Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIALIZATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY OF CHILDREN / AN INCLUSIVE APPROACH TO CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Марина Сергеевна

В статье рассмотрены современные подходы к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами художественно-творческой деятельности, особенности педагогического сопровождения детей с особенностями развития в образовательных организациях. Профессионально-педагогическая культура представлена в качестве фактора содействия социализации детей, показаны возможности художественно-творческих занятий в развитии коммуникационной и социальной компетентности детей с разными ограничениями в состоянии здоровья. Показана роль искусства как фактора приобщения к человеческому опыту, способ развития коммуникации и межкультурного диалога. Рассмотрено содержание педагогического сопровождения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через создание условий для адаптации и развития, содействие освоению художественного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савина Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABLED HEALTHCARE BY ART

The article discusses modern approaches to the socialization of children with disabilities by means of artistic and creative activities, the features of pedagogical support for children with special needs in educational institutions. Professional and pedagogical culture is presented as a factor in promoting the socialization of children, the possibilities of artistic and creative activities in the development of communication and social competence of children with different health limitations are shown. The role of art as a factor of familiarizing with human experience, a way of developing communication and intercultural dialogue is shown. The content of pedagogical support for the socialization of children with disabilities through the creation of conditions for adaptation and development, assistance in the development of artistic experience is considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА»

качество и уровень такой подготовки зависит уже не столько от личности и компетентности педагога, сколько от своевременного применения им современных наиболее эффективных педагогических технологий, заключающихся в правильной компоновке главных педагогических методов, гарантирующих достижение максимального результата профессиональной подготовки курсантов и слушателей.

Итак, педагогические технологии, используемые в образовательных организациях МВД России, сегодня должны отвечать определенным требованиям, а выбор и конструирование системы таких технологий должны быть направлены на первостепенные задачи такого специфичного образования. Педагогические технологии должны быть направлены на:

- практическую ориентированность процесса профессиональной подготовки, которая заключается в быстрой качественной адаптации будущих специалистов к службе в правоохранительных органах;

- пополнение научно-исследовательского базиса образовательной организации и теоретическую наполненность дисциплин, связанных непосредственно с профессиональной деятельностью будущих выпускников;

- оказание влияния на мотивационную составляющую обучающихся;

- формирование у обучающихся системы духовно-нравственных ценностей сотрудника, который чтит и следует закону, не превышая должностных полномочий, способного принять волевое решение в отношении правонарушений.

Таким образом, при выборе педагогических технологий педагогу необходимо проанализировать его собственную профессиональную эффективность в соответствии с вышеуказанными пунктами, а также обратиться к методам эффективного целеполагания для очерчивания собственных задач и целей с научной точки зрения, полностью отказавшись от интуитивного «следования тенденциям». Педагог должен быть предельно внимателен и скрупулезен при выборе и конструировании комплекса применяемых им педагогических технологий, а также ориентироваться не на удовлетворение собственных профессиональных потребностей, а на удовлетворение потребностей обучающихся - в получении максимально качественной профессиональной подготовки.

Еще одним важнейшим аспектом при выборе и конструировании совокупности таких технологий в рамках образовательного процесса образовательных организаций МВД России, по нашему мнению, является ориентация педагога на педагогические принципы, в соответствии с которыми, собственно, и выстраивается как структура каждой отдельно взятой педагогической технологии, так и системы этих технологий. Принято считать, что главными принципами являются принципы целостности и основательности, которые в значительной степени определяют эффективность педагогической технологии в контексте единства образовательной, воспитательной и самостоятельной деятельности обучающегося в процессе профессиональной подготовки.

Кроме того, следует обращать внимание и на инновационные технологии, применяемые в области компьютеризации, которые во многом определяют вектор развития многих ведущих отраслей деятельности современного человека. Педагогу необходимо выбрать такую педагогическую технологию, которая смогла бы удовлетворять и потребности обучающегося, и потребности рынка, на который ориентирована его деятельность. Таким образом, эффективным методом и технологией может стать обращение к интернет-технологиям и работа в едином цифровом пространстве.

Выводы. Помимо вышеуказанных аспектов, педагогу необходимо ориентироваться и на гуманистическую составляющую, и на профессиональный подход к образовательной деятельности с дидактической точки зрения, и, что особенно важно сегодня, на непрерывность обучения. Таким образом, современный педагог образовательной организации МВД России должен следовать важнейшим принципам педагогики и ориентироваться на обучающегося, его личность и способности. Важно принимать во внимание развитие его самостоятельности и адаптации в современных условиях, укоренение правильных и стойких морально-нравственных принципов и воззрений.

Литература:

1. Бутылин, В.Н. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций / В.Н. Бутылин, И.В. Гончаров, В.В. Барбин. - М.: Академия управления МВД России, 2007. - 340 с.

2. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб., 1998. - 231 с.

Педагогика

УДК 37

доктор педагогических наук, профессор,

главный научный сотрудник Савина Марина Сергеевна

Институт художественного образования и культурологии РАО (г. Москва)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ

ИСКУССТВА

Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами художественно-творческой деятельности, особенности педагогического сопровождения детей с особенностями развития в образовательных организациях. Профессионально-педагогическая культура представлена в качестве фактора содействия социализации детей, показаны возможности художественно-творческих занятий в развитии коммуникационной и социальной компетентности детей с разными ограничениями в состоянии здоровья. Показана роль искусства как фактора приобщения к человеческому опыту, способ развития коммуникации и межкультурного диалога. Рассмотрено содержание педагогического сопровождения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через создание условий для адаптации и развития, содействие освоению художественного опыта.

Ключевые слова: социализация, педагогическое сопровождение, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, профессионально-педагогическая культура, художественно-творческая деятельность детей, инклюзивный подход в творческой деятельности.

Annotation. The article discusses modern approaches to the socialization of children with disabilities by means of artistic and creative activities, the features of pedagogical support for children with special needs in educational institutions. Professional and pedagogical culture is presented as a factor in promoting the socialization of children, the possibilities of artistic and creative activities in the development of communication and social competence of children with different health limitations are shown. The role of art as a factor of familiarizing with human experience, a way of developing communication and intercultural dialogue is shown. The content of pedagogical support for the socialization of children with disabilities through the creation of conditions for adaptation and development, assistance in the development of artistic experience is considered.

Keywords: socialization, pedagogical support, socialization of children with disabilities, professional and pedagogical culture, artistic and creative activity of children, an inclusive approach to creative activity.

Введение. Социализация как одна из ведущих категорий педагогики отражает процесс усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в конкретный период времени обществу, социальной общности, группе и воспроизводство социальных связей и опыта.

Социализация реализуется в двух направлениях: целенаправленное воздействие на личность через образование; стихийное освоение опыта поколений через систему жизненных отношений. Образование выступает в качестве механизма ускорения процесса социализации, придает ему гуманистическую ориентацию, направленную на содействие адаптации, развитию, самоопределению и социализации личности.

Продуктивной социализации детей, обеспечению их полноценного участия в жизни общества может служить преподавание различных видов искусства, активное участие в художественно-творческой деятельности в условиях общего и дополнительного образования. Искусство в качестве одного из факторов и способов приобщения к человеческому опыту, выступает как форма коммуникации и межкультурного диалога, обеспечивает усвоение опыта других людей, социальных групп, культур, формирование позитивного отношения к социуму, содействует развитию художественного мышления и в перспективе художественно-творческой деятельности личности.

Изучение искусства, включение в различные виды художественно-творческой деятельности особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, процесс социализации которых затруднен ограничениями в адаптации, освоении культурного опыта, коммуникации и доступа к образованию. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения и создания дополнительных условий для освоения программ художественного образования, включения в творческую деятельность и адаптации к современной культуре и искусству.

Изложение основного материала статьи. Педагогическое сопровождение социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях обеспечивается созданием условий для адаптации и развития, содействия освоению художественного опыта, формированию жизненных планов и установок, мотивов поведения и творческой деятельности.

В качестве ведущих целей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства могут выступать:

- формирование позитивного отношения к действительности;

- развитие творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей и ресурсов;

- формирование умений взаимодействовать со сверстниками и педагогами;

- способность брать ответственность на себя;

- направленность на достижение поставленных целей;

- готовность к преодолению трудностей в жизни и творческой деятельности.

Для реализации названных целей педагог должен владеть основами педагогического мастерства, профессионально-педагогической культурой. Профессиональная культура как способность педагога к решению профессиональных задач основывается на общей культуре личности, формируется и развивается в процессе педагогической деятельности и профессиональной коммуникации.

Профессионально-педагогическая культура включает ряд компонентов:

- аксиологический - совокупность педагогических ценностей, выработанных человечеством и разделяемых конкретным педагогом;

- технологический - владение способами и приемами педагогической деятельности, умение решать педагогические задачи;

- личностно-творческий компонент - способность к преобразованию, интерпретации педагогических явлений, готовность к творческому развитию.

Для успешного выполнения профессиональных функций педагогу важно развивать организаторские, коммуникативные, дидактические, речевые способности, а в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья использовать такие личностные качества, как терпеливость, настойчивость, творческий подход, умение взаимодействовать с разными детьми и учитывать их индивидуальные возможности и ограничения.

Последний фактор, а именно всесторонний учет индивидуальности каждого ребенка с ОВЗ имеет решающее значение при выборе вида творческой активности, создания творческой и развивающей атмосферы на занятиях выборе инвентаря, непосредственно хода занятия и много другого.

Под индивидуальными особыми потребностями детей с ОВЗ, которые необходимо учитывать в первую очередь, мы понимаем характер и тяжесть ограничений здоровья и их влияние на процесс социализации детей, склонности, предпочтения и увлечения самих детей, возможности образовательной организации для проведения творческих занятий, необходимость соблюдения принципа инклюзии.

В рамках данной статьи хотелось бы особо остановиться непосредственно на ограничениях здоровья, т.к. они сами по себе очень часто являются препятствием для успешной социализации детей с ОВЗ в нашем обществе. Так, например, нарушение или задержка речевого развития, может стать существенным препятствием в общении ребенка с ОВЗ с окружающими, или патологии в области психического развития могут также препятствовать успешной социализации ребенка с ОВЗ.

Эти проблемы можно успешно преодолевать на занятиях художественно-творческой деятельностью, при этом стоит отметить, что определенные виды творческой активности стимулируют развитие у детей с ОВЗ высших психических функций, а также коммуникативных умений и навыков, расширяют их знания о процессе человеческого взаимодействия и пр.

Самым универсальным средством развития коммуникационной и социальной компетентности на занятиях творческими видами деятельности является создание ситуаций, в которых дети вынуждены общаться друг с другом, им в непосредственном опыте демонстрируются эффективные способы взаимодействия, которые они тут же и апробируют. Путем многократного повторения таких ситуаций дети присваивают себе тот или иной коммуникационный навык, что способствует их постепенной социализации.

Например, на занятиях педагог может намеренно создать дефицит какого-то инвентаря, так что дети будут вынуждены обращаться друг к другу, чтобы попросить его, а также ожидать своей очереди для его получения и т.п.

Представляет важным в рамках данной статьи отдельно остановиться на специфике некоторых видов творчества и их влияния на развитие детей, в том числе высших психических функций и социализацию в целом.

Занятия музыкой способствуют развитию слуха, а это в свою очередь, влияет на развитие речи в целом. Также непосредственная игра на инструментах способствует развитию мелкой и крупной моторики, созданию и запоминанию новых моторных схем. А это служит фундаментом для развития речи, основного канала коммуникации людей. У детей, занимающихся музыкой, развивается эмоционально-волевая сфера, расширяется спектр переживаемых эмоций, повышается способность к их адекватному выражению. Дети начинают лучше понимать свои эмоции и эмоции других людей, что становится залогом успешного взаимодействия их с другими людьми, и, как следствие, все большей интеграции в общество.

Занятия танцами и движением в индивидуальном и групповом форматах, также способствуют развитию крупной моторики, ориентации в пространстве, у детей корректируется схема тела, посредством танца они учатся непосредственному взаимодействию друг с другом. В этой связи весьма эффективно себя зарекомендовали упражнения на доверие, работа с давлением индивидуально и в парах. Работа с предметами, которые необходимо удерживать вместе, передавать друг другу и т.п.

При различных вариантах работы с телом иннервируются самые разные отделы головного мозга, что способствует развитию и поддержанию его активности на должном уровне. Также за счет обучения навыкам двигательного контроля, повышается уровень самоконтроля и произвольности в целом. Что оказывают огромное влияние на поведение детей с ОВЗ, оно становится более предсказуемым, социальноприемлемым, чувства и эмоции выражаются адекватными способами, доступными для понимания другими людьми. Все это играет большую положительную роль в социализации детей с ОВЗ.

Занятия рисованием, лепкой, песочной анимацией и пр. в первую очередь стимулирует развитие мелкой моторики, которое является основной для развития речи, памяти, воображения.

На любых занятиях художественно-творческой деятельностью должно быть место спонтанному или свободному детскому творчеству. Несмотря на то, что зачастую результаты такой деятельности не имеют художественной ценности, в данном случае ценен сам процесс. Ребенок творит, не оглядываясь на стереотипы и сложившиеся традиции, он свободен в своем творчестве. Именно эта свобода помогает ему раскрыться, познать радость творчества, выразить себя, свои чувства. Последующая рефлексия помогает ему осознать эти эмоции, справиться с ними, переформатировать негативный опыт предыдущих коммуникаций и пр.

Спонтанное творчество способствует, прежде всего, развитию творческого воображения, и в нем не столько важен и ценен результат, сколько сам процесс. Однако при этом и сами результаты свободного творчества могут служить социализации детей с ОВЗ, так последующее обсуждение результатов помогает детям лучше понять друг друга, установить отношения друг с другом. Этот социальнотворческий опыт также ляжет в основу их успешной социализации.

Немаловажным в данной связи становится и соблюдение принципа инклюзии на занятиях художественно-творческой деятельностью. Этот принцип взаимного творчества, со-творчества детей с ОВЗ и нормотипичных детей решает одну из важнейших социальных задач в области успешной социализации детей с ОВЗ.

Сегодня много говорится о том, что необходимо не только создавать условия для успешного освоения и интериоризации детьми с ограниченными возможностями здоровья социальных ценностей, общепринятых форм поведения, но и создавать условия, при которых социум будет готов к полноценному включению людей с ОВЗ во все процессы.

Выводы. Инклюзивное творчество как раз создает основу для воспитания будущих членов общества, которые готовы и способствуют полноценной интеграции людей с ОВЗ в социум и его процессы.

Нормотипичные дети, занимаясь художественно-творческой деятельностью вместе с детьми с ОВЗ, воспринимают последних как полноправных партнеров, открыто взаимодействуют с ними, учатся помогать и поддерживать, относятся к ним как полноценным и самоценным личностям. Такие отношения, основанные на партнерстве и равноправии, являются залогом формирования толерантного и объективного отношения к людям с ограничениями в будущем. И чем больше в нашем обществе будет таких представителей, тем выше будет готовность социума в целом принять как полноценных своих членов людей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Аверина Н.Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства / Образование и воспитание. - 2015. - №4. - С. 3-6. - URL https://moluch.ru/th/4/archive/13/295/ (дата обращения: 26.07.2020)

2. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы. URL: http:// government. ru/programs/215/events/

3. Зак, Д.Я. Коррекционное значение арттерапии и артпедагогики в нравственном воспитании детей с проблемами в развитии // Научный потенциал. - 2011. - № 2

4. Мова Л.В. Танец и рисунок как возможность трансформации // Интернет-конференция http://www.exat-edu.ru/page.php?id=211

5. Самоукова С.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. -С. 338-342. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76543.htm.)

6. Соловьева Т.А. Новый подход к управлению результатами включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина (Научный журнал). Спб. Пушкин. №4. 2018. с. 239

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Антоненко Алина Эдуардовна

Волгодонский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Волгодонск);

преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Нефедова Надежда Андреевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД, КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ

ОРУЖИЕМ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации профессиональной служебной подготовки сотрудников ОВД. Акцентировано внимание на том, что огнестрельное оружие является источником повышенной опасности и требует высокой организации занятий в рамках дисциплины «Огневая подготовка». Отмечается, что во время проведения занятий необходимо уделять внимание не только обучению меткой стрельбе и умелому, быстрому обращению с огнестрельным оружием, но и на меры личной безопасности, при обращении с ним.

Ключевые слова: табельное огнестрельное оружие, экстремальная ситуация, Министерство внутренних дел, органы внутренних дел, огневая подготовка, полицейский.

Annotation. The article deals with the organization of professional training of police officers. Attention is focused on the fact that firearms are a source of increased danger and require a high organization of classes in the framework of the discipline "Fire training". It is noted that during the classes it is necessary to pay attention not only to training in marksmanship and skillful, quick handling of firearms, but also to personal safety measures when handling it.

Keywords: service firearms, emergency, Ministry of the Interior, law enforcement agencies, fire training, police officer.

Введение. Одним из органов, обеспечивающих права и свободы граждан, а так же охрану общественного порядка и соблюдение законности и правопорядка - являются органы внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД).

Работа в ОВД является не только престижной деятельностью, но и накладывает на сотрудников ряд обязательств, связанных с квалифицированным осуществлением своих должностных обязанностей, которые требуют от сотрудников ОВД полной самоотдачи на службе во благо граждан и государства.

Полиция любого государства призвана защищать своих граждан от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, имущество, а также обеспечивать охрану общественного порядка и соблюдение законности [3, 7].

Работа по осуществлению правоохранительной деятельности, наряду с высокими волевыми и морально-этическими качествами, требует от правоохранителя специальных знаний, навыков и умений, которые приобретаются в ходе прохождения обучения в образовательных организациях МВД РФ. Формируются необходимые компетенции, позволяющие эффективно применять их на практике, порой, в не простых, быстро меняющихся условиях.

Изложение основного материала статьи. Деятельность Министерства внутренних дел РФ осуществляется согласно принципам уважения и соблюдения прав человека, гражданских прав и свобод, а также законности [8], но не всегда законное требование полицейского о прекращении противоправного деяния выполняется правонарушителем добровольно.

В ряде ситуаций правонарушитель, увидев полицейского в форменном обмундировании, отказывается от своих противоправных намерений и следует законным требованиям правоохранителя. Но существует категория преступников, готовых пойти на крайние меры в достижении намеченных преступных целей, вплоть до физического уничтожения, не только граждан, в отношении которых совершается противоправное деяние, но и полицейских, выполняющих свои обязанности по пресечению преступления.

Правонарушитель может не только не реагировать на требования правоохранителя, а и оказывать сопротивление или совершать нападение на него.

В силу того, что правонарушитель может быть физически сильнее, обладать специальными навыками различных единоборств, вооружен холодным оружием и предметами, которые могут причинить вред жизни и здоровью полицейского, а также может быть вооружен огнестрельным оружием - он представляет серьезную угрозу. Правоохранитель должен быть готов к обоснованному применению физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в критической ситуации [7].

В таких ситуациях полицейский обязан профессионально владеть не только боевыми приемами борьбы, специальными средствами, но и на высоком уровне обладать умениями и навыками применения различных видов огнестрельного оружия, стоящего на вооружении ОВД, а так же иметь тактические навыки обращения с ним в различных экстремальных ситуациях [2].

Применение оружия в экстремальной ситуации довольно скоротечный процесс, в котором время идет на секунды или доли секунд, поэтому полицейский должен владеть навыками адекватного реагирования на такие ситуации на очень высоком уровне [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.