УДК 378.147 ББК 74.489
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
А.С. Медведева
Аннотация. В статье представлен теоретический обзор проблемы формирования коммуникативной компетентности в свете федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС 3+), основанных на компетентностном подходе. Рассматриваются подходы исследователей к определению понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность». Определяется значимость коммуникативной компетентности (КК) в профессиональной деятельности в целом и как важной части профессиональной компетентности студента 1 курса географического факультета Башкирского государственного университета. Делается вывод, что КК является значимой частью общекультурный компетенций.
Ключевые слова: коммуникация, компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, педагогическая деятельность, культура речи.
A.S. Medvedeva
Abstract. The article presents a theoretical overview of the problem of the formation of communicative competence in the light of federal state educational standards of a new generation (FSES 3+) based on a competence approach. The approaches of researchers to the definition of concepts "competence", "competency", "communicative competence" are considered. The importance of professional activity in general and, in particular, as an important part of professional competence of the 1st year student of geography faculty of Bashkir State University is determined. The author has come to the conclusion that communicative competence is an important part of the overall cultural competence.
Keywords: communication, competence, competency communicative competence, educational activities, culture of speech.
50 COMMUNICATIVE COMPETENCE
AS AN OBJECT OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH
Коммуникация — важная составляющая жизни человека в современном обществе, его самореализации и социализации.
Основой для понимания данного термина служит определение из Большого Энциклопедического словаря (2000), в котором «коммуникация (лат. communicatio — от соттитсо — делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем)» [1].
Успешное владение основами коммуникации является важным компонентом становления коммуникативной личности как в межличностном и межнациональном общении, так и в профессиональной сфере. Именно поэтому проблема формирования коммуникативной компетентности личности сегодня актуальна.
Прежде чем рассмотрим различные подходы к пониманию содержания понятия «коммуникативная компетентность» и обратимся к ее определению, необходимо дифференцировать два близких, но не одинаковых понятия — компетенция и компетентность.
Ряд ученых, таких, как Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков идентифицируют эти понятия, опираясь на определение компетенции как «1. Способности делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способности выполнять особые трудовые функции», а компетентности как «...используемой в тех же значениях» [2, с. 12].
Другой подход, основанный на разграничении понятий компетенция / компетентность, представлен в трудах Н. Хомского, Р. Уайта, Н.В. Кузьминой, В.И. Байденко, А.В. Хуторского и др.
Термин «языковая компетенция» в рамках компетентностного подхода в образовании был введен в научный аппарат Н. Хомским в 1965 г. и первоначально обозначал способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности на родном языке [3].
Для Н.В. Кузьминой компетентность — интегративное «свойство личности» [4].
По «Словарю методических терминов» Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, «компетенция (от лат. competentis способный) — это совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-л. деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений» [5, с. 107].
Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова [6, с. 1427] демонстрирует различие между понятиями компетенция и компетентность: «компетентность — осведомленность, авторитетность; компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом».
Таким образом, компетенция и компетентность взаимосвязаны, так как компетентность (уровень владения чем-либо, квалификация) зависит от соответствия ее требованиям компетенции (опыт).
В статье автор будет придерживаться точки зрения А.В. Хуторского, по которому «Компетенция — включа-
51
ет совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере. Компетентность же характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [7].
А.В. Хуторский также дает определение «образовательной компетенции» как «совокупности смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности» и ее трехуровневую иерархию, в которой на первом месте оказываются ключевые компетенции как мета-предметные в образовании. Затем следуют общепредметные (интегрированные для определенного круга 52 предметов, образовательных областей) и предметные компетенции, формирующиеся в рамках частных учебных предметов [8].
К ключевым, универсальным компетенциям, помимо всех прочих, относится и коммуникативная компетенция. Данное понятие активно исследуется зарубежными и отечественными учеными, однако у них нет единого мнения.
Дополнив понятие Н. Хомского «языковая компетентность», Д. Хаймс дает определение коммуникативной компетенции как управление тем, когда, как, о чем говорить, с кем, где, каким образом» ("it is a competence,
when to speak, when not, and as what to talk about with whom, when, where, in what manner"), то есть быть участником речевой деятельности, целесообразно использовать языковые единицы в речи [9].
Ю.М. Жуков рассматривает коммуникативную компетентность как «готовность и умение планировать и осуществлять эффективные коммуникативные действия с использованием имеющихся внешних и внутренних ресурсов» [10, с. 77].
В.Н. Куницина определяет коммуникативную компетентность как «владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии» [11].
С точки зрения Ю.Н. Емельнова, коммуникативная компетентность — это такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обу-ченности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе [12].
Как самостоятельное образование коммуникативную компетентность рассматривал и Н.Н. Обозов.
Особый интерес вопросу коммуникативной компетенции уделяла Л.А. Петровская, определяя как «...способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с
людьми...» и отождествляя ее с компетентностью в общении [13].
Опираясь на научные трактовки данного термина, автор данной статьи, вслед за И.А. Зимней, приходит к выводу, что коммуникативная компетентность — это «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе фонологических, лексико-грамматических, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний, навыков и умений, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения» [14].
Формирование коммуникативной компетенции — главная задача ФГОСов нового поколения (ФГОС 3+), основанных на компетентност-ном (интегрированном) подходе.
В курсе «Русский язык и культура речи» на 1 курсе географического факультета Башкирского государ -ственного университета (направления 05.03.04 — Гидрометеорология, 05.03.03 — Картография и геоинформатика, 05.03.01 — Геология, 05.03.
02 — География) формируется следующая компетенция:
ОК-5 — способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (см. табл.).
Целью дисциплины «Русский язык и культура речи» (для географического факультета) является «формирование у будущего специалиста, участника профессионального общения, комплексной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности» [15, с. 1270].
Этапы освоения компетенции ОК-5 реализуются в следующих видах работ: аудиторной (письменной: сочинение «Книга в моей жизни», изложение, эссе по предлагаемым темам, тестирование по теме «Нормы русского
53
Таблица
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Этапы Результаты обучения Дисциплины и практики участвующие в формировании компетенции (по учебному плану)
1 этап Знания Специфика речевой культуры Стили речи (научный, деловой) Речевая коммуникация Русский язык и культура речи
2 этап Умения Формирование речи с учетом целей, темы, ситуации Формирование устной речи Формирование письменной речи
3 этап Владения (навыки / опыт деятельности) Навыки делового общения Речевые коммуникации Правописание
54
языка»; устной: опросы, доклады, рефераты по темам курса), внеаудиторной (работа со словарями, выполнение самостоятельных заданий, подготовка к аудиторной работе).
Развитие данной компетенции, позволит обучающемуся владеть устной и письменной речью для передачи информации, фактов; пояснять и высказываться понятным языком, доступно объяснять информацию, уместно использовать вербальные методы в обучении; устанавливать контакт с собеседником, владеть навыками эффективного речевого общения и поведения; в процессе деятельности (учебной, исследовательской, профессиональной) успешно реализовывать речевую коммуникацию; предусматривать и избегать коллизии.
Несмотря на то, что коммуникативная компетентность в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения входит в раздел общекультурных компетенций (ОК), она является важной частью профессиональной компетентности, так как выпускнику в профессиональной деятельности предстоит работать и общаться с людьми, используя речь как средство воздействия.
Таким образом, можем сделать вывод, что коммуникативная компетентность необходима для своевременной реализации профессиональной компетентности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.vedu.ru/bigencdic/ (дата обращения: 27.03.2017).
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. Авторская
Преподаватель
версия [Текст] / И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
3. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса [Текст] / Н. Хомский. — М., 1972. — 258 с.
4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя [Текст] / Н.В. Кузьмина. — М.: АПН, 1990. — 149 с.
5. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин [Электронный ресурс]. — URL: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/ default/files/PXXI_2016-4-1.pdf (дата обращения: 27.03.2017).
6. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под редакцией Д.Н. Ушакова. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. — Т. 1.- 1848 с.
7. Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования [Текст] / А.В. Хуторский, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компе-тентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун- та им. Л.Н. Толстого, 2008. — Вып. 1. — С. 117-137.
8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст] / А.В. Хуторский [Электронный ресурс]. — URL:http://www.eidos.ru/journal/2002/ 0423.htm (дата обращения: 28.03.2017).
9. Hymes, D. On Communicative Competence [Тех^ / D. Hymes // Sociolinguistics / J.B. Pride; J. Holmes (ed.). — Harmond-sworth: Penguin Books, 1972. — P. 269-293.
10. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 104 с.
11. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголы-па. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
12. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... докт. психол. наук [Текст] / Ю.Н. Емельянов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 38 с.
4 / 2017
13. Долгова, В.И. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / В.И. Долгова, Е.В. Мельник, Н. Карахан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 31. — С. 81-85 [Электронный ресурс]. — URL: http://e-ko ncept.ru/2015/95523.htm (дата обращения: 10.10.2017).
14. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку [Текст] / И.А. Зимняя. — М.: Русский язык, 1989. — 219 с.
15. Ямалетдинова, А.М. Содержание и структура учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», преподаваемой на географическом факультете башкирского государственного университета [Текст] / А.М. Ямалетдинова, А.С. Медведева // Вестник Башкирского университета, 2015. — Т. 20. — № 4. — C. 1270-1274.
REFERENCES
1. Azimov E.G., Shhukin A.N., Novyj slovar metodicheskih terminov i ponjatij (teorija i praktika obuchenija jazykam), available at: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/ PXXI_2016-4-1.pdf (accessed: 27.03.2017). (in Russian)
2. Bolshoj Enciklopedicheskij slovar, available at: http://www.vedu.ru/bigencdic/ (accessed: 27.03.2017). (in Russian)
3. Dolgova VI., Melnik E.V, Karahan N., Ponja-tie kommunikativnoj kompetentnosti v psi-hologo-pedagogicheskih issledovanijah, Na-uchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Kon-cept", 2015, Vol. 31, pp. 81-85. (in Russian)
4. Emeljanov Ju.N., Teorija formirovanija i praktika kommunikativnoj kompetentnosti, Extended abstract of PhD dissertation (History), St. Petersburg, 1991. (in Russian)
5. Homskij N., Aspekty teorii sintaksisa, Moscow, 1972. (in Russian)
6. Hutorskoj A.V., Kljuchevye kompetencii i obrazovatelnye standarty, available at:
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (accessed: 28.03.2017). (in Russian)
7. Hutorskoj A.V., Hutorskaja L.N., Kompe-tentnost kak didakticheskoe ponjatie: soder-zhanie, struktura i modeli konstruirovanija. Proceedings of the Conference Proek-tirovanie i organizacija samostojatelnoj raboty studentov v kontekste kompetentnost-nogo podhoda, Tula, 2008, Vyp. 1, pp. 117137. (in Russian)
8. Hymes D., On Communicative Competence, Sociolinguistics, Harmondsworth: Penguin Books, 1972, pp. 269-293.
9. Jamaletdinova A.M., Medvedeva A.S., Soderzhanie i struktura uchebnoj discipliny "Russkij jazyk i kultura rechi", prepodavae-moj na geograficheskom fakultete bashkirsk-ogo gosudarstvennogo universiteta, Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2015, Vol. 20, No. 4, pp. 1270-1274.
10. Kunicyna V.N., Kazarinova N.V., Pogolypa V.M., Mezhlichnostnoe obshhenie: Uchebnik dlja vuzov, St. Petersburg, Piter, 2001. (in Russian)
11. Kuzmina N.V., Professionalizm lichnosti prepodavatelja, Moscow, APN, 1990. (in Russian)
12. Tolkovyj slovar russkogo jazyka, Moscow, Izdatelstvo Astrel, Izdatelstvo AST, 2000, Vol. 1. (in Russian)
13. Zhukov Ju.M., Petrovskaja L.A., Rastjan-nikov P. V., Diagnostika i razvitie kompetentnosti v obshhenii, Moscow, 1990. (in Russian)
14. Zimnjaja I.A., Kljuchevye kompetentnosti kak rezultativno-celevaja osnova kompetent-nostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaja versija, Moscow, Issledovatelskij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. (in Russian)
15. Zimnjaja I.A., Psihologija obuchenija nerodnomu jazyku, Moscow, Russkij jazyk, 1989. (in Russian)
55
Медведева Анастасия Сергеевна, аспирантка, кафедра русского языка и методики его преподавания, Башкирский государственный университет, a.glinski@mail.ru Medvedeva A.S., Post-Graduate Student, Russian Language and Methods of Teaching Department, Bashkir State University, a.glinski@mail.ru