В социально-культурной программе исполнитель вступает во взаимодействие со многими другими факторами кроме зрителя.
Поэтому режиссура социально-культурной деятельности как структурный элемент технологии вводит аудиторию в сложнейший процесс создания массового театрализованного представления, праздника, где переплетаются социальные и культурные проблемы.
При подготовке новой социально-культурной программы режиссер каждый раз фактически создает новый творческий коллектив из совершенно разноталантливых, разноодаренных и разноспособных людей.
И здесь от режиссера социально-культурной деятельности требуются организаторские знания, умения и навыки, обеспечивающие создание педагогических условий как необходимого компонента технологии.
Библиографический список
В современном мире, где технологии определяют развитие человеческой цивилизации, необходимо повсеместно использовать новейшие технологии во всех сферах деятельности. Это относится и к использованию педагогических технологий, разра-
Режиссеру-организатору надо уметь регулировать творческий и педагогический процесс, уметь объединять их усилия на выполнение конкретной задачи. Поэтому для достижения своих творческих целей режиссеру-организатору необходимо обладать волей, оказывать воздействие на людей, проживающих в конкретном социуме и на конкретную аудиторию.
В учреждениях социально-культурного и культурно-досу-гового типа режиссер-организатор творческого процесса и сам творец. Но для того, чтобы привести усилия временного творческого коллектива к требуемой цели, ее надо правильно ставить, зажечь ею всех, определить направление поисков каждого исполнителя.
Все вышесказанное свидетельствует о том, как сложна структуризация режиссуры как структурного элемента технологии социально-культурной деятельности.
16
батываемых юридической педагогикой. Педагогика становится наукой, которая решает проблемы работы с любыми категориями граждан в любых системах и условиях, связанных с решением педагогических проблем [1].
1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2012.
2. Довженко А.П. Собрание сочинений: в 4 т. Москва, 1969; Т. 4.
3. Немирович-Данченко В.И. Из прошлого. Москва, 1936.
4. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2012.
5. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 8 т. 1958; Т. 3.
References
1. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: Izdatel'skij Dom MGUKI, 2012.
2. Dovzhenko A.P. Sobranie sochinenij: v 4 t. Moskva, 1969; T. 4.
3. Nemirovich-Danchenko V.I. Iz proshlogo. Moskva, 1936.
4. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: Izdatel'skij Dom MGUKI, 2012.
5. Stanislavskij K.S. Sobranie sochinenij: v 8 t. 1958; T. 3.
Статья поступила в редакцию 25.12.
УДК 378
Efimov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal
Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: proffi_2006@mail.ru
Shumakova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal
Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: proffi_2006@mail.ru
PLACE OF INDEPENDENT WORK OF CADETS AND OTHER STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS IN REALIZATION OF CORRICULA OF HIGHER EDUCATION AND VOCATIONAL TRAINING. The article shows the role of self-actualization in the process of identity formation in cadets of educational institutions of the MIA of Russia. The authors reveal the basics of self-education, show methods and techniques of self-education and approaches to conduct self-education of cadets. The research is based on the data of studying of cadets in educational institutions of the Ministry of internal Affairs. As a conclusion the researchers state that there are three main groups of students in relation to self-education. The authors conclude that continuous and active participation of future officers in educational and professional activities, in the public university life in sporting events plays a positive effect on the process of self-education. A necessary condition for the pedagogical leadership of the self-education among cadets is a unity and coherence of actions of all officers in the process of training in evaluation and adjustment of their activities.
Key words: self-teaching, self-education cadets and other students of Ministry of Internal Affairs, training, leadership.
А.А. Ефимов, канд. пед. наук, ст. преп., ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел
РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: proffi_2006@mail.ru
Е.В. Шумакова, канд. пед. наук, преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ»,
Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: proffi_2006@mail.ru
МЕСТО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье показана роль самовоспитания и самообучения в процессе формирования личности курсанта (слушателя) системы образовательных учреждений МВД России. Авторы раскрывают сущность самообучения, показывают методы и приёмы самообразования, подходы к осуществлению самовоспитания курсантов. Авторы делают вывод о том, что положительно влияет на процесс самообучения постоянное и активное участие будущих офицеров в учебно-познавательной и служебной деятельности, в общественной жизни Университета. Необходимым условием педагогического руководства самовоспитанием курсантов (слушателей) является единство и согласованность действий всех офицеров в процессе подготовки обучаемых, в оценке и корректировке их деятельности.
Ключевые слова: самообучение, самообразование курсантов и слушателей МВД РФ, профессиональная подготовка, руководство самовоспитанием.
Успех профессиональной подготовки будущего сотрудника ОВД, его будущей профессиональной деятельности в значительной мере определяется умением целенаправленно и систематически работать над собой. Как показывает педагогическая теория и практика, самовоспитание является непременным условием совершенствования личности [2].
«В быстро меняющейся из-за новых криминальных вызовов и угроз оперативной обстановке, в связи с повышением общественной опасности современной преступности на первый план выдвигается подготовка высокопрофессиональных сотрудников, способных использовать передовые технические достижения и тактические приемы. Однако сегодня во многих сферах существует критический разрыв между наукой, теорией и практикой правоохранительной деятельности. Наша цель - выработать наиболее оптимальные пути преодоления этого разрыва, обеспечив решение триединой задачи: приведение науки в соответствие с реалиями современности, обеспечение качества и глубины теоретической подготовки и самое главное - адаптация практики к современным вызовам и угрозам» [3].
Предпосылкой личностно-ориентированной и индивидуальной парадигмы, лежащей в основе концепции непрерывного образования, является развитие такого важнейшего качества будущего специалиста, как способность к самостоятельной учебной деятельности с овладением им специальными образовательными компетенциями.
Термин «самостоятельная работа» используется в литературе в различных дефинициях: специфическая форма организации учебного процесса; способ индивидуализации обучения; форма групповой работы обучающихся под руководством преподавателя; средство и компонент творческой познавательной активности [3].
Организация самостоятельной работы курсантов и слушателей может идти параллельно по нескольким направлениям: выработка специфических алгоритмов решения типовых служебных ситуаций, индивидуализация самостоятельной работы, специализация и спецификация самостоятельной работы с учетом практических задач будущей профессиональной деятельности, а также обеспечение справочной, учебной и учебно-методической литературой и т. д. Для повышения эффективности самостоятельной работы курсантов и слушателей необходимо обеспечить достижение ряда условий:
1) готовность курсантов и слушателей к самостоятельной работе;
2) мотивация к получению знаний;
3) доступность и главное наличие качественного учебно-методического и справочного материала;
4) эффективная консультационная помощь;
5) сбалансированное сочетание объема аудиторной и самостоятельной работы;
6) методически правильная организация работы курсантов и слушателей в аудитории и вне её;
7) контроль над организацией и ходом самостоятельной работы.
Указанные условия диктуют необходимость выработки оптимального структурированного учебного плана, отражающего разумное соотношение аудиторной и самостоятельной работы. Кроме того, постепенно должно меняться отношение между курсантами (слушателями) и субъектами учебно-воспитательного процесса. Если в начале обучения преподавателю принадлежит ведущая позиция, а курсант чаще всего ведомый, то по мере хода обучения эта последовательность должна изменяться в сторону побуждения курсантов и слушателей работать более
Библиографический список
самостоятельно, неустанно стремиться к самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить юридически мыслить, анализировать, учитывать условия и задачи, решать возникающие проблемы, т. е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий.
Использование мотивирующих факторов контроля знаний (оценки, рейтинги, тесты, нестандартные экзаменационные решения служебных задач), могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором для самосовершенствования. Контроль может проходить в устной, письменной или смешанных формах, в том числе с использованием современных компьютерных технологий. Это могут быть практические и семинарские занятия, включение изучаемого вопроса в перечень вопросов для самоконтроля, зачетных, экзаменационных билетов и тестовых заданий; защита рефератов и курсовых работ, творческих проектов; выступление на конференции; участие в олимпиаде, профильном турнире или конкурсе, специализированных чтениях, деловых играх, учениях, выполнение научно-исследовательских работ.
Основными критериями качества организации самостоятельной работы курсантов и слушателей служит наличие постоянного контроля за процессом и результатами самостоятельной работы, которой помогает курсантам и слушателям наиболее верно с минимальными временными затратами освоить теоретический материал и приобрести умении и навыки решения определенных практических задач.
В этой связи использование поэтапного контроля стимулирует курсантов и слушателей на систематичную самостоятельную работу в течение всего времени изучения дисциплины или модуля, активизирует познавательную инициативу, способствует проявлению образовательных мотивов ответственного поведения. Поэтапный контроль выступает средством изменения процесса организации самостоятельной работы курсантов и слушателей от управления их учебной деятельностью извне, со стороны субъектов учебно-воспитательного процесса к самоуправляемой. Критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы курсантов и слушателей являются: степень освоения курсантами и слушателями учебного материала в соответствии с учебными компетенциями; умение курсантов и слушателей использовать теоретические знания при выполнении практических задач; степень сформированность умений и навыков; оформление письменных работ в соответствии с предъявляемыми требованиями; креативный подход к выполнению самостоятельной работы; степень владения общением в устной и письменной форме; степень владения новыми подходами и технологиями, умение их применения, способность критического отбора информации; уровень ответственности за самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.
Подводя итоги, мы можем сделать вывод о необходимости использования дифференциального подхода к выдаче заданий на самостоятельную работу курсантам и слушателям. Поэтому необходимо найти индивидуальный подход к курсантам и слушателям с различными исходными характеристиками, в чем помогут следующие рекомендации:
1) обеспечить безусловное выполнение обязательного минимума самостоятельной работы всеми курсантам и слушателям и предусмотреть усложненные задания для тех, кто подготовлен лучше;
2) регулярный контроль успешности выполнения самостоятельной работы и индивидуальные консультации преподавателей;
3) четкие методические указания по выполнению.
1. Ефимов А.А. Педагогическая техника сотрудника ОВД: структура и содержание. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 298 - 299.
2. Ефимов А.А., Кочеров Ю.Н. Самовоспитание как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 15 - 17.
3. Ефимов А.А., Кочеров Ю.Н. Роль самовоспитания в процессе формирования личности курсанта системы образовательных учреждений МВД России. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Петрова, Н.С. Часовских. 2016; 89 - 90.
References
1. Efimov A.A. Pedagogicheskaya tehnika sotrudnika OVD: struktura i soderzhanie. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 298 - 299.
2. Efimov A.A., Kocherov Yu.N. Samovospitanie kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti professional'noj podgotovki buduschih sotrudnikov OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 15 - 17.
3. Efimov A.A., Kocherov Yu.N. Rol' samovospitaniya v processe formirovaniya lichnosti kursanta sistemy obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. Sbornik nauchnyh trudov po materialam III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej A.V. Petrova, N.S. Chasovskih. 2016; 89 - 90.
Статья поступила в редакцию 04.01.17