КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 376
А. Л. Саватеева, Е. А. Тишинова, Л. Ф. Тихомирова
Инклюзивное и интегрированное обучение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в специальном образовательном учреждении
Статья посвящена актуальной проблеме обучения и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Авторы пишут о том, что демократические перемены в России и обоснованное желание родителей реализовать конституционное право своих детей на образование привели к тому, что в специальных школах-интернатах стали обучать детей с нарушением интеллекта умеренной и тяжелой степени. В статье отмечены особенности и принципы организации работы с этой категорией детей в специальной школе-интернате, раскрыт накопленный коллективом школы-интерната опыт по подготовке специалистов к работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта. Особое внимание уделено индивидуальному подходу к работе с детьми с тяжелой степенью нарушения интеллекта, вопросам инклюзивного и интегрированного обучения и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Авторами проанализированы полученные результаты, свидетельствующие об эффективности обучения, воспитания и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в специальном образовательном учреждении.
Ключевые слова: дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особенности их обучения, инклюзивное и интегрированное обучение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, социализация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
CORRECTIONAL PEDAGOGICS
A. L. Savateeva, E. A. Tishinova, L. F. Tikhomirova
Inclusive and Integrated Training of Children with Moderate and Heavy Mental Retardation
in a Special Educational Institution
The article is devoted to a current problem, a question of training and socialization of children with moderate and heavy mental retardation. Authors write that democratic changes in Russia and reasonable desire of parents to exercise the constitutional right of the children on education have led to the fact that at special boarding schools they began to train children with mental disorders of a moderate and heavy degree. In the article features and principles of the organization of work with this category of children in a special boarding school are noted, the experience accumulated by the boarding school staff on training of specialists to work with children with moderate and heavy mental retardation is revealed. Special attention is paid to the individual approach to work with children with heavy mental retardation, questions of the inclusive and integrated training and socialization of children with moderate and heavy mental retardation. The authors have analysed the received results demonstrating learning efficiency, education and socialization of children with moderate and heavy mental retardation in the special educational institution.
Keywords: children with moderate and heavy mental retardation, features of their training, inclusive and integrated training of children with moderate and heavy mental retardation, socialization of children with moderate and heavy mental retardation.
Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, вступивший в силу 01.09.13 г., гарантирует «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». Статьей 79 предусмотрены особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. На обеспечение равных возможностей получения
качественного общего образования обучающимися с умственной отсталостью направлен Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
© Саватеева А. Л., Тишинова Е. А.,Тихомирова Л. Ф., 2017
В соответствии с классификацией, принятой Всемирной организацией здравоохранения в 1994 г. (МКБ-10), умственная отсталость, в зависимости от количественной оценки интеллекта, предполагает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Умеренная и тяжелая умственная отсталость в классификации соответствуют шифрам Б-71 и Б-72. Дети этих нозологических групп признаны обучаемыми. Они способны активно развиваться, овладевая элементарными навыками общения, в том числе с использованием средств невербальной коммуникации, навыками самообслуживания, грамотой, счетом, предметно-практической деятельностью, социально одобряемыми формами поведения, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития. Данная позиция отражена в трудах Л. Б. Баряевой [2], А. Р. Маллера [1], Л. Ф. Тихомировой [3; 4].
С 2003 по 2014 г. численность детей с диагнозом «умственная отсталость умеренная» в школе-интернате увеличилась с 8 до 32 %. В настоящее время уже функционирует 6 специализированных классов. Всего обучается 58 детей с диагнозом F-71 и 5 учащихся с диагнозом F-72, что составляет 32 % от общей численности воспитанников. В сентябре 2014 г. был открыт класс для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Понимание необходимости создания специальных условий для обучения и воспитания детей, нуждающихся в особой заботе, пришло постепенно. Одной из главных задач, поставленных перед педагогическим коллективом, стала задача обеспечения возможности каждому ребенку, пришедшему в школу, достичь в процессе обучения адекватного уровня физического, психического, социального развития и социальной адаптации.
В процессе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью мы используем технологии интеграции [4] и инклюзии [3].
В настоящее время в школе-интернате функционирует 6 классов для учащихся с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Как правило, такие классы комплектуются в начале обучения, при поступлении детей в школу. Учащиеся, имеющие сходный диагноз, обучаются по адаптированным образовательным программам, как правило, одним учителем на протяжении всего школьного периода. Исключение составляют уроки физкультуры, музыки, социально-бытовой
ориентировки. Программный материал дети усваивают в соответствии со своими возможностями и способностями. Воспитанники быстро привыкают к требованиям учителя и воспитателя. Родители тесно сотрудничают с педагогами. Дети данных классов не замыкаются в своей среде, они активно участвуют в школьных праздниках, предметных неделях, спортивных мероприятиях наравне со сверстниками из параллельных классов, в которых обучаются дети с легкой умственной отсталостью, что способствует развитию их коммуникативных способностей и социальной адаптации.
При подведении итогов обучения «особых детей» в начальном звене мы уже говорим о сложившемся классном коллективе, в котором все чувствуют себя комфортно. Весомым аргументом в пользу комплектования классов из детей со сходным диагнозом является то, что ученики, переведенные из параллельных классов при утяжелении диагноза, начинают лучше учиться, становятся более общительными. В качестве примера приведем параллель нынешних 4-х классов. На начало 2010-2011 учебного года было скомплектовано два класса, в каждом из которых обучались дети как с легкой, так и с умеренной умственной отсталостью. Несмотря на то, что в классах работали опытные учителя, имеющие специальное образование, проблемы с обучением, а главное с дисциплиной возникли с первых дней. Присутствие на уроках узких специалистов, родителей отдельных учеников давало лишь кратковременный положительный эффект. За время обучения доля учащихся с низким уровнем внимания сократилась с 87,5 до 37,5 % (Р < 0,05). Различия достоверны.
Увеличение числа учащихся со средним и высоким уровнем сформированности мелкой моторики с 37,5 % (в 1-м классе) до 75 % (в 4-м классе) также указывает на эффективность процесса обучения детей с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта. К 4 классу достоверно повысилась работоспособность учащихся; в 2 раза увеличилось количество учащихся со средним и высоким уровнем (Р < 0,05).
Один ребенок с «пограничным» диагнозом по желанию родителей был оставлен в классе с детьми, имеющими легкую умственную отсталость. По истечении трех лет, после уточнения диагноза, по просьбе мамы был переведен в класс к детям со сходным диагнозом. Теперь он один из самых успешных учеников класса, тогда как ранее относился к «слабой» группе.
Интересны изменения уровня тревожности учащихся. Если анализировать тревожность (Шкала Сирса) после того, как дети стали обучаться в отдельном классе, мы увидим разницу в 5-6 показателей. К 4 классу в 3 раза снизилось количество детей, имеющих высокий уровень тревожности (Р < 0,05). Количество детей, имеющих игровые интересы и не желающих учиться сократилось в 5 раз (соответственно 62,5 % и 12,5 % (Р < 0,05).
У 87,5 % детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости к 4 классу были сформированы санитарно-гигиенические навыки на высоком уровне - в 1-м классе этот показатель был равен 0.
Навыки самообслуживания к 4-му классу у 100 % детей были сформированы на высоком уровне, а в 1-м классе этого уровня сформиро-ванности навыков самообслуживания не имел ни один ребенок, у 75 % навыки были сформированы на низком уровне (Р < 0,05).
Как уже было сказано, имеют место случаи утяжеления диагноза на разных этапах обучения ребенка. Если есть параллельный класс, то вопрос перевода решается по согласованию с родителями, если такого согласия нет или отсутствует специализированный класс в параллели, ребенок продолжает обучение, но по индивидуальной программе там, где учился раньше.
Совместное обучение детей с разными диагнозами может быть продуктивным, если поведенческие особенности отдельного ученика не нарушают процесс обучения и количество детей с диагнозом «умственная отсталость умеренная» значительно меньше, чем детей с диагнозом «умственная отсталость легкая». В этом случае учителю легче осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и обучать, исходя из «зоны ближайшего развития».
В качестве примера целесообразно описать ситуацию, наблюдаемую нами в 8 классе. В настоящее время здесь обучаются 13 человек, в том числе 4 подростка, имеющих диагноз «умственная отсталость умеренная». Совместное обучение ведется с первого класса. Учащиеся с диагнозом F-71 учатся по индивидуальным программам, которые усваивают в полном объеме, являются полноправными членами классного коллектива. Вместе с одноклассниками участвуют в художественной самодеятельности, посещают общешкольные мероприятия, занимаются в кружках и секциях. Изучение их социометрического статуса показывает, что на протяжении все-
го периода обучения в классе отвергаемыми они не являются, каждый имеет по 4-5 положительных выбора. Общаются они и с учащимися других классов. Уровень тревожности низкий. Результаты анкетирования показывают, что в интернате подросткам нравится, особенно увлекают занятия в компьютерном классе, желания перейти в другой класс или сменить школу они не испытывают.
Таким образом, мы видим, что формы обучения детей с диагнозом «умственная отсталость умеренная» различны: во-первых, в отдельном классе - интегрированно; во-вторых, совместно с детьми, имеющими легкую умственную отсталость, - инклюзивно. В каждом случае вопрос решается индивидуально по каждому ребенку с учетом рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогического консилиума (врачей, психолога, логопеда, социального педагога), а также с учетом пожеланий родителей. Приведенные нами показатели и анализ результатов обучения и развития детей, а также степени их соци-ализированности и адаптированности свидетельствуют об эффективности проделанной работы и необходимости и в дальнейшем индивидуально подходить к выбору формы обучения для каждого ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Библиографический список
1. Маллер, А. Р., Цикото, Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учебное пособие для студентов высших пед. уч. заведений [Текст] / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М., 2003.
2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойко, В. И. Липакова и др. ; под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. - СПб., 2011. -480 с.
3. Тихомирова, Л. Ф. Трудности реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2. - № 2. - С. 78-81.
4. Тихомирова, Л. Ф., Саватеева, А. Л., Быкова, М. Н. Организация педагогической работы с детьми и подростками с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта в школе-интернате 8 вида [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, А. Л. Саватеева, М. Н. Быкова // Ярославский педагогический вестник. Том 2. - 2014. -№ 2. - С. 189-196.
Bibliograficheskij spisok
1. Maller, A. R., Cikoto, G. V. Vospitanie i obuchenie detej s tjazheloj intellektual'noj nedostatochnost'ju
Р^екЛ] : иеЬеЪпое ро8оЫе dlja Б^епЮу ped.
иеИ. zavedenij [ТекБ^ / А. Я. Ма11ег, в. V. ОкоЮ. - М., 2003.
2. Рго^ашта obrazovanija uchashhihsja 8 umerennoj i tjazhe1oj umstvennoj otsta1ost'ju [Тек81] / Ь. В. Barjaeva. Б. I. Bojko, V I. Lipakova i dr. ; pod red. Ь. В. Barjaevoj. N. N. Jakov1evoj. - 8РЬ., 2011. - 480 8.
3. Tihomirova, Ь. Б. Trudnosti rea1izacii ink1juzivnogo obrazovanija detej 8 ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja 1 puti ih preodo1enija [Tekst] /
Ь. Б. Tihomirova // Jaros1avskij pedagogicheskij vestnik. - 2013. - Р 2. - № 2. - 8. 78-81.
4. Tihomirova, Ь. Б., Savateeva, А. Ь., Bykova. М. N. Organizacija pedagogicheskoj raboty 8 det'mi i podrostkami 8 umerennoj ! tjazhe1oj stepen'ju narushenija inte11ekta v shko1e-internate 8 vida [Tekst] / Ь. Б. Tihomirova, А. Ь. Savateeva, М. N. Bykova // Jaros1avskij pedagogicheskij vestnik. Tom 2. - 2014. -№ 2. - 8. 189-196.