Научная статья на тему 'Инновационные технологии обучения интернов-ВОП на кафедре постдипломной подготовки врачей общей практики'

Инновационные технологии обучения интернов-ВОП на кафедре постдипломной подготовки врачей общей практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Енсегенова З. Ж., Нургабылова Г. Б.

Применение инновационных технологий обучения в подготовке квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, готового к постоянному росту и самообразованию – вот основная цель педагогов нашего Университета и кафедры. На кафедре постдипломной подготовки врачей общей практики внедряются разнообразные формы подачи учебного материала: интерактивные лекции, кейсстади, ролевые и психологические игры с использованием коммуникативных навыков, «мозговой штурм», «жужжание пчел», дискуссии и презентации основанные на принципах доказательной медицины. Качество проведения обучения обеспечивается методическим оснащением занятий и закрепляется в центре практических навыков Университета. Применение инновационных методов обучения позволяет интернам активно участвовать в учебном процессе, закрепляя полученные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Енсегенова З. Ж., Нургабылова Г. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Жалпы тәжірибелік дәрігерлерді дипломнан кейінгі дайындау кафедрасында инновациялық технологияны қолдану арқылы интерндерді оқыту

Біздін Университет пен кафедранын мұғалімдерінің басты мақсаты инновационды технологияны пайдалану, мамандандырылған, компетентті, бәсекеге қабілетті, әрдайым ӛсу және ӛзін-ӛзі жетілдіруге дайын маман даярлау. Жалпы тәжірибелік дәрігерлерді дипломнан кейінгі дайындау кафедрасында әртүрлі формадағы оқу материалдары еңгізіледі: интерактивті дәрістер, кейс-стади, рольді және психологиялық ойындар коммуникативті дағдыларды пайдаланумен жүргізіледі, «милық жаттығулар», «аралар шуылы», дискуссиялар мен презентациялар дәйектемелі медицина принциптеріне негізделген. Оқу ісін сапалы жүргізу сабақтың методикалық жандануымен қамтамасыз етіледі және Университеттің тәжірибелік дағдылар орталығында бекітіледі. Инновационды оқу әдістерін қолдану интерн-дәрігерлерге оқу үрдісінде белсенді қатысуға мүмкіндік береді және алған білімдерін қорытындылайды.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии обучения интернов-ВОП на кафедре постдипломной подготовки врачей общей практики»

ПОСТДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА

УДК 614.23:616-085:378.126

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРНОВ-ВОП НА КАФЕДРЕ ПОСТДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Енсегенова З.Ж., Нургабылова Г.Б.

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

Применение инновационных технологий обучения в подготовке квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, готового к постоянному росту и самообразованию - вот основная цель педагогов нашего Университета и кафедры. На кафедре постдипломной подготовки врачей общей практики внедряются разнообразные формы подачи учебного материала: интерактивные лекции, кейс-стади, ролевые и психологические игры с использованием коммуникативных навыков, «мозговой штурм», «жужжание пчел», дискуссии и презентации основанные на принципах доказательной медицины. Качество проведения обучения обеспечивается методическим оснащением занятий и закрепляется в центре практических навыков Университета. Применение инновационных методов обучения позволяет интернам активно участвовать в учебном процессе, закрепляя полученные знания.

В педагогике инновационные технологии рассматриваются в связи с формированием готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми. Инновационная деятельность выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы лич-ностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности преподавателя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность[1].

В контексте вхождения Казахстана в Болонский процесс определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, готового к постоянному росту и самообразованию, лично ответственного за уровень своих компетен-ций[2].

Педагогический процесс в высшей школе реализуется в рамках многообразной, но целостной системы организационных форм и методов обучения. Каждая из форм обучения (лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, производственная практика) решают свои специфические задачи формирования специалистов, опирается на использование определенных методов организации работы преподавателей и учебной работы обучаемых, способов передачи и усвоения знаний[3].

Реформа высшего медицинского образования в целях повышения эффективности подготовки медицинских кадров предполагает постоянное совершенствование учебного процесса и поиска новых путей в решении традиционных проблем педагогики. Одним из перспективных направлений повышения эффективности учебного процесса является использование новейших технологических средств, к числу которых относятся системы программированного контроля знаний студентов и использование наглядных средств обучения[4].

На кафедре постдипломной подготовки врачей общей практики постоянно внедряются разнообразные формы активной подачи учебного материала: интерактивные лекции, ситуационные задачи (кейс-стади), игровое обучение (деловые, ролевые игры), проблемное ориентированное обучение - PBL (мозговой штурм), интерактивные методы - TBL (дискуссия, презентация), творческие задания. Мультимедийные презентации на семинарах позволяют мобилизовать внимание, интерес обучающихся и стимулируют их познавательную активность.

Качество проведения учебных занятий обеспечивается наличием рабочих учебных программ, тематических и календарных планов, методических указаний для интернов и преподавателей, учебной литературой в университетской библиотеке, наглядных материалов (таблицы, логотипы, медицинские оборудования, слайды, фото, видео, флипчарты, компьютеры). На занятиях интерны обеспечиваются разработанными на кафедре методическими пособиями для самостоятельной работы по всем разделам программы. Преподаватели используют интерактивные методы преподавания (работа в малых группах, мозговой штурм, работа в динамичных парах, видеоконсультации, ролевые игры, психологические игры, принципы доказательной медицины (ЕВМ), презентации, портфолио), прогрессивные методы оценки (ОСКЭ, обратная связь). Таким образом, качество проведения всех видов учебных занятий обеспечиваются наличием методического оснащения, кадров, ресурсов. Внимание интерна сосредотачивается на наиболее важных для врача общей практики вопросах и методах обследования пациента: диагностика и оказание первой врачебной помощи.

Для демонстрации методов исследования и обследования больных с патологией используется учебные видеофильмы. Применение демонстрационного материала представляет для интерна несомненный интерес, так как теоретические данные, полученные ими при изучении данной темы, подкрепляются реальными зрительными впечатлениями.

С целью совершенствования практических навыков интернов практические занятия оснащены необходимыми наборами инструментов для проведения осмотра, для исследования, доступные будущему врачу общей практики. Неотложную медицинскую помощь, физиологические роды, методы осмотра и исследования по офтальмологии, гинекологии, оториноларингологии, урологии, хирургии осваивают в центре практических навыков университета. Такая форма отработки практических навыков представляет определенный интерес для интернов, так как они проводят исследование самостоятельно. В процессе такой работы интерны приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы им в будущей практической деятельности. Только после освоения методов обследования на тренажерах и друг на друге переходим к более эффективной форме обучения на клинической кафедре - курации интернами тематических больных.

В последнее время особое внимание уделяется самостоятельной работе интернов. Многочисленные исследования педагогов и психологов в нашей стране и за рубежом подтверждают высказывание академика К.М.Бера - основателя эмбриологии, о том, что человек по настоящему владеет лишь тем, чем овладел самостоятельно^].

В связи с вышеизложенным мы практикуем проведение практических занятий в виде научных конференций, семинаров, которые интерны готовят самостоятельно в виде презентаций, докладов с использованием видео-, аудиоклипов. При подготовке к такому занятию интерны используют дополнительную литературу, пользуются ресурсами сети Интернет, находят электронные энциклопедии, выходят на сайты библиотек как отечественных, так и зарубежных, что помогает им получить больше современной информации по изучаемой проблеме. Привлечение интернов для пополнения аудиовизуального банка клинической информации на кафедре является вариантом педагогики сотрудничества.

Указанная форма преподавания практикуется в течение многих лет, дает возможность использовать ее как с целью обучения, так и контроля уровня знаний и умений; позволяет отработать и закрепить полученные навыки в ситуации, максимально приближенной к реальной, что повышает познавательный интерес и положительно характеризуется интернами.

Сотрудниками кафедры были внедрены в учебный процесс следующие инновационные методы: определение своего стиля обучения с использованием анкеты и шкалы Кольба, обратная связь в работе преподавателя кафедры, показ видеофильмов, видеоконсультация и его анализ, проведение презентации, работа в малых группах, мозговой штурм, составление алгоритмов диагностики и лечения, ролевые игры, работа в динамичных парах, обсуждение принципов доказательной медицины (ЕВМ), ОСКЭ, создание моделей заболевания интернами. Все эти методы активно внедряются в процесс преподавания.

Благодаря новым инновационным методам занятия проходят интересно, интерны активно участвуют в учебном процессе.

Литература

1.Медведева, Н.Н., Сухова, Л.Е. / Инновационные методы, используемые в учебном процессе на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии // Вузовская педагогика. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе Красноярской государственной медицинской академии. Сб. науч. трудов. - Красноярск, 2007. - С. 75-77.

2.Нейман, Е.Г., Прокопцева, Н.Л., Шитьковская, Е.П. / Методы и формы занятий на кафедре детских болезней с использованием компьютерных технологий // Вузовская педагогика. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе Красноярской государственной медицинской академии. Сб. науч. трудов. -Красноярск, 2007. - С. 77-81.

3.Соловьева, В.В., Маценко, В.П., Худоногов, А.А. / Инновационные технологии обучения студентов на кафедре глазных болезней // Инновационные технологии обучения в ИГМУ. Материалы учебно-методической конференции. - Иркутск, 2006. - С.149-151.

4.Кочетова Т.Ф. Инновационные технологии обучения студентов на кафедре офтальмологии с курсом по // Успехи современного естествознания. - М. - 2010. - № 3 - С. 83-85

Жалпы тэжiрибелiк дэр1герлерд1 дипломнан кешнп дайындау кафедрасында инновациялык технологияны колдану аркылы интерндердi окыту

З. Ж.. Енсегенова, Г.Б. Нургабылова

Бiздiн Университет пен кафедранын м^гаймдершщ басты максаты - инновационды технологияны пайдалану, мамандандырылган, компетентл, бэсекеге кабшетп, эрдайым есу жэне eзш-eзi жеплщруге дайын маман даярлау. Жалпы тэж1рибелж дэрiгерлердi дипломнан кешнп дайындау кафедрасында эртYрлi формадагы оку материалдары ецпзшеда: интерактивп дэрютер, кейс-стади, рольдi жэне психологияльщ ойындар коммуникативп дагдыларды пайдаланумен журпзшеда, «милык жаттыгулар», «аралар шуылы», дискуссиялар мен презентациялар дэйектемелi медицина принциптерше непзделген. Оку юн сапалы журпзу сабактыц методикалык жандануымен камтамасыз етiледi жэне Университеттщ тэж1рибелж дагдылар орталыгында бектледг Инновационды оку эдастерш колдану интерн--дэртерлерге оку "урд^нде белсендi катысуга мумшндж бередi жэне алган бшмдерш корытындылайды.

Innovative Technologies of Training General Practitioner Interns at the Department of General Practitioners Postgraduate Education Z. Zh. Ensengenova, G.B. Nurgabylova The application of innovative training technologies for the training of qualified, competent, competitive at labour market specialist who is ready for permanent growth and self-educating is the main objective of teachers at our University and Department. Various forms of presenting educational materials are employed at the Department of General Practitioners Postgraduate Education: interactive lectures, case-studies, role-playing and psychological games with use of communication skills, "brainstorming session", "the hum of bees", discussions and presentations based on principals of evidence based medicine. The quality of training is ensured by using medical equipment at lessons as well as instruments designed for medical examination and supervision at the University's Centre of practical skills. Application of innovative methods for training and education allows interns to take an active part in academic activities and solidify their knowledge.

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОБУЧЕНИЕМ В КАЗНМУ ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА

ИНТЕРНАМИ-ТЕРАПЕВТАМИ

Полимбетов Д.С., Курманова Г.М., Аймаханова Г.Т., Садыкова Ш.С.

Кафедра постдипломной подготовки по терапии Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы

Приводится анализ результатов анкетирования врачей интернов-терапевтов на кафедре постдипломной подготовки по терапии в 2010-2011 учебном году. Анктирование проводилось по трем блокам вопросов, касающихся удовлетворенности обучением в КазНМУ вообще и в интернатуре в частности. Результаты опроса показали в целом хорошую удовлетворенность результатами обучения в КазНМУ. Удовлетворенность обучением на кафедре довольно высокая (74%), но есть перспективы для улучшения работы кафедры, как по преподаванию отдельных разделов внутренних болезней, так и по методическим и организационным вопросам

- система и методы оценки знаний, методы и формы проведения занятий, самостоятельной работы интернов и организация выездной практики.

Ключевые слова: удовлетворенность обучением, интернатура, анкетирование, обратная связь

Приводим анализ результатов анкетирования врачей интернов-терапевтов на кафедре постдипломной подгтовки по терапии в 2010-2011 учебном году. В опросе участвовало 98 врачей-интернов из 110 (89%), обучавшихся в интернатуре по терапии. Анкетирование проводилось трижды: в начале учебного года, после полугодовой аттестации и в конце учебного года (перед проведением независимого тестирования).

Анкеты включали в себя три блока вопросов. Первый блок включал оценку удовлетворенности полу-ченнными в КазНМУ знаниями. Второй блок - вопросы по существующей системе оценки знаний. Третий блок вопросов - пожелания по улучшению процесса обучения.

Результаты опроса показали в целом хорошую удовлетворенность результатами обучения в КазНМУ -в среднем 3,9 балла.

Удовлетворенны полученными на кафедре постдипломной подготовке по терапии знаниями и навыками

- 74% респондентов, затруднились ответить - 13%, не удовлетворены - 13%.

При оценке удовлетворенности обучением в баллах от 0 до 5 обучение в интернатуре по всем заданным вопросам выше, чем в среднем обучение в университете оценили все опрошенные (Рис. 1). Но значительно выше интерны оценили обучение в интернатуре по сравнению с обучением в КазНМУ в целом по следующим позициям:

• Работа преподавателей

• Развитие и формирование как специалиста

• Уровень овладение практическими навыками

• Подготовка к будущей врачебной деятельности в психологическом и моральном аспекте

Следует отметить, что удовлетворенность, что при анектировании в начале учебного года свой уровень знаний перед обучением в интернатуре оценили на «5» баллов 13,3% респондентов, на «4» балла - 69,4%, на «3» балла - 12,2%, на «2» балла 5,1%. В среднем - 3,9 баллов.

По итогам ГЭК средний балл интернов после окончания 6 курса был 4,5. Входное тестирование (проведенное 7.09.10), проведенное кафедрой показало, что уровень знаний можно оценить в среднем на 60,9 балла по 100-бальной шкале (традиционная оценка3,0 балла). При этом 14,5 % интернов не набрали порогового уровня по ответам на тестовые задания (не смогли правильно ответить на более чем 50% тестов), а 34,5% - получили от 50 до 60 баллов. Самооценка интернов выше результатов входного контроля, но ниже оценки ГЭК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.