Научная статья на тему 'Педагогические возможности коллективной творческой деятельности в социализации современных подростков'

Педагогические возможности коллективной творческой деятельности в социализации современных подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIALIZATION / TEENS / CREATIVE ASSIGNMENTS / PEDAGOGICAL SITUATIONS / THEATER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береговая Е.Б., Стукалова О.В., Ситников Ф.С.

Авторы статьи обосновывают направления продуктивной социализации подростков и раскрывают педагогические возможности приобщения к коллективной творческой деятельности. В статье приводятся примеры педагогических ситуаций, стимулирующих различные составляющие процесса социализации и создание особой культурно-образовательной среды занятий. Такая среда стимулирует позитивную коммуникацию подростков, а также содействует развитию у них ценностных ориентаций, инициативы, мотивации и готовности к творческой самореализации, навыков саморегуляции, организованности и т.д. В статье обобщены данные комплексного исследования; даны результаты педагогического наблюдения за подростками участниками театральных коллективов. Авторы отмечают коррелляцию уровня освоения театрального искусства и ценностного отношения к общению, коллективной творческой работе. В статье раскрыта роль организации дискуссий, расширения культурного кругозора, повышения мотивации подростков на социально значимую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Береговая Е.Б., Стукалова О.В., Ситников Ф.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY IN THE SOCIALIZATION OF MODERN ADOLESCENTS

The authors of the article substantiate the directions of productive socialization of adolescents and reveal the pedagogical possibilities of familiarizing them with collective creative activity. The examples of pedagogical situations that stimulate various components of the socialization process and the creation of a special cultural and educational learning environment are presented in the article. Such an environment stimulates the positive communication of adolescents, and also promotes the development of value orientations, initiative, motivation and readiness for creative self-realization, skills of self-regulation, organization, etc. The data of a comprehensive study is collected in the article, it provides the results of pedagogical observation of adolescents participants in theater groups. The authors note a correlation of the level of mastery of theatrical art and value attitude to communication, collective creative work. The article reveals the role of organized discussions, expanding the cultural horizons, increasing the motivation of adolescents for socially significant activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности коллективной творческой деятельности в социализации современных подростков»

Общие вопросы педагогики

УДК 377

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Е.Б. Береговая, О.В. Стукалова, Ф.С. Ситников

Аннотация. Авторы статьи обосновывают направления продуктивной социализации подростков и раскрывают педагогические возможности приобщения к коллективной творческой деятельности. В статье приводятся примеры педагогических ситуаций, стимулирующих различные составляющие процесса социализации и создание особой культурно-образовательной среды занятий. Такая среда стимулирует позитивную коммуникацию подростков, а также содействует развитию у них ценностных ориентаций, инициативы, мотивации и готовности к творческой самореализации, навыков саморегуляции, организованности и т.д. В статье обобщены данные комплексного исследования; даны результаты педагогического наблюдения за подростками - участниками театральных коллективов. Авторы отмечают коррелляцию уровня освоения театрального искусства и ценностного отношения к общению, коллективной творческой работе. В статье раскрыта роль организации дискуссий, расширения культурного кругозора, повышения мотивации подростков на социально значимую деятельность.

Ключевые слова: социализация, подростки, творческие задания, педагогические ситуации, театральные технологии.

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY IN THE SOCIALIZATION OF MODERN ADOLESCENTS

E. Beregovaya, O. Stukalova, F. Sitnikov

Abstract. The authors of the article substantiate the directions of productive socialization of adolescents and reveal the pedagogical possibilities of familiarizing them with collective creative activity. The examples of pedagogical situations that stimulate various components of the socialization process and the creation of a special cultural and educational learning environment are presented in the article. Such an environment stimulates the positive communication of adolescents, and also promotes the development of value orientations, initiative, motivation and readiness for creative self-realization, skills of self-regulation, organization, etc. The data of a comprehensive study is collected in the article, it provides the results of pedagogical observation of adolescents - participants in theater groups. The authors note a correlation of the level of mastery of theatrical art and value attitude to communication, collective creative work. The article reveals the role of organized discussions, expanding the cultural horizons, increasing the motivation of adolescents for socially significant activities.

Keywords: socialization, teens, creative assignments, pedagogical situations, theater technologies.

Отечественные и зарубежные исследования, проходящие на стыке различных подходов к пониманию процесса социализации, включая психологические, культурологические,

физиологические направления, доказывают наличие четкой взаимосвязи между практически всеми компонентами социализации, в том числе в ее рефлексивном и коммуникативном компонентах, отношением к искусству, участием в творческой деятельности - в самых различных видах и форматах.

Целью проведенного исследования стало определение возможностей театральных технологий и, в целом, вовлечения подростков в создание сценической постановки в процессе их

социализации и освоения наиболее значимых в данном контексте навыков.

Исследование доказало, что работа над спектаклем позволяет оптимизировать многие направления социализации подростков. Безусловно, такая работа осуществляется в рамках четко структурированного и целенаправленного педагогического

сопровождения, которое интегрирует не только развитие творческих способностей подростков-участников постановки, но и создает особую культурно-образовательную среду,

опосредованно стимулирующую устойчивость ценностных ориентаций, инициативу, мотивацию к творческой самореализации.

Фиксация педагогических наблюдений за подростками, участвующими в постановках спектаклей в различных театральных студиях, школьных театрах, в кружках дополнительного образования в школах, детских домах-интернатах, различных каникулярных программах в г. Москва, в Ивановской, Тульской, Смоленской, Калужской областях, а также в Ставропольском крае, позволила достаточно аргументированно заключить, что театральная деятельность весьма привлекательна для подростков, причем они изначально привлечены возможностью самоутверждения, приобретения популярности в глазах сверстников, т.е. некоей зрелищной (внешней) стороной театральной деятельности.

Данный этап очень важен для обеспечения устойчивости мотивации подростков на самореализацию в творчестве, на конструктивное общение - все это обеспечивает стабильность и продуктивность их социализации. В исследовании определено, что за время подготовки спектакля у подростков, которые сумели преодолеть естественно возникающие кризисы, снижение самооценки, недовольство собой и другими участниками, начинает усиливаться ценностное отношение к своей деятельности и к театральному искусству. Они начинают понимать, в первую очередь, необходимость ранее неявных для них проявлений: например, ответственности за общее дело, самоотверженности, социальной роли театральных постановок.

Так, одна из участниц постановки (А.Д., 15 лет) в лагере «Путешариум» (г. Пятигорск Ставропольского края) приняла в ней участие, несмотря на недомогание. В ответ на предложение отменить ее участие, она сказала: «Я не должна подвести ребят». Между тем, для этого подростка ранее были характерны эгоцентризм, апатия, негативизм по отношению к коллективу сверстников. Проведенные беседы отразили влияние участия этого подростка в подготовки спектакля, который был представлен для детей-воспитанников детских домов Ставропольского края. Спектакль оставил сильное впечатление у аудитории, о чем свидетельствуют отзывы детей и их педагогов. Анализ подобных примеров позволил подтвердить гипотезу о значительном педагогическом потенциале театральной творческой деятельности в социализации подростков.

Каковы основные факторы активизации этого потенциала? Назовем наиболее важные:

- содержательность общения. В процессе постановки спектакля подростки не просто разговаривают, обмениваются впечатлениями, замечаниями, они создают общий творческий продукт. Такое общение во многом можно тоже назвать творчеством или, пользуясь терминологией М.М. Бахтина, подлинным диалогом в культуре, «поступком» [1, с.80-160];

- создание особой культурно-образовательной среды в временном театральном коллективе. Такая среда представляет собой совокупность влияний и условий на основе целенаправленного педагогического сопровождения [8, с.191].

Направления создания такой среды: раскрытие творческих возможностей участия в коллективной работе для каждого, поддержка мотивации к полноценной творческой самореализации и проявлению своих способностей, иначе говоря «формирование субъекта своего развития» [9, с.196]. Такая среда обладает качествами резонанса [9, с. 15], она гуманитарно насыщена, в ней «переплетаются природные, экологические, социальные и эстетические факторы» [10, с.427-428].

Стержневым компонентом культурно-образовательной среды творческого коллектива является - ценностный компонент. Он вбирает в себя очень значимые для всего процесса социализации содержательные составляющие общения - рефлексию собственных поведенческих стратегий, готовность понять и принять позиции другого человека, умение ценить эти позиции, а также эмоциональную эмпатию.

В стиле общения участников театральных постановок, осуществленных в ходе исследования лежать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, искренность. Только декларировать эти требования в работе с подростками недостаточно, педагогическое сопровождение заключается в организации разработки и внедрении ряда особых педагогических ситуаций, направленных на развитие социально-культурной рефлексии, т.е. самоанализа, самокорректировки,

организованности. Кроме того, практика доказывает, что ведущей целью в данном случае является самореализация подростка, его удовлетворенность своей работой, своей частью коллективного творческого дела.

Коммуникация участников постановки имеет, таким образом, социализирующий характер, и он, в свою очередь, обусловливает и общее развитие личности подростков, формируя их способности к самооткрытию, сопереживанию, помогая

раскрепощать свое тело и одновременно тоньше проявлять себя в общении с миром. Здесь мы можем также говорить о развитии готовности подростков к «выразительному пониманию Другого», «в живом контакте с чужой мыслью» (М.М. Бахтин).

Среди педагогических ситуаций, оказавших наибольшее влияние на социализацию подростков, можно выделить:

- спонтанные дискуссии и диспуты о сущности того или иного произведения искусства. Такие дискуссии возникают после некоторой провокации, или точнее -проблематизации, казалось бы, устоявшихся оценок. Например, педагог высказывает несогласие с догматической точкой зрения на поведение героя или финал произведения. Спонтанность дискуссии позволяет снять формализацию коммуникативных проявлений, более глубоко проанализировать произведение, поддержать развитие опыта эстетических суждений подростков. Так осуществляется и активизация ценностей освоения театрального искусства и навыков содержательного общения, убеждения в своей правоте, умений конструктивно критиковать и др. Мы может также констатировать и взаимосвязь таких ситуаций с процессами развития восприятия искусства, рефлексии своих духовных поисков. Это качество особенно свойственно подросткам 15 - 16 лет в силу их возрастных особенностей;

- ситуации поддержки культурно-творческой инициативы участников в решении определенной общезначимой проблемы. Такие ситуации формируют умение чувствовать эмоциональный настрой других участников творческого коллектива, с одной стороны, а с другой - быть настойчивым и не бояться проявить собственное мнение. Важно и то, что инициатива должна подкрепляться действием, т.е. она взаимосвязана с ответственностью.

Данная ситуация отражает и такое направление педагогического сопровождения социализации участников театрального коллектива, как расширение круга их духовных потребностей, так и кругозора. Очевидно, обеспечить такое направление должно стимулирование мотивационной сферы участников, так как «...в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения» [7, с.205].

Важно подчеркнуть, что в мотивационной сфере участников театрального коллектива

просоциальные мотивы деятельности должны быть более устойчивыми и преобладать над эгоизмом. Здесь мы снова обращаемся к уже указанной выше роли рефлексии: в мотив деятельности подростка неотложно включается представление о другом человеке.

Работа с подростками в этом направлении должна быть направлена на развитие «групповых» мотивов, что объясняется возрастными особенностями [6].

В исследовании было доказано, что, участвуя в создании общего творческого продукта (в данном случае - спектакля) - подросток имманентно осваивает роль общности целей, и это, что особенно важно, происходит в условиях достаточно широкой системы коллективных связей.

Эти связи снижают зависимость подростков от субкультурного влияния, нивелируют тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов, открывают позитивность

установления доверительных отношений с различными людьми - в том числе со взрослыми.

Разновозрастная группа театрального коллектива обычно устанавливает свои определенные ритуалы и правила, в этом случае творческий коллектив становится влиятельной воспитывающей силой, которая значительно повышает продуктивность и органичность социализации.

Результаты исследования доказали, что участники коллектива и в других ситуациях проявляют ответственность, организованность, инициативность. Это означает, что они обладают устойчивыми ценностями, убеждениями, способны их отстаивать и транслировать своим сверстникам. В исследовании отмечены примеры самостоятельных культурно-творческих

инициатив участников творческих коллективов, работы в качестве волонтеров благотворительных фондов и проч. [3].

Можно сделать важный вывод о том, что в коллективной творческой деятельности у подростков формируется социально

ответственная позиция, преодолеваются апатия и негативизм.

Важными педагогическими ситуациями в контексте проблем социализации подростков являются и беседы об эстетических и нравственных идеалах, образцах и эталонах гражданственности, когда осуществляется сознательное принятие общественных регулятивных механизмов, превращение их в глубоко личные ценности, убеждения, потребности [12]; иерархизация мотивов

деятельности и переход мотивов «понимаемых» в мотивы «реально действующие» [4].

Отметим также, что социализация подростков в условиях театрального коллектива, несомненно, предполагает эмоциональную насыщенность деятельности. Это направляет педагогов на организацию праздничной атмосферы занятий, поддержку процессов познания мира как радостного, активного, открывающего перспективы своего личностного роста и творческого развития [2].

Постановка спектакля в этом случае понимается как приобщение к искусству Театра с большой буквы, искусству высоких духовных поисков, подлинных художественных ценностей.

Обобщая методические рекомендации для педагогов, работающих с подростками, можно выделить такие направления педагогического сопровождения:

- развитие эстетического и культурного опыта подростков;

- освоение основ театрального искусства как подлинно гуманистических ценностей;

- активизация познавательных интересов подростков в области содержательного досуга;

- стимулирование общения, имеющего ценностный познавательный характер [3];

- развитие восприятия подростков на основе изучения классиков драматургии.

Реализация данных направлений должна опираться на возрастные особенности

подростков, на положения о том, что обучение должно «забегать вперед развития», вести за собой, ориентируясь на зону ближайшего развития [5, с.449], на поддержку проявления креативного мышления, способностей к обобщению и абстрагированию, гибкости, мобильности, умений комбинировать, варьировать собственную деятельность и презентовать ее в нестандартном ключе.

Опрос педагогов, работающих с участниками театральных коллективов, показывает, что они отмечают у подростков целеустремленность; инициативность; трудолюбие; развитие коммуникативных компетенций, что

свидетельствует о готовности подростков к продуктивной социализации.

Авторам статьи близка мысль русского философа П.А. Флоренского о том, что каждую встречу с искусством необходимо превращать в «единственный случай духовной жизни»: «Один из глубочайших механизмов художественного творчества - застывшие словесные, изобразительные, пластические, звуковые формы и структуры в пространстве индивидуального творческого сознания становятся случаем духовной жизни и именно в этот единственный в мировой истории раз» [13, с.38]. Исследование подтверждает, что такое переживание создает основу для успешной и полноценной социализации.

Литература:

1. Бахтин М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. - М., 1986.

2. Беккерман П.Б. Необходимость творческого развития подростков в дополнительном образовании: основные причины в контексте психолого-педагогических воззрений Д.И. Фельдштейна / П.Б. Беккерман // Гуманитарное пространство. - 2018. - Т. 7.

- №> 1. - С. 50-55.

3. Береговая Е.Б. Принципы и направления педагогического сопровождения современных подростков в интегративных выездных программах / Е.Б. Береговая // Инициативы 21 века. - 2017. - №2 1-2. -С. 57-59.

4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.

5. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский.

- М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. -М.: Просвещение,1984.

8. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем / В.И. Панов. - СПб: Питер, 2007.

9. Печко Л.П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса: сб. статей / Л.П. Печко // Эстетическая среда и развитие культуры личности. - Вып. 2. - М.: Луганск: ИХО РАО; Институт культуры им. Т. Шевченко, 2000.

10. Савенкова Л.Г. Дизайн - искусство ХХ века / Л.Г. Савенкова // Мировая художественная культура. -М.: Питер, 2008.

11. Береговая Е.Б., Стукалова, О.В. Потенциал современных подходов к дополнительному образования в социокультурной сфере: сб. материалов / Е.Б. Береговая, О.В. Стукалова // Образование и культура: потенциал взаимодействия и ресурсы НКО в социокультурном развитии регионов России. Теории и практики социокультурного развития / Материалы III Культурного форума регионов России. - Москва-Волгоград-Новосибирск-Рязань-Сыктывкар (февраль -

сентябрь 2017 г.). - Вып. 2. - М.: ИП Лядов К.В., 2017. - С. 493-496.

12. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия

формирования личности подростка / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1980. - № 4.

13. Флоренский П.А. Священник. Сочинения: в 4-х томах / П.А. Флоренский. - М.: Мысль, 1994. - Т. 1.

Сведения об авторах:

Береговая Елена Борисовна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, директор Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», член Совета при Правительстве РФ по попечительству в социальной сфере, e-mail: bereg444@mail.ru

Стукалова Ольга Вадимовна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник ФГБНУ ИХОиК РАО, e-mail: stukalova@obrazfund.ru

Ситников Филипп Сергеевич (г. Москва, Россия), aспирант ФГБНУ ИХОиК РАО.

Data about the authors:

E. Beregovaya (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Director of the Charity Fund for the Promotion of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of life", Member of the Council under the Government of the Russian Federation for Guardianship in the Social Sphere, e-mail: bereg444@mail.ru

O. Stukalova (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chief Researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education", e-mail: stukalova@obrazfund.ru

F. Sitnikov (Moscow, Russia), Graduate student of Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education".

DOI: 10.34H2/KPJ.2019.136.5.006

Статья поступила в редакцию 02.11.2019 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.