ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ПЕДИАТРИИ
Е.Г.Нейман
Красноярская государственная медицинская академия им. В.Ф.Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н. проф. И.П.Артюхов; кафедра детских болезней № 2 с курсом ПО, зав. - к.м.н. проф. Э.Ф.Старых. Резюме: Произведенный на кафедре цифровой видео-продукт обеспечивает активную автономную работу студента. На кафедре создается архив из видеофильмов историй болезни, клинических разборов, консилиумов, конференций и лекций. При подготовке к занятию студенты создают собственные презентации по теме. На занятии студенты могут пользоваться компакт-дисками, работать с компьютерным вариантом учебника, проводить проверочные и тренинговые упражнения, разного рода тесты, создавать ,№еЬ-сайты. Возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе растут с каждым годом, они становятся разнообразнее, интереснее, доступнее.
Ключевые слова: преподавание педиатрии, компьютерные технологии в педагогике.
Развитие высшей школы может осуществляться только как инновационный процесс, заключающийся в замене устаревших и неэффективных средств обучения новыми, для данных условий более эффективными. Использование новых идей, технологий, прогресс в отдельных направлениях работы ставит процесс обучения на новую ступень качества.
Для успешной работы с персональным компьютером у студента должны быть сформированы предварительные умения работы на компьютере. В процессе самостоятельной работы по любой теме цикла детских болезней на кафедре студенты создают собственные презентации по подразделам темы в качестве домашнего задания, а в процессе занятия представляют и защищают свои работы перед группой и преподавателем.
Материалы и методы
В течение 2-х лет в педагогический процесс кафедры детских болезней № 2 с курсом ПО КрасГМА были внедрены: электронный тестовый контроль; решение клинических задач на компьютере; использование электронных материалов на занятии; публикация на сайте методических рекомендаций по темам цикла; видео-истории болезни.
Для оценки эффективности инновационных технологий в преподавании предмета по данным деканата педиатрическом факультете проанализированы результаты Государственной аттестации и стандартного анкетирования «Преподаватель глазами студента за 2005-2006 и 2006-2007 учебные годы. В исследование вошли 200 анкет студентов-выпускников.
Полученные результаты исследования обработаны методом вариационной статистики с вычислением относительных величин - средней арифметической, ошибки средней арифметической (ошибки репрезентативности), критерия достоверности Фишера-Стьюдента (1). Различия оценивались как достоверные при р < 0,05.
Результаты и обсуждения
На кафедре составлен список учебно-исследовательских тем, которые "поддержаны" компьютерной базой. По нашему опыту очень удобно давать для изучения на компьютере задания с большим объемом разнородного материала. Так, тема неотложные состояния в неонатологии при помощи компьютера дана в алгоритмах диагностики и лечения. Методы компьютерной технологии самостоятельной работы очень разнообразны, возможно использование мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий. Проектная деятельность может быть направлена на создание алгоритмов диагностики и лечения отдельных заболеваний у детей, создание больших медицинских центров (перинатального, кардиологического, пульмонологического и других) и оснащения отделения определенного профиля. При работе на
персональном компьютере можно пользоваться формой фронтальной самостоятельной работы, когда студент решает ситуационную задачу,
просматривает клинические примеры при помощи видеофильмов или фотоальбомов.
Индивидуальная работа в компьютерном классе осуществляется в интерактивном режиме, каждый студент выполняет несколько задач на занятии. Произведенный на кафедре цифровой видео-продукт обеспечивает активную и в основном автономную работу студента. На кафедре создается архив из видеофильмов историй болезни, клинических разборов, консилиумов, конференций и лекций.
Видео-история болезни представляет собой фильм с докладом лечащего врача об анамнезе заболевания и жизни, данных клинического, лабораторного и функционального исследования ребенка, осмотром больного с акцентуацией клинических признаков заболевания, составлением плана дальнейшего обследования и лечения. Большинство видео-историй болезни составлены с катамнезом заболевания. Видеоконференции могут быть представлены в виде фильма с докладом по теме, представлением больного, вопросами слушателей и ответами докладчика. Видеоматериалы помогают студентам при самостоятельной работе глубже изучить тему, освоить методы клинического обследования детей различного возраста с разнообразной патологией.
В последнее время появляются библиотеки электронных наглядных пособий. Они содержат справочные таблицы и формулы, иллюстрации и фотографии, анимации, видео и интерактивные модели. Широко используются телемосты с ведущими специалистами по разнообразным проблемам патологии детского возраста. Они дают возможность студентам самостоятельно услышать лекции и увидеть презентации по многим проблемам непосредственно от ведущих специалистов России. Использование компьютерного класса и сети Интернет дает широкие возможности моделирования занятий, моментальному поиску нужной информации по одному слову, Web-страницы по некоторым предметам и темам, сайты, содержание которых является существенным дополнением (визуальная, графическая, текстовая,
картографическая информация) в обучающий арсенал преподавателя к студенту.
Пользуясь ресурсами сети Интернет при подготовки к занятию студенты находят электронные энциклопедии, Web-архивы; стало возможным изучение лекций крупных ученых, работ кафедр. Пользование сайтами библиотек как российских, так и зарубежных помогает студентам получить больше новейшей информации по изучаемой проблеме.
Работа студентов по дидактической цели делится на обучающую и контролирующую. Обучающая работа студентов связана с формированием знаний или умений. По уровню самостоятельности на практическом занятии работа может осуществляться по образцу, быть реконструктивно вариативной (анализ условия, умение переформулировать, выбрать рациональный метод), поисковой или эвристической (перенос знаний в нестандартную ситуацию), исследовательской или творческой (выдвинуть и проверить гипотезу). В своей исследовательской работе студенты используют программы Microsoft Word, Microsoft Explorer, Microsoft Excel, Microsoft Photo Editor, Photo Shop, Microsoft Power Point, Microsoft Access, Fine Reader, Acrobat Reader, Internet Explorer. По степени индивидуализации занятия могут быть межгрупповые, групповые и индивидуальные. По источнику и методу приобретения знаний студенты работают с книгой, решают и даже составляют задачи, выполняют лабораторные и практические работы, готовят доклады, рефераты. По форме выполнения такая работа может быть частично устной и полностью письменной с предоставлением электронного варианта.
Интересно привлечь студентов к созданию архива видеоматериалов по всем темам циклов физиологии и патологии детского возраста с детальным изучением методов клинического исследования больного ребенка различного возраста с заболеванием органов дыхания, патологией сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, системы крови и д.т. Особенно важно фиксировать в таком архиве редкие симптомы и синдромы, показывать их в плане дифференциальной диагностики. При работе с видеоматериалами
студент имеет возможность более тщательно изучить тему, внести свой вклад в процесс обследования больного.
В компьютерной сети очень удобно составлять и решать задачи по различным клиническим темам. Каждый студент получает индивидуальную задачу с описанием данных анамнеза, жалоб, клинических проявлений заболевания, данных лабораторного и инструментального обследования. В задачах поставлены вопросы по оформлению диагноза, назначению режима и вскармливания каждого больного, дифференциальной диагностике, этиотропной патогенетической и симптоматической терапии и неотложной помощи. При решении клинических задач студенты могут пользоваться всеми информационными ресурсами кафедры - электронные методические пособия, лекции, студенческие презентации, электронные учебники. Можно обмениваться информацией внутри группы, более сильные студенты консультируют остальных. Преподаватель помогает решать задачу каждому студенту, оказывает информационную поддержку, помогает сориентироваться в литературных источниках. После отведенного на решение задач времени студенты докладывают задачи и их решение перед группой. Каждый имеет право задать вопрос куратору задачи и сделать замечание или внести поправку в решение.
При составлении клинических задач по теме занятия преподаватель старается сделать их более разнообразными как по нозологии, так и по возрасту и тяжести больных. Удобно использовать в задачах фотографии, видео-клипы, аудио-материалы с хрипами в легких и сердечными шумами. Студенты с удовольствием участвуют в совместном обсуждении обоснования диагноза, вырабатывают общий взгляд на данные клинического осмотра и обследования больного и тактику его дальнейшего ведения. Преподаватель, учитывая соответствие поставленного диагноза принятой классификации, глубину знаний этиологии и патогенеза заболевания, правильность назначенной терапии и оперативность неотложной помощи, а также активность участия в обсуждении других задач, выставляет оценку за этот раздел работы.
Для того, чтобы подчеркнуть роль обучающегося в процессе познания, в конце занятия целесообразно провести рефлексию, так называемую, обратную связь, где педагог задает несколько вопросов студентам, по которым в дальнейшем будет делать вывод о том, что удалось освоить на занятии, а что осталось за кадром.
Таблица 1.
Результаты стандартного анкетирования «Преподаватель глазами студента за 2005-2006 и 2006-2007 учебные годы студентов 5 курса
педиатрического факультета.
№ Параметры Средний балл показателей по учебным годам
п/п 2005-2006 (п=100) 2006-2007 (п=100)
1. Насколько ясно, понятно и логично преподаватель объясняет материал на занятии (лекции) 4,07±0,01* 4,3±0,04*
2. Насколько интересно присутствовать на занятиях (лекциях) у преподавателя 4±0* 4,2±0,03*
3. Насколько справедлив преподаватель по отношению к студентам 4,6±0,05* 4,33±0,04*
4. Насколько хорошо преподаватель поддерживает дисциплину на занятии 3,9±0,01* 4,2±0,03*
5. Иллюстративный материал на занятиях (таблицы, слайды, аудио, видео, приборы, муляжи и т. д.) 4,03±0,006* 4,4±0,05*
Общий средний балл (п=5) 4,12±0,0б* 4,29±0,02*
* достоверность различий по учебным годам (р<0,05)
При сравнительном анализе данных анкетирования студентов 5 курса педиатрического факультета «Преподаватель глазами студента» за 2005-2006 и
2006-2007 учебные годы выявлено, что за год на 0,23 балла выросла оценка доступности понимания преподносимого педагогами материала, на 0,2 балла студенты оценивают выше свой интерес к излагаемому преподавателями, и на
0,37 балла выросла оценка за иллюстративность занятий. Оценки за справедливость (уменьшилась на 0,27 балла) и подержание дисциплины (увеличилась на 0,3 балла) свидетельствуют о большей требовательности преподавателя и более высокой производительности занятия в последние годы.
Таблица 2.
Сравнительная характеристика итоговой государственной аттестации___________
Этапы Параметры Средний балл
2005-2006 уч. год 2006-2007 уч. год
1 этап Тестовый экзамен 4,86±0,03* 4,94±0,01*
2 этап Практические навыки 4,22±0,06 4,22±0,06
3 этап Собеседование 4,14±0,05 4,21±0,06
Междисциплинарный экзамен 4,17±0,06 4,21±0,06
Качественный показатель (%) 81 83
Диплом с отличием (%) 8 11
* достоверность различий по учебным годам (р<0,05)
При анализе результатов государственной аттестации выявлено, что средний балл по результатам всех этапов выпускного междисциплинарного экзамена вырос. Выявлен достоверный рост качества тестового контроля. Качественный показатель вырос на 2%, количество красных дипломов увеличилось на 3%. Эти результаты обследования могут свидетельствовать о более высокой эффективности инновационных технологий в преподавании педиатрии.
При изучении детских болезней использование инновационных технологий в обучении направлено на усовершенствование и облегчение работы у постели больного ребенка под руководством опытного педагога.
Литература
1. Артамонов Р.Г. Забытый аспект становления врача//Мед. газета. - 2003. - № 52. - С 3.
2. Минова М.В. Доводящие карточки как средство индивидуализации учебного процесса: Мет. пособие. - Красноярск, 2002. - 100 с.
Нейман Елена Георгиевна, г. Красноярск, 660049, ул. Бограда д. 12 кв. 42, телефон 8-902-991-12-32.
Рис. 1. Открытое практическое занятие на цикле детских болезней.
Рис. 2. Кадр из видео-истории болезни.
Рецензия
на статью группы авторов, сотрудников кафедры детских болезней № 2 с курсом ПО ГОУ ВПО «Красноярская Государственная медицинская академия имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого ФА по здравоохранению и социальному развитию» Е.Г.Нейман, Р.А. Авдеевой «Инновационный подход к преподаванию педиатрии на кафедре детских
болезней № 2»
В последние годы на кафедре стало возможным внедрение новых педагогических технологий в связи с организацией межкафедрального компьютерного класса на базе МУЗ ГКБ № 20 им. И.С.Берзона и активным его использованием в учебном процессе. В ходе предыдущего обучения у студентов уже сформированы базовые умения работы на компьютере, они способны создавать собственные презентации в качестве домашнего задания.
На кафедре создана база электронных учебных пособий, которая постоянно пополняется за счет лекций, задач, видео- или фотоальбомов.
Произведенный на кафедре цифровой видео-продукт обеспечивает активную и в основном автономную работу студента. Еленой Георгиевной начато создание архива из видеофильмов историй болезни, клинических разборов, консилиумов, конференций и лекций. В последнее время сотрудниками кафедры активно пополняется библиотека электронных наглядных пособий, которые содержат справочные таблицы, иллюстрации и фотографии, анимации, видео и интерактивные модели. На занятии студенты широко пользуются СБ, работают с компьютерным вариантом учебника, решают клинические задачи и отрабатывают практические навыки.
В статье подробно описано, каким образом изучение детских болезней при использовании инновационных педагогических технологий усовершенствует и облегчает самостоятельную работу студента у постели больного.
Доцент кафедры детских болезней № 2
с курсом ПО ГОУ ВПО КрасГМА ____________Е.П.Шитьковская