Научная статья на тему 'Важность самостоятельной работы в формировании клинического мышления студентов'

Важность самостоятельной работы в формировании клинического мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОРАЗВИТИЕ / КУРАЦИЯ / INDEPENDENT WORK / SELF-DEVELOPMENT / CURATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамцова Е.И., Юрьева Н.В., Ковалева Э.А., Кислякова Е.А., Сергеев В.В.

На современном этапе развития высшей медицинской школы важное место отводится активизации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамцова Е.И., Юрьева Н.В., Ковалева Э.А., Кислякова Е.А., Сергеев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the present stage of development of higher medical school much importance is attached to the strengthening of independent work of students.

Текст научной работы на тему «Важность самостоятельной работы в формировании клинического мышления студентов»

УДК 612.821.3:378.180.6+378.147-322

ВАЖНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Хамцова Е.И., Юрьева Н.В., Ковалева Э.А., Кислякова Е.А., Сергеев В.В., Пысина А.М., Трясунова М.А., Сныткина Н.Н., Майорова Н.Г., Агафонов К.И.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупская, 28.

Резюме. на современном этапе развития высшей медицинской школы важное место отводится активизации самостоятельной работы студентов. Ключевые слова: самостоятельная работа; саморазвитие; курация.

THE IMPORTANCE OF INDEPENDENT WORK IN THE FORMATION OF CLINICAL

THINKING OF STUDENTS

Khamtsova E.I., Yuryeva N. V., Kovaleva E.A., Kislyakova E.A., Sergeev V. V., Pysina A.M., Tryasunova M.A., Snytkina N.N., Mayorova N.G., AgafonovK.I.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, str. Krupskaya, 28

Summary. At the present stage of development of higher medical school much importance is attached to the strengthening of independent work of students. Key words: independent work; self-development; curation.

Современноеобразованиеввысшейшкол еориентируетнасамостоятельность, творческую инициативу и

конкурентоспособность будущих

специалистов, обеспечивающие развитие индивидуальности. Одной из основных педагогических задач в медицинском университете является решение проблем качества подготовки специалиста на всех этапах обучения.

Важным видом, способствующим формированию познавательной

активности студентов, является

самостоятельная работа. В настоящее время осуществляется подготовка выпускника, способного сразу после окончания вуза эффективно исполнять свои профессиональные обязанности. В связи с этим молодые специалисты должны обладать потребностью к саморазвитию, повышению своего профессионального уровня и к внедрению новых технологий в практическое

здравоохранение [1].

К определению понятия

«самостоятельная работа студента» до сих пор нет единого подхода. Одни исследователи считают, что

самостоятельная работа - это творческая работа, в основе которой лежат умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, самому видеть проблемы и находить подходы к их решению, другие - система обучения под непосредственным руководством

преподавателя [2, 4].

В современном образовательном процессе самостоятельная работа студентов является одной из важных задач, актуальность которой связана с формой организации учебного процесса, усиливающую процесс приобретения и закрепления знаний.

Приоритетная задача клинической кафедры - это формирование творческой личности специалиста, способного к

самообразованию. Для решения этого необходимы не только передача знаний от преподавателя к студенту в готовом виде, но и включение в учебные планы самостоятельной работы, которая должна составлять более 50% учебного времени студента [2, 3, 4].

Выпускники медицинского

университета должны быть готовы к участию в лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятиях, активно работать в команде, использовать современные информационные

технологии. Важно научить студента самостоятельно осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач. Система самостоятельной работы обеспечивает различные потребности студентов, в рамках которой осуществляются такие виды деятельности, как посещение библиотек, выбор факультативных занятий, элективных курсов. Студенты должны уметь вести познавательную деятельность как индивидуально, так и в паре, в группе, учиться самоанализу, получать навыки пользования

справочниками, словарями,

энциклопедиями.

Важнейшим способом формирования основ клинического мышления у студента, направленным на повышение его профессиональной квалификации,

является курация больных с оформлением истории болезни. Клиническое мышление начинается с умения грамотно расспрашивать больного, детализируя предъявляемые жалобы. Пациент сам расскажет о своем заболевании при умении слушать и понимать жалобы будущим врачом (рис. 1).

Среди традиционных форм

самостоятельной работы выделяют подготовку вопросов по интересующим их темам, рефератов, сообщений,

дополнительных занятий для тех, кто испытывает затруднения в усвоении учебного материала. Отдельные студенты выполняют презентации.

Таким ообразом, самостоятельная работа дает возможность показать свою

индивидуальность, раскрыть творческие способности, является действенным фактором формирования интереса к дисциплине, стимулирования интереса к самообразованию, взаимоотношения с другими студентами, сотрудничества с преподавателем. Взаимодействие

самостоятельной и аудиторной

деятельности способствует повышению качества образования. Подобная деятельность может существовать как за пределами учебного процесса, так и в непосредственной связи с ним, является благотворной средой для развития личности студента и способствует формированию клинического мышления будущих врачей.

Клинический диагноз

Применение стандартов

Предварительный диагноз

Применение стандартов

Алгоритмизация мышления

Клиническое

мышление.

Самостоятельная

работа студента!

Выделение ведущего симптома или синдрома

Рис. 1. Этапы клинического мышления. Литература

1. Артюхина А.И., Гетман Н.А., Голубчикова М.Г. и др. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: учеб-метод. пособ. /Под ред. Лопановой Е.В. - Омск: ОмГМА, 2012. - 198 с.

2. Маслова Н.Н., Юрьева Н.В., Малахов И.С. и др. Возможности образовательной среды в формировании потенциала студентов медицинского ВУЗа. //Вестник СГМА. - 2014. - Специальный выпуск. - С. 123-126.

3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. -М.: Академия, 2011. - 192 с.

4. Шарф И.В. Реализация самостоятельной работы студента в компетентностной модели. // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 99-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.