Научная статья на тему 'Курация больных по дисциплине "Госпитальная педиатрия" как способ формирования профессиональных компетенций и совершенствования практической подготовки выпускников педиатрического факультета'

Курация больных по дисциплине "Госпитальная педиатрия" как способ формирования профессиональных компетенций и совершенствования практической подготовки выпускников педиатрического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
738
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТ / СURATION / PRACTICAL SKILLS / СOMPETENCES / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алимова И.Л., Новикова О.Б., Пашинская Н.Б.

В статье описана роль курации пациентов для формирования профессиональных компетенций у студентов по дисциплине «Госпитальная педиатрия». Курация как алгоритм действий, направленных на диагностику и лечение заболевания, является основным инструментом для развития профессионального соответствия будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алимова И.Л., Новикова О.Б., Пашинская Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURATION OF PATIENTS IN DISCIPLINE "HOSPITAL PEDIATRICSAS" A WAY OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES AND IMPROVING THE PRACTICAL TRAINING OF GRADUATES OF THE PEDIATRIC FACULTY

The article describes the role of curation for the formation of professional competencies in students. Curation as a set of actions at diagnosis and treatment of the disease is the main tool for the development of professional conformity of the future specialist.

Текст научной работы на тему «Курация больных по дисциплине "Госпитальная педиатрия" как способ формирования профессиональных компетенций и совершенствования практической подготовки выпускников педиатрического факультета»

УДК 616-053.2(07.07)

КУРАЦИЯ БОЛЬНЫХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГОСПИТАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Алимова И.Л., Новикова О.Б., Пашинская Н.Б.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме. В статье описана роль курации пациентов для формирования профессиональных компетенций у студентов по дисциплине «Госпитальная педиатрия». Курация как алгоритм действий, направленных на диагностику и лечение заболевания, является основным инструментом для развития профессионального соответствия будущего специалиста. Ключевые слова: курация, практические навыки, компетенции, студент

CURATION OF PATIENTS IN DISCIPLINE «HOSPITAL PEDIATRICSAS» A WAY OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES AND IMPROVING THE PRACTICAL TRAINING OF GRADUATES OF THE PEDIATRIC FACULTY Alimova I.L., Novikova O.B., Pashinskaya N.B.

Smolensk state medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya str., 28

Summary. The article describes the role of curation for the formation of professional competencies in students. Curation as a set of actions at diagnosis and treatment of the disease is the main tool for the development of professional conformity of the future specialist. Key words: rnration, practical skills, шmpetences, student

Введение

Современный период развития российского высшего медицинского образования характеризуется переходом на федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС ВО 3++ с базовой идеологией компетентностного подхода к организации обучения на основе профессиональных стандартов [4]. В настоящее время и после внедрения в образовательный процесс ФГОС ВО 3++ с учетом трудовых функций врача-педиатра среди профессиональных компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины «Госпитальная педиатрия», базовыми являются способность и готовность проводить физикальное обследование пациентов, интерпретировать полученные данные и результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, назначать лечение и написать медицинскую карту стационарного больного [3].

Цель работы

Оценить роль курации больных, как способа формирования профессиональных компетенций и совершенствования практической подготовки выпускников педиатрического факультета по дисциплине «Госпитальная педиатрия» в современных условиях медицинского образования.

Методика

Сравнение, обобщение и систематизация значения курации больных, анализ практического опыта, анкетирование.

Результаты и их обсуждение

Одним из методов приобретения и развития профессиональных компетенций у студентов является курация больных, которую можно рассматривать как совокупность действий, направленных на диагностику заболевания и лечение, а также оформление необходимой медицинской документации. Курация больных и написание истории болезни являются традиционной формой подготовки врачей на клинических кафедрах. Ее нельзя заменить другими формами обучения, в том числе симуляционными с использованием учебных медицинских манекенов или технологии «стандартизированный пациент», когда в роли больного выступают специально обученные актеры. Понятно, что в педиатрической практике использование последних осуществить невозможно, поэтому самым эффективным методом формирования профессиональных компетенций у выпускников педиатрического факультета остается работа с пациентами, больными детьми.

В процессе курации студент выполняет важный и необходимый для дальнейшей практической самостоятельной врачебной деятельности объем работы, развивающий активное целенаправленное мышление о патогенезе, диагнозе, лечении больных пациентов и профилактике заболевания. Курация больных формирует у сту-

дента понимание необходимости в каждой клинической ситуации учитывать индивидуальные особенности конкретного больного и своеобразие развития и течения патологического процесса у разных пациентов.

Кафедра госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО находится на нескольких клинических базах (Смоленская областная детская клиническая больница, детская клиническая больница, Перинатальный центр), что позволяет реализовывать идею компетентностного подхода в обучении за счет курации пациентов различного возраста с разнообразной соматической патологией. Курация пациентов проводится под руководством и контролем преподавателей кафедры, некоторые из которых совмещают работу в практическом здравоохранении, являясь руководителями структурных подразделений данных ЛПУ. Материально-технические возможности и многопрофильность клинических баз кафедры, совместная деятельность врачей практического здравоохранения и сотрудников кафедры, междисциплинарный подход к ведению пациентов в условиях стационара создают благоприятные условия для эффективной практически ориентированной подготовки будущих врачей-педиатров.

На клинических базах студенты имеют возможность и достаточное количество времени общаться с пациентами и их родителями: собирать анамнез жизни, заболевания, проводить объективные осмотры, работать с историей болезни. В связи с изменениями в законодательстве не решенным остается вопрос работы студентов с электронной формой медицинской документации. Как выход из сложившейся ситуации студенты заполняют учебную историю болезни, структура которой идентична реальным историям болезни, и требования к их написанию составлены по их подобию. Студент, используя элементы профессиональной деятельности, выявляет и анализирует весь фактический материал обследования больного, обосновывает диагноз, проводит дифференциальную диагностику, отражает и анализирует динамику течения болезни, назначает лечение,определяет прогноз заболевания. Подчеркивается важность построения лечебно-диагностического алгоритма в соответствии с действующими клиническими рекомендациями, порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.

Качество написания истории болезни контролируется на практическом занятии. В про-

цессе разбора больных оценивается наличие или отсутствие логики и последовательности в изложении анамнеза и объективного статуса, интерпретации данных инструментальных и лабораторных обследований, постановки диагноза и назначении лечения.

Средняя продолжительность курации одного больного в условиях стационарного пребывания пациента 5 - 7 дней. В период ежедневной курации студент регулярно обследует пациента, анализирует динамику заболевания и контролирует эффективность терапии. Систематическое, пунктуальное и правильное изложение истории болезни позволяют студенту контролировать свои действия (анализировать эффективность лечения), приучают к самостоятельной работе с больными детьми и развивают практические навыки и умения. Многолетний опыт кафедры госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО по организации курации показал, что большинство обучающихся относятся к ее проведению с большим интересом и ответственностью. У студентов проявляются профессиональные способности, воспитывается интерес к выбранной специальности, накапливается опыт работы с детьми и их родителями. Положительная динамика течения заболевания за время курации оказывает большое влияние на совершенствование профессиональных навыков и познавательную деятельность обучающихся. На эффективность курации, безусловно, влияет активность студента, его мотивация, а также регулярность подготовки к занятиям. Некоторая часть студентов пассивно относится к курации больных, поверхностно собирают анамнез, испытывают неуверенность в себе, переоценивают значение лабораторно-инструменталь-ных методов исследования, не умеют обосновать тактику лечения пациента, небрежно оформляют учебную медицинскую документацию, испытывая сложности с формулированием своих мыслей на бумаге.

Приходится признать, что обучающимся трудно воспринять пациента в целом, выделить главное (основной диагноз), систематизировать сопутствующую патологию, ранжировать факторы риска формирования болезни, чтобы определить первостепенные задачи диагностики и лечения.

В таких случаях индивидуальная работа с обучающимся, четкая формулировка цели и задач курации пациента, обсуждение ее результатов повышают эффективность курации.

Однако приходится признать, что при количестве студентов в группе/подгруппе до 13-15 человек, с одной стороны, контроль со стороны преподавателя за самостоятельностью каждого из них при выполнении данного вида работы снижается, а с другой стороны, нехватка времени не дает возможность полноценно разобрать каждого пациента.

Проведенное на кафедре анкетирование 100 обучающихся 6 курса педиатрического факультета показало, что абсолютно все опрошенные признают необходимость курации больных, как важного

фактора практической подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности (рис.1). Стационарные условия для работы с пациентом признаются наиболее оптимальными, позволяющими освоить все разделы истории болезни при одновременной курации 1-2 больных с выделением времени по 30 мин на каждого больного. Наиболее трудным разделом курации пациентов у 68% опрошенных является дифференциальная диагностика. У 98% опрошенных оформление истории болезни потребовало самостоятельного поиска и изучения дополнительной литературы.

Рис. 1. Результаты анкетирования студентов 6 курса педиатрического факультета

Заключение

Таким образом, способы формирования профессиональных компетенций на клинических кафедрах могут быть различными. Конечно, перспективным является использование обучающих симуляторов и муляжей с современным программным обеспечением, позволяющих многократно самостоятельно отработать манипуляции, алгоритмы действий индивидуально и в бригаде. Но большинство преподавателей клинических кафедр едины во мнении, что

ЛИТЕРАТУРА

самым эффективным способом развития профессиональных компетенций у выпускников является работа с пациентами [1, 2]. Сотрудники кафедры госпитальной педиатрии с курсом неонатологиии ФДПО продолжают работу по сохранению традиции проведения курации в существующих условиях совместной деятельности с практическим здравоохранением, а также совершенствованию каждодневной лечебно-диагностической работы обучающихся в условиях клиники.

1. Макаров А.И. Студенческая курация больных (методические рекомендации). // Международный журнал экспериментального образования. -2015. - № 2-2. - С. 190-191.

2. Мингаирова А.Г., Павлинова Е.Б., Власенко Н.Ю. и др. Клиническое мышление: проблемы формирования и возможности развития. // Медицинский альманах. - 2017. - № 2. - С. 27-30.

3. Приказ министерства труда и социальной защиты РФ № 400н от 25.06.2015 «Профессиональный стандарт: специалист по педиатрии».

4. Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.05.2015 «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.