Научная статья на тему 'Опыт организации летнего оздоровительного отдыха подростков в европейских и североамериканских лагерях'

Опыт организации летнего оздоровительного отдыха подростков в европейских и североамериканских лагерях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2234
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ / ПОДРОСТКИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ / СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SUMMER HOLIDAYS / TEENAGERS / HEALTH CAMPS / SPORTS EDUCATION / CREATIVE SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долженкова Марина Игоревна, Апажихова Наталья Владимировна

Изучена рекреационно-оздоровительная деятельность европейских и североамериканских стран по организации летнего отдыха подростков в профильных лагерях, программы которых ориентированы на спортивное совершенствование воспитанников, формирование у них лидерских качеств, активный отдых, творческую самореализацию. Оздоровительные программы лагерей предполагают тщательный мониторинг состояния здоровья, медицинское просвещение, обеспечение безопасности (круглосуточное дежурство инструкторов и спасателей) в сочетании с духовно-нравственным совершенствованием, спортивными играми и соревнованиями, освоением сценических и декоративно-прикладного искусств и художественных ремесел, дополняемыми технологиями иппотерапии и арт-терапии. Организаторы летнего отдыха ориентированы на оказание всесторонней педагогической поддержки отдыхающим, поэтому тесно взаимодействуют с родителями, выявляя индивидуальные особенности и потребности подростков. Рассмотрен опыт организации досуга наиболее популярных международных лагерей Европы и Северной Америки. Сравнительный анализ методических подходов к организации летнего оздоровительного отдыха подростков крайне важен для развития теории и технологии социально-культурной деятельности, поскольку зарубежный опыт рекреационно-оздоровительной деятельности с подростками способствует разработке соответствующих проектов и программ организации досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долженкова Марина Игоревна, Апажихова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANIZING SUMMER RECREATION FOR TEENAGERS IN EUROPEAN AND NORTH AMERICAN CAMPS

The study of recreational activities of European and North American countries in organizing summer holidays for teenagers in profile camps, which programs are focused on sports improvement of pupils, formation of their leadership qualities, active recreation, creative self-realization is carried out. The rehabilitation programs of the camps presuppose careful monitoring of the health status, medical education, security (round-the-clock watch of instructors and rescuers) in combination with spiritual and moral perfection, sports games and competitions, mastering of scenic and decorative arts and crafts, complemented by hippotherapy technologies, and art therapy. Organizers of summer holidays are focused on providing comprehensive pedagogical support to campers, so they closely interact with parents, identifying individual characteristics and needs of adolescents. The experience of organizing the leisure activities of the most popular international camps in Europe and North America is considered. Comparative analysis of methodological approaches to the organization of summer recreation for adolescents is extremely important for the development of theory and technology of social and cultural activities, as the foreign experience of recreational activities with adolescents contributes to the development of appropriate projects and programs for organizing leisure.

Текст научной работы на тему «Опыт организации летнего оздоровительного отдыха подростков в европейских и североамериканских лагерях»

УДК 379.83/.84

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА ПОДРОСТКОВ В ЕВРОПЕЙСКИХ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ЛАГЕРЯХ

© Марина Игоревна ДОЛЖЕНКОВА

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры

культуроведения и социокультурных проектов Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected] © Наталья Владимировна АПАЖИХОВА кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры культуроведения и социокультурных проектов Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: [email protected]

Изучена рекреационно-оздоровительная деятельность европейских и североамериканских стран по организации летнего отдыха подростков в профильных лагерях, программы которых ориентированы на спортивное совершенствование воспитанников, формирование у них лидерских качеств, активный отдых, творческую самореализацию. Оздоровительные программы лагерей предполагают тщательный мониторинг состояния здоровья, медицинское просвещение, обеспечение безопасности (круглосуточное дежурство инструкторов и спасателей) в сочетании с духовно-нравственным совершенствованием, спортивными играми и соревнованиями, освоением сценических и декоративно-прикладного искусств и художественных ремесел, дополняемыми технологиями иппотерапии и арт-терапии. Организаторы летнего отдыха ориентированы на оказание всесторонней педагогической поддержки отдыхающим, поэтому тесно взаимодействуют с родителями, выявляя индивидуальные особенности и потребности подростков. Рассмотрен опыт организации досуга наиболее популярных международных лагерей Европы и Северной Америки. Сравнительный анализ методических подходов к организации летнего оздоровительного отдыха подростков крайне важен для развития теории и технологии социально-культурной деятельности, поскольку зарубежный опыт рекреационно-оздоровительной деятельности с подростками способствует разработке соответствующих проектов и программ организации досуга.

Ключевые слова: летний отдых; подростки; оздоровительные лагеря; спортивное воспитание; творческая самореализация

DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-5 (169)-68-75

Рекреационно-оздоровительная деятельность в европейских и североамериканских странах достаточно многоплановая. Здесь созданы профильные круглогодичные или летние лагеря, программы которых адресованы подросткам и ориентированы на спортивное совершенствование воспитанников, формирование у них лидерских качеств, активный отдых, творческую самореализацию. Эти лагери, как правило, расположены в экологически чистых, заповедных территориях с живописным ландшафтом и уникальными водными ресурсами. Оздоровительные программы лагерей предполагают тщательный мониторинг состояния здоровья, медицинское просвещение, обеспечение безопасности (круглосуточное дежурство инструкторов и спасателей) в сочетании с духовно-нравственным совершенствованием, спортивными

играми и соревнованиями, освоением сценических и декоративно-прикладного искусств и художественных ремесел, дополняемыми технологиями иппотерапии и арт-терапии. Организаторы летнего отдыха ориентированы на оказание всесторонней педагогической поддержки отдыхающим, поэтому тесно взаимодействуют с родителями, выявляя индивидуальные особенности и потребности подростков.

Рассмотрим опыт организации досуга наиболее популярных международных лагерей Европы и Северной Америки.

Летний спортивный лагерь «Олимпия» ("Olympia") расположен в красивом уголке штата Онтарио (Канада) между двумя озерами вблизи заповедника "Algonquin Provincial Park". В этой отвечающей мировому уровню безопасности природной среде отдыхающие

учатся взаимодействовать в коллективе, заряжаются позитивной энергией при постоянных мониторинге и педагогической поддержке специалистов. Основатель лагеря - Д. Грейс, известный ученый, который посвятил свою жизнь спортивному и личностному развитию молодежи, исследованию новейших технологий обучения и саморазвития. Он разработал авторскую программу "Dave Talk", которую реализует в лагере. Лагерь был основан в 1974 г. как баскетбольный лагерь с недельной тренировочной программой, а несколько лет спустя к баскетбольным программам добавились футбольные. С тех пор спортивно-оздоровительная программа «Олимпии» значительно расширилась, предлагается около 100 программ различных видов спортивной и досуговой деятельности для мальчиков и девочек, удовлетворяющих самые разнообразные интересы и потребности. Каждая программа рассчитана на 1 неделю и предполагает 5-6 часов занятий в день, дополняемых практикой и массовыми мероприятиями, посвященными спорту, туризму, лидерскому саморазвитию, художественному творчеству и фитнесу. Для начинающих спортсменов проводится специализированная индивидуальная или командная подготовка, позволяющая перейти на следующий, более высокий уровень мастерства [1].

Каждое лето для работы с отдыхающими приглашаются энергичные, веселые и заботливые старшекурсники колледжей или университетов, чтобы сделать отдых незабываемым. Инструкторы имеют высокую квалификацию в области безопасности и методики спортивного воспитания. Они проходят специальную интенсивную подготовку с последующими тренингами и наставничеством со стороны руководителей в течение всего лета. Лучшие специалисты, опытные инструкторы и действующие тренеры (с опытом работы на международном, национальном, провинциальном и университетском уровнях) поддерживают каждого, проводят индивидуальные консультации, используя методики саморазвития. Большинство сотрудников «Олимпии» - сами бывшие отдыхающие, владеют накопленными в лагере опытом и методиками воспитания. Цель «Олимпии» заключается в расширении возможностей каждого отдыхающего во всестороннем развитии, самореализации и интересных приключениях.

Увлеченные спортом подростки усваивают основные ценности и традиции «Олимпии».

Инфраструктура лагеря включает все необходимое для обеспечения безопасного и веселого отдыха. В лагере есть 6 открытых баскетбольных площадок, тренажерный зал, фитнес-зал, зал аэробики, фри-роуп, скало-дром, рекреационный зал, студия йоги, лаборатория психологической поддержки, 3 полноразмерных игровых поля, 2 площадки для пляжного волейбола, гигантские качели, многофункциональный медицинский центр. В каждой каюте (оснащенной современными удобствами) проживают 7-12 кемперов и 2 консультанта.

Под руководством лучших преподавателей и тренеров отдыхающие становятся уверенными в себе, сильными и независимыми лидерами. По окончании некоторых программ отдыхающие могут получить соответствующие сертификаты. Реализуемые в лагере «Олимпия» программы фитнеса и спорта разработаны для того, чтобы помочь юным кемперам развить атлетические качества -скорость, силу, быстроту, ловкость, движения и равновесие. Кемперы ставят перед собой личные краткосрочные цели, достигаемые к концу недели, а также ставят долгосрочные цели на будущее.

Отдыхающие занимаются различными видами искусства: музыкой, театром, танцем, изобразительным искусством и мн. др. Инструкторы и консультанты помогают отдыхающим найти свой собственный стиль и выразить себя в творчестве.

Программа лагеря предполагает множество туристических походов и приключений, основанных на контакте с природой. Специализированные инструкторы и преподаватели обучают кемперов основным и дополнительным навыкам пешего туризма. Кемпе-ры знакомятся с естественной красотой дикой природы Онтарио, осваивают навыки управления каноэ, каякинга, кемпинга, катания на горных велосипедах, командообразо-вания, выживания и ориентирования. Молодежные программы саморазвития помогают отдыхающим совершенствовать чувства собственного достоинства, уверенности в себе и адекватной самооценки. Отдыхающие самореализуются на программах «Путешествие героя», которые позволяют им реагировать на реально сложные ситуации и вызовы.

В 2014 г. «Олимпия» присоединилась к долгосрочной программе спортивного развития и физической активности «Канадский спорт на благо жизни». Она включает в себя рекомендации по проведению тренировок, соревнований, оздоровлению, основанному на принципах биологического и социального развития человека.

Летний лагерь "Eden Woods" (Онтарио, Канада) представляет собой традиционный кемпинг, расположенный на южной оконечности заповедника "Algonquin Provincial Park", в высокогорье Haliburton с великолепными видами на холмы и гранитные скалы Онтарио [2]. Тихое озеро Elephant присоединяется озеру Benoire, что обеспечивает безграничные возможности для водных развлечений (лагерь располагает более километровой береговой линией, которая используются для таких видов спортивных развлечений, как водные лыжи, вейкбординг, плавание, гребля, тюбинг, гребля на каное, каякинг, сапбординг, водный батут и рыбалка. Кроме того, в лагере развиваются такие спортивные направления, как гольф, баскетбол, пеший туризм, футбол, бейсбол, волейбол, хоккей, стрельба из лука, большой теннис. Это позволяет отдыхающим провести насыщенные и незабываемые летние каникулы в обстановке природной среды, где они могут укреплять здоровье и найти друзей

Но не только тесная связь с окружающей природой и экологией отличает лагерь. Программы лагеря "Eden Woods" разработаны в соответствии с концепцией семейного лагеря и сфокусированы на удовлетворении разнообразных индивидуальных и семейных потребностей отдыхающих; направлены на создание благоприятной и комфортной окружающей среды, где все отдыхающие могут раскрыть и реализовать свои творческие способности.

Лагерь "Eden Woods" является структурным подразделением школы искусств "Klim School of Art" и предлагает рекреационно-творческую деятельность на основе инновационного и актуального искусства. Искусство в программах лагеря "Eden Woods" занимает ведущее место, отдыхающие эстетически развиваются, сосредоточиваются на реализации собственных проектов и создают произведения, которые сохраняют как сувениры на память. Отдыхающие занимаются

рисованием, живописью, художественной керамикой, обработкой дерева, хореографией, театральным творчеством, кинотворчеством, музыкой (барабанный круг, уроки игры на гитаре, джем-сессии).

Владельцы и руководители лагеря - Шарон и Лиор Глузберг заботятся об уникальности досуговых программ лагеря, подбирают высококвалифицированных сотрудников. Средний возраст сотрудников чуть более 20 лет, на работу принимаются люди, профессионально направленные на воспитательную работу в природной среде лагеря.

В 1918 г. на озере Онтарио был создан лагерь для мальчиков «Онондага» (Торонто, Канада), названный так в честь одного из пяти племен ирокезов [3]. В современном комфортабельном лагере имеется множество сооружений - столовая, медицинский центр, баскетбольный зал, скалодром, высокие (70 футов) качели, фри-роуп, водные трамплины и поле для гольфа. В соответствии с канадской традицией летнего отдыха, лагерь «Онондага» предлагает инклюзивную среду, где дети и подростки могут играть, познавать новое, развиваться и самосовершенствоваться. Ежегодно лагерь принимает множество отдыхающих (в том числе иностранных), к которым применяется диверсифицированный подход. Лагерь предлагает отдых на открытом воздухе, интересные популярные и востребованные детьми от 6 до 16 лет виды деятельности (обучение, развлечения и приключения). Лагерь предлагает более 25 различных видов спортивных развлечений (баскетбол, арбалет, виндсерфинг, верховая езда, гребля на каноэ и байдарках, катание на канатной дороге, акваланг, водные лыжи), отдыхающие могут покорять скалодром, испытать острые ощущения от вейкбординга, кая-кинга и прыжков на огромном водном батуте.

Программа лагеря предлагает отдыхающим получить качественную индивидуальную или групповую подготовку, освоить новые или усовершенствовать имеющиеся навыки; получить, соответственно, бронзовые, серебряные или золотые сертификаты. Отдыхающие также могут заработать сертификат провинциального уровня в определенных видах спорта. В конце каждой смены весь лагерь собирается вместе для проведения традиционной церемонии награждения "Onondaga Awards".

Для сотрудников лагеря предусмотрен специальный курс инструктора, который представляет собой двухгодичную программу, в рамках которой приобретаются навыки, необходимые успешному тренеру-консультанту.

Лагерь «Онондага» также известен как независимо образовательное учреждение, предоставляющее своим воспитанникам сертификаты по программе школы лидерства. В частности, отдыхающим преподается курс «Здоровый образ активной жизни» (рассчитан для учащихся 11 класса и ориентирован на развитие здорового образа жизни, участие в различных мероприятиях на свежем воздухе и спорта, развитие компетентности в области двигательной активности и спорта, межличностного общения, охраны репродуктивного здоровья, психического здоровья и личной безопасности). Курс «Отдых и спортивное лидерство» предлагается учащимся 12 класса и посвящен освоению навыков руководства и координации рекреационной деятельности (планирование, организация и реализация досуговых мероприятий). Этот курс готовит будущих специалистов в области организации досуга и руководства фитне-сом, отдыхающие также изучают особенности продвижения ценностей физической культуры, личного благополучия и личной безопасности посредством наставничества индивидуального консультирования.

Первый проектный тренинговый творческий детский лагерь «Время Индиго» - международный лагерь, расположенный на территории Украины и Болгарии, предлагает программу творческого и личностного развития ребенка в условиях психологического и эмоционального комфорта [4]. Лагерь работает круглогодично, охватывает периоды всех школьных каникул. Ежегодно в нем отдыхают дети из разных стран (Украина, Белоруссия, Казахстан, Россия, Молдова, Польша, Англия, Германия, Болгария, Таиланд, Канада), причем 90 % отдыхающих посещают лагерь повторно.

Идея творческого лагеря для детей и подростков «Время Индиго» на берегу Черного моря родилась в феврале 2007 г., а уже в августе состоялась первая смена этого лагеря. В настоящее время в творческом лагере «Время Индиго» функционируют два сезона заезда (лето и зима): 900 детей отдыхают в

летний сезон, и 150 - в зимний. За 10 лет в проекте приняли участие более 5 тыс. детей. В межсезонье (период осенних и весенних каникул) проектный лагерь работает как городской лагерь на базе детского творческого центра «Альтернатива», реализующего авторские программы активного творческого развития и познания мира в процессе постоянной игровой деятельности.

Цель лагеря - помочь ребенку выявить и осознать свои способности и возможности, а также самореализоваться. Для этого в лагере создана особая педагогическая среда, способствующая личностному и духовному развитию подрастающего поколения. Социально-педагогический проект детского творческого лагеря «Время Индиго» признан успешным и состоявшимся благодаря продуктивной, слаженной деятельности педагогического коллектива, у большинства отдыхающих детей наблюдается позитивная динамика в развитии коммуникативных способностей, формировании уверенности в себе, обусловленная широкими возможностями для самоактуализации и самореализации в процессе коллективной творческой деятельности. Для лагеря характерен высокий уровень сервиса и безопасности, уникальный подход к организации детского досуга, используются авторские методики творческого, эмоционального и интеллектуального развития личности, создается грамотно методически организованная и насыщенная среда. В проекте задействованы позитивные, креативные, ха-ризматичные профессионалы.

В лагере активно внедряются инновационные технологии детского отдыха и оздоровления. Проекты лагеря «Время индиго» предполагают ежедневные тренинги, ситуационные, политические, ролевые, интеллектуальные и фантазийные игры, игры в стиле QUEST, командные игры, мозговые штурмы, творческие мастер-классы, арт-студии и мастерские, игроклубы, студии актерского мастерства, тематические дни, культурно массовые мероприятия, экскурсионные и конкурсные программы, тематические дискотеки, встречи с интересными людьми.

В частности, реализуются четыре программы творческих проектов:

1) творческо-тренинговые смены насыщены тренингами и мастер-классами определенной тематики, направленными на разви-

тие эмоционального и социального интеллекта и творчества. Особенностью этой программы является то, что тренинги продолжаются с утра и до ночи на протяжении всей смены; при этом ребенок погружен в мир позитивных эмоций и впечатлений, находится в постоянном процессе творческого поиска;

2) творческо-ролевые (игровые) смены проекта «В игре» представляют собой сюжетную ролевую игру, в рамках которой развивается эмоционально-волевая сфера ребенка; участники приобретают полезные навыки, знания и умения, а также формируют уверенность в собственных силах и возможностях;

3) творческо-познавательные смены проекта - «Портал Лета» позволяют овладеть полезными знаниями, навыками и умениями в сфере туристической деятельности и разнообразных видов творчества. Мастер-классы направлены на работу с природными материалами, игровые тренинги связаны с расширением кругозора и творческой самореализацией ребенка;

4) зимние творческо-образовательные смены проекта «Вдохновение» имеют сезонные особенности и направлены на всестороннее развитие личности в условиях творческих мастер-классов, занимательных игр, тренингов, различных видов активности на свежем воздухе. В рамках этого проекта отдыхающие знакомятся с культурой и традициями новогодних и Рождественских праздников, насыщенная программа творческого развития в проекте делает смены незабываемыми, полными впечатлений и позитивных эмоций.

В спортивно-беговом университетском лагере "Running Camp" (XCU Camp) (штат Пенсильвания, США) смена продолжается 6 дней и 5 ночей [5]. Лагерь принимает на отдых спортсменов-бегунов, обучающихся в 9-12 классах. Цель такого общественного лагеря бегунов - помочь каждому спортсмену усовершенствоваться, расширить свои познания и получить удовольствие от спорта. В лагере тяжелая тренировочная работа совмещается с обучением, отдыхом и получением удовольствия. Отдыхающие (кемперы) постигают особенности организации рациональных тренировок, соревновательной стратегии, правильного питания, совершенствуют технику бега. В числе руководителей лаге-

ря - бывшие и действующие элитные спортсмены-бегуны национального уровня, профессиональные тренеры и преподаватели, имеющие многолетний опыт и понимающие потребности и пожелания молодых спортсменов. Вожатые являются победителями региональных профессиональных соревнований.

На территории лагеря расположены бассейн, площадки для пляжного волейбола, теннисные корты и баскетбольные площадки, игровые комнаты, столовая, комфортабельные каюты и мн. др.

Днем проходят занятия в бассейне, игры в баскетбол, фризби (летающий диск), волейбол, организуются лагерные олимпиады. Вечерние мероприятия предполагают шоу гипнотизеров, киновечера, шоу талантов, танцевальные программы. Наиболее популярным мероприятием лагеря является Шоу талантов (каждый показывает свои способности, стремясь покорить публику, используя собственные инструменты, костюмы или иной реквизит). Соревнуются певцы, танцоры, жонглеры, драматические актеры и творческие коллективы. Каждый отдыхающий может изготовить эксклюзивную футболку для каждого мероприятия, окрасив ее в цвета своей команды, разместив на ней оригинальные лозунги или цитаты. Дискотеку проводит собственный DJ, причем отдыхающие могут предлагать собственные записи. По результатам проводимых еженедельно индивидуальных, групповых и командных олимпийских соревнований и конкурса талантов проходят торжественные награждения золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. В лагере организуются автобусные экскурсии на морское побережье и в аквапарк "Camelbeach".

Лагерь для девочек "Rockbrook", расположенный в горах западной части Северной Каролины, основан в 1921 г., принимает на отдых девочек в возрасте от 6 до 16 лет [6]. Каждая смена рассчитана на 192 отдыхающих. Каждое лето "Rockbrook" реализует уникальную программу летнего отдыха, приключений, творчества и развлечений, включающую верховую езду, конные прогулки к скалам и водопадам, плавание, рафтинг, занятия в студии художественных ремесел и драматической студии, традиционный костер закрытия смены и мн. др. В штате лагеря "Rockbrook" есть режиссеры, организаторы

досуговых программ, руководители туристических программ. Каждый день в лагере наполнен новыми впечатлениями и открывает большие возможности для самоактуализации и развития. В лагере сформирована дружественная и неконкурентная среда, поэтому отдых запоминается девочкам надолго и служит ресурсом для дальнейшего саморазвития.

Большое внимание уделяется декоративно-прикладному творчеству и ремеслам. Девочки осваивают широкий спектр искусств и ремесел от керамики до изготовления бумаги. В студиях художественной керамики "Hobby Nook", вязания и вышивки "Needlecraft", а также салоне художественного текстиля "Curosty" отдыхающие получают возможность реализовать творческие проекты в области мозаичной керамики, бисеро-плетения, лозоплетения, ручного ткачества, батика, вязания, вышивки переплетного искусства и других ремесел (изготавливают тканые картины, подстаканники, бумагу, кожаные журналы, бисерные украшения, корзины, прихватки, ожерелья, браслеты-«фе-нечки» и мн. др.), реализуют творческие проекты в технике крашения, работы с бусами и бисером. В студии "Keep in Touch" воспитанницы учатся искусству письма, изготавливают поздравительные открытки ручной работы, окрашивают футболки, банданы и наволочки.

Тематический лагерь "Viking Camp" является одним из крупнейших, старейших и популярнейших летних лагерей Швеции, который ежегодно посещают около 3 тыс. туристов в возрасте от 9 до 16 лет. Отдыхающие разделены на три возрастные группы (9-13, 10-14 и 13-16 лет). Лагерь расположен в заповедном месте, окружен волшебно красивой природой [7].

"Viking Camp" позволяет отдыхающим хорошо провести время, интеллектуально развивает воспитанников, которые принимают участие в самых разнообразных захватывающих и интересных мероприятиях. Программа лагеря предполагает создание особой атмосферы, позволяющей каждому добиться успеха. Программы "Viking Camp" основаны на совместном участии отдыхающих в развлечениях и приключениях с широким и разнообразным тематическим выбором: проводятся командные игры, конкурсы, экспедиции, охота за сокровищами, ночные следо-

пытские вылазки в лес и т. п. Также развиваются различные виды спорта: игры с мячом (футбол, бейсбол, софтбол, волейбол, пляжный мяч и т. д.), велоспорт (горный велосипед), катание на катере, гребля (рафтинг, гребля на каноэ, каякинг и т. д.), яхтинг, водные игры (купание, подводное плавание), скалолазание, пеший туризм, трекинг. Отдыхающие получают возможность построить плот, деревянную хижину, устроить барбе-кю, отправиться на экскурсии по лесам и островам заповедника, посетить ферму с домашними животными. В лагере работают кружки драматического театра, театра кабаре, цирковой, рукоделия, выпечки, кулинарии, кинолюбителей, музыкальный, проводятся вечера караоке, танцевальные вечера, пляжные вечеринки и т. д. Персонал лагеря, подбору которого уделяется большое внимание, состоит из организаторов молодежного досуга, преподавателей широкого спектра дисциплин, социальных работников, художников, артистов, музыкантов и студентов. Сотрудники проявляют родительскую заботу об отдыхающих, сбалансировано сочетают безопасность и приключения. Для многих из них лагерь - это особый образ жизни. Большое внимание уделяется способности сотрудников работать в коллективе. Все сотрудники максимально мотивированы к работе и формированию безопасной и благоприятной атмосферы лагеря, обучены технике спасения, пожарной безопасности и безопасности на транспорте.

Библейский лагерь «Гимли» (Виннипег, Канада) был создан в 1928 г. как особый тип летнего христианского воспитания детей [8]. В воспитательной программе лагеря акцент делается на развитие личности ребенка; работа фокусируется на формировании у отдыхающих новых дружеские отношений (с другими детьми, взрослыми, лидерами и Богом). В лагере для каждого ребенка обеспечена безопасная среда для развития и достижения успеха. Смены лагеря имеют специфические названия, связанные с медведями: «Гризли», «Полярный медведь», «Бурый медведь», «Панда», «Плюшевый медведь», «Черный медведь», «Кадьяк» и т. д. Есть также специальные смены для одиноких матерей с детьми. В программу лагеря включены различные виды спорта (каякинг, гребля, стрельба из лука, плавание, батут), ремесла, драмати-

ческая студия, фотостудия, массовые игры, освоение навыков выживания, закаливание. Ежедневно в лагерной часовне проходят службы, а в конце смены устраивается лагерный костер.

В лагере работают только сертифицированные специалисты. Менеджер лагеря много делает для того, чтобы обеспечить чистоту и достаточную безопасность лагеря. В ходе недельной подготовки в начале лета руководители команд (отрядов) обучаются технике оказания первой медицинской помощи, организации правильного питания, в лагере также работает медицинский центр. Физическое здоровье ребенка является определяющим для каждого сотрудника. Помимо надзора руководителей лагеря, ребенок находится под контролем спасателя, который постоянно находится в бассейне, инструкторы сопровождают все мероприятия, проводимые в спортивном центре.

Большое внимание в лагере также уделяется христианскому просвещению, изучению Библии. Во время библейских занятий отдыхающие собираются вместе, обязательно используются аудиовизуальные технические средства и доступные пособия для освоения материала.

Сравнительный анализ методических подходов к организации летнего оздоровительного отдыха подростков в европейских и североамериканских лагерях крайне важен, поскольку позволяет наметить пути оптимизации соответствующих программ в российских лагерях и досуговых центрах, разработки и реализации профильных смен, проектов отдыха подростков. Изучение такого опыта имеет значение и для развития теории социально-культурной деятельности, поскольку зарубежный опыт рекреационно-оздорови-тельной деятельности с подростками способствует развитию дифференцированных и функциональных технологий организации досуга.

Список литературы

1. Summer Camp for Boys and Girls - Muskoka

Ontario. URL: http://www.olympiasportscamp.

com/ (accessed: 10.04.2017).

2. Camp Eden. URL: http://www.campeden.org/ (accessed: 10.04.2017).

3. Health & Safety. ünondaga Camp. URL: http:// onondagacamp.com/health-safety/ (accessed: 10.04.2017).

4. Творческий детский лагерь «Время Индиго». Детский лагерь в Болгарии. URL: http://indigocamp.com.ua/o-programmah-lagerja (дата обращения: 10.04.2017).

5. Cross Country University Running Camp (XCU). URL: http://xcucamp.com/ (accessed: 10.04.2017).

6. Rockbrook Camp for Girls. URL: http://www. rockbrookcamp.com (accessed: 10.04.2017).

7. Viking Camp. URL: http://www.viking-camp. com/ (accessed: 10.04.2017).

8. Welcome to Gimli Bible Camp. URL: http:// gimlibiblecamp.com/index.php (accessed: 10.04.2017).

References

1. Summer Camp for Boys and Girls - Muskoka Ontario. Available at: http://www.olympia-sportscamp.com/ (accessed 10.04.2017).

2. Camp Eden. Available at: http://www.campeden. org/ (accessed 10.04.2017).

3. Health & Safety. Onondaga Camp. Available at: http://onondagacamp.com/health-safety/ (accessed 10.04.2017).

4. Tvorcheskiy detskiy lager' «Vremya Indigo». Detskiy lager' v Bolgarii [Creative children's camp "Indigo's Time". Children's camp in Bulgaria]. (In Russian). Available at: http://indigo-camp.com.ua/o-programmah-lagerja (accessed 10.04.2017).

5. Cross Country University Running Camp (XCU). Available at: http://xcucamp.com/ (accessed 10.04.2017).

6. Rockbrook Camp for Girls. Available at: http:// www.rockbrookcamp.com (accessed 10.04.2017).

7. Viking Camp. Available at: http://www.viking-camp.com/ (accessed 10.04.2017).

8. Welcome to Gimli Bible Camp. Available at: http://gimlibiblecamp.com/index.php (accessed 10.04.2017).

Поступила в редакцию 15.06.2017 г. Received 15 June 2017

UDC 379.83/.84

EXPERIENCE IN ORGANIZING SUMMER RECREATION FOR TEENAGERS IN EUROPEAN AND NORTH AMERICAN CAMPS

Marina Igorevna DOLZHENKOVA

Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Cultural Studies and Social and Cultural Projects Department

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: [email protected]

Natalya Vladimirovna APAZHIKHOVA

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Cultural Studies and Social and Cultural Projects Department

Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: [email protected]

The study of recreational activities of European and North American countries in organizing summer holidays for teenagers in profile camps, which programs are focused on sports improvement of pupils, formation of their leadership qualities, active recreation, creative self-realization is carried out. The rehabilitation programs of the camps presuppose careful monitoring of the health status, medical education, security (round-the-clock watch of instructors and rescuers) in combination with spiritual and moral perfection, sports games and competitions, mastering of scenic and decorative arts and crafts, complemented by hippotherapy technologies, and art therapy. Organizers of summer holidays are focused on providing comprehensive pedagogical support to campers, so they closely interact with parents, identifying individual characteristics and needs of adolescents. The experience of organizing the leisure activities of the most popular international camps in Europe and North America is considered. Comparative analysis of methodological approaches to the organization of summer recreation for adolescents is extremely important for the development of theory and technology of social and cultural activities, as the foreign experience of recreational activities with adolescents contributes to the development of appropriate projects and programs for organizing leisure.

Key words: summer holidays; teenagers; health camps; sports education; creative self-realization DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-5(169)-68-75

Для цитирования: Долженкова М.И., Апажихова Н.В. Опыт организации летнего оздоровительного отдыха подростков в европейских и североамериканских лагерях // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 68-75. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-68-75.

For citation: Dolzhenkova M.I., Apazhikhova N.V. Opyt organizatsii letnego ozdorovitel'nogo otdykha podrostkov v evropeyskikh i severoamerikanskikh lageryakh [Experience in organizing summer recreation for teenagers in European and North American camps]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 68-75. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-68-75. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.