УДК 610-053.2:378.180.6
РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ
Грекова А.И., Шевченко С.С., Смолянкин Н.Н., ^коловская В.В., Жилина Е.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: в статье освещены вопросы реализации профессиональных компетенций студентов-педиатров на кафедре инфекционных болезней у детей и проблемы практической подготовки студентов на клинических кафедрах.
Ключевые слова: образование, компетенции, навык, практика, студенты-медики, качество образования, детские инфекции, педиатры.
IMPLEMENTATION AND PROBLEMS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS-PEDIATRICIANS
Grekova A.I., Shevchenko S.S., Smolyankin N.N., Sokolovskay V.V., Zhilina E.A.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya str., 28
Summary: the article highlights the issues of realization of professional competencies of pediatricians at the Department of infectious diseases in children and the problems of practical training of students in clinical departments.
Keywords: education, competence, skill, practice, medical students, quality education, children's infections, pediatricians.
Реализация компетентностного подхода при обучении студентов по специальности «Педиатрия» диктует необходимость уделять особое внимание их практической подготовке.
Усиление практической направленности медицинского образования нашло отражение на законодательном уровне: статья 82 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В Законе подчеркивается, что практическая подготовка обучающихся «обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности» [1]. Студенты, обучающиеся по федеральным государственным образовательным стандартам, получают возможность самостоятельной работы по основным специальностям непосредственно после окончания вуза, что обуславливает особую ответственность профильных кафедр за качество практической подготовки выпускников [1].
Кафедра инфекционных болезней у детей является одной из выпускающей на педиатрическом факультете, а детские инфекционные заболевания являются ведущими в практике участкового врача педиатра, которого мы готовим после окончания вуза. Поэтому на кафедре уделяют большое внимание практической подготовке выпускников педиатрического факультета.
Кафедрой инфекционных болезней у детей, на основе заданных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в форме квалификационной харак-
теристики, разработаны и внедрены в учебный процесс учебно-методические материалы нового поколения, унифицированы практические знания и умения, что дает возможность индивидуализировать подход к студентам и реализовать их преемственность. Практические навыки отрабатываются со студентами 5 и 6 курсов непосредственно у «постели» больного в 3 этапа. На первом этапе каждый студент имеет возможность работать с пациентом (ребенком), где осваивает практические навыки по теме занятия и повторяет практические навыки, освоенные на предыдущих педиатрических кафедрах. Непосредственный контроль за усвоением осуществляет преподаватель. Второй этап - итоговое занятие после прохождения цикла, где каждый студент получает индивидуальное задание по практическим навыкам, контроль осуществляет заведующий кафедрой или доцент. Третий этап - это итоговая государственная аттестация, где включены элементы умений, осваиваемые студентами за весь период обучения.
Однако осуществление практико- ориентированного учебного процесса сопряжено с целым рядом трудностей. Для лучшего усвоения любых практических навыков необходимо задействовать у обучающихся основные виды памяти: слуховую, зрительную и моторную [2,3]. Учебный процесс при этом выстраивается по следующему принципу: услышать теоретическое объяснение преподавателя, увидеть методику выполнения манипуляции на примере, повторить увиденное
Кратко
177
самому под контролем педагога, закрепить навык в ходе самостоятельной работы. В то же время далеко не все пациенты охотно идут на контакт со студентами и преподавателями. В педиатрии подобная проблема стоит особенно остро [3,4]. Преподавателям-клиницистам все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда сами маленькие пациенты и их родители отказываются общаться со студентами. Пациенты, а тем более их родители знают, что у них есть право на добровольное согласие или отказ от обследования и лечения, от присутствия в процессе лечения обучающихся. Еще сложнее обстоит дело с отработкой практических навыков по семиотике детских инфекционных болезней, когда не всегда есть больные по разным нозологиям. Особенно это касается редких инфекционных заболеваний.
Таким образом, современная трактовка этических норм в медицине и отсутствие у вуза собственной педиатрической клиники приводит к дефициту доступа к клиническим манипуляциям, начиная с пальпации и перкуссии и заканчивая инвазивными инструментальными методами. Это существенно ограничивает использование моторной памяти в процессе обучения. Выход в данной ситуации только один - широкое применение си-муляционного обучения с использованием фантомов [1,3]. Концепция симуляционного обучения
ЛИТЕРАТУРА
студентов-медиков становится особенно актуальной в условиях ликвидации интернатуры как этапа послевузовской подготовки. Однако необходимо отметить, что на кафедре использование фантомов ограничено. Однако в университете создан учебный (аккредитационный) центр, оснащенный современными фантомами, где студенты имеют возможность осваивать практические навыки. Создание подобного подразделения и последовательное укрепление его материально- технической базы позволяет в значительной степени реализовать принцип этапности в освоении практических навыков, когда практической подготовке предшествует теоретическое обучение, затем умения отрабатываются на тренажерах и только при успешном выполнении первых двух этапов обучающиеся допускаются к контакту с пациентом. Следует отметить, что учебный центр практических навыков выполняет не только обучающую, но и контролирующую функцию, поскольку на его базе проходит один из этапов государственной итоговой аттестации выпускников.
Таким образом, совершенствование концепции практической подготовки на профильных кафедрах, в том числе и кафедре инфекционных болезней у детей, является основополагающим фактором в формировании профессиональных компетенций студентов-педиатров.
1. Сборник основных Федеральных законов РФ, статья 82 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №2 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-
2. Андреева И.Л. Формирование компетенций студентов в системе профессиональной подготовки в фармацевтическом вузе // Фармация. - 2010. - № 1. - С. 53-56.
3. Ворсина Е.В. К вопросу о формировании и диагностике знания методов теоретического познания в учебном процессе ВУЗа // Инновационно-образовательные технологии и эффективная организация учебного процесса в медицинском ВУЗе. Вузовская педагогика: материалы конф. - Красноярск: Версо, 2011. - С. 138-140.
4. Ворсина Е.В., Снигирева Т.А. К вопросу о критериях сформированности компетенций // Образование и наука. -2012. - № 10. - С. 67-78.
178
Кратко