УДК 376
А. Л. Саватеева, Л. Ф. Тихомирова, Е. А. Тишинова
Формирование социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях образовательного учреждения
Статья посвящена актуальной проблеме - созданию социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Демократические перемены в России и обоснованное желание родителей реализовать конституционное право своих детей на образование привели к тому, что в школе 8-го вида стали обучать детей с нарушением интеллекта умеренной и тяжелой степени. В статье отмечены особенности и принципы организации работы с этой категорией детей в школе-интернате 8 вида, раскрыт накопленный коллективом школы-интерната опыт по подготовке специалистов к работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта и психологического сопровождения работы олигофренопедагогов и воспитателей по обучению и воспитанию детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Опираясь на труды таких ученых, как Т. И. Шамова, Е. А. Мастюкова, Л. Б. Баряева, А. Р. Малер, Л. М. Шипицына, С. Д. Забрамная, Л. Ф. Тихомирова, авторы раскрывают условия, необходимые для формирования социализирующей коррекционно-развивающей среды. Особое внимание уделяется исследованию отношения педагогов и воспитателей к работе с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития, трудностям, с которыми сталкиваются педагоги, а также вопросам подготовки кадров к осуществлению данного вида деятельности. Авторы делятся опытом использования индивидуального и компетентностного подходов к работе с детьми с тяжелой степенью нарушения интеллекта. В статье описана структура модели социализирующей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также разработаны критерии и показатели оценки эффективности работы по созданию этой среды; приводятся показатели, свидетельствующие об эффективности проводимой работы.
Ключевые слова: дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особенности их обучения, отношение педагогов к работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, модель социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, критерии и показатели работы, индивидуальный и компетентностный подходы в работе, эффективность деятельности.
A. L. Savateeva, L. F. Tikhomirova, E. A. Tishinova
Formation of Socializing Correctional and Developing Environment for Children with Moderate and Hard Mental Retardation in the Educational Institution
The article is devoted to the urgent problem, the question of creation of the socializing correctional and developing environment for children with a moderate and hard degree of mental retardation. Democratic changes in Russia and reasonable desire of parents to realise a constitutional right of the children on education led to the fact that children with mental retardation of a moderate and hard degree are taught at school of the 8-th type. In the article features and principles of organization of work with this category of children in the boarding school of the 8-th type are noted, the experience which the staff of the boarding school has on training of specialists to work with children with a moderate and hard degree of mental retardation and psychological support of work of oligophrenia teachers and tutors on training and education of children and teenagers with moderate and hard mental retardation is revealed. Relying on works by such scientists as T. I. Shamova, E. A. Mastjukova, L. B. Baryaeva, A. R. Maler, L. M. Shipitsyna, S. D. Zabramnaya, L. F. Tikhomirova, the authors reveal the conditions which are necessary for formation of the socializing correctional and developing environment. The authors paid special attention to research of the relation of teachers and tutors to work with children and teenagers with hard mental retardation, the difficulties experienced by teachers, and also to questions of training staff to implement this kind of activity. The authors share with their experience of use of the individual and competence-based approach to work with children with hard mental retardation. In the article the structure of the model of the socializing environment for children with moderate and hard mental retardation is described, and also criteria and indicators are worked out to assess work efficiency on creation of this environment. The authors presented the indicators testifying efficiency of the carried-out work.
Keywords: children with moderate and hard mental retardation, features of their training, attitude of teachers to work with children with moderate and hard mental retardation, a model of the socializing correctional and developing environment for children with moderate and hard mental retardation, criteria and indicators of work, an individual and competence-based approach in work, efficiency of activity.
Демократические перемены, начавшиеся в России в 1990-е гг., обоснованное желание родителей реализовать конституционное право детей на образование способствовали включению в
систему специального образования детей, которые ранее считались необучаемыми. Школа получила заказ на их полноценное качественное образование в соответствии с возможностями,
© Саватеева А. Л., Тихомирова Л. Ф., Тишинова Е. А., 2015
интересами и склонностями, что невозможно без психолого-педагогической и медико-социальной поддержки. Дети данной категории нуждаются в особых подходах, особой организации обучения и воспитания.
Закон «Об образовании в РФ» № 273-Ф3, вступивший в силу 01.09.13 г., гарантирует «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». Статьей 79 предусмотрены особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. На обеспечение равных возможностей получения качественного общего образования обучающимися с умственной отсталостью направлен Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
В соответствии с классификацией, принятой Всемирной организацией здравоохранения в 1994 г. (МКБ-10), умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта предполагает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Умеренная и тяжелая умственная отсталость в классификации соответствуют шифрам Б-71 и Б-72. Дети этих нозологических групп признаны обучаемыми. Они способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития. Л. Б. Баряева, А. Р. Малер, Л. Ф. Тихомирова подчеркивают, что в специально созданной социализирующей, коррекционно-развивающей и здоровьесберегающей среде дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью способны развиваться.
На современном этапе развития коррекцион-ной педагогики экспериментально и практически установлено, что включение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в систему кор-рекционно-развивающей работы приводит к тому, что они оказываются способны овладеть элементарными способами общения, специфическими для человека видами элементарной бытовой и предметно-практической деятельности, свойственными только человеку формами поведения.
С 2003 по 2014 г. численность детей с диагнозом умеренная умственная отсталость в учреждении увеличилась с 8 до 32 %. В настоящее время в школе-интернате № 8 функционирует 6
классов для детей с диагнозом F-71 (умеренная степень нарушения интеллекта). Всего же обучается 58 детей с диагнозом F-71 и 5 с диагнозом Б-72 (тяжелая степень нарушения интеллекта). Открыт класс для детей с сочетанной патологией.
С этого момента возникла необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, а также с сочетан-ными нарушениями. Одной из главных задач, поставленных перед педагогическим коллективом, стала задача обеспечения возможности каждому ребенку, как с умеренной, так и с тяжелой умственной отсталостью, достичь в процессе обучения адекватного уровня физического, психического и социального развития и социальной адаптации.
Включение ребенка с глубокими нарушениями интеллекта в процесс обучения возможно только при обеспечении определенных условий. Нельзя не признать, что администрация и большинство педагогов испытывают трудности в организации обучения данной категории учащихся. Это касается и подбора педагогических кадров, подготовки и переподготовки педагогов, создания благоприятных условий для развития этих учащихся.
Изучив литературу по проблеме обучения, воспитания и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, управленческая команда проанализировала уровень психического и социального развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, состояние здоровья воспитанников; уровень компетентности педагогов в вопросах обучения и воспитания этой категории детей, материально-техническую базу учреждения; была дана оценка потенциала деятельности учреждения в направлении создания условий для формирования социализирующей коррекционно-развивающей среды.
Показатели социальной адаптации, физического и психического развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью были очень низкими, а показатели заболеваемости -высокими (данные приведены в тексте работы).
С изменением контингента обучающихся пришло понимание того, что в учреждении необходимо выстроить систему мер, обеспечивающих профессиональный рост педагогов и направленных на уменьшение затруднений в вопросах обучения и социализации детей с тяжелыми умственными нарушениями. Организации методической работы, включающей обучение педагогических кадров работе с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью, предшество-
вало анкетирование членов педагогического коллектива, проведенное администрацией совместно с психологической службой школы-интерната. В результате опроса педагогов было установлено, что они не в полной мере владели знаниями и технологиями работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. А самое главное - испытываемые в работе трудности приводили к возникновению нежелания работать с этой категорией детей. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу о необходимости моделирования социализирующей коррекционно-развивающей среды на основе индивидуального и компетентностного подходов и через ее функционирование обеспечить развитие и социальную адаптацию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Цель работы: создать оптимальную социализирующую коррекционно-развивающую среду для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях образовательного учреждения.
Объект: процесс формирования социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в образовательном учреждении.
Предмет: психолого-педагогические условия, обеспечивающие создание социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования социализирующей образовательной среды для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
2. Проанализировать предпосылки деятельности школы-интерната по обучению, воспитанию и социализации данной категории детей.
3. Разработать модель социализирующей кор-рекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми нарушениями развития.
4. Выявить и реализовать организационно-методические и психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование социализирующей коррекционно-развивающей среды в школе -интернате.
5. Оценить эффективность деятельности школы-интерната, направленной на социализацию и обучение детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Этапы работы:
1 этап - 2009-2010 гг. (подготовительный): изучение литературы по проблеме, осознание необходимости создания в учреждении специ-
альной социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
2 этап - 2011-2012 гг.: подготовка педагогических кадров, выбор и внедрение формы повышения квалификации педагогического коллектива -начало работы коллектива над единой методической темой «Использование элементов системно - деятельностного подхода в работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость».
3 этап - 2012-2013 гг.: разработка модели формирования социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, начальный этап внедрения модели.
4 этап - 2014 г.: разработка и утверждение Программы развития школы-интерната «Образование для всех и для каждого». Поэтапная реализация запланированных мероприятий, направленных на эффективное функционирование модели.
5 этап - 2015 г.: анализ результатов деятельности учреждения по формированию социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, описание опыта работы.
Теоретико-методологической основой работы стали концепция гуманизации образовательной деятельности; концепция оптимизации образовательного процесса; антропологический подход; концепция личностно-ориентированного подхода; идеи компетентностного подхода; идеи адаптивной школы; принципы и закономерности лечебной и здоровьесберегающей педагогики, труды ученых Т. И. Шамовой, Е. А. Мастюковой, Л. Б. Баряевой, А. Р. Маллера, Л. М. Шипицы-ной, С. Д. Забрамной, Л. Ф. Тихомировой.
Социализирующая коррекционно-
развивающая среда для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью - это совокупность материальных и социальных условий и факторов, содержания, форм и методов функционирования образовательного учреждения, направленных на коррекцию, развитие личности ребенка и его социализацию.
По нашему мнению, субъектами социализирующей коррекционно-развивающей среды должны стать все без исключения учителя, воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, врачи разных специальностей (педиатр, психиатр), работающие в образовательном учреждении, и, безусловно, родители.
Одним из первоочередных условий совершенствования образовательной деятельности в учре-
145"
ждении считаем подготовку и повышение квалификации педагогического коллектива через обучение, осуществляемое в системе. Чтобы удовлетворить потребности педагогов в познании детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, были использованы внутренние и внешние ресурсы. Коллектив получил возможность прослушать лекционные курсы по проблемам «Физиологические особенности детей и подростков с диагнозами F-71, F-72», «Психологические особенности детей и подростков с диагнозами F-71, F-72», «Поведенческие особенности "особых" детей», «Вопросы обучения и воспитания детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».
Работа над единой методической темой, начатая централизованно, нашла отражение в деятельности методических объединений педагогов разных специальностей (учителей начальных классов, учителей-предметников, учителей профессионально-трудового обучения, воспитателей). Акценты в индивидуальных методических темах были расставлены именно на проблемах, которые связаны с обучением и воспитанием детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, их взаимодействием со сверстниками, имеющими легкие интеллектуальные нарушения.
Уже на начальных этапах работы в учреждении была создана школа передового опыта, куда вошли наиболее активные и опытные педагоги, имеющие апробированные и прошедшие как внутреннюю, так и внешнюю экспертизу, методические разработки по вопросам образования «особых» детей.
Используя теоретические накопленные знания по вопросу обучения, воспитания и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, мы приступили к процессу моделирования социализирующей коррекционно-развивающей среды. Разработанная нами модель является описательной компонентной моделью образовательной среды в аспекте социализации, коррекции и развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В данной модели нами предусматриваются следующие блоки: теоретико-методологический, блок условий, блок предпосылок, содержательный блок, блок поддержки и результативный блок.
Теоретико-методологический блок
описывает теоретико-методологические основы, на которых должен базироваться процесс формирования социализации и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Теоретико-методологические основы: концепция гуманизации образовательной деятельно-
сти; концепция оптимизации образовательного процесса; антропологический подход; концепция личностно-ориентированного подхода; идеи адаптивной школы; идеи компетентностного подхода; принципы и закономерности лечебной и здоровьесберегающей педагогики.
Принципы:
1. Изучение всех воспитанников (знание особенностей каждого ребенка предполагает, что дети должны получать оптимальную нагрузку с учетом диагностических показателей, полученных при изучении каждого из них).
2. Всесторонность изучения (изучение ребенка в различных ситуациях: в учебной, игровой, трудовой, так как только стойкие, неоднократно проявляющиеся в различных видах деятельности признаки можно считать характерными).
3. Дифференцированность оценки обнаруженных особенностей (учитываются особенности возраста, характера, индивидуальные различия).
4. Комплексность изучения (сопоставление данных, полученных всеми специалистами).
5. Динамичность изучения (рассматриваются проявления ребенка в аспекте развития; динамика развития предполагает выявление не только достижений, но и того, чем ребенок может овладеть с помощью педагога).
6. Обязательный анализ причин различных проявлений аномального развития ребенка.
7. Планомерный характер изучения ребенка (позволяет не только установить характер и причины дефекта, но и определить средства борьбы по их преодолению).
8. Прогностический характер предполагает выбор средств, методов, приемов, применение которых приведет к реализации программы социализации и социальной реабилитации.
Подходы: основной - индивидуальный, а также компетентностный.
Блок условий или кондиционный блок содержит описание условий, которые необходимы для реализации индивидуального и компетент-ностного подхода в процессе формирования социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в образовательном учреждении:
1. Грамотность и компетентность педагогов в вопросах обучения и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
2. Использование индивидуального подхода позволяет осуществлять грамотное психолого-медикого-педагогическое сопровождение ребенка и его социализацию.
3. Использование компетентностного подхода позволяет формировать жизненно важные компетенции у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе их обучения в образовательном учреждении.
4. Разработка критериев и показателей, свидетельствующих об эффективности социализации, позволяет внедрить мониторинг здоровья, социализации и развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Блок предпосылок основан на реализованной ранее авторской модели «Школа - центр социально-трудовой адаптации и реабилитации», авторской программе «Здоровье», использовании технологии психолого-медико-педагогического сопровождения, имеющейся материальной базе, компетентности специалистов, объединенных едиными целями формирования социализирующей коррекционно-развивающей среды, в которой ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью чувствовал бы себя защищенным и смог бы проявить в полной мере свои потенциальные возможности.
Содержательный блок описывает процесс реализации специалистами образовательного учреждения своих функциональных обязанностей по формированию жизненно важных компетенций у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Особое место занимает описание модели выпускника - ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В этом блоке предусматриваются следующие основные направления работы:
1. Разработать и внедрить систему повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах социализации, развития и обучения детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
2. Критически переосмыслить и обновить рабочие документы по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению учащихся.
3. Укрепить материально-техническую базу школы-интерната.
4. Усилить социализирующую составляющую в учебно-воспитательном процессе, коррекцион-но-развивающей работе.
Результативный блок содержит характеристики социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
1. Создана эффективно работающая система управления образованием детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
2. Данный вид деятельности лицензирован.
3. Организованы образовательные семинары, мастер-классы, обучение по программам повышения квалификации, переподготовки членов педагогического коллектива, работающих с детьми, имеющими умеренную или тяжелую умственную отсталость, тяжелые множественные нарушения в развитии, с целью повышения их компетентности. Сформирована мотивация коллектива по социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и ключевые компетенции для работы с «особыми» детьми.
4. Укреплена материально-техническая база: приобретено специальное оборудование для занятий лечебной физкультурой; оборудование и инструменты для внедрения новых направлений трудового обучения (обслуживающий труд, растениеводство, гончарное дело); закуплены необходимые учебные и дидактические материалы, позволяющие повысить эффективность процесса обучения по всем содержательным областям.
5. В школе созданы все необходимые условия, обеспечивающие положительную динамику развития каждого ребенка. Усовершенствован механизм и содержание процесса психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся. В основе образовательного процесса - индивидуальный и компетентностный подходы. Составлены адаптированные образовательные программы по предметам, коррекционным курсам, главный упор в них сделан
- на формирование представлений детей о себе,
- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения,
- формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде,
- формирование коммуникативных умений,
— обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности,
— элементарное обучение чтению, письму, счету, овладение доступными знаниями по общеобразовательным предметам, имеющими практическую направленность и соответствующими психофизическим возможностям воспитанников.
6. Апробированы разные технологии обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:
— интеграция (дети с F-71 учатся в отдельных классах);
— инклюзия (дети с F-70 и F-71 учатся в одном классе).
Понятие социализирующей образовательной среды для детей с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта можно трактовать с различных позиций, но в любом случае, это си-
стема условий организации жизнедеятельности воспитанников, направленная на личностное развитие и социальную адаптацию.
Социализирующая коррекционно-
развивающая среда для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью - это совокупность материальных и социальных условий и факторов, содержания, форм и методов функционирования образовательного учреждения, направленных на коррекцию, развитие личности субъекта образовательного процесса и его социализацию.
С нашей точки зрения субъектами социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должны стать все специалисты, работающие в образовательном учреждении, и родители. В связи с этим мы считаем необходимым подготовку и повышение квалификации основных субъектов образовательной среды через их систематическое обучение.
Администрация школы-интерната, формируя социализирующую коррекционно-развивающую среду, исходит прежде всего из того, чтобы учебно-воспитательный, коррекционный, медицинский, психологический процессы воздействия способствовали полноценному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, среда должна быть организована так, чтобы жизнь ребенка охранялась взрослыми, соблюдался щадящий режим. Чтобы среда была развивающей и социализирующей, требуется подготовить педагогические кадры, создать атмосферу психологической защищенности ребенка, способствующей развитию его индивидуальности.
Формирование социализирующей коррекци-онно-развивающей среды в школе-интернате происходило на основе индивидуального и ком-петентностного подходов, позволяющих не только развивать индивидуальность ребенка, но также обеспечить формирование жизненно важных компетенций.
Выделим некоторые позиции формирования социализирующей коррекционно-развивающей среды:
— введена должность заместителя директора по научно-методической работе,
— внесены новые элементы в структуру образовательного учреждения, открыты новые кафедры, пришедшие на смену методическим объединениям. Разработано положение о кафедре, должностные инструкции, положение о методическом совете,
— весь коллектив работает над единой методической темой «Использование элементов си-
стемно - деятельностного подхода в работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость»,
— проведена систематическая учеба членов коллектива по проблеме «Коррекционная работа с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями»,
— проведена разработка индивидуальных учебных маршрутов для каждого ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,
— расширяется межведомственное сотрудничество в реализации процесса социализации и реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Реализации положений новых стандартов помогает работа коллектива над единой методической темой «Использование элементов системно-деятельностного подхода в работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость».
Для того чтобы эффективно работать в намеченных направлениях, в школе-интернате созданы хорошие условия.
В настоящее время мы можем отметить грамотность и компетентность педагогов в вопросах обучения и социализации детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. В начале 2014-2015 учебного года было проведено повторное анкетирование педагогов. Цель: отследить произошедшие изменения и по мере необходимости внести изменения в запланированную ранее работу по психолого-педагогическому сопровождению деятельности педагогов, работающих с детьми и подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями. Результаты повторного опроса показали, что на 17 % увеличилось количество педагогов, полностью принимающих детей с диагнозом F-71: соответственно 49 и 66 % (различия достоверны Р < 0,05). На 8 % стало больше педагогов, которые удовлетворены не только процессом, но и результатом своей работы. Удовлетворенность от работы с данными детьми увеличилась на 20 %: соответственно 19 и 39 % (различия достоверны Р < 0,05). Педагогов, которые были бы полностью не удовлетворены процессом и результатом работы с детьми, нет. По-прежнему высок процент педагогического персонала, который хотел бы работать с детьми, имеющими легкую умственную отсталость, но количество тех, кто выбрал детей с диагнозом Б-71 увеличилось почти вдвое (было 20 % - стало 37 % (различия достоверны Р < 0,05). Резко снизился процент педагогов, которые испытывают недостаток знаний по дидактике, психологии, физиологии (в основном это педагоги, не имею-
щие дефектологического образования). Осталась проблема в области психиатрии. Около 56 % педагогов указали на недостаточную компетентность в этой области. Очевидно, необходима организация курса лекций и семинаров с приглашением квалифицированного специалиста. Уменьшилось количество работников, которые испытывают недостаток в методической литературе: соответственно 51 и 32 % (различия достоверны Р < 0,05) и наглядных пособиях: соответственно 46 и 24 % (различия достоверны Р < 0,05). На недостаточную помощь со стороны администрации, узких специалистов не указал никто. С 10 до 32 % увеличилось количество педагогов и воспитателей, которые не испытывают трудностей при работе с данными детьми (различия достоверны Р < 0,05). Многие предложения по работе с детьми, высказанные в коллективе, нашли отражение в новых ФГОС.
Таким образом, повторное анкетирование подтвердило правильность выбранного администрацией и узкими специалистами направления работы с педагогическим коллективом, основной целью которого является создание условий для
реализации права учащихся с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта на образование.
Использование индивидуального подхода позволяет осуществлять грамотное психолого-медикого-педагогическое сопровождение ребенка с умеренной умственной осталостью и его социализацию. Особое место уделяется реабилитации детей-инвалидов, численность которых растет год от года. Для каждого ребенка разработана Индивидуальная программа реабилитации [6].
Использование компетентностного подхода позволяет формировать жизненно важные компетенции у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в процессе их обучения в образовательном учреждении. Преподавателями школы-интерната разработаны и внедрены авторские программы для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Разработаны критерии и показатели, свидетельствующих об эффективности социализации, что позволяет внедрить мониторинг социализации и развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Таблица1
Критерии и показатели эффективности формирования социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
№ Критерий Показатели Получение информации
1. Организационный, управленческий, в том числе кадровый Нормативная база, обеспеченность квалифицированными кадрами, наличие специалистов, отвечающих за социализацию и обучение детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости Функциональные обязанности. Повышение квалификации
2 Психологический Готовность педагогов к работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Результаты опроса
3. Дидактический Результативность обучения детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Сформированность жизненно важных компетенций Анализ данных, отраженных в индивидуальных картах наблюдения, отзывы родителей, анализ документации (дневники, тетради учащихся)
4. Социальный Сформированность жизненно важных компетенций. Трудовая культура. Коммуникативная культура. Уровень сформированности духовно-нравственных ценностей Наблюдение, беседа. Опрос родителей. Опрос педагогов и воспитателей. Наблюдение за поведением, участие в общешкольных и классных мероприятиях. Анализ продуктов деятельности учащихся (художественное, музыкальное, техническое творчество, актерское искусство)
5. Медицинский Состояние здоровья Медицинские осмотры, итоги диспансеризации, медицинские карты
В процессе работы достигнуты следующие результаты:
1. Создана эффективно работающая система управления образованием детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
2. Данный вид деятельности лицензирован.
3. Организованы образовательные семинары, мастер-классы, обучение по программам повышения квалификации, переподготовки членов педагогического коллектива, работающих с детьми, имеющими умеренную, тяжелую умственную отсталость, тяжелые множественные нарушения в развитии, с целью повышения их компетентности. Сформирована мотивация коллектива по социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и ключевые компетенции для работы с «особыми» детьми.
4. Укреплена материально-техническая база: приобретено специальное оборудование для занятий лечебной физкультурой; оборудование и инструменты для внедрения новых направлений трудового обучения (обслуживающий труд, растениеводство, гончарное дело); закуплены необходимые учебные и дидактические материалы, позволяющие повысить эффективность процесса обучения по всем содержательным областям.
5. В школе созданы все необходимые условия, обеспечивающие положительную динамику развития каждого ребенка. Усовершенствованы механизм и содержание процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся. В основе образовательного процесса - индивидуальный и компетентностный подходы. Составлены адаптированные образовательные программы по предметам, коррекцион-ным курсам, главный акцент в них сделан
— на формирование представлений детей о себе,
— формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения,
— формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде,
— формирование коммуникативных умений,
— обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности,
— элементарное обучение чтению, письму, счету, овладение доступными знаниями по общеобразовательным предметам, имеющими практическую направленность и соответствующими психофизическим возможностям воспитанников.
6. Апробированы разные технологии обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:
— интеграция (дети с F-71 учатся в отдельных классах);
— инклюзия (дети с F-70 и F-71 учатся в одном классе).
По результатам развития познавательной сферы и социально-трудовых навыков существенных различий не выявлено. Особое внимание при использовании технологий инклюзивного обучения обращено на социальный статус детей, формирование толерантности, уровень тревожности, поведение.
Дети любят свою школу. В последние 3 года в учреждении нет отсева учащихся, отсутствуют побеги и длительное отсутствие обучающихся без уважительных причин. Результаты обследования детей показали, что в настоящее время нет детей отвергаемых, чувствующих себя неуютно, уровень тревожности низок.
Школа-интернат успешно справляется с одной из главных задач: подготавливает учащихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями к жизни в социуме. Результаты катамнестических данных за последние годы - тому подтверждение. В 2011 г. 78 % выпускников, нуждающихся в особой заботе, смогли продолжить обучение в системе профессиональной подготовки, в 2012 г. отдали предпочтение дальнейшему обучению в 10 классе школы-интерната 57 %, а 28 % подростков - в профессиональных училищах. Обучение «особых» детей интегрированно в классах профессиональной подготовки (10-11) среди сверстников, имеющих легкую умственную отсталость, позволило трудоустроить 28 % выпускников по приобретенным в школе профессиям (столяр, обувщик), 33 % продолжили обучение в профессиональных училищах.
Итогом образования для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями в развитии является нормализация их жизни (соразмерно психическим и физическим возможностям): жить дома, решая повседневные бытовые вопросы, по возможности участвовать в трудовой деятельности вместе с другими людьми, занять себя в свободное время, овладеть принятыми в обществе нормами поведения.
На сегодняшний день в стенах школы подрастает большое количество детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Наша задача -научить их быть коммуникабельными, разумно активными, умеющими обращаться за помощью и принимать ее, быть культурными в поведении и вести здоровый образ жизни, быть полезными своей семье и обществу. В конечном итоге, это является важнейшей предпосылкой для дальнейшей социальной адаптации умеренно и тяжело умственно отсталого ребенка в специальном
(коррекционном) учреждении посредством возможной коррекции и компенсации первичного дефекта и вторичных нарушений.
Опрос родителей воспитанников с тяжелыми интеллектуальными нарушениями показал, что в целом они удовлетворены уровнем социализации своих детей. В то же время хотели бы, чтобы в первую очередь дети овладели навыками коммуникации, во-вторых - учебными умениями (писать, считать, читать) и только в-третьих - трудовыми навыками, в том числе социально-бытовыми компетенциями.
В этом вопросе мнения педагогического коллектива и родителей расходятся, поэтому считаем целесообразным обучение родителей основам дефектологии с целью изменения их позиции в отношении приоритетов в воспитании и обучении детей. Данное направление работы считаем перспективным, и именно оно станет отправной точкой в определении следующей методической темы, над которой предстоит работать педагогическому коллективу школы-интерната в ближайшие три года.
Применение технологии инклюзивного обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью предполагает формирование толерантного к ним отношения со стороны более «сохранных» сверстников, их родителей и педагогов. В связи с этим еще одной перспективной задачей работы школы-интерната на ближайшие годы считаем формирование в школьном коллективе отношений, основанных на принципах толерантности участников образовательного процесса.
Библиографический список
1. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб., 2005.
2. Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта [Текст] / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. -М. : Педагогика, 1988.
3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] /
Л. В. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др. ; под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. - СПб., 2011. -480 с.
4. Ромашкина, Е. Н. Использование информационно-коммуникативных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида [Текст] / Е. Н. Ромашкина, Л. Ф. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 4. - Т. 2. - С. 111-114.
5. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст] : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. Ф. Тихомирова ; ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 2004. - 48 с.
6. Тихомирова, Л. Ф. Организация педагогической работы с детьми и подростками с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта в школе-интернате 8-го вида [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, А. Л. Саватеева, М. Н. Быкова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 2. - С. 189-195.
Bibliograficheskij spisok
1. Vodop'janova, N. E. Sindrom vygoranija: diagnos-tika i profilaktika [Tekst] / N. E. Vodop'janova, E. S. Starchenkova. - SPb., 2005.
2. Maller, A. R. Obuchenie, vospitanie i trudovaja podgotovka detej s glubokimi narushenijami intellekta [Tekst] / A. R. Maller, G. V Cikoto ; Nauch.-issled. in-t defektologii Akad. ped. nauk SSSR. - M. : Pedagogika, 1988.
3. Programma obrazovanija uchashhihsja s umerennoj i tjazheloj umstvennoj otstalost'ju [Tekst] / L. V. Barjaeva, D. I. Bojkov, V. I. Lipakova i dr. ; pod red. L. B. Bar-jaevoj, N. N. Jakovlevoj. - SPb., 2011. - 480 s.
4. Romashkina, E. N. Ispol'zovanie informacionno-kommunikativnyh zdorov'esberegajushhih tehnologij v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii kompensiru-jushhego vida [Tekst] / E. N. Romashkina, L. F. Tihomirova // Jaroslavskij pedagogicheskij vest-nik. - 2012. - № 4. - T. 2. - S. 111-114.
5. Tihomirova, L. F. Teoretiko-metodicheskie osnovy zdorov'esberegajushhej pedagogiki [Tekst] : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / L. F. Tihomirova ; JaGPU im. K. D. Ushinskogo. - Jaroslavl', 2004. - 48 s.
6. Tihomirova, L. F. Organizacija pedagogicheskoj raboty s det'mi i podrostkami s umerennoj i tjazheloj stepen'ju narushenija intellekta v shkole-internate 8-go vida [Tekst] / L. F. Tihomirova, A. L. Savateeva, M. N. Bykova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2014. - T. 2. - № 2. - S. 189-195.