УДК 616.1:608.1
Б.Ш. ТУКЕШЕВА, Р.С.БЕГИМБЕТОВА
КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, г. Алматы
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДР ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Проведен предварительный анализ использования инноваций в обучении студентов 4 курса ОМ по внутренним болезням. Выявлен достаточно хороший уровень внедрения проблемного, контекстного и программированного видов инновационного обучения на всех кфедрах терапевтического профиля. Желательно шире документировать проводимую работу актами внедрений.
Ключевые слова: инновации, компетенции, проблемный, контекстный, программированный виды.
Под инновационными методами подразумеваются методы, использующие современные достижения науки и информационных технологий в образовании и которые в данных педагогических условиях ранее не применялись. Цель - повышение качества обучения в результате развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. Модернизация отечественного высшего
профессионального образования в целом характеризуется переориентацией его на личностную парадигму и компетентностный подход как приоритетный [1,2].
В концепции предусматривалось модернизировать систему образования в университете за счет внедрения элементов обучения, основанных на формировании базовых компетенций, позволяющих выпускникам самостоятельно приобретать знания, максимально приближенные к практическому здравоохранению, внедрить в учебный процесс систему интерактивных методов обучения, основанных на Hi-Tech технологиях. Знакомство с рубежным опытом реализации компетентностного подхода (США, Великобритания, Германия и др.) позволяет выделить четкую ориентацию результатов образования на способность к их применению в практической деятельности после окончания учебного заведения. Считается, что термин «компетенция» ввел в обращение Вайт (White, 1959) для обозначения степени готовности к применению знаний в профессиональной деятельности. При этом, предполагалось, что традиционная трактовка знания (знают - что), подкрепляется пониманием (знают -почему).
Интерактивные методы (inter - "между"; act -"действие") - позволяют учиться взаимодействовать между собой, так как построено на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта [3,4].
В основе традиционного объяснительно -иллюстративного подхода к обучению лежит принцип передачи студентам знаний в готовом виде. В случае же использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении активизации умственной деятельности студентов.
Активные методы обучения имеют преимущества, позволяющие решить одновременно три учебно-организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных (известная ситуация на первом занятии);
3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап - контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап - формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развития творческих способностей. Возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов [5].
В учебном процессе активные методы обучения должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется: целью общеобразовательной программы (ООП); контингентом обучающихся; содержанием дисциплин.
Виды инновационных обучений: проблемное обучение -моделирование творческих процессов; контекстное обучение - моделирование профессиональной деятельности; программированное обучение -
использование средств кибернетики. Проблемное обучение_ представляет собой моделирование творческого процесса за счет создания проблемной ситуации [6]. Формами проблемного обучения являются:
• проблемное изложение _- проблемная лекция, лекция визуализация;
• совместное обучение - клинический разбор, мастер -классы, дискуссии, дебаты, конференции и др.;
• творческое обучение_- студенты сами формулируют проблему и находят ее решение (СРС - составление клинических задач, алгоритмов, презентаций и др.). Согласно представленным сведениям, в учебном процессе клинических кафедр КазНМУ в рамках ООП по
специальности «Общая медицина» достаточно широко используются различные формы проблемного обучения, которые представлены в таблице № 1
Таблица 1 - Формы проблемного обучения, применяемые кафедрами терапевтического профиля на практических занятиях студентов 4 курса по специальности «Общая медицина»
№ Формы проблемного обучения Кафедры
1 ролевые игры СНМП, ВОП 1, ВОП 2, ВОП 3, ВБ №1, В Б №2, ВБ №4, Инфекционные бол. Пропедевтики Клин.фарма кология. СНМП, ВОП 1,
2 иммитационные игры
3 кейс-метод
4 «мозговой штурм»
5 работа в малых группах
6 элементы РВ L (проблемно-ориентированного обучения)
7 метод эссе
8 метод «круглого стола »
9 СРС в виде презентаций (каждый учит каждого)
10 лекция дискуссия«Актуальность инфекционных болез-ней на современном этапе», мини лекции
11 определение активности ревматических заболеваний по Международным индексам (BASDAI, DAS, VAS)
12 дискуссии
13 дебаты
14 конференции
15 «мастер -классы» по проведению практических занятий
16 метод прое ктов
При контекстном обучении моделируется содержание профессионального труда, обеспечивающего
трансформацию учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста, что
возможно при проведении курации больных с целью составления курационного листка и закрепления практических навыков у студентов 4 курса во время прохождения 9 терапевтических блоков(см. рис.1).
Рисунок 1 - Освоение практических навыков на блоках эндокринологии («диабетическая стопа») и фтизиатрии (туберкулиновая проба) во время практических занятий.
Рисунок 2 -Тренинг по аускультации сердца, легких, освоению пикфлуометрии и рентгенографии легких в ЦПН на пульмонологическом и ревматологическом блоках у студентов 4 курса по специальности «Общая медицина»
Как видно из рисунка 2, некоторые практические навыки (аускультация сердца, аускультация легких, методика снятия ЭКГ и др.) отрабатываются и контролируются в Центре практических навыков (ЦПН) КазНМУ. Внедрение практических навыков в КазНМУ осуществлялось планомерно с 2002 года, однако за последние годы произошли существенные изменения, позволившие расширить их перечень, качество освоения и контроля в связи с созданием хорошо оснащенного Центре практических навыков (ЦПН) КазНМУ. Как известно, в учебно-профессиональной деятельности студенты самостоятельно и многократно выполняют профессиональные действия и поступки (сбор анамнеза, физикальное обследование больных, составление планов обследования и лечения, эпикризов, санитарно-просветительной работы), что представляется возможным во время прохождения производственной практики, интернатуры и резидентуры. В упомянутых условиях осуществляется своего рода тренинг, являющийся одним из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Различные ситуации, возникающие во время тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого
выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия.
Чувство ответственности здесь особое: не только перед самим собой, но и перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого - это залог успеха деятельности всей группы.
В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов обучения в том, что один из них служит обучению практическому применению теории (по принципу «дело на основе теории»), а другой - практическому обучению самой теории («теория из живой практики»). Деловая (имитационная, операционная, учебная, дидактическая) игра — это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации, задача или проблемы в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах.
1 i V' 7 V ? kf 1
г 1
Рисунок 3 - Проведение занятий в «Школе больного ИБС» резидентами 2 года обучения Пахоменко Е.Н., Садировой С.А. в
ГКБ №1
Примером успешного моделирования может служить создание школ «Школа больного ИБС», «Школа больного АГ» и «Школа больного ХСН» силами резидентов, обучающихся по специальности «Кардиология, в том числе детская» на кафедре Внутренние болезни №1 (рисунок 3). Резиденты сами составили методические рекомендации по проведению школ и регулярно читали лекции для больных кардиологических отделений ГКБ №1, приобретая навыки публичных выступлений и умения держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы пациентов, а также составления индивидуального портфолио [7].
При контекстном виде обучения возможно применение возрастающих по сложности несколько вариантов клинических игр [8].
Первый вариант игры: "врач — больной". Это основная форма клинической игры, моделирующей условия интеллектуальной профессиональной деятельности врача, направленной на распознавание болезней и лечение больного. Эта форма наиболее проста, она является основой всех клинических игр. Учебная игра "врач — больной" организационно и методически чрезвычайно широка, мобильна и может применяться в диапазоне от единственного играющего с преподавателем студента (во время практики) до применения этой методики на лекции, когда лектор ведет игру со студентами целого потока или даже всего курса .
Второй вариант — "Консилиум". Эта игра отличается тем, что кроме лечащего врача в игре участвуют консультанты. В нашем случае во время практики им является сам преподаватель. Формально эта ролевая игра, где разные играющие выполняют роли врачей разных специальностей и уровня подготовки. По своей сути она односторонняя.
Третий вариант клинической игры — это "Палатный врач". Отличие этого варианта в том, что палатный врач ведет несколько больных. При этом для моделирования наиболее реальной ситуации каждый из этих больных находится на разных стадиях обследования и лечения, на разных стадиях своих заболеваний. Эта игра может быть
проще или сложнее, в зависимости от того, будет ли палатный врач иметь дело с многопрофильными больными, скажем, кардиологическими,
пульмонологическими, либо разнопрофильными, когда в палате общего отделения концентрируются больные с разной патологий разных органов и систем. Второй вариант гораздо сложнее для студентов и требует более серьезной подготовки.
Программированное обучение ставит целью
повышение эффективности обучения на базе кибернетического подхода. Обучение подразумевает работу студента по электронной версии некоей программы, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями, т.е. усвоение учебного материала с использованием компьютеров, программированных учебников, видеофильмов, создание компьютерных классовдля приема зачета в виде тестирования [9]. Как видно из таблицы, в подавляющем большинстве случаев используются обучающие видеофильмы (кафедра СНМП), однако, можно отметить появление электронных учебных пособий и видеолекций ( кафедры Внутренние болезни №1, ВОП №3), составленные сотрудниками кафедр. Несомненные достоинства видеолекций уже были оценены сотрудниками кафедры ВОП №3, которые считают, что при таком способе изложения теоретического материала появляется возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам. К тому же, видео-лекции могут быть доставлены в учебные центры на видеокассетах, компакт-дисках, в онлайн режиме (табл. 3).
При обучении интернов на кафедрах ВОП стало возможным широко использовать дистанционные технологии:
- off-line консультации, которые проводятся преподавателем с помощью электронной почты или в режиме телеконференции;
- on-line консультации; проводимые преподавателем курса, например, с помощью программы mirk; -сетевые семинары.
Таблица 3. - Видеофильмы и компьютерные обучающие программы, применяемые на практических занятиях кафедр терапевтического профиля у студентов 4 курса по специальности «Общая медицина»_
№ Видеофильмы и компьютерные обучающие программы Кафедры
1 «Инородное тело верхних дыхательных путей»
2 «Искусственная вентиляция легких»
3 «Пневматические шины»
4 « И нтуба ция трахеи»
5 «Сердечно-легочная реанимация» Кафедра СНМП,
6 «Катетеризация подключичной вены»
7 «Катетеризация яремной вены»
8 «Применение наружного электрического дефибриллятора»
9 «Анестезия позвоночника»
10 «Инвазивное измерение АД»
11 «Катетеризация перидурального пространства» Кафедра пропедевтики,
12 «Аускультация легких» «Аускультация сердца»
13 «Пальпация живота»
14 «Перкуссия легких» Кафедра ВБ №1,
15 «ЭКГ при ИМ»
16 Электронное учебное пособие «Коронарный синдром» Кафедра
клинич .фа рма кол., физиотерапии и ЛФК
17 «Методика проведения физиопроцедур»
18 Электронное учебное пособие «Стандарты диагностики и лечения особо опасных Кафедра Инфекционных
инфекций...» болезней
19 Видеолекции Кафедра ВОП №3
Технология проведения сетевых семинаров включает составление на подготовительном этапе плана проведения семинарского занятия, определение круга учебной и научной литературы. Задание и программу семинарского занятия интерны получают не позднее, чем за 1 неделю до его проведения по электронной почте (рисунок 4).
Одной из современных форм новых педагогических технологий является проект. Цель проектного метода -развитые творческих навыков в научно -исследовательской работе студентов, обучение их поиску информации и работе с литературой, интегрирование знаний и развитие мышления. Причины использования метода проектов:
- необходимость не передавать студентам знания, а научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых позна вательных и пра ктических задач;
- учится приобретать коммуникативные навыки и уме ния;
- учится налаживать человеческие контакты, знакомится с разными культурами, точками зрения на одну проблему;
- умение пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
В медицинских ВУЗ-ах во время выполнения используются в качестве источника информации реальные медицинские документы (истории болезни, амбулаторные карты, анкеты). Для получения и обработки информации требуется умение в использовании компьютерной техники. Результаты проекта оформляются письменно и подлежат официальной презентации (доклад, публикации). Защита проекта вырабатывает у студента навыки выступления и стремление к углублению и совершенствованию своих знаний.
Считается, что метод «проекта» рациональнее использовать при выполнении НИРС, на выпускных курсах и постдипломном обучении.
Рисунок 4 - Проведение сетевого семинарского занятия на кафедре ВОП №3
Таким образом, работа внедрению инновационных методов в КазНМУ охватывает все виды инновационных обучений в соответствии задачами, поставленными в ООП.
Ускорению реализации этого процесса способствовало улучшение обеспечения кафедр компьютерной
техникой, открытие ЦПН и внедрение компетентностного подхода.
Желательно шире документировать внедренные на кафедрах инновации в виде «Актов внедрения», методических пособий и других методических докуме нтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно- методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.
2 Дещёкина М.Ф., Дианкина М.С., Ильенко Л.И., Леничеко В.П. Деловая клиническая игра в медицинском институте// Педиатрия имени Сперанского. - 1989. - № 3. - С.69-72.
3 Дианкина М.С.«Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (психолого-педагогический аспект). -М.: 2000. - С.16.
4 Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс ] Режим доступа http://www.vshu.ru/lections.
5 Концепции развития Волгоградского государственного медицинского университета на 2008 - 2012 гг/В.Б. Мандриков, А.А. Воробьев, М.Е. Стаценко, С.В.Недогода и др.; Под ред.ректора ВолГМУ, акад.РАМН, засл. деят. науки РФ В.И. Петрова. - Волгоград: изд-во ВолГМУ. - 2008. - 143 с.
6 Наумов Л.Б. Учебные игры в медицине. - М. - 1986. - 23 с.
7 Гуляева, С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке / С.П.Гуляева. -Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК.- 2005. - 73с.
8 Новикова, Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т.Г.Новикова // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. - М.: Academia; АПКиПРО, 2003. - С.37.
9 Рекомендации по оценке результатов образовательного процесса в системе бакалавриата и магистратуры (материалы подготовлены к.п.н., доцентом РГПУ им. А.И.Герцена Писаревой С.А. (с) 2003. Петровский портал, http//www. socspb.ru).
Б.Ш. ТУКЕШЕВА, Р.С. БЕГИМБЕТОВА
ТЕРАПИЯ МАМАНДЫЕЫ БОЙЫНША КЛИНИКАЛЫ^ КАФЕДРАЛАРДЫН, О^У УРД1С1НЕ ИННОВАЦИЯЛАР
ЕЦПЗУ
Туйш: Жалпы медицина мамандыгы 4 курсыныц студенттер^ о;ытуга инновациялар ;олдануындагы алдын-ала сараптамасы журпзмген. Нэтижеанде барлы; терапиялы; кафедраларда инновациялы; о;ытудыц проблемалы;, контекспк жэне жоспарлы турлерш ецriзYДiЦ жа;сы децгей аныкталды. Мумшндтнше жумыс нэгижелерш ецпзу актiлерiмен толы;тыру ;ажет.
ТYйiндiсездер: инновациялар, контекстiк, проблемалы;, жоспарлы TYPлерi.
B.SH. TUKESHEVA, BEGIMBETOVA R.S..
IMPLEMENTATION OF INNOVATIONS INTO EDUCATIONAL PROCESS AT THE CLINICAL CHAIRS OF THE
THERAPEUTIC PROFILE
Resume: A preliminary analysis of the use of innovations in teaching students of the 4th course of OM in internal medicine. Found a reasonably good level of implementation of the problem, the context and programmed types of innovative training at all the departments of the therapeutic profile. It is desirable to wider document the ongoing work of acts of implementations. Keywords: innovation, competence, problem, context, programmed speaes.