Научная статья на тему 'Рейтинговая оценка знаний студентов 5 курса лечебного факультета по госпитальной хирургии. '

Рейтинговая оценка знаний студентов 5 курса лечебного факультета по госпитальной хирургии. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рейтинг знаний / методика расчета рейтинга / стартовый / рубежный / модульный рейтинг / a rating of knowledge / a design procedure of a rating / Starting / Boundary / a modular rating

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полуян Ю. С., Сачек М. Г., Бледнов А. В., Москалев К. В., Сачек К. В.

На кафедре госпитальной хирургии ВГМУ разработана новая методика расчета рейтинга студентов. В её основу положены принципы стимуляции максимального получения знаний и освоения практических навыков в минимальный промежуток времени, количественная и качественная оценка знаний, постоянный контроль за ходом педагогического процесса и его эффективностью. Рейтинг включает все разделы учебного процесса: цикловые занятия, лекции, написание истории болезни, дежурства. Он состоит из 6 разделов: стартовый, текущий, модульный, рубежный, творческий и итоговый рейтинги. Каждому событию в учебном процессе назначается бальная стоимость, также вводятся коэффициенты значимости. В конце года студент имеет определенное количество баллов, которое соответствует оценке по десятибальной системе. Создается возможность стимулировать определенные виды активности студента и достигать образовательных целей: улучшить трудовую дисциплину студентов, повысить роль и ответственность преподавателя в учебном процессе, проводить по этапам объективную оценку знаний и практических навыков студентов, провести отбор студентов для прохождения субординатуры по хирургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полуян Ю. С., Сачек М. Г., Бледнов А. В., Москалев К. В., Сачек К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On faculty of hospital surgery of Vitebsk medical state university the new design procedure of a rating of students is developed. It's based on several principles: maximum knowledge and practical skills in shorter time, quality and quantity assessments of learning process, management of teaching approach. This rate includes all steps of learning: seminars, lectures, medical case preparation and emergency duties. It consists of 6 parts: starting, current, modular, boundary, creative and final ratings. To each event in educational process ball cost (points) is nominated, factors of the importance also are entered. In the end of year the student has the certain amount of points which corresponds to estimation on ten-ball system. The opportunity to stimulate the certain kinds of activity of the student is created and to achieve the educational purposes: to improve a labor discipline of students, to increase a role and the responsibility of the teacher in educational process, to spend on stages an objective estimation of knowledge and practical skills of students, to lead selection of students for passage of subinternship on surgery.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая оценка знаний студентов 5 курса лечебного факультета по госпитальной хирургии. »

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ГОСПИТАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ.

ПОЛУЯН Ю.С., САЧЕК М.Г., БЛЕДНОВ А.В., МОСКАЛЕВ К.В., САЧЕК К.В., ФЕДЯНИН С.Д., КОВАЛЕНКО А.А., ШТУРИЧ И.П., ЕРМАШКЕВИЧ С.Н., КУЗНЕЦОВ Е.В., КОСИНЕЦ В.А., ВЫХРИСТЕНКО К.С., ДЕРКАЧ В.В.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский

университет»

Резюме. На кафедре госпитальной хирургии ВГМУ разработана новая методика расчета рейтинга студентов. В её основу положены принципы стимуляции максимального получения знаний и освоения практических навыков в минимальный промежуток времени. количественная и качественная оценка знаний. постоянный контроль за ходом педагогического процесса и его эффективностью. Рейтинг включает все разделы учебного процесса: цикловые занятия, лекции, написание истории болезни, дежурства. Он состоит из 6 разделов: стартовый, текущий, модульный, рубежный, творческий и итоговый рейтинги. Каждому событию в учебном процессе назначается бальная стоимость, также вводятся коэффициенты значимости. В конце года студент имеет определенное количество баллов, которое соответствует оценке по десятибальной системе. Создается возможность стимулировать определенные виды активности студента и достигать образовательных целей: улучшить трудовую дисциплину студентов, повысить роль и ответственность преподавателя в учебном процессе, проводить по этапам объективную оценку знаний и практических навыков студентов, провести отбор студентов для прохождения субординатуры по хирургии.

Ключевые слова: рейтинг знаний, методика расчета рейтинга,

стартовый, рубежный, модульный рейтинг.

Abstract. On faculty of hospital surgery of Vitebsk medical state university the new design procedure of a rating of students is developed. It’s based on several principles: maximum knowledge and practical skills in shorter time, quality and quantity assessments of learning process, management of teaching approach. This rate includes all steps of learning: seminars, lectures, medical case preparation and emergency duties. It consists of 6 parts: starting, current, modular, boundary, creative and final ratings. To each event in educational process ball cost (points) is nominated, factors of the importance also are entered. In the end of year the student has the certain amount of points which corresponds to estimation on ten-ball system. The opportunity to stimulate the certain kinds of activity of the student is created and to achieve the educational purposes: to improve a labor discipline of students, to increase a role and the responsibility of the teacher in educational process, to spend on stages an objective estimation of knowledge and practical skills of students, to lead selection of students for passage of subinternship on surgery.

Keywords: a rating of knowledge, a design procedure of a rating, starting, boundary, a modular rating.

Адрес для корреспонденции: Республика

Беларусь, 210023, г.Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный медицинский университет кафедра госпитальной хирургии с курсами урологии и детской хирургии тел. раб.: 8-0212-22-60-72 e-mail: Blednou @ yandex.ru

Бледнов А.В.

С учетом перехода на десятибалльную систему оценки знаний в 20082009 учебном году, нами разработана новая методика расчета рейтинга студентов 5 курса лечебного факультета по хирургическим болезням.

Цель данной работы - разработать и внедрить в учебный процесс методику рейтинговой оценки знаний студентов 5 курса лечебного факультета по хирургическим болезням.

Задачи данной системы:

1. Стимуляция познавательной деятельности студентов.

2. Повышение роли и ответственности преподавателя в учебном процессе.

3. Обеспечение постоянного контроля за ходом обучения и его эффективностью.

4. Повышение объективности оценки знаний и практических навыков студентов по хирургическим болезням.

5. Оптимизация управляемой самостоятельной подготовки студентов на практических занятиях, дежурствах, вне аудитории и в период производственной практики.

Методика проведения и расчета

Рейтинг - это накопительный /кумулятивный/ показатель поэтапной объективной оценки знаний и практических навыков студентов. Расчет его проводится с учетом цикловых занятий, лекций, написания истории болезни и дежурств, самостоятельной управляемой работы студента, творческой активности студента, интеграции подготовки студента по хирургическим болезням и смежным дисциплинам на 1-4 курсах.

Рейтинг студента по госпитальной хирургии включает следующие параметры:

1. Стартовый рейтинг /складывается из данных посещаемости лекций и выживаемости знаний студента по хирургии и смежным дисциплинам, исходного уровня знаний и степени подготовки студента к занятиям/.

2. Текущий рейтинг /исчисляется из показателей посещаемости занятий, контроля усвоения темы и практических навыков/.

3. Модульный рейтинг /вычисляется после завершения цикла занятий по семестрам (осенью и весной), состоит из сумм стартового рейтинга, текущих рейтингов, дежурств, оценки истории болезни и творческого рейтинга/.

4. Рубежный рейтинг /состоит из суммы модульных рейтингов, с учетом отработанных практических занятий и элементов творческого рейтинга/.

5. Творческий рейтинг направлен на стимулирование внеаудиторной работы. Он включает в себя: освоение практических навыков во внеурочное время, дополнительные дежурства, участие в операциях, оформление учебных стендов, создание видеофильмов, наглядных пособий, мультимедийных презентаций, создание многоступенчатых ситуационных клинических задач, участие в работе СНО, выступления на конференциях, публикация научных работ и др. Эта форма не является обязательной для всех студентов. Начисление баллов производится к минимальному их количеству по дисциплине. Данный рейтинг направлен на поощрение активно работающих студентов, позволяет повысить рубежный рейтинг, выставлять оценку «10» на экзаменах и может составлять не более 20% от общего количества баллов. Студенты, имеющие высокий рейтинг, от экзаменов по дисциплине не освобождаются.

6. Итоговый рейтинг (рейтинг дисциплины) /состоит из рубежного рейтинга и рейтинга экзамена, который включает тестирование, оценку практических навыков и собеседования по билету.

Для каждой составляющей рейтинга установлен коэффициент значимости. Так посещение лекций и занятий - 1 за 1 час лекции или занятия, дежурство в клинике - 1 за 1 час дежурства. Оценка практических навыков, контроль усвоения темы имеет коэффициент 2, оценка истории болезни - 3. При оценке тестирования учитывается число процентов правильных ответов, а при оценке экзаменов по практическим навыкам и устному собеседованию начисляется 20 баллов за каждый этап экзамена. При оценке творческого рейтинга - 1балл за 2 часа дежурства с участием в операции, оформление учебных стендов, наглядных пособий, создание многоступенчатых клинических ситуационных задач, презентаций, фильмов - 10 баллов за один комплект или видеофильм, за доклад на научной конференции, печатную работу также 10 баллов.

На основании вышеприведенных определений можно рассчитать рейтинг студента по следующей схеме

Стартовый рейтинг /СР/ осень (10 семестр) = 2\часа\х3 (число

лекций)+1х(сумма оценок исходного уровня 5 занятий) Максимально: 6+50=56 баллов (оценка 10); минимально: 6+20=26 балла (оценка 4).

Весна (11 семестр) = 2х3+1х(сумма оценок исходного уровня 8 занятий)=максимально 6+80= 86 баллов; минимально 6+32= 38 баллов.

Текущий рейтинг /ТР/: 1х6/часов занятия/+2х(оценка усвоенных

практических навыков)+2х(оценка теоретических знаний)=максимально 6+40= 46 баллов; минимально 6+16= 22 балла.

Модульный рейтинг (МР1) осень = осенний стартовый рейтинг /СР осень/+сумма текущих рейтингов в осеннем семестре+1х(часов дежурства)/

3

максимально 14/+Творческий рейтинг /Тв.Р/ за осенний семестр /максимально 100/. Максимально МР1/осень/: 56+230+14+100=400 баллов; минимально МР1 /осень/: 24+110=134 балла.

Модульный рейтинг (МР2)весна=весенний стартовый рейтинг /СР весна/+сумма текущих рейтингов в весеннем семестре+1х(часов дежурства / максимально 14/ )+ 3х(оценка истории болезни) +Творческий рейтинг /Тв.Р/ за весенний семестр /максимально 100/.

Максимально МР2 /весна/: 86+368+14+30+100=598 баллов.

Минимально МР2 /весна/: 38+176+14+12=240 баллов.

Рубежный рейтинг /РР/ = сумме модульных рейтингов за осенний и

весенний семестры МР1 + МР2 + количество баллов за компьютерное

тестирование /не мене 75/.

Максимально РР: 400+598+100=1098 баллов.

Минимально РР: 134+240+75=449 баллов.

Итоговый рейтинг /ИР/= рубежный рейтинг + 20х/оценка за практические навыки + оценка по собеседованию/.

Максимально итоговый рейтинг =1098+400=1498 баллов. Минимально итоговый рейтинг = 449+160= 609 баллов.

Итоговая оценка знаний студента по хирургическим болезням

определяется из следующих соотношений:

ДЕСЯТЬ БАЛЛОВ (отлично) 85- 100% (только если присутствует творческий рейтинг) /1273 - 1498 баллов/

ДЕВЯТЬ БАЛЛОВ (отлично) 70-84 % /1048-1273/

ВОСЕМЬ БАЛЛОВ (хорошо) 65-69 %/973-1048 баллов/,

СЕМЬ БАЛЛОВ ( хорошо) 60-64% /898-972 баллов/,

ШЕСТЬ БАЛЛОВ (хорошо) 55-59 % 823-897 баллов/,

ПЯТЬ БАЛЛОВ (удовлетворительно) 50-54 % /749-822 баллов/,

ЧЕТЫРЕ БАЛЛА (удовлетворительно) -41-49% / 609-671 балл/,

ТРИ, ДВА, ОДИН, НОЛЬ БАЛЛОВ (неудовлетворительно) - менее 40% /менее 609 баллов/.

Важным компонентом данной системы является то, что студент сам принимает участие в расчете рейтинге, понимает как может его улучшить и знает свои показатели. Упрощенный расчёт рейтинга проводится в программе Excel (таблица1).

Таблица 1

Упрощенный расчёт рейтинга______________________

Мод 1 Р ст в Ртек 1 Ртек2 Ртек3 Ртек4 Ртек5 Ртек6 Ртек7 Ртек8 Ист Деж Мод 2 Тест Рубеж Эк пр. Эк ус Р ИТОГ Оц Прим

268 76 40 42 38 36 40 40 40 40 27 14 433 86 787 180 180 1147 9

218 64 34 38 36 36 34 32 38 34 21 14 381 80 679 160 160 999 8

268 71 38 36 36 38 36 38 40 40 24 14 411 84 763 180 180 1123 9

268 68 38 34 36 40 34 38 38 36 27 14 403 74 745 160 180 1085 9

243 71 38 36 36 38 40 38 38 38 24 14 411 76 730 160 160 1050 8

268 70 36 36 36 36 38 40 38 38 27 14 409 72 749 160 180 1089 9

268 66 34 32 32 34 34 40 40 38 21 14 385 84 737 180 160 1077 8 зани- жена

243 70 38 36 36 42 40 40 42 38 24 14 420 93 756 180 160 1096 8 зани- жена

268 76 40 36 38 42 40 40 40 40 27 14 433 84 785 180 180 1145 9

268 74 36 36 40 38 40 36 38 40 24 14 416 72 756 160 180 1096 9

Знания на занятиях, экзаменах, по оформлению истории болезни, отработках практических занятий, освоению практических навыков по дисциплине оцениваются по десятибалльной системе /оценка

неудовлетворительно в расчетах равна 0 /. Модульный и рубежный рейтинги равны 0 если занятие не отработано, не оформлена и не защищена история болезни и не получена положительная оценка по ним.

В процессе занятия преподавателем проверяется исходный уровень знаний и степень готовности к занятиям студентов, умение каждого студента использовать теоретические и практические знания, полученные на

предшествующих кафедрах, уточняются вопросы подлежащие более тщательному изучению в процессе занятия, определяется уровень

самостоятельной подготовки. При собеседовании используются тесты на бумажных или электронных носителях и другие формы контроля. Выставляется оценка исходного уровня по десятибалльной шкале (стартовый рейтинг).

Курация больных, работа в диагностических кабинетах, перевязочной, в операционной проводится под контролем преподавателя. Тематический разбор больных проводится в палатах. Разбор темы с демонстрацией слайдов, рентгенограмм, данных УЗИ, схем операций, видеофильма и СД проводится в учебной комнате. Контроль усвоения темы проводится методом решения ситуационных задач и контрольных тестов безмашинным методом. В конце занятия преподаватель подводит итоги работы, оценивает знания студентов, выставляет оценки за теоретическую подготовку и практическую работу, определяет текущий рейтинг. Выполненный объем практической работы отмечается в «Дневниках учета практических навыков». Преподаватель, отмечает недостатки в работе студентов, выслушивает замечания и пожелания студентов, дает задание на следующее занятие.

Лекции /12 часов/ по хирургическим болезням носят обобщающий характер, отражают последние научно-практические достижения современной хирургии и строятся на углубленном разборе того или иного заболевания и его течения у данного конкретного больного. Вместе с тем рассматриваются разновидности течения болезни, атипические формы, анализируются осложнения. Лекции иллюстрируются мультимедийными презентациями.

Изложение нозологических форм строится по следующему плану: анатомо-физиологические данные, определение сущности заболевания, частота, связь с полом, возрастом; этиопатогенез заболевания, патологическая анатомия, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, трудоспособность и трудоустройство, профилактика.

Зачет по дисциплине выставляется в конце цикла на основании тестирования в компьютерном классе при положительном ответе не менее 75% поставленных задач.

Экзамены проводятся по освоенным практическим навыкам у постели больного, в учебном классе /прочтение рентгенограмм, выполнение манипуляций, решение поставленных ситуационных задач/ и устное собеседование в объеме учебной программы по хирургическим болезням для 5 курса в Х семестре. Оценка по десятибалльной шкале.

5

На реализацию рейтинговой оценки знаний, ее эффективность влияют следующие факторы:

1. Заинтересованность и отношение к проведению рейтинговой оценки знаний студентов, преподавателей, заведующего кафедрой, руководства ВУЗа.

2.Компетентность, подготовка, принципиальность преподавателя, объективность и достоверность оценки знаний студента преподавателем на практических занятиях.

3. Оснащение кафедры современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями, оборудованием, расходными материалами.

4. Доступность участия студентов в диагностическом и лечебном процессе.

5. Перегруженность преподавателя не учебными видами работы..

6. Внешние факторы / социальное и материальное положение студента, успеваемость по другим дисциплинам и пр./.

Для эффективного применения рейтинговой системы возникает необходимость менеджмента вышеприведенных факторов.

Применение рейтинговой системы оценки знаний позволило стимулировать познавательную деятельность студентов, улучшить дисциплину и посещаемость лекций и занятий, повысить ответственность преподавателей в учебном процессе, проводить объективную оценку знаний и практических навыков студентов по хирургическим болезням на 5 курсе.

При проведении курсовых экзаменов итоговые оценки в основном совпадали с рейтинговой оценкой. Так в итоговой ведомости 19 студентов получили оценку 10 баллов, 193 студента оценку 9 баллов, 29 студентов оценку 8 баллов. 2 студента оценку 7 баллов, 4 студента 6 баллов. Имело место завышение оценки у 13 студентов, которым выставлена оценка 10 баллов (68% случаев оценок в 10 баллов), у 6 студентов, которым выставлена оценка 9 баллов (1,15% случаев оценок в 9 баллов). Занижена оценка у 14 студентов, которым выставлена оценка 8 баллов (4,8 % случаев оценок в 8 баллов), а также 4 студентам, которым выставлена оценка 6 баллов (100% всех оценок в 6 баллов).

Эти результаты показали, что в ряде случаев преподавателями в процессе занятий не всегда объективно, а иногда шаблонно, проводили оценку знаний студентов, поэтому имела место разница между рейтинговой оценкой и устным собеседованием. С другой стороны, оценка в 10 баллов, завышена в ряде случаев студентам, которые не проявили должного творческого интереса к дисциплине (творческий рейтинг у них равен 0).

Заключение

Рейтинговая система оценки знаний студентов по хирургическим болезням, разработанная на кафедре госпитальной хирургии позволяет:

1. Стимулировать познавательную деятельность студентов

2. Улучшить трудовую дисциплину студентов

3. Повысить роль и ответственность преподавателя в учебном процессе

4. Проводить по этапам объективную оценку знаний и практических навыков студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Провести отбор студентов для прохождения субординатуры по хирургии.

6. Упрощенная система расчета рейтинга в программе Excel позволяет студенту без лишних затрат времени контролировать свой рейтинг

Литература

1. Рейтинговая оценка знаний студентов по госпитальной хирургии // Ю.С. Полуян [и др.]. // В кн.: Медицинское образование ХХ1 века. - Витебск, 2002. - С. 58-61.

2. Полуян, Ю.С., Сачек, М.Г., Бледнов А.В. Рейтинговая оценка

знаний студентов 5 курса по госпитальной хирургии / Ю.С. Полуян, М.Г. Сачек, А.В. Бледнов // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 64-ой юбилейной научной сессии университета,

посвященной 75-летию его образования, 26-27 марта 2009 г. / Витебский гос. мед. ун-т; редкол.: В.П. Дейкало [и др.]. - Витебск, 2009. - С. 716-719.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.