Научная статья на тему 'Учебная практика как начальное звено формирования профессионального мастерства врача'

Учебная практика как начальное звено формирования профессионального мастерства врача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
812
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL PRACTICE / УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ / NURSING / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PRACTICAL TRAINING / PATIENTS' CARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванишкина Е.В., Цепова Е.Л., Удовикова О.И.

Совершенствование системы практической подготовки будущих врачей является одной из актуальных проблем высшего медицинского образования. В статье рассматриваются вопросы преподавания студентам первого курса учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» по специальности «Лечебное дело». Представлены активные методы обучения, используемые на кафедре пропедевтики внутренних болезней. Учебная практика студентов первого курса по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля формирует основы профессионального мастерства врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванишкина Е.В., Цепова Е.Л., Удовикова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL PRACTICE AS THE FIRST STEP IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MEDICAL SKILLS

Improvement of the system of practical training of future physicians is one of the most critical problems of higher medical education. The article describes how educational practice in Patients’ care in the clinics of internal medicine and surgical diseases is taught for the first-year students of the «General Medicine» specialty. Active teaching methods used at the Department of Propaedeutics of Internal Medicine are presented. Nursing educational practice of first-year students forms the basis of professional medical skills

Текст научной работы на тему «Учебная практика как начальное звено формирования профессионального мастерства врача»

УДК 616.1/.4:378.180.6(079.3) УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

КАК НАЧАЛЬНОЕ ЗВЕНО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВРАЧА

Иванишкина Е.В., Цепова Е.Л., Удовикова О.И.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д.28

Резюме. Совершенствование системы практической подготовки будущих врачей является одной из актуальных проблем высшего медицинского образования. В статье рассматриваются вопросы преподавания студентам первого курса учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» по специальности «Лечебное дело». Представлены активные методы обучения, используемые на кафедре пропедевтики внутренних болезней. Учебная практика студентов первого курса по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля формирует основы профессионального мастерства врача.

Ключевые слова: учебная практика, уход за больными, высшее медицинское образование, практическая подготовка.

VOCATIONAL PRACTICE AS THE FIRST STEP IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MEDICAL SKILLS

Ivanishkina E.V., Tsepova E.L., Udovikova O.I.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. Improvement of the system of practical training of future physicians is one of the most critical problems of higher medical education. The article describes how educational practice in Patients' care in the clinics of internal medicine and surgical diseases is taught for the first-year students of the «General Medicine» specialty. Active teaching methods used at the Department of Propaedeutics of Internal Medicine are presented. Nursing educational practice of first-year students forms the basis of professional medical skills.

Key words: educational practice, patients' care, nursing, higher medical education, practical training.

Подготовка специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, требует постоянного повышения качества и эффективности учебного процесса и является сегодня одной из главных задач высшей профессиональной школы. Среди множества проблем, с которыми сталкиваются медицинские учебные заведения, одной из самых сложных является проблема формирования у студентов практических навыков [5]. Высшая медицинская школа должна дать выпускникам систему интегрированных теоретических знаний и практических умений и навыков, помочь освоить высокие медицинские технологии, сформировать у них знания и навыки в области предметов, помогающих социальной адаптации [4, 5].

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования формирование практической составляющей будущих врачей начинается с первого курса. Обязательным элементом профессиональной подготовки студентов являются учебная и производственная практики [1, 3].

Знания и умения, приобретаемые студентами в рамках прохождения учебной практики и производственных практик в качестве помощников младшего и среднего медицинского персонала, являются необходимой частью профессионального становления будущих врачей. В ряде случаев студент не считает важным приобретение

навыков ухода за пациентом, полагая, эти навыки для себя ненужными и даже бесполезными. Однако следует учитывать, что качество ухода за больными во многом определяет качество оказания медицинской помощи и является одним из важных критериев оценки деятельности лечебно-профилактической организации. Уход за больными обеспечивает оптимальные условия для выздоровления, и поэтому требует такого же серьезного освоения студентами врачебных специальностей, как и все другие элементы лечебной деятельности. Врач, в совершенстве владеющий сестринскими навыками, способен не только грамотно организовать работу среднего медицинского персонала, но и при необходимости самостоятельно обеспечить уход за пациентом

[5].

Значимость этого блока профессиональной подготовки врача объясняется и получением студентами начиная с 4-го курса, возможности работать на штатных должностях среднего медицинского персонала, что требует должной теоретической подготовки и качественного владения манипуляциями медицинской сестры.

Кафедра пропедевтики внутренних болезней СГМА организует и проводит учебные практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» у студентов лечебного факультета и факультета иностранных учащихся, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело» и «Медицинскую ознакомительную практику» у студентов, обучающихся по специальности 060301 «Фармация» очной и заочной форм обучения, а также производственные практики «Помощник младшего медицинского персонала», «Помощник палатной медицинской сестры», «Помощник процедурной медицинской сестры» у студентов лечебного факультета и факультета иностранных учащихся, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». Учебная практика по уходу за больными и все 3 сестринские производственные практики после 1, 2 и 3-го курсов у студентов лечебного факультета и факультета иностранных учащихся организуются и проводятся совместно кафедрами пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии с

курсом хирургии ФПК и ППС.

На каждый вид учебной и производственной практики сотрудниками кафедры пропедевтики внутренних болезней подготовлены и регулярно обновляются и дополняются учебно-методические комплексы, состоящие из рабочей программы практики, методического обеспечения практики, методических рекомендаций для преподавателей руководителей практики, программы и дневника практики, включающего указания для студентов по самостоятельной и научно-исследовательской работе, тестовых заданий, перечня практических вопросов к итоговому контролю. Следует заметить, что для студентов факультета иностранных учащихся, проходящих производственную практику по месту постоянного проживания, в частности в Индии, программы и дневники составлены на английском языке. Также продолжается работа над банком тестовых заданий и ситуационных клинических задач по уходу за больными и сестринским манипуляциям.

Учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» у студентов является обязательным компонентом основной образовательной программы, целью ее является раннее «погружение» в специальность с формированием основ общекультурных и профессиональных навыков и компетенций под руководством преподавателя в реальных условиях или условиях, приближенных к реальным. Целью раздела «Уход за больными терапевтического профиля», преподаваемого на кафедре пропедевтики внутренних болезней, является обучение студентов навыкам ухода за терапевтическими больными.

При этом задачами учебной практики являются приобретение студентами теоретических знаний по квалифицированному уходу за больным и развитие компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере, формирование понимания деятельности младшего и среднего медицинского персонала, ознакомление студентов с принципами организации и работы лечебно-профилактических учреждений различного типа, приобретение навыков гигиенического воспитания и профилактики заболеваний среди взрослого населения,

овладение практическими умениями и навыками (медицинские манипуляции, связанные с уходом за пациентами с заболеваниями различных органов и систем), ознакомление студентов с основными деонто-логическими принципами взаимоотношений медицинского персонала с больными и их родственниками, формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии, обучение студентов оформлению отдельных разделов медицинской карты стационарного больного, формирование у студента навыков общения с коллективом.

По окончании учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» у студентов частично или полностью формируются, по крайней мере, десять общекультурных и профессиональных компетенций (общекультурные -1, 2, 8; профессиональные - 1, 4, 7, 9, 25, 27, 29) [3], важнейшими из которых, на наш взгляд, являются:

- способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);

- способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25);

- способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29). Данные компетенции передаются и развиваются на протяжении производственных практик «Помощник младшего медицинского персонала» после 1 курса, «Помощник палатной медицинской сестры» после 2 курса и «Помощник процедурной медицинской сестры» после 3 курса, а также в процессе последующего обучения в вузе.

Согласно ФГОС по специальности

060101 «Лечебное дело» [3] на учебную практику по «Уходу за больными терапевтического и хирургического профиля» для студентов 1-го курса отводится 144 аудиторных часа (по 72 часа на раздел «Уход за больными терапевтического профиля» на кафедре пропедевтики внутренних болезней и 72 часа на раздел «Уход за больными хирургического профиля» на кафедре общей хирургии с курсом хирургии ФПК и ППС). Данная практика проводится по окончании первого семестра в виде 2-х последовательных циклов «Уход за больными терапевтического профиля» на кафедре пропедевтики внутренних болезней и «Уход за больными хирургического профиля» на кафедре общей хирургии с курсом хирургии ФПК и ППС. Ежедневная продолжительность занятий 6 часов.

Количество студентов, одномоментно проходящих терапевтический или хирургический цикл практики, постепенно возрастает - с 95 человек в 2011-2012 учебном году, когда кафедры преподавали данный вид практики впервые, до 129человек в 2013-2014 году. В 2014-2015 учебном году в один из циклов кафедра пропедевтики внутренних болезней одномоментно приняла 138 студентов лечебного факультета и факультета иностранных учащихся. В течение 6 дней одновременно с ними проходили «Медицинскую ознакомительную практику» и 36 студентов-очников фармацевтического факультета; таким образом, количество студентов, проходивших на кафедре учебную практику, в отдельные дни достигало 174-х человек.

В соответствии с целью и задачами учебной практики структура раздела «Уход за больными терапевтического профиля» состоит из этапов теоретической и практической подготовки. На этапе теоретической подготовки доценты кафедры читают слайд-лекции по базовым вопросам ухода за больными.

На занятиях по учебной практике в терапевтической клинике осуществляются разбор теоретической информации согласно плану практики, проведение дискуссий по результатам аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, демон-

страция созданных студентами презентаций по отдельным темам с их последующим обсуждением, написание студентами алгоритма отдельных сестринских манипуляций (что является обязательным и отражается в дневнике учебной практики), моделирование и разбор клинических ситуаций, выступление студентов с сообщениями санитарно-просветительского характера, раннее вовлечение студентов в процесс ухода за больными при участии среднего медицинского персонала различных отделений Смоленской областной клинической больницы и под контролем преподавателя, выполнение отдельных манипуляций на муляжах.

В процессе учебной практики «Уход за больными терапевтического профиля» студенты знакомятся с работой и выполняют различные манипуляции в приемном отделении Смоленской областной клинической больницы, отделениях пульмонологии, общей кардиологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, нефрологии, профпатоло-гии, химиотерапии, отделениях неотложной кардиологии и неотложной неврологии, взрослом неврологическом отделении. Нельзя не отметить, что студенты с теплотой и благодарностью отзываются о медперсонале областной больницы, с которым работали в отделениях.

В процессе практической работы в отделениях студенты овладевают такими навыками, как транспортировка больных, проведение санитарной обработки больного и осуществление смены белья больного, измерение температуры тела и суточного диуреза, антропометрия, кормление больных, измерение артериального давления, оценка качеств пульса и другими.

Обучение на муляжах, манекенах давно используется в медицинском образовании. На нашей кафедре имеется 3 муляжа ягодиц для отработки техники внутримышечных инъекций и 2 муляжа руки для отработки техники внутривенных инъекций. К сожалению, этого явно недостаточно, и овладение некоторыми манипуляциями откладывается до производственной практики. Обучение студентов на манекенах, муляжах и имитаторах могло бы дать возможность обучающимся отработать различные, в том

числе редкие, навыки, без ограничения студента во времени и без риска для пациента, а также воссоздать типичные клинические сценарии и адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося.

В целом, можно отметить хорошую дисциплину студентов по посещаемости занятий, активность в ходе разбора различных тем, а также заинтересованность при работе в отделениях больницы для освоения практических навыков. Большинство студентов без существенных проблем овладевают навыками ухода за терапевтическими больными, а также теоретическими знаниями и практическими умениями в ходе учебного процесса. Каждым преподавателем проводится большая воспитательная работа по вопросам общей дисциплины, здорового образа жизни, этики и деонтологии, актуальности изучения ухода в практике будущего врача.

Система контроля практической подготовки по учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» включает текущий контроль на занятии и итоговый контроль по окончании каждого раздела учебной практики с выставлением оценки в дневник практики. После прохождения 2-х циклов суммарная итоговая оценка заносится в зачетную книжку. Несмотря на недостаточные знания в области анатомии, нормальной физиологии большинство студентов без существенных проблем овладевают навыками ухода за терапевтическими больными, а также теоретическими знаниями и практическими умениями в ходе учебного процесса. Средний балл по зачету за прошедшие годы составил около 4,7 у студентов лечебного факультета и 4,3 - у студентов факультета иностранных учащихся.

Таким образом, учебная практика на первом курсе является важным звеном по подготовке студентов к производственной практике, формируя основы профессионального мастерства врача [1, 2]. Практические умения и навыки, приобретенные в ходе учебной практики, закрепляются и совершенствуются во время сестринских производственных практик. И в процессе дальнейшей учебной деятельности создаются

условия для формирования новых практи- овладения профессией.

ческих умений и навыков, более глубокого

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» [Текст]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1118.

2. Особенности организации учебной и производственной практики студентов при переходе на образовательный стандарт нового поколения [Текст] / Г.П. Гладилин [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 10. - С. 79-80.

3. Учебная практика студентов медицинского вуза - новый стандарт овладения профессиональными компетенциями [Текст] / Н.М. Михеева [и др.] // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 7. - С. 41-45.

4. Формирование практической составляющей будущей профессии на 1 курсе лечебного факультета в ходе учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» [Текст] / Ю.А. Юдаева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1193.

5. Шашель, В.А. Учебная практика - первый этап получения качественного медицинского образования [Текст] / В.А. Шашель, Е.И. Быстрова, А.В. Ильина // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4. - С. 282-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.