№ 3 (44) МАРТ 2014
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
П. Ю. Ежов, педагог-организатор, детско-юношеский центр «Вариант», г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ИХ АКТИВНОСТИ
В статье рассматриваются процессы возбуждения и поддержания активности детей в проективной, технологической и рефлексивной фазах театрализованного действия. Факторами активности выступают событийность, уникальность, полилогичность, коллективность, ситуативная общность, театральная природа действия, а также использование народных традиций и провоцирование на игровое поведение, включение детей в творческий процесс создания, проведения и оценки мероприятия. В театрализованном мероприятии участники принимают статус не зрителей-наблюдателей, а самодеятельных актеров, со-творцов действия. Выделение факторов активности участников театрализованного действия позволяет определить его как организованную коллективную игру, способствующую приращению личностной игровой культуры ребенка. Под игровой культурой личности понимается качественная и динамическая структура, характеризующая личность как субъекта игровой деятельности. Автор подчеркивает, что процесс освоения детьми игровой культуры может стать эффективным при активном включении каждого ребенка в игровое театрализованное действие. Ключевые слова: театрализованное действие, игровая культура личности, детский коллектив, игра, массовое действие, эмоциональный отклик.
Посредством театрализованной деятельности могут быть созданы благоприятные условия для освоения ребенком игровой культуры. Этот процесс становится эффективным при активном включении ребенка в игровое театрализованное действие, в котором обучающийся является не зрителем, а полноценным участником, самодеятельным актером, со-творцом мероприятия.
В центре нашего внимания — процессы возбуждения и поддержания активности детей в театрализованном действии, способствующей формированию их личностной игровой культуры.
Игровую культуру ребенка, в соответствии с близкой нам концепцией В.М. Григорьева, мы определяем как качественную и динамическую структуру личности, характеризующую ее как субъекта игровой деятельности1.
«Театрализация» в педагогике понимается неоднозначно: как метод обучения, воспитания и развития детей средствами театра; игра в театр; родовое понятие по отношению к драматизации, переделывание для исполнения на сцене и т п. Такое понимание далеко не исчерпывает всей полноты этого сложного феномена.
Наиболее целостная, по нашему мнению, художественно-педагогическая концепция театрализованного действия была разработана А.А. Коновичем. Театрализованное действие рассматривается им как созданное массовое действие, в рамках которого по законам драматургии организуются коллектив, документальный и художественный материал. По сути — это самодеятельность самих участников2.
Проанализируем в рамках этой концепции пространственно-временную структуру
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
возбуждения и поддержания игровой активности детей в театрализованном действии.
Импульс к зарождению замысла театрализованного действия задает событийность, порождая психологическую потребность коллектива в ее реализации. Таким образом, событие, лежащее в основе театрализованного действия, должно быть значимым для данного коллектива. По нашему мнению, значимые для детского коллектива события можно создавать искусственно.
Другим стимулятором активности участников театрализованного действия выступает его уникальность. Мероприятие проектируется для конкретного детского коллектива, события, конкретной ситуации, удовлетворения потребности данного коллектива. Театрализованное действие максимально приближено к реальной ситуации, совершается «здесь и сейчас».
Суть театрализованной коммуникации — полилог. Общение осуществляется между его участниками. Из слушателей и наблюдателей участники превращаются в актеров. Они выполняют несложные сценические задачи, становятся исполнителями песен, танцев, участвуют в индивидуальном и массовом действии. Из пассивного наблюдателя зритель превращается сначала в заинтересованное лицо, испытывая потребность в участии, затем в полноценного участника.
Эмоциональный отклик каждого из участников действия на происходящее усиливается эмоциональной реакцией остальных. Коллективное эмоциональное реагирование вызывает эмоциональный резонанс, способствуя осознанию каждым отдельным участником своей причастности к общему торжеству. Коллективная эмоция заражает участника смехом или возмущением, восторгом или скорбью.
Особое место в театрализованном действии занимают народные традиции и фольклор. Народному гулянию чужда пассивная зрелищность. Оно предполагает активную социокультурную самодеятельность участников.
В.Е. Гусев выделяет в художественной специфике фольклорного театра коллективность творческого процесса и всеобщую импровизацию членов общности как основу этого театра3. А.А. Ко-нович рассматривает следующие возбудители (резонаторы) активности. Во-первых — это естественное стремление человека к идеалам дружбы, коллективизма, уважения к старшим и памяти о героических свершениях, национальному мировоззренческому колориту. Во-вторых, фольклорные зрелищно-игровые традиции устанавливают и усиливают связь общественно-полезных деяний с праздничным состоянием человека. В-третьих, народные традиции привязаны к конкретным событиям в жизни людей, позволяя дать выход чувствам, эмоциям и энергии. В-четвертых, традиции предполагают определенность и художественную закрепленность форм их выражения. Традиции диктуют определенный стереотип поведения участников действия, отношения к событию4. Так, например, условия традиционных игр, таких как каравай, не нужно объяснять. Игровое действие начинается незамедлительно. Возбуждение и поддержание активности участников фольклорного действия может осуществляться по совокупности способов.
1. Возбудителем активности может выступить костюмирование, позволяющее войти в образы традиционных народных персонажей. Костюмированные группы могут стать центрами, вокруг которых разворачивается действие, в него втягиваются и другие участники. Маска, костюм, язык, мимика, жест превращаются в целую знаковую систему, языковой код, посредством которого происходит слияние реального и условного (ролевого) поведения.
2. Спонтанная художественная реакция на происходящее выражается в коллективном пении, танцах, движениях, речевых откликах. Такая коллективная импровизация всегда окрашена эмоционально. Она способствует передаче чувств, отношения к происходящему и пронизывает фольклорное действие.
Посредством театрализованной
деятельности могут быть созданы благоприятные условия для освоения ребенком игровой культуры. Этот процесс становится эффективным при активном включении ребенка в игровое театрализованное действие.
№ 3 (44) МАРТ 2014
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
3. Возбуждению и поддержанию активности способствует состязательное начало в виде игрового конкурса, шуточной театрализованной схватки, художественно-творческого или спортивного соревнования.
4. В фольклорном действии обязательно наличие ритуала. В любом человеке на подсознательном уровне живет вера в выполнение определенных символических действий с целью влияния на действительность. Результатом их выполнения становится эмоциональный подъем.
Резонатором активности могут выступать естественная среда и специальные сооружения. Зимой это катальные горки, ледяные скульптуры, сказочные избушки. Летом и осенью — украшенные деревья, венки из цветов. Соответствующее художественное оформление пространства: использование кукол, чучел, бутафорских действующих лиц способно создать праздничную эмоциональную атмосферу.
Возбуждению активности аудитории способствует и театральная природа действия, которая предполагает образно-смысловой ход, композиционное построение, наличие ярких образов.
Движущей силой любого действия является конфликт. Однако праздничная ситуация в принципе противоположна конфликтной. Как отмечает Д.Н. Аль, такой конфликт весьма условен. В театрализованном действе возбудителями выступают игровой конфликт ведущего и участников, равных по численности сторон, а также ловушки, споры, игровые диалоги. Решением конфликта может быть преодоление препятствий, противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции5.
Средством резонирования активности является живое слово. Рассмотрение игрового действия как игрового диалога, а словесного действия как речевого поведения, вызывающего изменение поведения собеседников, позволяет нам выделить ее активизирующую составляющую. Поведение : собеседника или собеседников может меняться в результате прямого призыва, требования, просьбы и т. п. Однако возможно создание таких речевых конструкций неди-
Коллективное эмоциональное реагирование вызывает эмоциональный резонанс, способствуя осознанию каждым отдельным участником своей причастности к общему торжеству.
рективного характера, благодаря которым собеседник, в силу его индивидуальных особенностей или объективных психологических закономерностей, будет реагировать на речевое воздействие определенным образом. Такие речевые конструкции провоцируют участников действия на активное поведение. По нашему мнению, провоцирование нужно понимать как акт речевого поведения, вызывающий у участников действия планируемую поведенческую реакцию.
Возбуждение и поддержание активности необходимо осуществлять на всех этапах театрализованного действия. А.А. Коно-вич рассматривает три временных периода, включающих время до мероприятия, непосредственно во время мероприятия и после его завершения6. В проективно-технологи-ческой логике отнесем их к фазам: проективной, технологической и рефлексивной.
На фазе проектирования возбуждение, а затем и поддержание активности осуществляется при осознании участниками значимости события, при привлечении детей к сотворчеству в создании замысла мероприятия, к его подготовке. В это время формируется предвосхищение, активное ожидание события и, соответственно, мероприятия.
В технологической фазе театрализованного действа педагогически программируется игровая активизация. Театрализованная игра усиливает переживания личности и преобразует их в эмоциональный праздничный настрой. Театрализованное действие становится игровым, поскольку оно по своей природе условно, символично и образно. Оно является переводом значимых событий на язык игровых действий.
В рефлексивной фазе, после окончания мероприятия, активность участников не иссякает. Она проявляется в последующей будничной жизни. Заложенный праздничным мероприятием заряд эмоций, духовных и физических сил, способствует дальнейшей продуктивной жизни и деятельности ребенка. Активность выражается и в стремлении к участию в следующем мероприятии. Переходя на внутренний, более глубокий психический уровень, активность
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
может проявляться как переживание значимого события, формируя богатый эмоциональный опыт личности.
Реальное театрализованное действие, как показывает А.А. Конович, могут составлять церемония, ритуал, обряд, карнавал. По нашему мнению, которое подтверждается положениями возрастной психологии7, по отношению к детскому коллективу все возможные виды действия имеют игровой характер с оттенком ролевой игры.
Выделение пространственно-временной структуры возбуждения и поддержания активности детей позволило сформулировать игровую суть театрализованного действия в детском коллективе. Оно понимается нами как выстроенное по законам драматургии сложноорганизованное художественно выраженное и педагогически направляемое ролевое игровое взаимодействие детей (детская коллективная игра), в основе которого лежит реальное или вымышленное событие. Важность события порождает у участников стремление к игровой коммуникации. Целью такого взаимо-
действия является удовлетворение игровых интересов и потребностей и их возвышение (приращение) у детей, что адекватно формированию и развитию личностной игровой культуры каждого ребенка. |J
Литература
1. Григорьев, В.М. Этнопедагогика игры: монография / В.М. Григорьев. М.: Спутник, 2009. 226 с.
2. Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Конович. М.: Высшая школа, 1990. С. 151.
3. Григорьев, В.М. Этнопедагогика игры: монография / В.М. Григорьев. М.: Спутник, 2009. С. 7.
4. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Конович. М.: Высшая школа, 1990. С. 114-115.
5. Аль Д.Н. Основы драматургии: учебное пособие / Д.Н. Аль. СПб.: СПбГУКИ, 2005. С. 55-57.
6. Конович А А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Конович. М.: Высшая школа, 1990. С. 140.
7. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. Т 1. М.: Большая российская-энциклопедия, 1993. С. 259.
EXCITATION AND CHILDREN' ACTIVITY MAINTAINING IN THEATRICAL ACTION
P. Y Ezhov, teacher-organizer, Center for children and youth «Variant», Ekaterinburg, Russia,
This article considers the processes of excitation and children' activity maintaining in the phases of theatrical action: projective, technological and reflexive. The factors are events, uniqueness, poly-logicality, collectivity, situational unity, theatrical nature of the action, and also application of national traditions and provoking for playing behavior, including children in creative process of creation, holding and evaluating of event. In theatrical event the members get not an observers' status but actors and creators of the action. Separation of the activity's factors of theatrical action allows defining of children' theatrical action as organized collective game, which promotes child's personal game culture. As personal game culture we mean qualitative and dynamic structure which characterizes personality as a subject of game activity. The author stresses that the process of acquiring game culture by children can be efficient with active taking part by every child in game theatrical action. Key words: theatrical effect, game culture personality, children's team, game, mass action, emotional response.
References
1. Grigor'ev V.M. Etnopedagogika igry: monografiia [Eth-nopedagogics games: monograph]. Moscow, Sputnik Publ., 2009. 226 p.
2. Konovich A.A. Teatralizovannye prazdniki i obriady v SSSR [Theatrical festivals and rituals in the USSR]. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 1990. 208 p.
3. Grigor'ev V.M. Etnopedagogika igry: monografiia [Ethnopedagogics games: monograph]. Moscow, Sputnik Publ., 2009. 226 p.
4. Konovich A.A. Teatralizovannye prazdniki i ob-riady v SSSR [Theatrical festivals and rituals in the
USSR]. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 1990. 208 p.
5. Al' D.N. Osnovy dramaturgii: uchebnoeposobie [Drama principles. Textbook for students]. St. Peterburg, SPb-GUKI Publ., 2005. 280 p.
6. Konovich A.A. Teatralizovannye prazdniki i obriady v SSSR [Theatrical festivals and rituals in the USSR]. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 1990. 208 p.
7. Rossiiskaia pedagogicheskaia entsiklopediia [Russian pedagogical encyclopedia]. Moscow, 1993, in 2 pats, pat 1, 672 p.