Научная статья на тему 'Роль и место практической составляющей в преподавании лучевой диагностики и лучевой терапии'

Роль и место практической составляющей в преподавании лучевой диагностики и лучевой терапии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКА / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КЕЙС-МЕТОД / MEDICAL EDUCATION / PRACTICE / KNOWLEDGE / SKILLS / COMPETENCE / CASE-METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехова Л.С., Ильин М.М., Шилин А.М.

В статье рассматриваются вопросы реализации практической составляющей в профессиональном образовании будущих медиков в свете компетентностного подхода. Обозначены реперные точки образования будущих врачей в области практической составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехова Л.С., Ильин М.М., Шилин А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF PRACTICAL SKILLS IN RADIOLOGY TRAINING

The article deals with the implementation of the practice in future doctor’s professional education from the point of the competency-based approach. The reference points of medical education were indicated in the field of practice.

Текст научной работы на тему «Роль и место практической составляющей в преподавании лучевой диагностики и лучевой терапии»

УДК:615.849.1(07.07)

РОЛЬ И МЕСТО ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ МелеховаЛ.С., Ильин М.М., Шилин А.М.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: В статье рассматриваются вопросы реализации практической составляющей в профессиональном образовании будущих медиков в свете компетентностного подхода. Обозначены репер-ные точки образования будущих врачей в области практической составляющей. Ключевые слова: медицинское образование, практика, знания, умения, навыки, компетенции, кейс-метод.

THE VALUE OF PRACTICAL SKILLS IN RADIOLOGY TRAINING Melehova L.S., Ilyin M.M., Shilin A.M.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summary: The article deals with the implementation of the practice in future doctor's professional education from the point of the competency-based approach. The reference points of medical education were indicated in the field ofpractice.

Key words: medical education, practice, knowledge, skills, competence, case-method.

В современном обществе обострились многие социальные проблемы, что сказывается на здоровье людей. Ухудшение самочувствия, возникновение и развитие заболеваний напрямую связано с кризисами в экономике. Социальная сфера под влиянием экономического спада испытывает всевозможные угрозы и риски. Особенно страдает, с нашей точки зрения, медицина, так как дорожают лекарства, многие услуги становятся платными и в связи с этим недоступными для большинства населения России. Наблюдается своеобразный парадокс: развитие медицинского знания идет семимильными шагами, а его применение тормозится экономическими причинами. В связи с этим очень важно в медицинских вузах особое внимание обращать на практику как основу применения полученных знаний. Поэтому особенно актуальным является обращение к такой проблеме, как реализация практической составляющей в профессиональном образовании [2, 3].

Если обратиться к перечню видов профессиональной деятельности, которые представлены в Государственных общеобязательных стандартах образования, то можно увидеть следующее: этот перечень призван регламентировать как структуру, так и содержание основной программы образования, обеспечивая в то же время направление практической подготовки будущих специалистов, которые должны знать свои должностные обязанности и понимать технологический процесс в целом.

Те или иные виды профессиональной деятельности очень важны для будущего специа-

листа, которому придется решать широкий круг задач, приоритетными среди которых являются квалификационные. Важной составляющей стандарта является перечень таких типовых профессиональных задач, который позволяет каждому специалисту выбрать область применения своих способностей, которые соответствовали бы потребностям социума. Этот перечень также позволяет осуществлять более эффективно практическую подготовку кадров в процессе обучения той или иной специальности.

Для решения тех или иных узко профессиональных задач требуется владение определенными характеристиками, навыками и умениями. При этом требования к специалисту должны пониматься не как стандартизация качеств личности, а как более или менее обобщенная информация для людей, выбирающих ту или иную специальность, а также как те функции, которые придется выполнять в профессиональной деятельности [3].

В связи с этим знание и практические навыки, полученные по учебной дисциплине «Лучевая диагностика», необходимы для врача любого профиля, так как данный метод, как никакой другой, объективно характеризует патологический процесс, является высоко информативным и наиболее визуальным. Любой хирург, владея методикой чтения рентгенограмм, СКТ, МРТ, выберет правильную тактику оперативного вмешательства, а терапевт проведет адекватное лечение.

В современном образовании обозначен новый подход, который называется компетентност-

ным [1, 2, 3]. Он обусловлен необходимостью поставить в приоритетную позицию умения и навыки. От профессиональной компетентности будущего специалиста зависит способность эффективного выполнения профессиональных видов деятельности, умение и навыки решения типовых и креативных квалификационных задач.

Этим условиям отвечает кейс-метод, который широко используется в образовательном процессе на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии.

Суть кейс-метода заключается в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы.

Кейс включает в себя: 1 - описание реальной ситуации рентгенологической практики; 2 - события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности лучевого диагноста, описанные автором для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. Непосредственная цель этого метода - совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение.

На практических занятиях по лучевой диагностике применение кейс-метода выглядит следующим образом. После теоретического разбора изучаемой темы каждый студент получает конверт, в котором помимо рентгенограммы с определенной патологией имеются данные анамнеза, описывается клиническая картина и приводятся данные лабораторных методов исследования. На протяжении 30-40 минут студент самостоятельно изучает представленные снимки, описывает рентгенологические симптомы заболевания, сопоставляя их с анамнезом, клинической картиной, данными лабораторных методов исследования. На основании этого выставляется рентгеновское заключение с последующей защитой протокола исследования перед всей группой. Далее преподаватель провоцирует среди студентов дискуссию, происходит бурное обсуждение и анализ данной ситуации, в результате чего принимается конкретное решение. Такой подход в преподавании лучевой диагностики позволяет

не только изучить рентгенологические признаки той или иной патологии, но и способствует развитию клинического мышления, заставляет взглянуть на пациента не как на сочетание патологических органов, а как на организм в целом.

В некоторых ситуациях преподаватель использует методику «мини-кейс» с единственным возможным решением.

Как показывает наш практический опыт, важность кейс-метода заключается в том, что он развивает целый ряд необходимых навыков у студентов: - аналитические навыки: умение классифицировать полученную информацию, выделять основную мысль, анализировать, представлять и добывать нужные сведения, мыслить ясно и логично; - практические навыки рентгенолога: уровень сложности, представленный в кейсе, способствует формированию навыков использования полученных знаний на практике; - творческие навыки рентгенолога: поиски альтернативных решений, которые нельзя решить логическим путем.

Сложнее стало реализовать практическую составляющую в преподавании лучевой терапии. Согласно учебному плану лучевая терапия является частью учебной дисциплины «Онкология». Если раньше на преподавание лучевой терапии выделялось 36 часов и предусматривались курации больных и написание истории болезни, то сейчас на стоматологическом факультете количество часов сведено к минимуму и составляет 10 (2 практических занятия и 1 лекция). Это отрицательно сказывается на получении теоретических знаний и практических навыков, так как не отведено ни одного часа на курацию больных и написание истории болезни. Студенты плохо ориентируются в выборе тактики и метода лечения в зависимости от распространенности патологического процесса, его гистологического строения.

Практические навыки применения полученных знаний формируются в ходе учебного процесса на практических занятиях, при выполнении самостоятельных работ, при прохождении научно-производственных практик. Данные виды занятий призваны помочь будущему специалисту наиболее полно усвоить лекционный материал и сформировать умения и навыки решения креативных задач в соответствующей профессиональной сфере. Участие в научных студенческих конференциях, самостоятельная научно-исследовательская работа (а также со-

Кратко

205

вместно с преподавателем) - все это, конечно, тоже приводит к усвоению профессиональных компетенций.

Таким образом, практическая подготовка играет важную роль при формировании ключевых компетенций обучающегося в вузе. К их числу относятся, например, такие системные компетенции, как способность учиться, креативность, способность работать самостоятельно, лидерство, стремление к успеху, потребность в самообразовании и самопознании. В практической

ЛИТЕРАТУРА

деятельности формируются и межличностные компетенции: способность работать в команде, способность к критике и самокритике, приобретаются навыки толерантных межличностных отношений. Практическая подготовка способствует приобретению также инструментальных компетенций: освоению компьютерной грамотности, освоению современных компьютерных технологий, умению работать с источниками информации, способности к организации и планированию учебной и исследовательской деятельности.

1. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Реализация инновации в высшей медицинской школе (андрагогический аспекту/Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2015. - № 2. - С. 164.

2. Головченко С.Г., Денисенко Л.Н., Федотова Ю.М. Совершенствование образовательных технологий профессиональной подготовки врачей-стоматологов// Фундаментальные исследования. - 2014. - № 10-6. - С. 1085-1088.

3. Сивякова Г.А., Бондарцова Т.М. О практической составляющей в подготовке кадров системы высшего профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 3-2. - С. 154-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.