УДК 378
Efimov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activity, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Evdoshenko V.V., Cand. of Sciences (Economics), Head of Department of Administrative Law and Administrative Activity, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Shumakova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Administrative Law and Administrative, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE LISTENER OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MIA OF RUSSIA. The article is dedicated to the influence of motivation on the process of professional training of students of the Ministry of internal Affairs of Russia. An integral condition for the successful study of the program by students of the faculty of vocational training and additional professional education is a competent and carefully organized motivation to learn. The process of vocational training should be organized in such a way as to awaken in the listeners the craving for knowledge and self-improvement. The authors conclude that the motivation of educational and self-educational activities plays a leading role in the educational process. Motivation is interconnected with activity, interest, independence of students. The quality of learning is influenced by numerous motives, knowledge and use of which can be considered as appropriate levers to improve the effectiveness of educational activities of students.
Key words: vocational training, motivation, vocational training, professional self-determination, self-realization.
A.А. Ефимов, канд. пед. наук, доц. каф. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
B.В. Евдошенко, канд. экон. наук, начальник каф. административного права и административной деятельности ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Е.В. Шумкова, канд. пед. наук, преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ВАЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Данная статья посвящена влиянию мотивации на процесс профессионального обучения слушателей ВУЗов МВД России. Неотъемлемым условием успешного изучения программы слушателями факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования является грамотная и тщательно организованная мотивация к обучению. Процесс профессионального обучения следует организовать так, чтобы пробудить в слушателях тягу к знаниям и самосовершенствованию. Авторы делают вывод о том, что в учебном процессе ведущую роль играет мотивация образовательной и самообразовательной деятельности. Мотивация взаимосвязана с активностью, интересом, самостоятельностью обучающихся. На качество усвоения учебного материала влияют многочисленные мотивы, знание и использование которых можно считать соответствующими рычагами повышения эффективности учебной деятельности обучаемых.
Ключевые слова: профессиональное обучение, мотивация, профессиональная подготовка, профессиональное самоопределение, самореализация.
В настоящее время процесс обучения полицейских в подавляющем большинстве регионов возложен на профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, поэтому вопрос качественного профессионального обучения впервые принятых на службу сотрудников заслуживает особого внимания. В результате осуществления процесса подготовки территориальный орган внутренних дел должен получить квалифицированного специалиста. Следует отметить, что краеугольным камнем в процессе подготовки впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел выступает необходимость полноценного освоения слушателями изучаемого материала и способность в дальнейшем применять полученные знания и умения на практике.
Слушатели факультета профессиональной подготовки, заочного обучения и дополнительного профессионального образования в отличие от курсантов характеризуются следующими особенностями:
- это сотрудники полиции, пришедшие в органы внутренних дел с осознанным желанием работать в практической сфере и с некоторым практическим опытом работы по замещаемой должности;
- в силу особенностей обучения в гражданских ВУЗах или перерыва с момента последнего получения образования навыки освоения и запоминания информации существенно снижены;
- базовый уровень подготовки у большей половины обучаемых - среднее полное или среднее профессиональное образование, у среднего начальствующего состава и незначительной части рядового и младшего начальствующего состава - высшее неюридическое образование или неполное высшее образование;
- все слушатели значительно старше по возрасту, чем курсанты, у них за плечами армия и трудовой опыт, которые определяют их ценностные ориентиры и мировоззрение [1].
Для решения проблемы подготовки квалифицированных кадров МВД России в процессе профессионального обучения лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел необходимо применять комплексный подход к процессу обучения слушателей. В этой связи предлагаем рассмотреть в качестве эффективного механизма, влияющего на качество подготовки слушателей, - процесс мотивации к обучению.
Одной из наиболее сложных педагогических проблем является проблема формирования мотивации обучения. Безусловно, необходимо организовать управление мотивационными процессами в обучении. Как надо побудить слушателя к получению необходимых знаний, чтобы при этом его обучение принесло ожидаемые положительные результаты не только ему, но и обществу? Одним
из способов является создание необходимых условия для формирования внутренних мотивов, стимулировать обучаемых. К мотивам относятся определенные поводы, приводящие конкретного индивида к совершению осознанных действий, отношение обучаемого к учебной дисциплине, желание заниматься определенным видом деятельности. В основе мотивов лежат потребности идеалы, устремления, эмоции, установки, интересы. Мотивы имеют сложную структуру, являют собой активно развивающиеся и взаимодействующие сложные взаимосвязи, внутри которых происходит разделение и оценка вариантов поведения, происходит выбор и принятие решений [2].
Неотъемлемым условием успешного изучения программы слушателями факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования является грамотная и тщательно организованная мотивация к обучению. Процесс профессионального обучения следует организовать так, чтобы пробудить в слушателях тягу к знаниям и самосовершенствованию. Мотивация обучения является собирательным понятием, объединяющим всю совокупность производимых действия, приемов, способов вовлечения слушателей к результативным действиям по освоению будущей профессии и получению профессиональных навыков, т.е. основы побуждения к обучению заложены как в усилиях профессорско-преподавательского состава (например, мотивация к учебе, освоение профессиональных навыков) и самими слушателями (внутренние стимулы к обучению, самоорганизация). Поэтому мотивация выступает ключевым явлением, контролирующим любую деятельность, отношение, поведение индивида. Каждое усилие преподавателя в отношении слушателей будет результативным исключительно с учётом его внутренних побудительных мотивов. Может стать, что в основе идентичных устремлений, обучающихся лежат кардинально противоположные поводы, зачастую, совершенно несовместимые [3; 4].
Результативность работы преподавателя обусловлена взаимодействием социально-психологических и социально-педагогических факторов.
Когда для индивида значение имеет собственно деятельность (получение новых знаний), её можно назвать внутренней мотивацией.
В случае, когда для индивида основополагающими выступают общественные стимулы (уважение, высокий уровень дохода, пр.), имеет место внешняя мотивация. Причем данный вид мотивации носит, как позитивную составляющую (мотивы достижения, успеха), так и негативную (мотивы защиты, избегания). Всем известно, что внешние позитивные мотивы в своей основе являют лучший результат, чем негативные, независимо от их силы воздействия. Следует
отметить, что позитивные мотивы оказывают наиболее сильное воздействие на процесс приобретения знаний. При этом в основе познавательная мотивация является основной наиболее эффективной творческой деятельность индивида во время обучения.
Личность, проявляющая наибольшие желания к обучению, характеризуется следующими особенностями: рост знаний усиливает тягу к познанию.
Установлено, что «сильные» слушатели различаются между собой не по уровню развития интеллектуальных особенностей, а по качеству и разновидности побудительных стимулов. Они обладают внутренней мотивацией, в основе которой лежит приобщение к новым профессиональным навыкам на самом высоком уровне и самоориентация на приобретение новых навыков и умений. В то время, как слабым слушателям характерно желание не получить порицания за отсутствие положительных результатов в обучении.
Значительный уровень положительной мотивации компенсирует нехватку определенных навыков и низкий резерв приобретенных умений, выступает в качестве механизма восполнения недостатков. Данный механизм действует только в одном направлении. Способность и эрудированность никак не заменят внутренние побуждения к освоению знаний.
Поэтому учебная деятельность и успеваемость напрямую зависят от силы и структуры мотивации, которая может компенсировать недостаток определенных знаний и навыков при её высоком уровне развития у слушателей.
В этой связи необходимо целенаправленное формирование мотивации учебной деятельности у слушателей.
Библиографический список
Мотивы зарождают тягу к быстрым поступкам, к работе с наибольшей отдачей, к стремлению справится с трудностями и упорно двигаться к поставленной цели.
Мотивация учит слушателя действовать с полной отдачей, поэтому при одинаковых обстоятельствах (способности, состояние здоровья, образовательный уровень) разный уровень мотивации влечет различную успеваемость обучающихся.
Зарубежные ученые считают, что развитие мотивации является наиболее эффективным способом достижения положительного результата.
Своевременная диагностика профессиональных склонностей, интересов выступает существенным фактором, позволяющим спрогнозировать удовлетворённость профессией в будущем.
Доказано наличие определенной связи с особенностями характера личности и профессиональными интересами. При этом наряду с осознанием профессиональных интересов существенное значение для формирования мотивации будут иметь такие личностные образования, как соответствие характера личности профессиональным требованиям, способности и склонности определенного сотрудника органов внутренних дел.
Таким образом, в учебном процессе ведущую роль играет мотивация образовательной и самообразовательной деятельности. Мотивация взаимосвязана с активностью, интересом, самостоятельностью обучающихся. На качество усвоения учебного материала влияют многочисленные мотивы, знание и использование которых можно считать соответствующими рычагами повышения эффективности учебной деятельности обучаемых.
1. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Мотивация персонала». Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
3. Ефимов А.А., Трусов А.И. К вопросу о важной роли самостоятельного работы курсантов и слушателей в ВУЗах МВД РОССИИ. Актуальные вопросы науки и практики. 2017.
4. Ефимов А.А., Шумакова Е.В. Место самостоятельной работы курсантов и слушателей в учебном процессе при реализации программ высшего образования и профессионального обучения. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 54 - 55.
References
1. Solomanidina T.O., Solomanidin V.G. Motivaciya trudovoj deyatel'nosti personala: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nostyam «Upravlenie personalom», «Organizacionnoe povedenie», «Motivaciya personala». Moskva: YuNITI-DANA, 2012.
2. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
3. Efimov A.A., Trusov A.I. K voprosu o vazhnoj roli samostoyatel'nogo raboty kursantov i slushatelej v VUZah MVD ROSSII. Aktual'nye voprosy nauki ipraktiki. 2017.
4. Efimov A.A., Shumakova E.V. Mesto samostoyatel'noj raboty kursantov i slushatelej v uchebnom processe pri realizacii programm vysshego obrazovaniya i professional'nogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 54 - 55.
Статья поступила в редакцию 01.02.19
УДК 378
Efimov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activity, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Evdoshenko V.V., Cand. of Sciences (Economics), Head of Department of Administrative Law and Administrative Activity, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Shumakova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Administrative Law and Administrative, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE LISTENER OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MIA OF RUSSIA. The paper analyzes a problem of forming professional competence of students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article proposes theoretical and methodological solutions to improve the quality of professional training of law enforcement officers. The general model is substantiated, a structural component and directions for the formation and development of the professional competence of a future law enforcement specialist are proposed. The author concludes that in the formation of professional competence in training of appropriate assistance to a certain exposure using external sources of influence that would generate interest and get satisfaction of cognitive activity.
Key words: professional self-determination, self-actualization of the individual, professional training, professional competence.
A.А. Ефимов, канд. пед. наук, доц. каф. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
B.В. Евдошенко, канд. экон. наук, начальник каф. административного права и административной деятельности ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Е.В. Шумкова, канд. пед. наук, преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУШАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МВД РОССИИ
Данная статья посвящена анализу проблемы формирования профессиональной компетентности слушателей высших учебных заведений МВД России. В статье предлагаются теоретико-методологические решения по повышению качества профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Обоснована общая модель, предложены структурная составляющая и направления формирования и развития профессиональной компетентности будущего специалиста в сфере правоохранительной деятельности. Авторы делают вывод о том, что при формировании профессиональной компетентности