УДК 616-002.5:378.180.6
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Мякишева Т.В., Рашкевич Е.Е., Трун Е.В., Василевская О.В., Листопадова М.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д.28
Резюме. Сотрудниками кафедры фтизиопульмонологии проведен анализ результатов внедрения в учебную работу новой методики практической подготовки студентов в виде клинического разбора историй болезни и их подготовки в формате презентации. Установлено, что новая методика создает возможности для реализации комплексного подхода в высшем образовании, способствует более широко проявить свои личностные и профессиональные качества. Таким образом, введение новой системы работы над учебной историей болезни в виде подготовки презентаций и их защиты дает возможность формировать профессиональные умения и навыки студента, а также личностные характеристики специалиста, что подтверждается достоверно более высокими баллами.
Ключевые слова: фтизиопульмонология, общекультурные компетенции, качества личности.
FORMATION OF CULTURAL COMPETENCES
IN STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF PHTHISIOPULMONOLOGY: OPPORTUNITIES OF EDUCATION
Myakisheva T.V., Rashkevich E.E., Trun E.V., Vasilevskaya O. V., Listopadova M.V.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Abstract. The staff of the department of Phthisiopneumology analyzed the results of introduction of new methods of students' practical training in the form of clinical histories and analysis of their training in the presentation format. The new technique creates opportunities for an integrated approach in higher education, contributes to the development of students' personal and professional qualities. Thus, the introduction of a new method of work on the educational case history in the form of training presentations allows forming professional skills of students, as well as personal characteristics of a specialist, as evidenced by significantly higher scores.
Key words: phthisiopulmonology, cultural competences, personality qualities
Введение
Становление творческого потенциала личности студентов было и остается необходимым звеном в подготовке будущих врачей. Вместе с тем одной из ведущих тенденций современного развития медицинского вуза является активное внедрение инноваций и информационных технологий. Подготовка высокопрофессиональных специалистов осуществляется с использованием оперативного обмена информацией, с акцентом на внеаудиторную работе [8].
Применение электронных методов в преподавании медицинских дисциплин создает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению, предоставляет условия для постоянного развития и самообразования, личностно-профессиональ-ного саморазвития, проявления ответственности и реализации собственной социально-нравственной позиции [2]. Однако в условиях ограниченного по времени объема аудиторных занятий становится затруд-
нительным формирование коммуникативной компетентности, клинического мышления, способности к логическому и аргументированному анализу, ведению дискуссии, коммуникативной толерантности, способности сохранять врачебную тайну [4]. Необходимость формирования этих качеств личности у будущих врачей отражена в требованиях ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта), в том числе и по специальности «Фтизиатрия». Указанные качества составляют общекультурные компетенции ОК-5 и ОК-8 [10]. Таким образом, наряду с профессиональными компетенциями, эти качества должны быть результатом освоения общеобразовательной программы по специальности.
Преподавательский состав кафедры фти-зиопульмонологии стремится формировать указанные компетенции, раскрывая творческий потенциал студентов и используя инновационные методы обучения и информационные технологии. Новые требования, обозначенные в нормативных документах в области высшего образования, значительно повышают ответственность преподавателей медицинских вузов, которые, обеспечивая максимальное соответствие процесса обучения профессиональным потребностям будущих специалистов-медиков, по сути, становятся сегодня ключевой фигурой процесса инновационного развития системы высшего медицинского образования [5, 6]. С текущего учебного года на кафедре введена новая система работы над учебной историей болезни в виде подготовки презентаций и их защиты. Фактически защита учебной истории болезни представляет собой разбор клинического случая с развернутой дискуссией.
Методика
Внедрение в практику обучения новой методики работы мы начали со студентов 6 курса, поскольку модуль «Дифференциальная диагностика болезней органов дыхания», рассматриваемый в 12-м семестре согласно программе ФГОС, более всего дает возможностей для реализации творческого потенциала личности студентов. Работа над историей болезни и подготовка к клиниче-
скому разбору требует от студента и максимально подробного сбора анамнеза, что развивает как профессиональные навыки, так и коммуникативную компетентность, и тщательного анализа литературных источников, и освоения информационных технологий для создания качественной презентации.
Для исследования были взяты восемь групп студентов шестого курса: 6 групп студентов лечебного факультета и две группы студентов ФИУ (факультета иностранных учащихся). Студенты, в соответствии с учебным планом, курировали пациентов с различными клинико-рентгеноло-гическими синдромами: легочной инфильтрации, диссеминации, синдромом плеврального выпота, округлого и полостного образования в легких. Четыре группы студентов (42 человека) представили истории болезни на бумажном носителе (их оценка проводилась преподавателем в соответствии с критериями, рекомендованными учебной частью СГМА), еще четыре группы (39 человек) - в виде презентаций. Следует отметить, что разбор историй болезни в занимающихся параллельно группах лечебного факультета и ФИУ проводился коллегиально, с активным участием студентов обеих групп в дискуссии.
Статистическая обработка результатов проводилась в виде сравнительного анализа полученных при оценке истории болезни баллов методом непрямых разностей и доверительных интервалов [3].
Результаты исследования
Во время доклада учебных историй болезни в виде презентаций студенты значительно лучше осветили такие разделы, как анамнез, данные объективного обследования, лабораторного обследования, а также дифференциальная диагностика. Представление материалов истории болезни в виде презентации позволило лучше отобразить эффективность лечения в динамике: были представлены фотографии рентгенограмм пациентов без указания маркировки (фамилии пациента). Формат дискуссии лучше, чем простой диалог с преподавателем при обсуждении недочетов истории болезни, раскрыл возможности клинического мыш-
ления студентов, позволил обменяться мнениями, учесть и исправить ошибки.
Средний балл, полученный за работу над историей болезни в виде презентации, был значимо выше, чем при стандартной форме работы. Так, студенты, принявшие участие в клиническом разборе и имевшие возможность более широко проявить свои личностные и профессиональные качества, а также исправить допущенные недочеты, имели средний балл 4,12 (доверительный интервал [3,52803;4,72197], стандартная ошибка средней т1=0,12663). У студентов группы сравнения, представивших истории для проверки на бумажном носителе, средний балл составил 3,52 (доверительный интервал [3,14511;3,90489], стандартная ошибка средней т2=0,19899).
Проведенный статистический анализ показал высокую достоверность различий: р<0,005.
Обсуждение результатов
В современных условиях особенно важную роль приобретает компетентностный подход в медицинском образовании, т.к. перед педагогом-врачом стоит цель не только передать свои знания студенту, обучить его методике и определенным алгоритмам действий, но и развить в нем умение самостоятельно принимать решения, вписывающиеся в рамки его должностных инструкций, требований и обязанностей
[7].
ОК-5 формирует у обучающихся способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии, к редактированию текстов профессионального содержания.
ОК-8 направлено на формирование способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдения правил врачебной этики, сохранения врачебной тайны.
Практикующий врач способен передать обучающемуся теоретическую базу знаний,
а вот развить в нем предусмотренные рабочей программой компетентности способен только врач-педагог. Такой врач должен быть способен не столько передавать студенту определенные знания, сколько сформировать у студента способность и готовность «быть врачом» [1].
Между тем, формируя требуемые в ФГОС ВПО общекультурные и профессиональные компетенции у студента, педагог, во-первых, сам должен обладать этими компетенциями как врач-профессионал, во-вторых, должен обладать специальными педагогическими компетенциями, основанными на его личностных качествах, установках, мотивах и умениях профессионально-педагогической деятельности и позволяющими ему воздействовать на формирование необходимых компетенций у студентов [9].
Выводы
1. ФГОС требует развития у студентов различных компетенций, в понятие которых входят не только профессиональные умения и навыки человека, но и его мотивы, установки, а также личностные характеристики (такие, как коммуникативность, ответственность, способность к самостоятельному принятию решений, самообучению и т.п.).
2. Необходим переход к современным информационно-коммуникативным технологиям обучения, создание условий для их внедрения, разумное сочетание новых информационных технологий обучения с традиционными, формирование информационной компетентности студентов.
3. Введение новой системы работы над учебной историей болезни в виде подготовки презентаций и их защиты дает возможность формировать профессиональные умения и навыки студента, а также личностные характеристики специалиста, что подтверждается достоверно более высокими баллами.
Литература
1. Авдеева, Е.А. Профессионализм педагога: от квалификации - к мастерству [Текст] / Е.А. Авдеева // Научно-практическая Международная конференция «Компетентностно-деятельностный подход в современной системе образования». - Горно-Алтайск: Горно-
Алтайского госуниверситет, 18-23 августа, 2010. - С. 345-347.
2. Асеев, А.В. Использование информационных технологий в преподавании фтизиопуль-монологии в медицинском вузе [Текст] / А.В. Асеев // Туберкулез и болезни легких. -2011. - № 4. - С. 41.
3. Бенсман, В.М. Облегченные способы статистического анализа в клинической медицине [Текст]: монография / В.М. Бенсман. - Краснодар: Изд-во КГМА, 2002. - 37 с.
4. Гапова, О.И. Коммуникативная культура преподавателя как условие формирования социально-личностных компетенций будущего специалиста [Текст] / О.И. Гапова // Образование XXI века: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Витебск: ВГМУ, 2014. - С. 53-55.
5. Денисов, И.Н. Медицинское образование: ситуация сегодня и пути совершенствования подготовки врачей [Текст] / И.Н. Денисов // Рус. врач. - 2005. - № 4. - С. 44.
6. Новые подходы в подготовке педагога - врача в условиях цикла повышения квалификации «Школа молодого преподавателя» [Текст] / Е.А. Авдеева, О.А. Гаврилюк, И.О. Логинова [и др.] // Научно-практическая Международная конференция «Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе» КРАСГМУ. - Красноярск: тип. КрасГМУ, 2014. - С. 35-39.
7. Междисциплинарная реализация компетентностного подхода и практическая направленность высшего медицинского образования по детской фтизиопульмонологии в Смоленской государственной медицинской академии [Текст] / Т.Г. Авдеева [и др.] // Образование XXI века: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Витебск: ВГМУ, 2014. - С. 30-32.
8. Морозова, Т.И. Современные подходы к организации процесса непрерывного медицинского образования во фтизиатрии [Текст] / Т.И. Морозова, Л.Е. Паролина // Туберкулёз и социально значимые заболевания. - 2014. - № 3. - С. 52-57.
9. Роль кафедры фтизиопульмонологии в формировании общекультурных и профессиональных компетенций у студентов [Текст] / Т.В. Мякишева [и др.] // Образование XXI века: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Витебск: ВГМУ, 2014. - С. 94-96.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1118 от 8 ноября 2010 года.