Научная статья на тему 'Социальное взаимодействие и партнерство с родителями как необходимое условие создания социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью'

Социальное взаимодействие и партнерство с родителями как необходимое условие создания социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ / ЗАПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ / CHILDREN WITH MODERATE AND HEAVY RETARDATION / FORMATION OF THE SOCIALIZING CORRECTIONAL DEVELOPING ENVIRONMENT / SOCIAL PARTNERSHIP AND SOCIAL INTERACTION WITH PARENTS / INQUIRIES OF PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саватеева Анна Львовна, Тихомирова Лариса Федоровна

Статья посвящена актуальным вопросам олигофренопедагогики: обучению и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Авторы приводят некоторые результаты работы по формированию социализирующей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специальной школы-интерната. Авторы отмечают, что одним из необходимых условий формирования социализирующей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является взаимодействие педагогов и родителей, которое способствует интеграции субъектов взаимодействия, их взаимообогащению и развитию, а также дальнейшему осуществлению единого подхода к социализации детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, формированию у них жизненно важных компетенций. Авторы отмечают, что в организационном плане развитие социального взаимодействия выступает как механизм преодоления изолированности, разобщенности субъектов взаимодействия, установления их взаимосвязей и взаимного дополнения. Именно взаимодействие с родителями позволяет удовлетворить их запросы в обучении и воспитании детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Проведенный опрос родителей позволил определить степень удовлетворенности родителей и основные направления работы коллектива образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саватеева Анна Львовна, Тихомирова Лариса Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Interaction and Partnership with Parents as a Necessary Condition to Make Socializing Correctional Developing Environment for Children with Moderate and Heavy Mental Retardation

The article is devoted to topical issues of oligophrenopedagogics: training and socialization of children with moderate and heavy mental retardation. Authors give some results of work on formation of the socializing environment for children with moderate and heavy mental retardation in conditions of a special boarding school. The authors note that one of necessary conditions to form socializing environment for children with moderate and heavy mental retardation is interaction of teachers and parents. Social interaction of teachers and parents promotes integration of subjects of interaction, their mutual enrichment and development and also further implementation of the uniform approach to socialization of children with moderate and heavy degree of mental retardation, to formation their vital competences. The authors note that in the organizational plan development of social interaction acts as the mechanism of overcoming isolation, dissociation of interaction subjects, establishment of their interrelations and mutual supplement. Interaction with parents allows satisfying their inquiries in training and education of children with moderate and heavy mental retardation. The conducted survey of parents has allowed defining a degree of parents’ satisfaction and the main areas of the educational institution staff’s work.

Текст научной работы на тему «Социальное взаимодействие и партнерство с родителями как необходимое условие создания социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

УДК 376

Л. Ф. Тихомирова, А. Л. Саватеева

Социальное взаимодействие и партнерство с родителями как необходимое условие создания социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Статья посвящена актуальным вопросам олигофренопедагогики: обучению и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Авторы приводят некоторые результаты работы по формированию социализирующей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специальной школы-интерната. Авторы отмечают, что одним из необходимых условий формирования социализирующей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является взаимодействие педагогов и родителей, которое способствует интеграции субъектов взаимодействия, их взаимообогащению и развитию, а также дальнейшему осуществлению единого подхода к социализации детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, формированию у них жизненно важных компетенций. Авторы отмечают, что в организационном плане развитие социального взаимодействия выступает как механизм преодоления изолированности, разобщенности субъектов взаимодействия, установления их взаимосвязей и взаимного дополнения. Именно взаимодействие с родителями позволяет удовлетворить их запросы в обучении и воспитании детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Проведенный опрос родителей позволил определить степень удовлетворенности родителей и основные направления работы коллектива образовательного учреждения.

Ключевые слова: дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, формирование социализирующей коррекционно-развивающей среды, социальное партнерство и социальное взаимодействие с родителями, запросы родителей, механизмы преодоления разобщенности педагогов и родителей в процессе воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

L. F. Tikhomirova, A. L. Savateeva

Social Interaction and Partnership with Parents as a Necessary Condition to Make Socializing Correctional Developing Environment for Children with Moderate and Heavy Mental Retardation

The article is devoted to topical issues of oligophrenopedagogics: training and socialization of children with moderate and heavy mental retardation. Authors give some results of work on formation of the socializing environment for children with moderate and heavy mental retardation in conditions of a special boarding school. The authors note that one of necessary conditions to form socializing environment for children with moderate and heavy mental retardation is interaction of teachers and parents. Social interaction of teachers and parents promotes integration of subjects of interaction, their mutual enrichment and development and also further implementation of the uniform approach to socialization of children with moderate and heavy degree of mental retardation, to formation their vital competences. The authors note that in the organizational plan development of social interaction acts as the mechanism of overcoming isolation, dissociation of interaction subjects, establishment of their interrelations and mutual supplement. Interaction with parents allows satisfying their inquiries in training and education of children with moderate and heavy mental retardation. The conducted survey of parents has allowed defining a degree of parents' satisfaction and the main areas of the educational institution staff's work.

Keywords: children with moderate and heavy retardation, formation of the socializing correctional developing environment, social partnership and social interaction with parents, inquiries of parents, mechanisms of overcoming dissociation of teachers and parents in the course of education and training of children with moderate and heavy mental retardation.

В последнее десятилетие особо актуализировалась проблема обеспечения благополучного и защищенного детства, ставшая одним из основных национальных приоритетов России. В Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 г., утвержденной Указом президента Российской Федерации В. В. Путина (№ 761 от 1 июня 2012 г.), акцентируется, что все дети имеют право на особое внимание, заботу и помощь. Вместе с тем имеет место рост численности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, комплексными нарушениями. Это обуслов-

лено, с одной стороны, достижениями медицинской науки (медики выхаживают глубоко недоношенных детей, родившихся весом 500 граммов), а с другой - социальным неблагополучием и экологической обстановкой. Согласно статистическим данным, а также данным, содержащимся в исследованиях, посвященных проблеме здоровья подрастающего поколения, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составля-

© Тихомирова Л. Ф., Саватеева А. Л., 2017

126

Л. Ф. Тихомирова, А. Л. Саватеева

ют дети-инвалиды, значительное количество детей имеют стертые нарушения развития.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка (1989 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.) каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отраженные в данных документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Цель нашей работы совместно с педагогическим коллективом школы-интерната № 8 заключалась в создании оптимальной социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях образовательного учреждения.

Мы считаем, что без грамотного взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, невозможно создать социализирующую среду для этих детей. Поэтому в своей работе мы уделили особое внимание именно этому вопросу.

В научной литературе понятие «взаимодействие» определяется как «согласованная деятельность по достижению поставленных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи». Термин «интеракция» (взаимодействие) интерпретируется психологами как одна из трех сторон общения и как форма организации деятельности [3].

Е. В. Руденский определяет взаимодействие как «процесс, который складывается из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия, состоящего из духовного невербального информационного контакта» [3].

Социальное взаимодействие описывается в литературе как процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимная обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Истинное социальное взаимодействие необходимо отличать от симбиоза и формальной организованности. В симбиозе отношения практически отсутствуют - действуют только связи. Именно поэтому для симбиоза характерна неразличен-ность его участников. В формальной организованности - другая крайность, здесь фактически отсутствуют связи, и ее участники находятся лишь в отношениях друг с другом.

В свою очередь, взаимодействие по типу общности сохраняет совокупность связей и отношений в гармоническом единстве. Данное обстоятельство чрезвычайно важно для становления профессиональной компетентности субъектов социального взаимодействия, для выработки их единой ответственной профессиональной позиции.

Социальное взаимодействие по типу общности одновременно несет в себе и целевые ориентиры совместной деятельности, и ценностные основания своего единства как ее коллективного субъекта. Понятно, что в таком качестве она не возникает стихийно, сама по себе; ее становление связано со специальными и осознанными усилиями каждого из ее участников.

Взаимодействие педагогов и родителей способствует, во-первых, интеграции субъектов взаимодействия, их взаимообогащению и развитию, а во-вторых, дальнейшему осуществлению единого подхода к социализации детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, формированию у них жизненно важных компетенций.

В организационном плане развитие социального взаимодействия выступает как механизм преодоления изолированности, разобщенности субъектов взаимодействия, установления их взаимосвязей и взаимного дополнения.

В основе взаимодействия субъектов деятельности по формированию жизненно важных компетенций и развитию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должны лежать следующие принципы:

— Социальное партнерство - формирование между субъектами взаимодействия особого типа отношений, основанных на взаимоуважении; признании реальных и значительных потенциальных возможностей каждого из социальных партнеров в реализации общей цели; подлинной заинтересованности в тесной совместной работе по ее достижению.

— Комплексный характер взаимодействия, основным условием соблюдения которого является обоснованное и профессиональное использование социальных технологий (прежде всего, технологии социального партнерства), позволяющих на практике обеспечить конструктивное взаимодействие путем определения зоны общей ответственности и мобилизации имеющихся ресурсов.

— Профессионализм в решении задач по формированию навыков здорового образа жизни у детей. Реализация принципа профессионализма

предусматривает учет объема и качества знаний, умений и навыков в области теории и методики работы по формированию жизненно важных компетенций у умственно отсталых детей. Сферу их ответственности могут определять лишь те направления и участки работы, которые соответствуют уровню их квалификации.

— Нацеленность на эффективный результат деятельности - ориентация субъектов взаимодействия на повышение уровня здоровья детей. Высокий конечный результат невозможен без дружной, слаженной работы, мобилизации кадрового и материального потенциала, реализации продуманной и взвешенной стратегии и тактики решения поставленных задач [4; 5; 6; 7].

Мы понимаем взаимодействие, прежде всего, как процесс, предполагающий активную позицию всех его участников. В связи с этим необходимо, чтобы и педагоги, и родители обладали достаточным уровнем знаний в области формирования социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [1; 2].

Для того чтобы в полной мере учесть запросы родителей и привлекать их к участию в учебно-воспитательном процессе, в школе-интернате было проводено анкетирование родителей, дети которых имеют диагноз «умственная отсталость умеренная и умственная отсталость тяжелая». Всего в анкетировании приняли участие 63 человека: 23 - родители детей, которые учатся в младшем звене, 28 человек из среднего и 12 человек из старшего звена.

Высшее образование имеют 29 % опрошенных родителей, среднее специальное - 46 %, среднее - 25 %.

Результаты опроса родителей показали, что полные семьи, имеющие детей с диагнозом «умственная отсталость умеренная и умственная отсталость тяжелая», составляют 54 %, неполные -35 %, опекунские - 3 % и 1,6 % приемные (данные представлены в Таблице 1).

Таблица 1

Состав семей, воспитывающих детей с уме-

Большинство опрошенных (77 %) испытывают страх за будущее своего ребенка, чувство тревоги - 15,9 %, усталости - 15,9 %, причем это чувство выражено гораздо сильнее у родителей, чьи дети обучаются в старшем звене. Чувство безнадежности (6,3 %) более характерно для родителей младших школьников, как и чувство жалости (14,3 %). Чувство вины перед ребенком испытывают 3,2 % родителей.

Все опрошенные родители ответили положительно на вопрос Известно ли вашим знакомым, что Вы воспитываете «особого»ребенка?

На вопрос Что вы ожидаете от школы? родители ответили следующим образом: психолого-педагогическую помощь в вопросах воспитания - 74,6 %, ознакомление с нормативно-правовыми документами - 14,3 %, моральную поддержку - 39,6 %, оказание помощи в трудоустройстве детей - 50,7 %.

Большинство опрошенных родителей считают, что их детей в школе должны научить писать (76 %), читать (79 %), считать (77 %), общаться (86 %) и трудиться (71 %). В младшем и среднем звене родители ставят на первое место для своих детей общение. Родители старшеклассников (91 %) - чтение. Остальные умения и навыки получили одинаковый процент. Также родители выразили следующие пожелания: организовать больше занятий с логопедом, научить детей разговаривать, петь, рисовать, «научить всему, чему учат в школе».

К сожалению, значительно меньшее число родителей сконцентрировали свое внимание на освоении детьми социально-бытовых навыков.

Ответы на вопрос Чему, по вашему мнению, должны научить в школе ребенка в плане освоения социально-бытовых навыков?, приведены в Таблице 2 (с. 129).

Получены следующие результаты: следует обучать детей приемам самообслуживания (52 %), соблюдать и выполнять санитарно-гигиенические правила (35 %), учить выполнять «домашнюю» работу (49 %), самостоятельно посещать общественные места (52 %).

На вопрос о том, какими трудовыми навыками, необходимыми для жизни в обществе, должен овладеть ребенок, большинство родителей детей младших классов ответили, что в школе их дети должны научиться работать руками. Однако родители часто не учитывают личностные особенности детей, их состояние здоровья. Были озвучены разные профессии, в том числе и те, которые предлагает школа: обувщик, швея, озе-Л. Ф. Тихомирова, А. Л. Саватеева

ренной и тяжелой умственной отсталостью

Младшее Среднее Старшее

звено звено звено

Полная 56,5 % 57 % 42 %

Неполная 30,4 % 32 % 50 %

Опекунская 8,6 % 11 % 8 %

Приемная 4,5 %

Итого 100 100 100

ленитель, столяр. В перечень вошли и такие профессии, как парикмахер, грузчик, уборщица, посудомойка, дворник. Есть родители, которые хотели бы, чтобы их дети научились лепить из глины, плести из лозы и работать с тканью, готовить еду, самостоятельно себя обслуживать. Встречались и такие ответы: «научите, чтобы мог самостоятельно зарабатывать деньги», «участвовать в общественной работе», «мог ориентироваться в обществе и не чувствовал бы себя особенным», «что сможет, то и хорошо».

Таблица 2

Отношение родителей к формированию социально-бытовых навыков у детей с умеренной

Опрос родителей воспитанников с тяжелыми интеллектуальными нарушениями показал, что, в целом, они удовлетворены уровнем социализации своих детей. В то же время хотели бы, чтобы, в первую очередь, дети овладели навыками коммуникации; во-вторых - учебными умениями (писать, считать, читать), и только в-третьих -трудовыми, в том числе социально-бытовыми, навыками.

В этом вопросе мнения педагогического коллектива и родителей расходятся, поэтому считаем целесообразным сотрудничество с родителями в плане их обучения основам дефектологии. С нашей точки зрения, необходимо изменение позиции родителей в отношении приоритетов в воспитании и обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В этом мы видим дальнейшие перспективы социального взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Библиографический список

1. Баряева, Л. Б., Бгажнокова, И. М., Бойко, Д. И. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программы, методические рекомендации

[Текст] / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойко. - Псков, 1999.

2. Маллер, А. Р. Принципы обучения детей с глубокими умственными нарушениями [Текст] / А. Р. Маллер // Основные подходы к решению проблемы обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множественными нарушениями. -Псков, 2000.

3. Руденский, Е. В. Социальная психология [Текст] / Е. В. Руденский. - М. : Инфра, 2000.

4. Тихомирова, Л. Ф. Семейное воспитание детей с нарушением интеллекта [Текст] : учебное пособие [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2013. - 79 с.

5. Тихомирова Л. Ф. Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Педагогика и психология доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы Всероссийской конференции. - Ярославль, 2013. - С. 12-18.

6. Тихомирова, Л. Ф., Бурыкина, Н. М. Социальное взаимодействие родителей и педагогов в процессе формирования отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни у школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, Н. М. Бурыкина // Ярославский педагогический вестник. Том 2. - 2015. - № 2. - С. 152-159.

7. Тихомирова, Л. Ф., Саватеева, А. Л., Быкова, М. Н. Организация педагогической работы с детьми и подростками с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта в школе-интернате 8 вида [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, А. Л. Саватеева, М. Н. Быкова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. -№ 2. - С. 189-195.

Bibliograficheskij spisok

1. Barjaeva, L. B., Bgazhnokova, I. M., Bojko,

D. I. Obuchenie detej s vyrazhennym nedorazvitiem intel-lekta. Programmy, metodicheskie rekomendacii [Tekst] / L. B. Barjaeva, I. M. Bgazhnokova, D. I. Bojko. - Pskov, 1999.

2. Maller, A. R. Principy obuchenija detej s glubokimi umstvennymi narushenijami [Tekst] / A. R. Maller // Os-novnye podhody k resheniju problemy obuchenija i vospi-tanija detej s glubokimi umstvennymi i mnozhestvennymi narushenijami. - Pskov, 2000.

3. Rudenskij, E. V Social'naja psihologija [Tekst] /

E. V Rudenskij. - M. : Infra, 2000.

4. Tihomirova, L. F. Semejnoe vospitanie detej s narusheniem intellekta [Tekst] : uchebnoe posobie [Tekst] / L. F. Tihomirova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013. - 79 s.

5. Tihomirova L. F. Problemy inkljuzivnogo obra-zovanija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdo-rov'ja [Tekst] / L. F. Tihomirova // Pedagogika i psi-hologija dostupnoj obrazovatel'noj sredy dlja detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja : materialy Vse-rossijskoj konferencii. - Jaroslavl', 2013. - S. 12-18.

и тяжелой умственной отсталостью

Младшее Среднее Старшее

звено звено звено

Приемы самообслужи- 39 % 64 % 50 %

вания

Соблюдение и выполне- 30,4 % 39 % 33 %

ние санитарно-

гигиенических правил

Умение выполнять «до- 35 % 57 % 58 %

машнюю» работу

Способность самостоя- 43 % 57 % 58 %

тельно посещать обще-

ственные места

б. Tihomirova, L. F., Burykina, N. M. Social'noe vzaimodejstvie roditelej i pedagogov v processe formiro-vanija otnoshenija k zdorov'ju i navykov zdorovogo obra-za zhizni u shkol'nikov s intellektual'noj nedostato-chnost'ju [Tekst] / L. F. Tihomirova, N. M. Burykina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Tom 2. - 2015. -№ 2. - S.152-159.

7. Tihomirova, L. F., Savateeva, A. L., Bykova, M. N. Organizacija pedagogicheskoj raboty s det'mi i podrostkami s umerennoj i tjazheloj stepen'ju narushenija intellekta v shkole-internate S vida [Tekst] / L. F. Tihomirova, A. L. Savateeva, M. N. Bykova // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - 2014. - T. 2. - № 2. -S. 1S9-195.

130

Л. Ф. Тихомирова, А. Л. Саватеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.