Научная статья на тему 'Актуальность реализации рекреационного потенциала парков культуры и отдыха в социализации детей'

Актуальность реализации рекреационного потенциала парков культуры и отдыха в социализации детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2007
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАРКИ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА / SOCIALIZATION OF CHILDREN / RECREATIONAL ACTIVITY / RECREATION PARKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Буданцева Марина Викторовна, Иванова Надежда Николаевна

В статье рассматриваются проблемы подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе. Отмечается, что понятие социализации является универсальной категорией, с помощью которой описывается процесс личностного становления и развития. В различных концепциях социализации личности изложена некоторая совокупность объяснительных принципов, раскрывающих процесс развития социальности индивида. Социализация детей является функцией не только системы образования, но и учреждений культуры, в том числе парков культуры и отдыха, располагающих значительным социально-культурным потенциалом эффективных средств воспитания. Парк культуры и отдыха природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведения просветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественным любительским творчеством. Проанализированы уникальные возможности социализирующего потенциала парков культуры и отдыха, которые заключаются в том, что оперативность решаемых задач строится на основе событийности и динамики протекающих здесь социально-культурных процессов в природно-ландшафтной среде, которая образует богатейшее культурно-игровое пространство детского общения, творчества, воспитания культуры, нравственного и эстетического развития. Определена сущность социализации детей в условиях реализации рекреационного потенциала парков культуры и отдыха, представляющая собой педагогический процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, в уникальной среде парков культуры и отдыха, образующей богатейшее культурно-игровое пространство детского общения, творчества, нравственного и эстетического развития, обеспечивающих реализацию нормального функционирования рекреационной системы ребенка. Выявленная специфика рекреационного потенциала парков культуры и отдыха в социализации детей заключается в том, что реализация задач социализации происходит в игровой форме на основе событийности и динамики социально-культурных процессов, протекающих в атмосфере эмоциональной насыщенности, динамичности, альтернативности, мотивированности, естественности, непринужденности, комфортности и привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Буданцева Марина Викторовна, Иванова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF REALIZATION OF THE RECREATIONAL POTENTIAL OF RECREATION PARKS IN SOCIALIZATION OF CHILDREN

In article authors considered problems of preparation of younger generation for independent life in society. Authors noted that the concept of socialization is universal category by means of which they described process of personal formation and development. In various concepts of socialization of the personality there is some set of explanatory principles opening development of a sociality of the individual. Socialization of children is not only a function of education systems, but also cultural institutions, including, recreation parks having the considerable welfare potential of effective remedies of education. Recreation park is a natural and cultural and educational complex which by the sizes, and to ecological characteristics allows to provide to placement in respect of the settlement the best conditions for rest of the population and carrying out educational, cultural and mass, sports and improving actions, organizations of games and entertainments, creation of conditions for occupations with art amateur creativity. Authors analyzed unique opportunities of the socializing potential of recreation parks which are that efficiency of the solved tasks is under construction on the basis of a eventfulness and dynamics of social and cultural processes proceeding here in the natural and landscape environment which forms the richest cultural and game space of children's communication, creativity, education of culture, moral and esthetic development. Authors defined the essence of socialization of children in conditions of realization of recreational potential of recreation parks representing pedagogical process of assimilation by the individual of examples of behavior, psychological mechanisms, social norms and values in the unique environment of recreation parks forming the richest cultural and game space of children's communication, the creativity, moral and esthetic development providing realization of normal functioning of recreational system of the child. The revealed specifics of recreational potential of recreation parks are in socialization of children that realization of problems of socialization happens in a game form on the basis of a eventfulness and dynamics of social and cultural processes proceeding in the atmosphere of an emotional saturation, dynamism, alternativeness, motivation, naturalness, ease, comfort and appeal.

Текст научной работы на тему «Актуальность реализации рекреационного потенциала парков культуры и отдыха в социализации детей»

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПАРКОВ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

БУДАНЦЕВА МАРИНА ВИКТОРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ИВАНОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе. Отмечается, что понятие социализации является универсальной категорией, с помощью которой описывается процесс личностного становления и развития. В различных концепциях социализации личности изложена некоторая совокупность объяснительных принципов, раскрывающих процесс развития социальности индивида. Социализация детей является функцией не только системы образования, но и учреждений культуры, в том числе парков культуры и отдыха, располагающих значительным социально-культурным потенциалом эффективных средств воспитания. Парк культуры и отдыха - природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведения просветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественным любительским творчеством. Проанализированы уникальные возможности социализирующего потенциала парков культуры и отдыха, которые заключаются в том, что оперативность решаемых задач строится на основе событийности и динамики протекающих здесь социально-культурных процессов в природно-ландшафтной среде, которая образует богатейшее культурно-игровое пространство детского общения, творчества, воспитания культуры, нравственного и эстетического развития. Определена сущность социализации детей в условиях реализации рекреационного потенциала парков культуры и отдыха, представляющая собой педагогический процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, в уникальной среде парков культуры и отдыха, образующей богатейшее культурно-игровое пространство детского общения, творчества, нравственного и эстетического развития, обеспечивающих реализацию нормального функционирования рекреационной системы ребенка. Выявленная специфика рекреационного потенциала парков культуры и отдыха в социализации детей заключается в том, что реализация задач социализации происходит в игровой форме на основе событийности и динамики социально-культурных процессов, протекающих в атмосфере эмоциональной насыщенности, динамичности, альтернативности, мотивированности, естественности, непринужденности, комфортности и привлекательности.

Ключевые слова: социализация детей, рекреационная деятельность, парки культуры и отдыха.

В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, современного стиля жизни.

В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации. Все проекты социально-экономического развития должны включать в себя гуманитарную составляющую, способствовать развитию духовных сил и здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.

Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении подрастающего

M. V. BUDANTSEVA, N. N. IVANOVA

поколения, заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации.

Понятие социализации является универсальной категорией, с помощью которой описывается процесс личностного становления и развития. Проблемы, механизмы и периодизации социализации отражены в многочисленных трудах отечественных психологов: Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и мн. др. В различных концепциях социализации личности изложена некоторая совокупность объяснительных принципов, раскрывающих процесс развития социальности индивида -как в его универсальных проявлениях, так и в конкретно-исторических условиях.

В настоящее время понятие «социализация» вошло в систему наук, объединяемых интересом к личностному становлению. Между тем, и сегодня не выработано единого определения социализации, приемлемого для всех наук, изучающих человека.

Понятие «социализация» определяется в словарях следующим образом:

«...процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта» [1];

«...процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе» [2];

«...процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм» [3].

Под социализацией Б. Д. Парыгиным понимается весь «многогранный процесс очеловечивания человека», включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагаемое социальное признание, а также социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность функций, ролей, норм, прав и обязанностей, переустройство окружающего мира [4].

В определениях И. С. Кона лаконичная формулировка «...усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» позже сменяется более развернутым определением, включающим влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей [5].

Впоследствии социализация определяется автором как «.совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности» [5]. В этом определении кроме общих и уже известных характеристик, содержатся указания на некоторые механизмы процесса социализации, на роль специфики, неповторимости индивидуальных черт конкретной социальной ситуации развития, что справедливо представляется автору важным для правильного понимания закономерностей становления личности.

В научных трудах А. В. Мудрика содержатся фундаментальные подходы к рассмотрению проблемы социализации [6]. По мнению ученого, «социализация - это развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества». Исследователь обозначает уровни процесса социализации, формулируя их следующим образом: стихийная социализация, относительно направляемая социализация, относительно социально контролируемая социализация, более или менее сознательное самоизменение человека. Сущность социализации, считает А. В. Мудрик, состоит в том, что человек, являясь участником этого процесса, формируется как член общества, к которому он принадлежит.

В своем исследовании А. В. Мудрик дает характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентации; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентацию не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

В результате социализации человек, по мнению автора, овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности и развивается как личность, приобретает и вырабатывает ряд социальных установок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы.

Весьма интересными представляются исследования А. В. Петровского, в которых процесс развития личности рассматривается автором в

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

онтогенезе [7]. В связи с вхождением человека на протяжении жизни в различные общности и многократным воспроизведением в новой социальной среде ситуаций успешной и неуспешной адаптации, складывается достаточно устойчивая структура личности.

Термин «социализация» Д. И. Фельдштейном используется в следующих контекстах [8]:

1) социализация только как процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального (норм, отношений, различных проявлений духовности и пр.), которая противостоит, хотя одновременно и взаимосвязана с индивидуализацией;

2) социализация как реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации - индивидуализации, где происходит формирование собственного социального «Я» как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия» [8].

Таким образом, в первом случае социализация трактуется как процесс в широком и общепринятом понимании в психологической науке, а во втором случае социализация понимается как процесс единства и одновременно противоречия двух процессов: социализации - индивидуализации.

В таком значении социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение и формирование себя как субъекта. При этом ребенок преодолевает объективно возникающие на разных этапах онтогенеза преграды, естественные барьеры, обусловленные степенью развития психических, психофизиологических, потребностно-мотивационных и других компонентов его характеристики как индивида. Возможности освоения социального раскрываются в непрерывном изменении пространства его «социального созревания», в характере погружения его в социальный мир.

Механизм процесса социализации, по мнению автора теории, заключается в осознании, освоении и реализации индивидом социальных норм, принципов, отношений и присвоении новой «самости», нового уровня самосознания, что «позволяет индивиду не только воспроизводить в своей деятельности присвоенное социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта», что характеризует социальную зрелость индивида [8, с. 74].

Социализация детей является функцией не только системы образования, но и учреждений культуры, в том числе, парков культуры и отдыха, располагающих значительным социально-культурным потенциалом эффективных средств воспитания.

Парк культуры и отдыха - природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведения просветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественным любительским творчеством.

Уникальные возможности социализирующего потенциала парков культуры и отдыха заключаются в том, что оперативность решаемых задач строится на основе событийности и динамики протекающих здесь социально-культурных процессов в природно-ландшафтной среде, которая образует богатейшее культурно-игровое пространство детского общения, творчества, воспитания культуры, нравственного и эстетического развития.

В современном городе парк культуры - самое демократичное учреждение культуры и досуга. Парк культуры и отдыха привлекает подрастающее поколение наличием самодеятельных коллективов, клубов по интересам, любительских объединений.

Парк как муниципальное учреждение культуры создается для формирования благоприятных условий для удовлетворения духовных и эстетических запросов населения, культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей района, развития их социальной и творческой активности.

Перечислим основные виды деятельности, осуществляемые в парке:

- создание художественных программ, включающих проведение массовых праздников, театрализованных представлений, народных гуляний, музыкальных, литературных и танцевальных салонов, направленных на популяризацию лучших достижений мировой и отечественной культуры;

- организация фестивалей искусств, концертов, театров малых форм с привлечением гастро-льно-концертных групп профессиональных и самодеятельных коллективов, встреч с представителями средств массовой информации, специалистами права, здравоохранения, экологии, международных отношений;

М. V. ВШАШЖУА, N. N. ТУА^УА

- использование игровых подвижных форм общения людей с природой, искусством на основе старинных российских традиций;

- устройство районных, областных, российских и международных тематических выставок;

- сооружение театрально-зрелищных, досу-говых, развлекательных и других объектов культурно-массового назначения;

- организация клубов, кружков и секций, творческих объединений и художественных коллективов;

- проведение спортивных праздников, кроссов, эстафет, соревнований для вовлечения населения, молодежи и подростков в массовые занятия физкультурой и спортом;

- создание физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых объектов (бильярдный зал, теннисные корты, спортивные секции на самоокупаемости);

- предоставление разнообразных платных услуг, связанных со сферой культуры, отдыха и спорта;

- издание информационно-рекламных материалов об опыте и методологии работы парка, каталогов и буклетов, пропагандирующих культуру и искусство;

- пропаганда природоохранных, историко-культурных и краеведческих знаний и т. п.

В процессе социально-культурной деятельности парков культуры и отдыха вырабатываются и закрепляются полезные навыки и умения, необходимые для социализации детей. Продуманно организованная рекреационная среда создает предрасположенность к строго определенной манере поведения.

Таким образом, анализ исследуемой проблемы позволил выявить ряд противоречий между:

- возросшей общественной потребностью в социализации детей и отсутствием целостной системы организационно-педагогических условий социализации детей и подростков в деятельности парков культуры и отдыха;

- наличием высокого педагогического потенциала деятельности парков культуры и отдыха и отсутствием научно обоснованных психолого-педагогических подходов к модернизации форм и методов социализации детей в парках культуры и отдыха;

- необходимостью разработки организационно-педагогических условий социализации детей в парках культуры и отдыха, и недостаточным использованием социально-культурных и педагогических ресурсов парков культуры и отдыха в

решении вопросов социализации детей и подростков в деятельности парков культуры и отдыха.

Изучение проблемы позволило выявить сущность социализации детей в условиях реализации рекреационного потенциала парков культуры и отдыха, представляющую собой педагогический процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, в уникальной среде парков культуры и отдыха, образующей богатейшее культурно-игровое пространство детского общения, творчества, нравственного и эстетического развития, обеспечивающих реализацию нормального функционирования рекреационной системы ребенка.

Специфика рекреационного потенциала парков культуры и отдыха в социализации детей заключается в том, что реализация задач социализации происходит в игровой форме на основе событийности и динамики социально-культурных процессов, протекающих в атмосфере эмоциональной насыщенности, динамичности, альтернативности, мотивированности, естественности, непринужденности, комфортности и привлекательности.

Литература

1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 421.

2. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академ. РАН Т. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРП, 2008. С. 478.

3. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. М.: Изд. В. М. Скакун, 2008. С. 646-647.

4. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л.: Изд-во ЛГУ, 1997.

5. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. С. 19.

6. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1998.

7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1992.

8. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1999. С. 69.

References

1. Filosofskij slovar' / pod red. I. T. Frolova. 7-ye izd., pererab. i dop. M., 2001.

2. Rossijskaya sotsiologicheskaya entsiklopediya / pod obshch. red. akadem. RАN T. V. Osipova. M.: Iz-datel'skaya gruppa NORMА-INFRP, 2008.

3. Novejshij filosofskij slovar' / sost. А. А. Grit-sanov. M.: Izd. V. M. Skakun, 2008.

4. Parygin B. D. Sotsial'naya psikhologiya kak nau-ka. L.: Izd-vo LGU, 1997.

5. Kon I. S. Sotsiologiya lichnosti. M.: Politizdat, 1967.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

M. В. EyflAH^BA H. H. HBAHOBA

365

6. Mudrik A. V. Sotsializatsiya i «smutnoye vremya». M.: Znaniye, 1998.

7. Petrovskij A. V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. M.: Prosveshcheniye, 1992.

8. Fel'dshtejn D. I. Psikhologiya razvitiya lichnosti v ontogeneze. M.: Pedagogika, 1999.

* * *

RELEVANCE OF REALIZATION OF THE RECREATIONAL POTENTIAL OF RECREATION PARKS IN SOCIALIZATION OF CHILDREN

BUDANTSEVA MARINA VIKTOROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

IVANOVA NADEZHDA NIKOLAYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article authors considered problems of preparation of younger generation for independent life in society. Authors noted that the concept of socialization is universal category by means of which they described process of personal formation and development. In various concepts of socialization of the personality there is some set of explanatory principles opening development of a sociality of the individual. Socialization of children is not only a function of education systems, but also cultural institutions, including, recreation parks having the considerable welfare potential of effective remedies of education. Recreation park is a natural and cultural and educational complex which by the sizes, and to ecological characteristics allows to provide to placement in respect of the settlement the best conditions for rest of the population and carrying out educational, cultural and mass, sports and improving actions, organizations of games and entertainments, creation of conditions for occupations with art amateur creativity. Authors analyzed unique opportunities of the socializing potential of recreation parks which are that efficiency of the solved tasks is under construction on the basis of a eventfulness and dynamics of social and cultural processes proceeding here in the natural and landscape environment which forms the richest cultural and game space of children's communication, creativity, education of culture, moral and esthetic development. Authors defined the essence of socialization of children in conditions of realization of recreational potential of recreation parks representing pedagogical process of assimilation by the individual of examples of behavior, psychological mechanisms, social norms and values in the unique environment of recreation parks forming the richest cultural and game space of children's communication, the creativity, moral and esthetic development providing realization of normal functioning of recreational system of the child. The revealed specifics of recreational potential of recreation parks are in socialization of children that realization of problems of socialization happens in a game form on the basis of a eventfulness and dynamics of social and cultural processes proceeding in the atmosphere of an emotional saturation, dynamism, alternativeness, motivation, naturalness, ease, comfort and appeal.

Key words: socialization of children, recreational activity, recreation parks.

M. V. BUDANTSEVA, N. N. IVANOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.