часть (22 %)

составляют воспитанники, находящиеся на третьем уровне сформированности социальной компетентности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что социальная компетентность, хотяи признана базовой интегративной характеристикой личности, тем не менее, в современной системе образования развитие социальной компетентности не носит целенаправленного и научно обоснованного характера. В то же время, формирование и развитие социальной компетентности является одной из неотъемлемых составляющих процесса социализации, в котором индивид участвует в течение всей своей жизни. Несмотря на современность и актуальность проблемы, феномен социальной компетентности ребенка с интеллектуальными нарушениями существует в условиях неразработанности специальных педагогических средств ее формирования, отсутствует четкость в показателях и уровнях ее оценки, социальная компетентность формируется в условиях в большей степени стихийного, чем целенаправленного педагогического воздействия. На наш взгляд, процесс формирования социальной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями необходимо сделать организованным и целенаправленным и ввести его в структуру деятельности специалистов, работающих с данной категорией детей.

Литература:

1. Таизова Ольга Сергеевна Компетенции (основные смысловые напряжения) info@ced.perm. ru.

Literature:

1 .Taizova Olga SergeevnaKompetentsii (the main semantic tension) info@ced.perm. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.