Научная статья на тему 'Изучение агрессивности педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью'

Изучение агрессивности педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
462
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ТЯЖЕЛАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / AGGRESSIVENESS / AGGRESSIVE BEHAVIOR / MENTAL RETARDATION / SEVERE MENTAL RETARDATION / PROFOUND MENTAL RETARDATION / CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH SEVERE AND PROFOUND MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарская Л. В., Ицкович М. М.

В статье рассматриваются причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе, связанные с возможной агрессивностью педагогов, которые с ними работают. Приводятся результаты изучения агрессивности педагогов, работающих с данной категорией детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of A. Assingers tests for the study teachers working with children with severe and profound mental retardation

The article discusses the reasons for aggressive children and adolescents with moderate to severe mental retardation, including those related to the possible aggression of teachers who work with them. The results of the study of aggressiveness of teachers who work with this category of children

Текст научной работы на тему «Изучение агрессивности педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

УДК 376.3

ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Л.В. Токарская, М.М. Ицкович

В статье рассматриваются причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе, связанные с возможной агрессивностью педагогов, которые с ними работают. Приводятся результаты изучения агрессивности педагогов, работающих с данной категорией детей.

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость, дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Агрессивное поведение характерно для любой категории детей, как с нормальным развитием, так и с нарушениями физического и/или интеллектуального развития.

Специалисты, занимающиеся изучением клинических и психолого-педагогических особенностей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, Д.Н. Исаев, С.С. Ляпидевский, А.Р. Маллер, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Л.М. Шипицына, Б.И. Шостак и другие) часто говорят об агрессивности, негативизме этой категории детей, драчливости, капризности. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью «угрюмы, хмуры, всем недовольны, подозрительны» (Г.Е. Сухарева, 1965), у них имеется грубое нарушение поведения. Педагоги и родители, воспитывающие детей с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости, также указывают на достаточно частые проявления агрессивного поведения у детей данной группы.

Анализ агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью может быть проведен на основе выделения нескольких подходов к изучению и интерпретации данного феномена: клинического и социально-психологического. С точки зрения первого, могут быть выделены следующие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: прием медицинских препаратов и алкоголя [Г.Е. Сухарева и др.]; астенические явления, возникающие вследствие насыщения работой [А.Р. Маллер, Г.В. Цикото]; метеочувствительность и другие вегетативные расстройства [Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Л.А. Нисневич]; наличие психопатологических синдромов, при которых наблюдается повышенная агрессивность [А.Ю. Асанов, Л.О. Бадалян, Д.Н. Исаев, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина и др.]; особая сензитивность к прикосновениям [С.В. Андреева, Д.Н. Исаев]; ослабленность дифференцировочного вида активного торможения [А.А. Ватажина, В.Н. Воронина, М.И. Кузьмицкая]; реакция на новое - симптом тождества (новая обстановка, новые лица и пр.); степень умственной отсталости [Р. Бэрон, Д.Н. Исаев, Д. Ричардсон, Л.М. Шипицына]; этиология умственной отсталости [А.Ю. Асанов, Л.О. Бадалян, Д.Н. Исаев, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Г.В. Цикото].

Психологический подход к объяснению причин и механизмов агрессивности представляют различные теории личности. С точки зрения фрустрационной теории [Л. Берковиц, Дж. Доллард, С. Розенцвейг и др.], могут быть объяснены такие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как: невозможность удовлетворения потребностей, в том числе сексуальных [С.В. Андреева]; непонимание того, что такое раздражение и отсутствие навыков самоконтроля [К. Грюневальд]; сепарация детей и подростков от семьи, перевод из одного учреждения в другое, из группы в группу [М.И. Кузьмицкая и А.А. Ватажина]; трудности адаптации к внезапным изменениям в окружении [Е.А. Воронова, Д.Н. Исаев, В.В. Маскин, Т.К. Меркулова, Л.М. Шипицына и др.]; собственное эмоциональное состояние и самочувствие педагогов [Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Л.А. Нисневич]; отсутствие дифференцированных реабилитационных режимов, индивидуальных программ социально-бытовой и трудовой адаптации [А.А. Модестов]; неблагоприятные условия среды, в том числе в семье [А.Р. Маллер; В.В. Русских, Л.М. Шипицына]; отсутствие речи [С.В. Андреева и Л.М. Шипицына].

С точки зрения гуманистического подхода [К. Роджерс, Г. Олпорт], причинами неконтролируемой агрессивности являются: неумение снять свое психофизическое напряжение самостоятельно [С.В. Андреева, Л.М. Шипицына], а также порицание и критика поступков [С.Д. Забрамная, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына и др.]; привычка [Э. Сеген].

С позиции теории социального научения [А. Бандура, А. Басс, Б.Ф. Скиннер] агрессивное поведение детей и подростков с умственной отсталостью - это повторение, подражание тому, что

они усваивают, наблюдая за агрессивным поведением окружения [Д.Н. Исаев, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото], в том числе: родителей, старших детей и подростков в интернате или школе [Д.Н. Исаев]. Возможность научения агрессивности усиливается вследствие особой подражательности и внушаемости детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Д. Лейн, Б. Стрэтфорд, Л.М. Шипицына, О. Шпек].

Известно, что воздействие педагогов на поведение детей достаточно сильное. Умелое педагогическое воздействие может направить деятельность ребенка в позитивное русло, неумелое, непрофессиональное - в негативное.

Мы предположили, что одной из причин агрессивного поведения у детей с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости может, в том числе, являться и повышенная агрессивность педагогов, занимающихся их воспитанием и обучением. Для подтверждения этого был использован тест А. Ассингера, направленный на определение корректности педагога в отношении со своими коллегами и учениками и легкости общения с ним. Выделяется три уровня агрессивности: «чрезмерная миролюбивость», «умеренная агрессивность», «излишняя агрессивность», кроме того, определяется направленность и проявления агрессивности.

Экспериментальную выборку испытуемых составили 23 педагога, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида - школе. Половозрастной статус выборки: 2- мужчины и 21- женщина; возраст от 31 до 60 лет, причем, почти половину выборки составили педагоги пенсионного возраста. Шестнадцать педагогов, принявших участие в исследовании проработали с детьми более 20 лет. Стаж работы с детьми указанной категории не превышал 9 лет, что обусловлено недавним появлением детей с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости в общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, т.к. ранее они считались «необучаемыми».

По образовательному и профессиональному статусу выборка педагогов достаточно благополучна: 21 педагог (91%) имеет высшее образование, 2 педагога (9%) - среднее-специальное. Основное большинство педагогов - 20 человек(87%) аттестованы на первую квалификационную категорию на вторую и высшую категории аттестованы 1 и 2 педагога соответственно.

Таким образом, мы видим, что выборка испытуемых представляет собой квалифицированных, образованных педагогов, имеющих богатый опыт работы как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими нарушение интеллекта, в том числе, выраженное. Возрастной статус, кроме этого указывает на богатый жизненный опыт, в том числе и в области воспитания своих собственных детей и даже внуков.

Процедура обследования испытуемых с помощью теста А. Ассингера проводилась стандартно. Все педагоги согласились принять участие в тестировании, многие желали узнать результат.

Большинство опрошенных никак не прокомментировали свои ответы, однако, у 2 респондентов (9%) мы встретили комментарии к следующим вопросам- 2, 12, 13, 17. Комментарии носили уточняющий характер, содержали добавления по- поводу поведения при опоздании, поведения в критической ситуации и при просмотре страшного фильма.

Более одного ответа было предложено на 2, 3, 5, 6, 12, 14 и 16 вопросы, притом на 14 вопрос даже у двух респондентов (9%).

Затруднения в выборе ответа вызвали следующие вопросы- 2, 3 (у двух человек), 4, 11, 14 (у двух человек), 15, 17. У четырех педагогов (17%) затруднения вызвал вопрос «Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?», т.к. у них нет автомобиля, но на предложение исследователя представить себе такую ситуацию, смогли ответить. Двое испытуемых считают, что ни один ответ не подходит на вопросы 12, 17 и 20.

Обработка данных, полученных в ходе применения теста А. Ассингера проводилась нами с количественно-качественной точки зрения.

Количественной обработке подвергнуты данные о частоте выбора утверждений при ответе на вопросы теста. Нами использовались показатели, выраженные в процентах. Так один выбор составляет 4,5% (что соответствует одному респонденту).

Для удобства восприятия материала прокомментируем сделанные педагогами выборы утверждений с указанием вопросов теста.

Общие количественные результаты анкетирования оказались следующими:

1. 1 педагог (4%) набрал 34 очка, 2 человека(9%) - 35, что, по мнению Ассингера может указывать на их чрезмерную миролюбивость, что обусловлено недостаточной уверенностью в

собственных силах и возможностях.

2. 20 педагогов (87%) набрали от 36 до 44 баллов, что может говорить об их умеренной агрессивности, достаточной успешности в жизни, из-за достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

3. Ни один педагог не набрал 45 и более баллов, что говорит об отсутствии у них излишней агрессивности, неуравновешенности и жестокости по отношению к другим людям.

Наиболее интересными нам показались ответы на следующие вопросы, которые представляют собой ситуации, напрямую отражающие отношения с коллегами и с детьми. Ответы на эти вопросы мы распределили по частоте выбора.

В ответ на первый вопрос 17 человек всегда будут искать пути к примирению после служебного конфликта, 6 человек выбрали ответ «иногда», ответ («никогда») не выбрал ни один испытуемый. На вопрос о поведении в критической ситуации 12 человек выбрали ответ «внутренне кипите», 9- сохраняют полное спокойствие, 2- теряют самообладание. На вопрос, «Каким считают Вас коллеги?» ответ «самоуверенным и завистливым» не выбрал ни один человек, «дружелюбным»-10, «спокойным и независтливым»- 13. Ответы на четвертый вопрос распределились следующим образом: 13 человек- примут ответственную должность с некоторым опасением, 2- «согласятся без колебаний», 13- откажется, ради собственного спокойствия. Если кто-то без разрешения возьмет со стола респондента бумагу, никто не «выдаст ему по первое число», 7 человек заставят ее вернуть, остальные (16) спросят, не нужно ли этому человеку еще что-нибудь. На 10 вопрос подавляющее большинство испытуемых (22) ответили, что молодежи надо создать возможность организованно и культурно отдыхать, и только один человек считает, что пора запретить молодежи такие развлечения, 3 вариант ответа никто не выбрал. 3 человека считают, что зря тратили нервы, если место, которое они хотели занять досталось другому, пятеро, считают, что физиономия «счастливчика» шефу приятнее, 15- «может быть, мне это удастся в другой раз». Из-за опоздания на важное совещание будет нервничать 2 человека, 7 - попытается вызвать снисходительность партнеров, 14- огорчится. Если ребенка испытуемого обидят в школе, 16 человек поговорит с учителем, 7- посоветует ребенку дать сдачи, устраивать скандал родителям «малолетнего преступника» никто не будет. Столкнувшись с подчиненным в дверях учреждения 5 человек в ответ на его извинения скажут: «простите, это моя вина», 17- ответят «ничего, пустяки», и только один скажет: «А повнимательней Вы быть не можете?!». На газетную статью о случаях хулиганства среди молодежи 7 человек выберут вариант ответа: «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!», двое выступят за введение телесных наказаний, 14 считают, что «нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»

Итак, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что обследованные с помощью теста А. Ассингера педагоги, работающие с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью умеренно агрессивны, вспышки агрессивности ими успешно подавляются в большинстве случаев, хотя у 35% обследованных педагогов, в случае появления, вспышки агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер, они склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным действиям, могут провоцировать конфликтные ситуации. Такие данные, на наш взгляд, могут соответствовать особенностям проявления агрессивности у педагогов, работающих с другими категориями детей, в том числе с нормативно развивающимися. В рамках продолжения данного исследования интересно было бы предложить коллегам выбрать утверждения, которые, по их мнению, выбрал бы сам испытуемый для сравнения с выбором педагога и получения более объективной оценки.

The article discusses the reasons for aggressive children and adolescents with moderate to severe mental retardation, including those related to the possible aggression of teachers who work with them. The results of the study of aggressiveness of teachers who work with this category of children.

The key words: aggressiveness, aggressive behavior, mental retardation, severe mental retardation, profound mental retardation, children and adolescents with severe and profound mental retardation.

Список литературы

1. Асанов, А. Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Ю. Асанов, Н. С. Демикова, С. А. Морозов ; под ред. А. Ю. Асанова. М. : Академия, 2003. 224 с.

2. Бадалян, Л. О. Невропатология : учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. М. : Академия, 2000. 384 с.

3. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков : руководство для врачей / Д. Н. Исаев. СПб. : Речь, 2003. 391 с.

4. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. М. : Академия, 2003. 208 с.

5. Мастюкова, Е. М., Московкина А. Г. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии : Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова, Б. П. Пузанова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с. (Коррекционная педагогика).

6. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с.

7. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по детской психиатрии. М.: Медицина, 1965.

8. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. СПб. : Дидактика Плюс, 2002. 496 с.

9. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / О. Шпек ; пер. с нем. А. П. Голубева ; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М. : Академия, 2003. 432 с.

Об авторе

Токарская Л. В. - канд. психол. наук, заместитель директора по организационно-педагогической работе государственного специального (коррекционного) казенного образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 17». 620135, г. Екатеринбург, ул. Стачек 59-278, liydmil@mail.ru, 8-906-807-97-64.

Ицкович М. М. - канд. психол. наук, директор государственного специального (коррекционного) казенного образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 17». 623102, Свердловская область, г. Первоуральск, пр. Ильича 33-19, markiz0110@yandex.ru, 8-922-2297-002.

RESULTS OF A. ASSINGERS TESTS FOR THE STUDY TEACHERS WORKING WITH CHILDREN WITH SEVERE AND PROFOUND MENTAL RETARDATION

L.V. Tokarskaya, M.M. Izkovich

Literature.

1. Asanov, A.Y. Basics of genetics and hereditary malformations in children: studies. allowance for stud. high. ped. textbook. institutions / A.Y. Asanov, N.S. Demikova, S. Morozov, ed. A.Y. Asanov. -Moscow: The Academy, 2003. - 224.

2. Badalyan, L.O. Neuropathology: a textbook for students of. defektol. factor. High. ped. Textbook. institutions / L.O. Badalyan. - Moscow: The Academy, 2000. - 384 p.

3. Isaev, D.N. Mental retardation in children and adolescents: a guide for physicians / D.N. Isaev. -St. : Speech, 2003. - 391 p.

4. Muller, A.R. Upbringing and education of children with severe intellectual disabilities: studies. allowance for stud. High. ped. Textbook. Institutions / A.R. Muller, G. Tsikoto. - Moscow: The Academy, 2003. - 208.

5. Mastyukova, E.M., Moskovkina A.G. Principles of genetics: Clinical and genetic basis for Special Education and Special Psychology: A Handbook. allowance for stud. ped. High. Textbook. institutions / ed. V.I. Seliverstova, B.P. Puzanova. - M.: humanity. ed. VLADOS Center, 2003. - 368 p. - (Remedial education).

6. EI Horns. Handbook of Practical Psychology in Education: A Textbook. - Moscow: VLADOS, 1996. - 529 p.

7. Sukhareva, G.E. Clinical lectures on child psychiatry. Moscow, Medicine, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.