ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
УДК 374.02
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА РУБЕЖОМ
© Ольга Борисовна МУРЗИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected] © Наталья Владимировна АПАЖИХОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Рассматривая деятельности западных рекреационных центров оздоровительного отдыха детей и подростков за рубежом, анализируются исторические подходы на основе материалов видных ученых.
В ходе исследования дается сравнение отдельных аспектов воспитательно-оздоровительного процесса: рекреационное; религиозное; деятельностно-экологическое; экспериментальное образование.
Учитываются концепции по организации рекреационной деятельности известных специалистов. Выявляются закономерности, где объединяющим аспектом выступает деятельность христианских лагерей, в которой также присутствуют идеологические (викторианская позиция), экономические (фермерские частные лагеря) мотивы.
В большом разнообразии отражается обширная программа деятельности православных структур, имеющая многоступенчатую возрастную градацию. Будучи ключевым фактором всего оздоровительного процесса, религиозный аспект формирует в подрастающем поколении развитие навыков в домашних делах, педагогические традиции, здоровый образ жизни.
Методология исследования базируется в т. ч. на современных подходах к организации детского оздоровительного досуга за рубежом, которые направлены на реализацию следующих программ: экологическое образование (которое предполагает тесное сотрудничество с учебными заведениями и отвечает их образовательному процессу); экспериментальное образование (программы в этом направлении учитывают стремление подрастающего поколения к опасностям и приключениям, стимулируют к принятию ответственных решений, вырабатывают навыки взаимоподдержки и понимания).
Ключевые слова: рекреация; досуг; игра; деятельно-экологическое образование; скауты; летний лагерь; экспериментальное образование.
Исследования организации летнего отдыха детей и подростков за рубежом малоизвестны. Между тем, опыт работы досуговых центров мог бы иметь огромное значение для организации летнего отдыха в России.
Ученые-практики отрабатывают технологию исследований в области оздоровительного отдыха детей и подростков, учитывают педагогический опыт западных стран в области досуга детей и подростков. При всей специфичности различных современных тенденций в них отражены актуальные и глобальные подходы к управлению, содержа-
нию, формам и методам обозначенной проблемы.
Попытки систематизации сведений о работе оздоровительных лагерей США и других западных стран уже предпринимались следующими авторами: И.А. Новиковой, О.П. Торговкиной, Е.Г. Доронкиной, А. Журбиным, Э. Эллс, Л. Грир, А. Боллом и др.
С учетом собранного и изученного материала мы попытались рассмотреть деятельность западных рекреационных центров в следующих направлениях:
- рекреационное;
- религиозное;
- деятельностно-экологическое;
- экспериментальное образование.
Рекреационная деятельность в работах
ученых рассматривается через развлечение, обучение и досуг.
Первоначально досуг на Западе ассоциировался с понятием «игра», включающим широкий спектр деятельности (занятие спортом, искусством, ремеслом), выступая особым в плане удовлетворения досуговых потребностей, восстановления психологического баланса. При приобретении организмом психологического равновесия у человека возникает чувство покоя, снятия напряжения, т. е. возникает внутренняя гармония [1].
Традиционно подобную характеристику на Западе рассматривают с позиции рекреационной деятельности до 1900 г. В центре рассматриваемой терминологии заключен подросток как «биологическое существо, подверженное влиянию внешней среды и затрачивающее энергию на изменение этой среды» [1].
Со временем структура рекреационной деятельности детей и подростков привлекает внимание известных специалистов в области социологии. Так, например, Дж. Б. Нэш рассматривает творческую деятельность (живопись, музыка, моделирование) как одну из главных, венчающих следующие блоки: активную деятельность (участие в любительских объединениях, кружках, секциях); эмоциональную разрядку (выставки, театры); развлечения и пустое времяпровождение, нулевой уровень - «зеро», разделяющий созидательные функции досуга с разрушительными (преступность, нарушения, деградация личности) [2].
Сфера рекреации обращает на себя внимание Дж. Фитцджеральда. Значимость рекреационной деятельности подростков в часы досуга он видит в «возвышении и одобрении» со стороны окружающих. Такая позиция подчеркивается многими исследователями, у которых конструктивность и ценность рекреации рассматривается как для отдельного индивида, так и для общества в целом [3].
Дж. Хатчинсон подчеркивает добровольность индивида в выборе досуговой деятельности, выделяя ее социальную ценность и приемственность в обществе [4].
Наличие рекреационных видов деятельности, отмечает Е.Г. Доронкина, характери-
зует общество как экономически развитое. Автор в своей работе подразделяет свободное время на «досуговую» и «рекреационную» деятельность. В первом случае акцент делается на той части времени, которую характеризует отдых, в последнем акцент переносится на деятельность в рамках свободного времени [5].
«Рекреационный взрыв» в развитых странах предполагает использование водных, земельных и материально-технических организационных средств с учетом личных и общественных потребностей для организации летнего оздоровительного отдыха [6].
Указывая на гармоничное развитие личности, А. Каминьский предполагает сочетание досуговых функций, используемых добровольно для отдыха, развлечений и собственного интеллектуального, социального, художественного, технического и физического развития [7].
Ж. Дюмазедье определяет досуг как «...совокупность занятий, которым индивид может предаваться по доброй воле после освобождения от профессиональных, семейных, социальных обязанностей для того, чтобы отдыхать или развлекаться, участвовать в общественной жизни» [8].
Ф. Говертс отмечает: «Цивилизация досуга в действительности невозможна без обучения и добровольного усилия». Это ни в коем случае не означает, что предаются анафеме отдых и развлечения; речь идет о том, чтобы содействовать установлению равновесия между различными функциями досуга, создавая новые центры интересов, благоприятствующие развитию как традиционной, так и народной культуры [9].
В совокупности с традиционными рекреационными организациями государственного и добровольного типа возникает необходимость дополнения сложившейся структуры.
Указывая на их гармоничное сочетание, а также под воздействием исторических, социально-педагогических факторов развития индивидуальных и общественных потребностей, загородные лагеря приобретают особую ценность для воспитания подросткового поколения. Изучением истории этого движения занимаются разные исследователи, среди них Э. Уилс, которая выделяет следующие этапы их становления:
1) «Начало» - 1861-1910 гг.;
2) «На новой волне» - 1910-1918 гг.;
3) «Период определения» - 1918-1945 гг.;
4) «Период признания» - 1945 г. - по сей день.
Рассматривая первый этап лагерного движения, следует выделить некоторые особенности:
- дифференцированный подход;
- деятельность частных лагерей;
- организация первого лагеря для детей-инвалидов.
Объединяющим аспектом выделенных направлений является деятельность христианских лагерей, в которой присутствуют идеологические (викторианская позиция), экономические (фермерские частные лагеря) мотивы.
Летние лагеря, представленные церковными институтами, начинают функционировать еще в начале XIX в. «Первый» организованный лагерь появился в Северной Америке в 1840 г. Некая церковная община разбила летний палаточный лагерь в местечке Хогге Холлоу.
Организация досуга велась по трем направлениям:
1) пропаганда религиозных аспектов;
2) рекреационная деятельность;
3) социальная деятельность.
Церковь становится тем социальным институтом, который занимает большое место в структуре свободного времени подрастающего поколения.
Выделяются следующие религиозные организации для подростков:
- «Христианская Ассоциация маленьких девочек» (1881 г.);
- «Девочки запаса» (1918 г.);
- «Клуб тинэйджеров» (1947 г.);
- «Хибой» (программа для мальчиков старшего школьного возраста);
- Клуб «Горизонт» (клуб индейцев для мальчиков от шести до девяти лет);
- «Девочки у лагерного костра» (обра-зовательно-досуговая программа для девочек от семи лет).
Обширная программа этих организаций, имеющая многоступенчатую возрастную градацию, ставит перед собой следующие цели:
- развитие навыков в домашних делах (приготовление пищи);
- изучение аспектов педагогики (игровая, творческая деятельность);
- воспитание здорового образа жизни;
- жизнь на открытом воздухе (разведение костра).
Продолжая рассмотрение первого этапа, следует отметить, что в этот период происходит зарождение скаутского движения в 1907 г. в Англии, в 1910 г. («Бойскауты») и в 1912 г. («Герлскауты») в Америке. Характер деятельности этой организации делится на два этапа:
1) познавательно-игровой (беседы об армии, военизированные игры, спортивные состязания);
2) учебно-военизированный («Скауты»-разведчики подтверждают свои умения на практике во время Первой мировой войны).
Структура скаутского движения во время работы летних лагерей строится определенным образом (рис. 1).
«Наиболее массовой (около 9 млн человек) и влиятельной является скаутская организация. Она пользуется поддержкой официальных властей, многих частных фондов и церкви. Скаутские организации существуют раздельно для мальчиков и девочек, но принципы их деятельности одинаковы. Скауты за рубежом берут на себя тот аспект социализации, который связан с подготовкой убежденных и активных защитников своего государства. Законы скаутов выражают общегуманистические нормы поведения, воспитывают патриотизм» [10].
Финансирование Поддержка Возраст Направление деятельности
- членские взносы; - пожертвования фондов, частных лиц; - правительства; - церкви; - крупного капитала; - 8-11 лет начинающие; - 11-17лет разведчики; - 17-18 лет «разбойники» «бродяги» - занятия спортом; - изучение природы; - военизированные игры; - подготовка скаут-мастеров; - организация международных летних лагерей
Рис. 1. Структура скаутского движения во время работы летних лагерей
Одной из форм работы Всемирной Ассоциации скаутов является организация международных летних лагерей [11].
Разнообразная по формам и методам работа скаутской организации способствует развитию детской инициативы, самодеятельности, навыков и умений на практике, признанию авторитета руководителя, централизованному руководству (строгое следование нормам), воспитанию политических, нравственных, религиозных взглядов у детей и подростков.
Второй этап лагерного движения американский исследователь Элеонора Эллс определяет 1910-1918 гг. развития и дает ему название - «На новой волне».
Современные авторы-исследователи этого движения (О.П. Торговкина, И.А. Новикова и др.) отмечают в этот период рост лагерного движения в рамках создания новых ассоциаций и движений. В 1912 г. в США возникает профессиональная Ассоциация директоров лагерей для мальчиков, а в 1916 г. создается подобная Ассоциация для девочек.
Р. Карлсон объясняет развитие лагерного движения в рассматриваемый нами период «запросами и потребностями молодых людей того времени» [3], которые определяются рядом критериев: заорганизованный быт, давление урбанизации, знакомство с сельским бытом, близость к природе, расширение круга знакомств, знакомство с другой культурой, временная независимость, элементы приключений.
Выделенные критерии характеризуют следующие типы лагерей:
- летний лагерь с жильем (программа, срок пребывания в лагере определяются внесенной платой);
- круглосуточный летний лагерь в рамках деятельности сельского клуба (задача лагеря - на протяжении трех-шести дней заинтересовать ребенка чем-то новым);
- дневной лагерь при ферме, школе, парке, сроком на один день (подготовительный этап - для подростка);
- спортивный лагерь (обучение различным видам спорта);
- школьный лагерь (изучение школьных предметов в рамках летнего лагеря);
- специализирующий лагерь (выбор дальнейшей профессии);
- частный лагерь (отдых детей и подростков путем привлечения высококвалифицированных специалистов);
- международный лагерь (пропаганда национальной культуры).
Характеризуя третий этап оздоровительного отдыха за рубежом следует выделить организацию клубов по проблемам животноводства для учащихся средних школ в Австралии (1928 г.), Шотландии (1937 г.), подразделяя их на деревенский, школьный, городской. Определяющим фактором является дифференцированный подход.
Расширяя возможности досуговых организаций, на основании изданного в 1925 г. пособия по курсу игры, в учебных заведениях вводятся предметы, связанные с организацией досуга.
Глобальность проблемы определяет также состоявшаяся конференция в 1937 г., в компетенцию которой входит рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой кадров, функционированием структурных организаций для детей и юношества
Четвертый этап «Период признания» (с 1945 г.) уже в полном объеме выходит на международное сотрудничество, стирая различия между лагерями разных стран и вырабатывая универсальные педагогические методы и принципы формирования досуга для подрастающего поколения.
В современных условиях это деятельность Международного молодежного и детского лагеря «Занка» на пресноводном венгерском «море» - озеро Балатон в Венгрии. Знакомство с национальной культурой происходит в форме экскурсий (по Будапешту, в город венгерских королей Веспрем, на заповедный полуостров Тихань, в сафари-парк Эдэрича, в средневековый замок Шомег).
Анализ программ и смен перечисленных лагерей разных западных стран позволяет нам выделить следующие педагогические составляющие:
- самостоятельность (Арманд Болл обозначает этот аспект как образование опыта ребенка (leaminq experience). В процессе лагерной смены у ребенка вырабатывается чувство независимости, уверенности в своих действиях и поступках;
- взаимодействие в группе (взаимозависимость) - получение подобного опыта обеспечивает взаимопонимание по отноше-
нию к другим, способность работать в группе, учитывать интересы других;
- приобретение умений (анализ деятельности западных лагерей выявил особую заинтересованность руководителей в научении детей и подростков определенным творческим, прикладным, спортивным навыкам. Всего в лагере, в зависимости от программы, ребенку могут предложить от 30 до 100 видов деятельности);
- последействие (программа обеспечивает реализацию приобретенных умений в повседневной жизни - «Пожизненные умения»);
- реализация своих способностей на практике (эту позицию Арманд Болл характеризует как «ЗНАНИЯ, которые ребенок может открыть для себя именно в лагере»;
- «принятие ценностей друг друга» -различие социальных систем (язык, культура, одежда, обычаи) в лагере приобретает особую значимость, т. к. психология подростка адекватно воспринимает только свою культуру и следует формировать положительную позицию по отношению к ценностям другой страны.
Развитие лагерного движения на Западе включает четкую структуру, которая «характеризуется усиленным поиском ответа на вопрос о том, что собой должен представлять загородный лагерь для детей и подростков». Анализ работ по данной тематике позволяет дать следующее определения: «Лагерь - это, прежде всего, место, представляющее возможность обретения определенного опыта жизни в группе» [4].
Бернард Масон, проводя сравнение с другими учреждениями дополнительного образования, указывал на то, что «трудно переоценить значимость загородного лагеря для ребенка». Возможности детского лагеря определяет Ф. Редл, детский психолог. Ведущая роль, по его мнению, отводится воспитанию (создание необычных ситуаций), в процессе которого у подростка формируется чувство ответственности, продолжается процесс учения, развития личности, создается эмоционально-благоприятная атмосфера, появляются условия для самовыражения, чувство удовлетворения от коллективных дел [12].
Отмечая динамику роста западных лагерей, большинство исследователей (Дж.В. Смит, X. Димок) указывают в качест-
ве основных причин рост городов, развитие механизации.
Последнее явилось толчком к сотрудничеству городских образовательных центров с загородными лагерями. Естественное природное окружение позволит подросткам изучить окружающую среду, поможет расширить лабораторные знания, программный курс обучения.
Примером реализации экологического образования может служить деятельность американского «Морского лагеря», который предполагает тесное сотрудничество с учебными заведениями и отвечает их образовательному процессу.
Программа лагеря включает практические занятия во время учебного периода, что способствует закреплению теоретических знаний на практике, а также расширяет кругозор обучаемых в области морской геологии, ботаники моря. Разработка принципов конструирования образовательной среды составляет базу экологического образования путем включения эколого-биологических, жизнеориентированных, культурно- и исто-рико-ориентированных методов, а также программ, связанных с изучением растительного и животного мира коралловых рифов, различных типов морских сообществ. Одним из наиболее популярных программ в лагере является видсерфинг и парусный спорт. Ребята учатся строить парусные лодки, знакомятся с основами рыболовства, плавают в водоеме с акулами (что доставляет им самое большое удовольствие) и превращают выброшенные вещи и мусор в художественные конструкции.
Современные исследования данной проблемы обозначают экологическое направление как деятельное (практико-ориентирован-ное) образование в лагере - ДЭО. Концепция ДЭО в странах Западной Европы, Азии и Америки была вызвана информационным взрывом 1950-1960-х гг., кризисом системы образования, что привело к становлению «сферы экспериментального образования» ("experiental education" - "experience" - жизненный опыт).
Рассматривая экономический кризис и ухудшение экологических условий как глобальные проблемы человечества, ученые А. Камнев, М. Камнева, Е. Гавриленко, Б. Кунц отмечают несостоятельность «сред-
ней и высшей школы» в решении данных вопросов. Уровень образования, получаемый подрастающим поколением, «.фактически только обучает, но дает знания в большей степени лишь теоретические; проблема же собственно воспитания (в т. ч. экологического) в школе практически не решается» [11].
Следует отметить специфику деятельного экологического образования в загородных лагерях и центрах, которая позволяет осуществлять комплексный подход совместно с другими проектами (теоретическим, практическим, досуговым). Предоставляя на выбор более 30 различных программ, лагерь знакомит детей и подростков с экологической этикой в рамках серьезной учебы и работы.
В настоящее время ДЭО, включенное в деятельность загородного лагеря, предполагает:
- познание мира путем приобретения личного опыта в процессе знакомства с ценностями национальной культуры;
- преодоление трудностей (путем принятия самостоятельных решений);
- мотивацию действий, поступков;
- осмысление своей роли и места в обществе, определение своих потребностей;
- становление мировоззренческих функций;
- развитие индивидуальности, работоспособности, воли в достижении цели;
- динамику личности, внутренней свободы.
Специфика деятельно-экологического образования, применяемая в различных учреждениях в соответствии с программами разных направлений, является целенаправленной и эффективной в рамках экологического образования, функционального мировоззрения, внутренней уравновешенности, повышения продуктивности и работоспособности.
Одним из условий функционирования данного направления в лагере является прохождение детьми специальных десяти курсов, которые включают пять обязательных и пять специализированных, а также программный минимум независимо от выбранного объема.
Методы и принципы экспериментального образования используются в учебных программах школ, летних лагерей, клубов, в работе реабилитационных центров (для
групп риска, находящихся в состоянии депрессии, нуждающихся в моральной поддержке при изучении иностранных языков).
Специально разработанные программы в этом направлении учитывают стремление подрастающего поколения к опасностям и приключениям, стимулируют к принятию ответственных решений, вырабатывают навыки взаимоподдержки и понимания.
Применение в западной практике экспериментального образования служит формированию характера подростков, воспитанию в них гражданской и моральной ответственности, способствует приобретению собственного опыта (в процессе коллективного и индивидуального решения теоретических и практических задач). Формы экспериментального образования получили полное развитие еще в 1942 г. Немецкий педагог К. Хан основывает первую школу Аутворд-баунд ("Outward bound" - покидающий родной дом), где воспитывают духовную стойкость, упорство и навыки самовыживания. Подобная методика после Второй мировой войны становится основой для многих военных служб как часть экспериментального образования.
Система обучения Аутворд-баунд направлена на развитие навыков туризма, преодоление трудностей, конфликтов, помогает приспособиться к новой среде, найти себя, изменить свое состояние.
Принцип экспериментального образования становится настолько продуктивным, что в 1977 г. создается Ассоциация экспериментального Образования. В нее входят США, Япония, Лесото, Зимбабве. Включая все социальные и возрастные слои населения, экспериментальное образование в повседневной жизни реализуется через движение Аутворд-баунд и развивается по трем направлениям:
1) программы, направленные на развитие профессиональных навыков;
2) программы социального развития и развития личности;
3) терапевтические программы.
В настоящее время все направления четко прослеживаются в государственных, частных школах, летних лагерях, сотрудничество которых предлагает более широкий спектр деятельного образования - лабораторные занятия, летние практики, экспедиции, строительные отряды, сеть бесплатных спор-
тивных, туристических школ, секций, станций юных техников.
Таким образом, с развитием лагерного движения за рубежом происходит переосмысление функций оздоровительного лагеря для детей и подростков. Расширение сети лагерей делает акцент на воспитание у подрастающего поколения экологического сознания путем включения в процесс образования вне стен школы. Данная позиция формирует правильное понимание природных процессов, способствует накоплению практического опыта, закладывает фундамент здорового потенциала будущего.
1. Butler G.J.Introduction to Community Recreation. N. Y., 1967. P. 6-12.
2. Govaerts F. Le loisir de la femme en Belgique : congres mondial de sociologie, 6me, Evian: 4-11 septembre 1966.
3. Carlson R. The values of Camping American Camping Association. Martinsville, 1925. P. 2526.
4. Redl F. The Role of Camping in Education // A. Book of Readings. Mineapolis, 1968. P. 15-19.
5. Доронкина Е.Г. Теория и практика рекреационной деятельности в США: автореф. дис. ... канд. пед наук. М., 1990.
6. Григорьева Е.И., Ганьшина Г.В., Ерохина И.А. Медико-социальные основы здоровья и рекреации. Тамбов, 2007.
7. Jensen C.R. Outdoor Recreation in America Trends, Problems and Opportunities-2 ded. Min-neaplis, 1979. P. 284.
8. Dewey J. Art as Experience. N. Y., 1933. P. 169170.
9. Fitzgerald G.B., Doell C.E. Brief History of Parks and Recreation in the United States. Chicago, 1954.
10. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации / И.И. Фришман, Л.В. Байбородова, А.В. Волохов и др. М., 1999. С. 13.
11. Новые ценности образования: философия и педагогика каникул. М., 1998. Вып. 8. С. 55.
12. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М., 1999. С. 38-100.
13. Mason B.S. Camping and Education. N. Y., 1930. P. 246-250.
14. Dumazedier J. Vers une civilization du loistr. P., 1963. P. 29.
15. Kaminski A. Czas Wanly i lego problemática spoltcznowycho wowcza. Krakov, 1965. P. 285.
16. ^rkildsen G. Leisure and Recreation Management. L., 1983. P. 512.
1. Butler G.J.Introduction to Community Recreation. N. Y., 1967. P. 6-12.
2. Govaerts F. Le loisir de la femme en Belgique : congres mondial de sociologie, 6me, Evian: 4-11 septembre 1966.
3. Carlson Reynold. The values of Camping American Camping Association. Martinsville, 1925. P. 25-26.
4. Redl Eritz. The Role of Camping in Education // A. Book of Readings. Mineapolis, 1968. P. 1519.
5. Doronkina E.G. Teoriya i praktika rekreatsion-noy deyatel'nosti v SShA: avtoref. dis. ... kand. ped nauk. M., 1990.
6. Grigor'eva E.I., Gan'shina G.V., Erokhina I.A. Mediko-sotsial'nye osnovy zdorov'ya i rekreatsii. Tambov, 2007.
7. Jensen C.R. Outdoor Recreation in America Trends, Problems and Opportunities-2 ded. Min-neaplis, 1979. P. 284.
8. Dewey J. Art as Experience. N. Y., 1933. P. 169170.
9. Fitzgerald G.B., Doell C.E. Brief History of Parks and Recreation in the United States. Chicago, 1954.
10. Raznotsvetnyy mir detstva: Detskie obshchest-vennye organizatsii / I.I. Frishman, L.V. Baybo-rodova, A.V. Volokhov i dr. M., 1999. S. 13.
11. Novye tsennosti obrazovaniya: filosofiya i peda-gogika kanikul. M., 1998. Vyp. 8. S. 55.
12. Sysoeva M.E. Organizatsiya letnego otdykha detey. M., 1999. S. 38-100.
13. Mason B.S. Camping and Education. N. Y., 1930. P. 246-250.
14. Dumazedier J. Vers une civilization du loistr. P., 1963. P. 29.
15. Kaminski A. Czas Wanly i lego problematica spoltcznowycho wowcza. Krakov, 1965. P. 285.
16. Torkildsen G. Leisure and Recreation Management. L., 1983. P. 512.
Поступила в редакцию Q5.Q5.2Q14 г.
UDC 374.02
FROM EXPERIENCE OF IMPROVING LEISURE OF CHILDREN AND TEENAGERS ABROAD
Olga Borisovna MURZINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
Natalya Vladimirovna APAZHIKHOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
Considering activity of the western recreational centers of improving rest of children and teenagers abroad, historical approaches, on the basis of materials of prominent scientists are analyzed.
During research comparison of separate aspects of educational and improving process is given: recreational; religious; activity and ecological; experimental education.
Concepts on the organization of recreational activity of known experts are considered. Regularities where as uniting aspect activity of Christian camps at which also ideological (the Victorian position), economic (farmer private camp) motives acts come to light present.
In a big variety the extensive program of activity of the orthodox structures, having multistage age gradation is reflected. Being the key factor of all improving process, religious aspect forms in younger generation the development of skills in household chores, pedagogical traditions, healthy lifestyle.
The methodology of research is based including, on modern approaches to the organization of children's improving leisure abroad which are directed on implementation of the following programs: ecological education (which close cooperation with educational institutions assumes and answers their educational process); experimental education (programs in this direction consider aspiration of younger generation to dangers and adventures, stimulate to acceptance of crucial decisions, develop skills of mutual support and understanding).
Key words: recreation; leisure; game; active and ecological education; scouts; summer camp; experimental education.